СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русской литературе 7 класс. М.Ю. Лермонтов. «Святая Елена», «Воздушный корабль». Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова. РР: Анализ лирических произведений

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: проанализировать и подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворений «Святая Елена», «Воздушный корабль».

Обучающая:

  • проанализировать лирические произведения М.Ю.Лермонтова, в которых присутствует образ Наполеона;
  • определить авторское отношение к данному образу;
  • отметить художественные средства, которые использует М.Ю.Лермонтов для создания образа Наполеона.

Развивающая:

  • опираясь на имеющиеся знания учащихся способствовать углубленному обучению анализа стихотворений;
  • развивать межпредметные связи;
  • показать умения учащихся работать с проектами;
  • развивать творческую активность и возможность самореализации каждого ребенка.

 Воспитательная: Воспитывать вежливость, ответственность, дисциплинированность.

Тип урока: усвоения новых знаний; интегрированный урок.

Методы: творческого восприятия.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русской литературе 7 класс. М.Ю. Лермонтов. «Святая Елена», «Воздушный корабль». Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова. РР: Анализ лирических произведений»

Дата: __________________

Класс: _________________


Урок № 17


Тема урока: М.Ю. Лермонтов. «Святая Елена», «Воздушный корабль». Романтический образ Наполеона в по­эзии М.Ю. Лермонтова. РР: Анализ лирических произведений


Цель: проанализировать и подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворений «Святая Елена», «Воздушный корабль».

Обучающая:

  • проанализировать лирические произведения М.Ю.Лермонтова, в которых присутствует образ Наполеона;

  • определить авторское отношение к данному образу;

  • отметить художественные средства, которые использует М.Ю.Лермонтов для создания образа Наполеона.

Развивающая:

  • опираясь на имеющиеся знания учащихся способствовать углубленному обучению анализа стихотворений;

  • развивать межпредметные связи;

  • показать умения учащихся работать с проектами;

  • развивать творческую активность и возможность самореализации каждого ребенка.

Воспитательная: Воспитывать вежливость, ответственность, дисциплинированность.

Тип урока: усвоения новых знаний; интегрированный урок.

Методы: творческого воспиятия.

Оборудование:

  • «Русская словесность» учебник для 7 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, переработанное/Савельева В.В, Лукпанова Г.Г., Шашкина Г.З. – Алматы: Атамұра, 2012. – 352 с.

  • «Русская словесность». Христоматия: Для 7 класса общеобразовательной школы/Составители: В.В.Савельева, Г.Г.Лукпанова, Г.З.Шашкина, И.Р.Махракова. – 3-е издание, дополненное – Алматы: Атамұра, 2012. – 384с.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Новая тема:

а) Вступительное слово учителя.



В элегии «Святая Елена» -(1830) поэт несколько расширяет круг проблем.

Произведение написано, вероятно, в связи с десятилетием смерти Наполеона. В центре элегии находится образ императора – изгнанника.

В данном произведении образ Наполеона строится в соответствии с романтической типизацией. Образ императора представлен как загадочное, почти сверхъестественное явление. Герой отдалён от мира как географически, так и метафизически. Географическое отчуждение подтверждает философскую идею противостояние личности.

Он миру чужд был. Всё в нём было тайной

День возвышенья – паденья час.

(I, стр. 83)

В произведении возникает тема предопределённости, судьбы. М.Ю.Лермонтов характеризует главного героя как жертву рока и страстей.

Изгнанник мрачный, жертва вероломства

И рока прихоти слепой…

Родился он игрой судьбы случайной

И пролетел, как буря, мимо нас.

(I,стр. 83)

По сравнению с более ранними обращениями М.Ю.Лермонтова к данной теме, в элегии впервые появляется тема суда над современниками, которая получит дальнейшее развитие в более позднем произведении "Последнее новоселье" - (1841).

Франция –

Порочная страна не заслужила,

Чтобы великий жизнь окончил в ней.

(I, стр. 83)

Спустя десять лет после смерти Наполеона происходит осмысление деятельности французского полководца. В данном произведении центральный персонаж предстаёт как жертва рока. У героя появляется трагическая вина. Он наказан за тщеславие, гордыню, эгоизм. И поэт называет Наполеона "жертвой вероломства" Трагическая вина – это всегда приём усложнения образа; показатель неразрешимого противоречия.

Наполеон не заслужил права умереть на родной земле. Возникает мотив жертвенности.

В данном произведении использованы следующие художественные средства: метафора (родился он игрой судьбы случайной), эпитеты (жертва вероломства).

Следует отметить, что произведение создано в высоком стиле, благодаря которому создаётся определённый настрой, ясна авторская позиция.

"чтобы великий жизнь окончил в ней"

Стоит отметить, что в элегии пейзаж минимален. М.Ю.Лермонтов показывает лишь место изгнания Наполеона.

В элегии главенствует тема – личной судьбы французского императора.

В произведении интерпретация образа Наполеона М.Ю.Лермонтовым остаётся неизменной. Но образ усложняется. Наполеон остался непонятым, и великий человек окончил свою жизнь в бесславии, одиночестве, забвении.

Погиб, как жил – без предков и потомства

Хоть побеждённый, но герой.

(I, стр. 83)

Таким образом, можно сделать вывод, впервые в раннем творчестве М.Ю.Лермонтова у героя появляется трагическая вина. Стоит отметить, что в элегии отсутствует фантастический элемент. Возникает романтический конфликт – героя и общества.

Проанализировав ранние элегии М.Ю.Лермонтова можно сделать вывод, что образ Наполеона строится в соответствии с романтической типизацией. В частности, автор создаёт байронический тип героя. В элегиях "Наполеон"-(1829); "Наполеон" (Дума)- (1830). Центральный персонаж окружён ореолом тайны. Появление персонажа вызывает у окружающих страх, и это отношение служит эффектным мотивом для отражённой характеристики героя. Автор использует различные художественные приёмы (метафоры, эпитеты, обращения), которые рисуют хорошо знакомый образ Наполеона. М.Ю.Лермонтов использует жанр элегии, что говорит о некой подражательности в раннем творчестве.

Охотно М.Ю.Лермонтов подчёркивает мотив одиночества героя, его отчуждённость от окружающего мира. Несколько расширяется тема в элегии "Святая Елена" у поэта впервые возникает тема суда над современниками, которая впоследствии продолжит своё развитие в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Следует отметить, что элегии написаны в возвышенном стиле, благодаря этому создаётся определённый настрой и ясна авторская позиция. М.Ю.Лермонтов изображает Наполеона как великого человека с трагической судьбой.

Субъективная трактовка М.Ю.Лермонтовым образа французского полководца в балладе Й.К. Цедлица "Воздушный корабль"

После элегии "Святая Елена" последовал десятилетний перерыв. Вновь образ Наполеона возник в балладе "Воздушный корабль (Из Зейдлица)" - (1840). Подзаголовок указывает на балладу австрийского поэта Й.К.Цедлица "Корабль призраков" - (1832). Использованы так же детали из его баллады "Ночной смотр" - (1827), известной в переводе В.А.Жуковского (1836). Источники серьёзно переработаны М.Ю.Лермонтовым, "Воздушный корабль" - это вариация на их темы, а не перевод.

Безусловно, выбирая жанр баллады, М.Ю.Лермонтов вводит фантастические элементы. Это корабль.

По синим волнам океана,

Лишь звёзды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несётся

Несётся на всех парусах!

(I, стр. 192)

"Воздушный корабль" М.Ю.Лермонтова – не "Корабль призраков" Й.К.Цедлица.

Не слышно на нём капитана,

Не видно матросов на нём

(I, стр. 192).

Подобно лермонтовскому "Парусу", он выступает как действующее лицо. Данные строки можно истолковать, что корабль не от мира сего (буквальное перетолкование слов о Наполеоне "Он миру чужд был" в элегии "Святая Елена". На корабле нет звуков, поэтому естественно выглядит приём олицетворения.

И молча в открытые люки

Чугунные пушки глядят

(I, стр. 192)

Можно сделать предположение, что это конкретная деталь: корабль военный, но не участвующий в боевых действиях. Тем самым предвосхищается вынужденное бездействие будущего единственного пассажира и капитана одинокого корабля.

При описании могилы императора допущено кажущееся противоречие.

Зарыт он без почестей бранных

Врагами в сыпучий песок,

Лежит на нём камень тяжёлый

Чтоб встать он из гроба не мог!

(I, стр. 193)

Но когда корабль пристаёт к берегу

Из гроба тогда император,

Очнувшись, является вдруг.

(I, стр. 193)

Художественная деталь – камень больше не упоминается, это свидетельствует о мощи императора, его незыблемости.

Император, в отличие от ранних произведений, ни разу не назван, ни тенью, ни призраком. Можно сделать вывод, что образ материализирован. Вводится узнаваемый образ.

На нём треугольная шляпа

И серый походный сюртук.

(I, стр. 193)

Несмотря на могильные атрибуты, образ действенен. Поэт вводит движения, жесты:

Скрестивши могучие руки,

Главу опустивши на грудь,

Идёт и к рулю он садится

И быстро пускается в путь

(I, стр. 193)

В балладе вновь возникает тема утраты, невозможности вернуть прошлое. Это выражается в эмоциональном состоянии героя.

Опять его сердце трепещет

И очи пылают огнём

(I, стр. 193)

В балладе постоянно подчёркивается действенность императора. Наполеон подвергается полной материализации:

На берег большими шагами

Он смело и прямо идёт,

Соратников громко он кличет

И маршалов грозно зовёт

(I, стр. 193)

Произведение тесно связано с ранним творчеством, но по своей поэтике индивидуально. Трёхсложный размер (трёхстопный амфибрахий) соответствует представлениям о признаках балладного жанра. Лермонтов сильно расходится с Цедлицом в последних восьми строках своего стихотворения, но и первые 10 строф, сохраняющие, в общем, близость к оригиналу, далеки от того, чтобы быть переводом, так как каждый из образов Цедлица(несущийся по морю безлюдный корабль, остров, могила, явление императора, его отъезд на корабле во Францию). Лермонтов разрабатывает самостоятельно, свободно комбинируя строфы оригинала и сильно сжимая описания.

Оба стихотворения имеют то же число стихов (72), но это, несомненно, случайное совпадение, так как первые 40 стихов Лермонтова соответствуют 60 стихам Цедлица, а дальше параллелизм совершенно нарушен. Большей сжатости Лермонтовского стихотворения соответствует более короткая строфа-четырёхстрочная вместо восьмистрочнойЦедлица.

Особенно сильно расхождение Лермонтова с Цедлицом во второй части стихотворения. У Цедлица император сходит с корабля, но не зовёт своих маршалов, солдат и сына, как у Лермонтова, а ищет свои города и не находит их, ищет народы, подвластные его империи, ищет свой разрушенный трон, ищет сына, но сыну " не оставили даже имени, которое он ему дал". Стихотворение кончается тирадой Наполеона. Возвращения у Цедлица нет.

По словам исследователя Эйхенбаума, корабль призраков Цедлица "представляет чистейший тип жуткой романтики приведений". Лермонтов отходит от традиции "кладбищенской баллады". В балладе Цедлица действует труп, оживающий раз в год; у Лермонтова – скорее тень, образ Наполеона, чем его труп. В этом Лермонтов следует Жуковскому, который в своём переводе "Ночного смотра" Цедлица (1836) опустил все "трупные" детали, вроде "рук без мяса" у барабанщика, и выпустил строфу, где "белые черепа скалят зубы из-под шлемов, костлявые руки поднимают вверх длинные мечи".

Стихотворение Лермонтова гораздо менее "призрачно", чем "Корабль призраков". Там кораблём управляют призраки, у Лермонтова на корабле никого нет, - он идёт как бы сам собой. Сам корабль у Лермонтова описан гораздо более реальным и материальным: этот военный корабль с чугунными пушками не соотносится с немецким оригиналом заглавия "Воздушный корабль"

В комментарии к академическому изданию Лермонтова сказано, что "Воздушный корабль" представляет собой свободное подражание балладам Цедлица. "DienachtlicheHeerschau" и "DasGeisterschiff". Самое большое, что можно допустить, - это её влияние на одну строфу "Воздушного корабля", да и то скорее не самой баллады, а перевода Жуковского. Именно, 12-я строфа стихотворения Лермонтова, не имеющая никаких аналогий в "Корабле призраков", близка к следующим стихам "Ночного смотра":

Встают молодцы егеря,

Встают старики-гренадёры,

Встают из – под русских снегов,

С роскошных полей италийских,

Встают с африканских степей,

С горячих песков Палестины.

( I, стр.54)

Наполеон остаётся на берегу абсолютно одиноким, а история не возвращается, неизменно повторяются лишь безнадёжные посмертные попытки что – то вернуть.

Но в цвете надежды и силы

Угас его царственный сын,

И долго, его поджидая,

Стоит император один

(I, стр. 194)

Такой исход в балладе ощущается в самом начале фантастического путешествия. Стоит обратить внимание на цикличность- к воздушному кораблю император идёт "главу опустивши на грудь" и возвращается на него "главу опустивши на грудь". Это означает, что круг закончен, через год будет новый.

В балладе эпическое и лирическое находятся в равновесии. В балладе есть сюжет и персонажи (хотя наглядно, непосредственно представлен только один герой и ещё олицетворённый корабль), но проблематика баллады очень близка к лермонтовской лирике и присутствует глубокий лиризм, в соответствии с выше сказанным можно сделать вывод, что сюжет интересен не только событием, но и лирическим напряжением чувств.

Стоит он и тяжко вздыхает,

Пока озарится восток,

И капают горькие слёзы

Из глаз на горячий песок.

(I, стр. 194)

Таким образом, можно сделать вывод, что в балладе М.Ю.Лермонтов делает попытки изобразить Наполеона как обыкновенного человека, которому свойственны переживания и страдания. Безусловно, в глазах современников Наполеон уже давно является частью истории. М.Ю.Лермонтов осмысляет личность французского полководца. Поэт изображает цикличность в действиях Наполеона, безуспешное стремление вернуть прошлое. В данной балладе новаторством М.Ю.Лермонтова является то, что поэт уделяет достаточно внимания внутренним переживаниям, чувствам главного героя. Общая тональность произведения – невозможность вернуть прошлое.

Потом на корабль свой волшебный,

Главу опустивши на грудь,

Идёт и, махнувши рукою,

В обратный пускается путь.

(I, стр. 194)

В балладе использованы художественные средства: фантастика (к высокому берегу тихо, воздушный корабль пристаёт), олицетворение (и молча в открытые люки, чугунные пушки глядят. И в заключении стоит отметить, что в балладе трактовка образа Наполеона несколько меняется. Поэт показывает страдания и переживания центрального персонажа. И вновь возникает тема скорби, невозможности вернуть прошлое.

Субъективизм М.Ю.Лермонтова проявляется в том, что автор убирает все "эффекты ужаса" и создаёт мощный лирический настрой произведения.

Восприятие личности Наполеона в поздний период творчества "Последнее новоселье" - (1841)

Последний раз к наполеоновской теме М.Ю.Лермонтов обратился в стихотворении жанра послания – "Последнее новоселье"- (1841).

Накануне двадцатилетия со дня смерти Наполеона в декабре 1840 года, после бурных споров было принято решение перезахоронить его прах во Франции, в Париже. М.Ю.Лермонтов, несколько раз, опоэтизировавший его могилу на острове Святой Елены, был среди многих, кто отнесся к этому резко отрицательно.

"Последнее новоселье" принадлежит, подобно "Смерти поэта"- (1837) к формирующемуся в зрелом творчестве поэта новому синкретическому жанру, который сочетает в себе черты философско-исторических размышлений, политической инвективы и ораторской оды.

В произведении предметом размышлений служат две темы, занимавшие М.Ю.Лермонтова на протяжении всего творчества: историческая судьба Франции и судьба Наполеона.

В послании с первых строк наблюдается конфликт личности и толпы.

Меж тем как Франция, среди рукоплесканий

И кликов радостных, встречает хладный прах.

(I, стр. 208)

Автор противопоставляет радостную толпу и изгнанного героя:

Погибшего давно среди немых страданий

В изгнанье мрачном и цепях?

(I, стр. 208)

Таким образом, можно сделать вывод, что в первой части послания прослеживается контраст толпы и героя, которого Франция забыла. М.Ю.Лермонтов последовательно выражает мысль о том, что герой Франции был предан забвению:

И вздорная толпа, довольная собою,

Гордится, прошлое забыв.

(I, стр. 210)

М.Ю.Лермонтов развивает тему суда над современниками, выражая мысль, что потомки недостойны своего героического прошлого.

Мне хочется сказать великому народу:

Ты жалкий и пустой народ!

Ты жалок потому, что вера, слава, гений,

Всё, всё великое, священное земли,

С насмешкой глупою ребяческих сомнений

Тобой растоптано в пыли.

(I, стр. 210)

Образ Наполеона в послании героизирован. При создании образа используются слова высокого стиля.

….. и он явился, с строгим взором,

Отмеченный божественным перстом.

(I, стр. 210)

В послании отмечается былая слава, мощь французского полководца. В одной из строк он назван "отцом". И в тоже время подчёркивается его одиночество. Его победы принадлежат не французскому народу, а только ему.

Один, - он был везде, холодный, неизменный,

Отец седых дружин, любимый сын молвы,

В стенах египетских, у стен покорной Вены,

В снегах пылающей Москвы.

(I, стр. 210)

М.Ю.Лермонтов продолжает обличать французский народ, обвиняя его и измене тому, с кем они "окрепли вновь в тени его державы"

Поэт изображает изгнание героя Франции, великого полководца.

Тогда, отяготив позорными цепями,

Героя увезли от плачущих дружин,

И на чужой скале, за синими морями,

Забытый, он угас один –

(I, стр. 210)

В последних строках второй части наблюдается смена тональности, появляется элегический мотив утраты, скорби, сожаления.

Один, - замучен мщением бесплодным,

Безмолвною и гордою тоской –

И, как простой солдат в плаще своём походном,

Зарыт наёмною рукой.

(I, стр. 211)

В третьей части послания поэт резко обличает желание французов перенести прах изгнанного героя. Поэтому в тональности прослеживается ирония:

Но годы протекли, и ветреное племя

Кричит: "Подайте нам священный этот прах

Он наш; его теперь, великой жатвы семя,

Зароем мы в спасённых им стенах.

(I, стр. 211)

М.Ю.Лермонтов не принимает желание французов возвысить императора. Поэт убеждён, что французский народ не достоин славы Наполеона.

В последней части возникают мотивы, которые созвучны теме суда над изнеженным поколением. В результате этого, элегия превращается в инвективу.

И грустно мне, когда подумаю, что ныне

Нарушена святая тишина

Вокруг того, кто ждал в своей пустыне

Так жадно, столько лет – спокойствия и сна.

В финале "Последнего новоселья" возникают образы и мотивы ранних наполеоновских произведений. Но уже нет прежней "Франции милой" и с этим связывается невозможность возвращения на родину императора.

И если дух вождя примчится на свиданье

С гробницей новою, где прах его лежит,

Какое в нём негодованье

При этом виде закипит.

В элегии "Святая Елена"- (1830). Наполеон был "хоть побеждённый, но герой". Теперь поэт возвращается к тезису о непобедимости французского полководца, которого мог низвергнуть только рок.

В послании наблюдается жанровый синтетизм: присутствуют черты оды: употребляются слова высокого стиля, старославянизмы: (божественный перст, риза чудная); послания – обращения: (А вы что делали, скажите, в это время?).

Таким образом, можно сделать вывод, что в послании "Последнее новоселье" образ Наполеона героизирован. Спустя двадцать лет после смерти Бонапарта, автор осмысляет его значимость. Авторская позиция такова – Наполеон великий полководец, блестящий политический деятель. Наблюдается философски – историческое размышление над его судьбой, его народом. Образ Наполеона возвышен, возвеличен. И, соответственно, можно сделать вывод, что основной конфликт произведения: герой – толпа.

Можно сделать вывод, что в послании эволюционирует и лермонтовская оценка Наполеона, в юношеских произведениях наполеоновского цикла доминировал мотив романтического восхищения личностью Наполеона – титанической, роковой, сменившейся впоследствии более трезвыми суждениями. Однако на фоне гражданского упадка, личность Наполеона вновь приобретает черты величия.

Как будет он жалеть, печалию томимый,

О знойном острове, под небом дальних стран,

Где сторожил его, как он непобедимый,

Как он великий, океан!

(I, стр. 211)

Таким образом, проанализировав произведение более позднего периода, можно сделать вывод, что образ Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова остаётся статичным, поэт просто расширяет круг проблем. Наполеон интерпретируется поэтом как великий человек с трагической судьбой.


III. Закрепление новой темы.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.


Выучить наизусть стихотворение «Воздушный корабль».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!