МБОУ «Чинарская СОШ №2 им. М. М. Гусаева»
МР «Дербентский район»
Разработка урока по предмету «Технология»
в 6 классе на тему:
«Овощные культуры»
к УМК Н.М. Конышева («Школа России»)
Подготовила: Магомедова Айсат Мемедиевна
Чинар, 2016 год
Тема урока: Овощные культуры
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению многообразия овощных культур.
Задачи обучения:
Познакомится с классификацией овощей.
Рассмотреть биологические особенности овощных культур семейств Паслёновых и Тыквенных.
Ознакомиться с особенностями строения плода и побега паслёновых растений.
Раскрыть особенности развития растений, дать информацию об истории, структуре, многообразии выращиваемых сортов картофеля.
Познакомиться с определением качества плодоовощной продукции.
Дидактические средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш; дидактические карточки.
ХОД УРОКА
Организационный момент. (2 мин) СЛАЙД 1
Приветствие, получение сведений об отсутствующих. Подготовка обучающихся к занятию.
Прежде, чем я назову тему урока, попытайтесь догадаться, о чем мы свами сегодня будем разговаривать.
Для этого ответьте, что это? Загадки:
Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют,
К осени краснеют. (помидор)
Он совсем-совсем зеленый И овальный, удлиненный. Помидора верный брат,
Тоже просится в салат. Догадался? Молодец! Ну, конечно ... (огурец)
Хоть чернил он не видал, Фиолетовым вдруг стал, И лоснится от похвал
Очень важный… (баклажан)
В огороде — жёлтый мяч. Только не бежит он вскачь, Он как полная луна.
Вкусные в нём семена. (тыква)
Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали — Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети? (картошка) СЛАЙД 2
Догадались о чём пойдет речь на уроке? (об овощах)
Тема урока: Овощные культуры.
Мы сегодня с вами поговорим о многообразии овощных культур.
СЛАЙД 3
Озвучивается задачи урока.
Проверка знаний по теме предыдущего урока («Понятие о сорте»). (4 мин)
СЛАЙД 4
Фронтальный опрос (в форме беседы).
Давайте вспомним, что мы проходили на предыдущем уроке?
Дайте определение понятие «сорт».
(сорт – эта группа растений одного вида, созданная человеком в специальных условиях путём отбора, имеющая сходный внешний облик и общие требования к агротехнике возделывания).
СЛАЙД 5
Что такое селекция?
(Наука, занимающаяся выведением сельскохозяйственных сортов.) СЛАЙД 6
Что означает слово «селекция»?
(Селекция перевод с латинского языка означает «отбор».) СЛАЙД 7
Перечислите хозяйственно-биологические признаки сорта?
(Хозяйственно-биологические признаки сорта:
скороспелость – время от посева семян (или появления всходов) до уборки урожая в состоянии технологической или товарной спелости;
урожайность – прогнозируемое количество (км) товарной продукции с единицы площади (м2);
устойчивость к неблагоприятным погодным условиям – подразумевается температурный режим появления всходов, выращивания, потребность в воде и поливе;
устойчивость к болезням и вредителям, наиболее типичным для данной культуры (для картофеля, например, это фитофтора и рак);
механизация уборки урожая и способы транспортировки.
СЛАЙД 8
Назовите наиболее известных селекционеров нашей страны?
(Селекционер Павел Пантелеймонович Лукьянов вывел сорта пшеницы Безостая 1, Кавказ и другие.
Селекционер Василий Степанович Пустовой вывел сорта подсолнечника Передовик, Салют и др.
Селекционер Иван Владимирович Мичурин вывел сорта плодовых и ягодных культур (яблони, груши, вишни, смородины) Пепин шафранный, Бери зимняя, церападус и др.)
Индивидуальный опрос (оценка ставиться обучающемуся за отгадывание кроссворда). СЛАЙД 9
1. Во время фронтального опроса обучающиеся отвечают на вопросы кроссворда, а потом по очереди озвучивают ответы на вопросы. За правильное разгадывание кроссворда обучающимся выставляется оценка (работа с карточкой 1).
СЛАЙД 10
Изложение нового материала и практические работы. ( 28 мин) Сообщение темы, цели и задачи нового урока. Объяснения нового материала. Актуализация знаний.
Какие культурные растения выращиваются на ваших огородных участках?
Какое хозяйственное значение имеет картофеля, огурца…?
Познакомимся с классификация овощей. Все овощи делится на классы, это:
СЛАЙД 11
Клубнеплоды: картофель, топинамбур… СЛАЙД 12
Корнеплоды: репа, пастернак, редька, редис, морковь… СЛАЙД 13
Луковые овощи: лук, чеснок…. СЛАЙД 14
Плодовые овощи: огурец, томаты, кабачки, перец, тыква, баклажан, патиссон… СЛАЙД 15
Капустные овощи: белокочанная капуста, капуста кольраби, цветная капуста… СЛАЙД 16
Десертные овощи: спаржа, артишоки…
Модуль: Практическая работа. Классификация овощей. (3 мин)
СЛАЙД 17
1. Семейство Паслёновые получило своё название от дикорастущего на территории нашей страны вида – паслёна. Существует два вида паслёна: сладко-горький паслён
– имеет красные ягоды и крайне ядовит; чёрный паслён – отличается чёрной окраской ягод, съедобен, является сорняком полей и садов.
Кроме дикорастущих растений, к этому семейству относятся овощные культуры, как сладкий и горький перец, томаты, баклажаны, картофель и физалис (декоративный, овощной, земляничный).
Хозяйственное значение растений семейства Паслёновых определяется как видовым разнообразием, так и разнообразием использования их:
в пищу используются: картофель, томат, баклажан, перец, физалис овощной и обыкновенный;
на корм животным идет ботва картофеля, которую без ущерба для здоровья едят овцы, продукты переработки клубней скармливают свиньям;
в качестве декоративный разводят петунию, дурман, паслён, физалис перуанский, табак душистый;
как лекарственные растения применяют: белена, дурман, красавка, табак и махорка;
сорняками являются: паслён черный, физалис обыкновенный, белена чёрная. СЛАЙД 18
Семейство Тыквенные. К ним относятся: тыква, кабачок, патиссон, огурец, дыня, арбуз и другие. Они, в основном, растут в тропическом климате. Тем не менее они широко известны и жителям умеренных широк, так как направления селекция и выращивание
тыквенных как однолетних растений позволили им продвинуться далеко на север. На наших огородах чаще всего встречаются два вида тыквенных – твёрдокорая и крупноплодная. Отличить их можно по внешним признакам. Твёрдокорая тыква имеет сколько разновидностей, которые употребляют в пищу незрелыми, к ним относятся патиссоны и кабачки.
Тыквенные растения и их плоды находят широкое применение. Из некоторых видов тыквы изготавливают посуду и декоративные украшения (вазы, шкатулки и т.д.).
СЛАЙД 19
Рассмотрим биологические особенности растений семейства Паслёновых и семейства Тыквенных. Давайте заполним таблицы (карточка 2 и 3). Карточки приклеить в тетрадь дома и заполнить.
В нашей стране картофель получил широкое и разностороннее использование. Его выпрашивают как пищевую, техническую и кормовую культуру. (Рисунок 4 в учебнике, страница 13)
В клубнях картофеля содержится до 25% сухого вещества, при этом крахмал составляет 12-22%, белок – 1-3%, минеральных веществ – до 1%.
Клубни содержат витамины С. В1, В2, В6, РР и К; сорта картофеля с жёлтыми клубнями содержат каротиниды (провитамин А).
До начало 90-х гг. ХХ в. многие сельскохозяйственные предприятия в нашей стране специализировались на выращивании картофеля. В настоящее время основным производителем картофеля в России является крестьянин, который на своём приусадебном участке выращивает его на продажу. Сельхоз предприятиям выращивать картофель нерентабельно: затраты на покупку семян у специализированных хозяйств (своими можно пользоваться в течении 3-6 лет, после чего картофель надо обновлять); требуется неоднократная механизированная обработка почвы (прополка и окучивания); химическая обработка от вредителей и болезней, внесение минеральных удобрений; механизированная уборка с ручной подборкой картофеля; механизированная сортировка картофеля дополняется ручной переборкой; во время хранения требуется 2-4 операции переборки клубней для удаления заболевших – все это перевешивает прибыль от продаж.
СЛАЙД 20
Модуль: Картофель. Структура. История. (Карточка 4) ( 7 мин)
В жизни человека очень важную роль играют растительные ресурсы.
Издавна профессия хлебороба на селе уважаема и почетна. Чтобы вырастить хлеб, надо любить прежде всего родную землю, отдавать ей частичку своей души. А ещё в совершенстве владеть техникой, повышать мастерство.
Я хочу одного: чтобы хлеб мой был в меру солен, Пусть он будет не пышный – и черствый приму я с любовью. Лишь бы принят всегда был заслуженно он,
Лишь бы я не забыл о его непростой родословной.
Человек в своем питании использует растительную пищу, наверное, с момента своего появления на свет. Сначала это были различные растения, плоды деревьев, коренья, дикие виды овощей и злаков, которые сейчас мы с вами выращиваем на грядках.
Роль овощей в рационе питания очень велика. Исстари овощи на Руси рассматривали скорее как добавку к хлебной, мучной и крупяной пище, которая всегда являлась основной. Из записи, иностранных гостей, читаем: “Есть там и разного рода овощи, в особенности спаржа, толщиною в большой палец, также хорошие огурцы, лук и чеснок в огромном количестве…”.
В этом году, в разделе Кулинария мы будем проходить тему «Овощи». И нам очень пригодиться знания о качестве плодовоовощной продукции.
Модуль: Определение качества плодовоовощной продукции. ( 4 мин)
(Карточка 5)
Модуль: Тест. Определение качества плодовоовощной продукции.( 4 мин)
В тесте проверяются знания методов определения качества пищевых продуктов и требований к качеству плодоовощной продукции.
Тест содержит 8 заданий, которые выполняются последовательно.
Контроль формирования умений. (3 мин)
Оценка выставляется на основе анализа ответов на вопросы учителя и практических работ.
Отметка выставляется в журнал.
Подведение итогов урока.
Учитель проводит итоги работы, ещё раз проговаривает тему и цель урока, основные понятия (Паслёновые, баклажан, перец овощной (сладкий), томат,
картофель, клубни. Тыквенные, кабачки, патиссоны, огурец), объявляет оценки.
СЛАЙД 21
Домашнее задание.
Прочитать текст и ответить на вопросы параграфа «Овощи из семейства Паслёновых» и «Овощи из семейства Тыквенных».
Заполнить до конца таблицу карточек 2 и 3.
Написать свои примеры по классификации овощей.
Подготовить сообщение о сельскохозяйственных предприятия сельского поселения Рубас по плану: название, ФИО руководителя сельскохозяйственного предприятия, немного об истории, что выращивают.