СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по произведеню Э.Успенского "Чебурашка"

Категория: Литература
Тема: Сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по произведению Э.Успенского "Чебурашка" для учащихся 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по произведеню Э.Успенского "Чебурашка"»

Тема урока: Э. Н. Успенский «Чебурашка».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: 


1. Формирование познавательной компетентности:

  1. Познакомить и вспомнить произведение Э.Н. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.

  2. Развивать навыки выразительного беглого чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, внимание, мышление, творчество.

  3. Воспитывать чувство товарищества и уважения к друзьям.


2. Формирование личностной компетентности:

  • развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание)

  • развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)

  • воспитывать любовь к родной литературе

  • воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты


3. Формирование социальной компетентности

– уметь принимать решение, делать выбор с учетом мнения одноклассников.


Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать юмор в произведении; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам.


Оборудование: портрет Э.Н.Успенского, выставка книг, запись ”Песенки Чебурашки”, физкультминутки, ноутбук, .

Учебник “Литературное чтение”, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. 2 класс, 2 часть, карточки для работы в парах, для рефлексии, тест.

Книжная выставка.

“Крокодил Гена и его друзья”

“Дядя Федор, пес и кот”

“Тетя дяди Федора”

“Любимая девочка дяди Федора”

“Про Веру и Анфису”

“Разноцветная семейка” и др.


Ход урока:

I.Организационный момент.

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.

Пусть сегодня на уроке нам сопутствует успех!

Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне

теплей!

Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!

Садитесь.

-Девиз нашего урока -

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

- Объясните смысл пословицы.

II. Речевая разминка.

- Как обычно, начинаем наш урок с речевой разминки.

--Прочитайте чистоговорку одними глазами (“внутренним голосом”).

А теперь читаем вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие - четко произносите звуки. Готовы? (чистоговорка написана на доске)

Д. Чтобы разговаривать,

М. Надо выговаривать,

Д. Все правильно и внятно,

М. Чтоб было всем понятно.

Д. Мы будем разговаривать!

М. Мы будем выговаривать!

Вместе. Все правильно и внятно, Чтоб было все понятно. (СЛАЙД)


III.Актуализация опорных знаний учащихся.

1.Проверка домашнего задания

– С какой большой темой познакомились на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.)

– Произведения какого автора читали? (Б.Заходера.)

– Что знаете о писателе? (Он поэт, прозаик, переводчик.)

–Какие стихотворения Заходера читали? (“Что красивей всего?”, “Товарищам детям”, “Буква Я”, “Песенки Вини-Пуха”)

–Какие стихотворения писал Б.Заходер? (Весёлые, забавные, смешные,

поучительные)

Отгадайте загадку:

Он и весел, и не злобен,

пухлый, милый чудачок.

Вместе с ним хозяин Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник,

А на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник-

Медвежонок …(Вини-Пух.) (СЛАЙД)


–Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? ( Алан Милн)(СЛАЙД)

–Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Б. Заходер) (СЛАЙД)

2. Перед уроком мы оформили выставку ваших рисунков.

Вы выступали в роли иллюстраторов книги о Вини-Пухе. Посмотрите, какой у нас получился красивый медвежонок Пух. Молодцы! Отлично справились с заданием.

-Чтение наизусть.

(показ рисунков, определить к какой песенке относится).

Давайте расскажем песенки выразительно, с хорошим настроением. Рассказывают желающие.

3.Обобщение по д/з.

Все рассказали ярко, выразительно, весело. Молодцы!


IV. Подготовительная работа.

1. Объявление темы урока. (2мин)

Сегодня мы продолжим изучение темы “И в шутку, и всерьез”. Познакомимся с творчеством не менее известного автора и героями его книг.

Сейчас мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку (СЛАЙД)



Этот милый, странный душка

Безымянною игрушкой

Был когда-то в магазине,

Сказки ждал он на витрине.

И дождался. Стал известным

Своей сказкою чудесной.



Ты меня, дружок, послушай,

У него большие уши,

Он коричневого цвета,

Его любят все на свете,

Знает каждая дворняжка

Друга Гены – ... (ЧЕБУРАШКУ

(А сейчас я предлагаю собрать пазл .На столе лежит картинка чебурашки. Ее надо собрать на листок и приклеить.)

–Правильно - это Чебурашка. (Звучит “Песенка Чебурашки”)

Как музыка передает настроение героя?

Ребята, кто написал это произведение? (Э.Успенский)

-Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня мы будем изучать отрывок

« Чебурашка» из повести-сказки « Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенского.)

-А теперь давайте поставим для себя на уроке цель и попытаемся достичь её к концу урока. (Учиться «быстро читать», «внимательно слушать», «получить хорошую отметку» - карточки на доску)

- Как вы считаете, к какому жанру относится это произведение: повесть, сказка или рассказ? (Выслушиваются все ответы)

- Теперь давайте проверим ваши ответы. Работаем в парах.

(Найдем значение понятий: повесть, сказка, рассказ. 1-ый ряд – найдите значение слова повесть, 2-ой ряд – слова сказка, 3-ий ряд – слова рассказ. –

--Зачитаем значение этих слов.

-Так к какому же жанру относится это произведение? (Сказка)

- Как вы думаете, каков характер автора Э. Успенского? (Добрый, веселый, любит детей и животных…)

-Какие произведения мог написать человек с таким веселым, легким характером? (Смешные, веселые, забавные, интересные и т.д.

2. Вступительная беседа о творчестве Э.Успенского. Работа по книжной выставке.

Ребята подготовили сообщение об этом удивительном человеке.


Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области в семье служащих. В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. В 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом. Произведения Эдуарда Николаевича Успенского переведены на 25 языков, книги выходят в Голландии, Финляндии, Японии, Франции, США. В 2010 году писателю присуждена премия имени Корнея Чуковского.


Беседа по книжной выставке: Посмотрите, эти книги сделали известным Успенского и сами известны многим.

– Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.

“Крокодил Гена и его друзья”

“Дядя Федор, пес и кот”

“Тетя дяди Федора”

“Любимая девочка дяди Федора”

“Про Веру и Анфису”

“Разноцветная семейка” и др.

3.На доске: “Испокон века – книга растит человека”.

Как вы понимаете смысл высказывания? ( Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить)

– Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их.

V . Словарно-лексическая работа. (5мин)

В тексте встречаются трудные слова, Чебурашка предлагает вам выполнить следующее задание, чтобы эти слова стали не трудными для нас.

Читаем сначала по слогам затем полностью слово.

Гип-по-по-там - гиппопотам

Тро-пи-чес-кий - тропическом

Ка-ю-та - каюта

Че-бу-рах-нуть-ся - чебурахнуться

– Какие слова не понятны? – Кто объяснит? На партах у нескольких детей словари.

Гиппопотам, или обыкновенный бегемот,- крупное, в основном травоядное, млекопитающее.

Тропический лес - лес в жарком поясе земного шара.

Каюта-помещение на корабле.

Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом (толковый словарь Ожегова).

Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости. Телефонная будка-будка с телефоном автоматом.

VI .Физ.минутка(2 мин.)


А теперь мы отдохнем.
Мы теперь не второклашки,
Мы теперь все Чебурашки.
Утром в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли, (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, ( наклоны вперед)
По дороге растеряли ( разведение рук в стороны).

А летать я не боюсь,

С Чебурашкой подружусь,

Значит, надо не зевать

Вместе дружно выполнять.


- Сколько раз ногами топнем? (4)

- Сколько раз руками хлопнем? (3)

- Мы присядем сколько раз? (2)

- Мы подпрыгнем ровно столько? (1)

- Ай да счет, игра и только!


VII. Чтение текста .

Открыли учебники на странице 137. (чтение комбинированное)

Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (Сначала читает учитель, дальше продолжают дети, которые хорошо читают.)

– Как рассказывает Эдуард Успенский, однажды в Одесском порту, о котором он писал сценарий для кино, он увидел в ящике с бананами огромного хамелеона. Это запомнилось. Позже, когда стал писать повесть о крокодиле Гене и его друзьях, ему захотелось ввести в повесть какого-нибудь уютного, но незнакомого зверька.

– В конце концов, вспомнив хамелеона в порту, он поместил своего героя в ящик из-под апельсинов. А имя этому неизвестному науке зверьку помогли придумать приятели, звавшие свою дочку Чебурашкой из-за её неуклюжих падений. Девочка давно уже выросла, а мохнатый непоседа Чебурашка стал любимцем миллионов детей в разных странах мира.

VIII . Первичное восприятие текста. (5мин)(СЛАЙД)


Кто является главным героем? (Чебурашка)

Где жил Чебурашка?( в тропическом лесу)

Как он попал в ящик с апельсинами?

Как он оказался в магазине? (Его привезли в ящике с апельсинами)

Почему у него такое странное имя? (Он все время падал, чебурахался)

Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? (Не знали, куда его поместить).

Куда директор магазина отнёс Чебурашку? (В магазин уцененных товаров).

Кем предложил работать директор №2 Чебурашке? (Стоять в витрине и привлекать покупателей).

Где он стал жить? (В телефонной будке)


Выборочное чтение.

- Найдите отрывок, в котором рассказывается о первоначальном месте проживания Чебурашки.(В густом тропическом лесу..)

- Отрывок, о том, как Чебурашка провел утро в своем тропическом лесу.(Однажды он проснулся рано…)

- Отрывок, где описывается новый дом Чебурашки(Безусловно , этот дом..)


Работа по тексту:

«Кто быстрее?» На доске написано предложение. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение и нашедший первым читает вслух по учебнику


IX. Словесный рисунок. (1-2мин) (СЛАЙД)

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 143.

-Какой эпизод изображен на ней?

- Зачитайте отрывок, к которому подойдет иллюстрация из учебника. (Директор показал..)

– К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание,

повествование, рассуждение)?

Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга.)


X.Закрепление изученного

1.Характеристика героя

- Назовите основные качества Чебурашки.

Посмотрите на него, вспомните мультфильм и нашу сказку. (Прикрепляю таблички:

( “добрый”, “мягкий”, “застенчивый”, “робкий”, “заботливый”.)

2.Работа с пословицами.

- Почему Чебурашке некому было позвонить? (Он никого еще не знал, у него не было друзей)

- Если вы читали книгу или видели мультфильм, вспомните, кто стал первым другом Чебурашки? (Крокодил Гена).

- Чебурашка хотел иметь много друзей, давайте дадим ему совет, как найти настоящих друзей и как сохранить крепкую дружбу. А сделаем мы это с помощью пословиц, которые вы нашли сами.

Какие пословицы о дружбе вы знаете?

  • Друг за друга держаться – ничего не бояться.

  • Друг познается в беде.

  • Человек без друзей, что дерево без корней.

  • Без друга в жизни туго.

  • Без друга на сердце вьюга.

  • Человек без друга – что земля без воды.

Дополните пословицы:

  • Не имей 100 рублей, а имей … (.сто друзей)

  • Нет друга – ищи, а нашёл … .(береги)

  • Хочешь дружить– сам будь … .(другом)

  • Доброе братство – лучше … .(богатства)

Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя. Кого? (КОТА ЛЕОПОЛЬДА)

Все: РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!

– Только у добрых людей бывает много друзей.

-А кто может назвать друзей Чебурашки? (Гена - крокодил, Анюта -жираф, Галя - девочка, Тобик - пес, Маруся - отличница, Чандр - лев).

-С ними произошло очень много интересных историй. Но была в этом произведении старушка, которая все время вредила и мешала. Как ее зовут?

- Попробуйте сформулировать основную мысль произведения «Крокодил Гена и его друзья». О чем хотел сказать Успенский, какую мысль донести до читателя? (Трудно жить одному, хорошо, когда рядом есть верные друзья).

3.Чтение отрывка в лицах (4 часть): автор, директор магазина

уцененных товаров, Чебурашка.(Тогда директор…стр.141)

4.Работу по подготовке к пересказу. (самост.работа)

-в тетради составляют план

1 часть “В далеком тропическом лесу”

– Где жил сказочный персонаж, о котором мы сейчас прочитали?

– Было ли у него имя?

-Задумывался ли зверек, как его зовут?

2 часть «В ящике с апельсинами»

- Куда пошел гулять Чебурашка?

-Что он там увидел?

- Как зверек попал на корабль?

3 часть «В магазине фруктов»

– Где оказались ящики с апельсинами после долгого плавания?

– Как выглядел Чебурашка, когда его нашли продавцы?

– Почему он получил такое странное имя?

4 часть «В зоопарке»

– Куда отнес Чебурашку директор магазина?

– Почему его туда не приняли?

5 часть “В магазине уцененных товаров”

- Чем понравился Чебурашка директору уцененных товаров.

– Где остался работать Чебурашка?

– Что он должен был делать?

6 часть «Старая телефонная будка»

– Где он стал жить?

- Чем хорош был новый дом?

Проверка. (Выходят по одному от группы и пересказывают)

Дополнительный материал

- Посмотрите у нас сегодня в гостях еще один Чебурашка.

-Что необычного заметили в этом Чебурашке? (В спортивной форме)

-Этот персонаж детской книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья» на Олимпиаде в 2004 году стал талисманом российской олимпийской сборной. Сказочный персонаж с большими глазами и огромными ушами остается им и сейчас на каждой последующей Олимпиаде, меняя только цвет.

- На зимних Олимпийских Играх 2006 года в Турине символ Российской Сборной Чебурашка переоделся в белый зимний мех.

-На летних Олимпийских играх 2008 года в Китае Чебурашку «одели» в красный мех.

-На зимних Олимпийских Играх 2010 в Канаде Чебурашка-талисман стал обладателем синего меха .

-Э.Успенский сказал: «Чебурашка очень подходит. Добрый персонаж, объединяющий людей, уютный... Для Олимпиады, цель которой налаживать контакты между странами, то, что нужно».



  1. Контроль и самоконтроль понимания текста.


-Давайте определим местонахождение нашего героя:( СЛАЙД)

-фронтальная проверка

Задание на карточках: Дополни предложения словами из рассказа.(работа в паре, взаимопроверка)

Чебурашка увидел ( несколько ящиков с апельсинами)….. и забрался в них. Он съел (целых два апельсина)…. и крепко уснул. Подошли рабочие и (заколотили все ящики)…. . Погрузили ящики на (корабль)… и отправили в далёкое путешествие. Так ящики оказались во (фруктовом магазине) …… Когда открыли ящики, там уже не было апельсинов. На них смотрел (толстый –претолстый Чебурашка)……

(Итог. Проверка карточек и зачитывание ответов по парам.)

5.Сочинение стихотворения.

А сейчас любимый вид работы: сочиняем стихи. Но сочинять мы их будем не индивидуально, а в парах.

Симпатичная мордашка

И зовусь я Чебурашка...

(Уши будто бы лопух,

Но ребятам верный друг.)



6. Чтение текста. (3-5)

Техника «Прыжки». (Чтение через слово). «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе хором.

7. Сочинить синквейн.

А сейчас любимый вид работы: сочиняем СИНКВЕЙН. Но сочинять мы их будем в парах

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Возьмите листочки и ручки. Время на его выполнение 2 минуты.

У детей получилось так:

Чебурашка.

Добрый, забавный.

Играл, дружил, помогал.

Чебурашка лучший друг Гены.

Друг.



Чебурашка

Добрый, забавный

Чебурахнуться, сопереживать, дружить

Чебурашка- строитель дома дружбы.

Друг детей.

XI. Обобщение. (2-4мин)

– Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)

– Как думаете, как живется без друзей? (Плохо). Почему?

– Нашел ли друзей Чебурашка?

– Кто помнит, как зовут друзей Чебурашки? (Крокодил Гена, девочка Галя, лев Чандр и др.)

- А кто хотел бы стать другом Чебурашки?

– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома. (Крокодил Гена и его друзья)

XV. . Итог урока. (1-2мин)

1.Беседа.

Что вы узнали на уроке?

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

Какое произведение мы читали на уроке?

Кто его автор?

Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)

2.Саморефлексия

- А теперь вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Добились мы целей или нет? Как мы работали? (Ответы детей). Возьмите на своих столах конверты. Что в них? Апельсины. Оцените вашу работу на уроке. Кто хорошо работал, часто поднимал руку и правильно отвечал, достиг целей, тот прикрепит около Чебурашки оранжевый апельсин, а тот, кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – зеленый апельсин. Подойдите к доске и прикрепите апельсины около Чебурашки. Молодцы.

Домашнее задание.

Читать отрывок «Чебурашка» ст.139-144.

Нарисовать иллюстрацию к отрывку «Чебурашка

Дополнительное задание.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйся.

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Один, два, три, четыре, пять.

Открываем. Поморгаем

И читать мы начинаем.

- А теперь небольшая проверочная работа. (У детей листочки с проставленной нумерацией 1,2,3).Учитель зачитывает набор пронумерованных фраз, соответствующих или несоответствующих тексту. Ученик напротив номера фразы должны поставить знак + или - . Время на размышление минимальное. Проверка. Учитель зачитывает правильные ответы. Ученик аргументирует ответ, если он не совпадает с эталоном.

Вопросы:

Чебурашка жил в густом тропическом лесу. +

Чебурашка забрался в ящик с апельсинами затем, чтобы немного отдохнуть. - (позавтракать)

Чебурашка стоял в витрине магазина и привлекал внимание прохожих. +

Проверка.

Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного

замечательного героя кота Леопольда.

Все: Ребята, давайте жить дружно!

– Только у добрых людей бывает много друзей.

- Наш Чебурашка не будет называть имен всех своих друзей, а предлагает сделать это вам.

-Для каждого Чебурашка приготовил кроссворд. Чтобы его разгадать - надо вспомнить имена друзей крокодила Гены и Чебурашки.

Кроссворд «Чебурашка и его друзья»

1

2





3



4



5



9

8

7

6











    1. Носорог…. 2. Крокодил…..3. Пёсик….4. Отличница….. 5. Лев…. 6. Жирафа…..

7. Старуха-проказница…..8.Крыса….. 9. Девочка, друг Гены……

- А что делать тому, кто не знает имен героев этой книги? Попробуйте, сами себе задать домашнее задание. (Прочитать книгу Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)

Тесты.

Автором сказки «крокодил гена и его друзья» является

А. А. Пушкин

Б. Э. Успенский

В. А. Толстой.

2) Сказка «Крокодил Гена и его друзья» является

А. авторской

Б. любительской

В. народной.

3) Чебурашка с друзьями строили

А) самолёт

Б) дом лружбы

В) фабрику.

4). Лучшими друзьями Чебурашки были:

А. Дюймовочка

Б. Крокодил Гена

В. Винни- Пух.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!