СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по повести "Ася" "А счастье было так возможно..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока поможет учителю при создании урока

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по повести "Ася" "А счастье было так возможно..."»

Тема: «А счастье было так возможно…» по повести И.С. Тургенева «Ася»

Тип: обобщение и систематизация изученного материала

Оборудование: компьютерная презентация, доска, оформленная в виде окна, карточки с заданиями, цветок герани. Засушенная ветка герани, музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната», романс «Утро туманное»).

Цели:

- обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в повести «Ася»;

- совершенствование навыков выразительного чтения;

- развитие умения давать аргументированный ответ на поставленный вопрос;

- развитие умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать, обобщать, составлять таблицу.

Ход урока.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Вы прочитали замечательную повесть И.С. Тургенева «Ася», почувствовали её необыкновенную красоту и тонкий лиризм, говорили о героях, их характеров и судьбах, о сложности человеческих взаимоотношений.

Сегодня мне бы хотелось, чтобы мы с вами ещё раз взглянули вместе с И.С. Тургеневым и его героями на мир, попытались разобраться, а может быть, только прикоснуться, к очень сложным и одновременно важным вопросам – вопросам любви и счастья.

Представьте себе. Что, может быть, это именно то окно (доска), из которого, смеясь, выглядывала Ася. Дразня господина Н.  Кстати, как вы думаете, почему на подоконнике стоит герань?

- ответ

- Именно ветку герани бросила озорная ладошка Аси господину Н. в начале их знакомства. Если бы герой сумел подхватить её, возможно. Она стала бы для него своеобразным пропуском в счастливую жизнь.

- Но здесь же мы видим и засохшую ветку герани и несколько пожелтевших записок. Почему?

- ответ

- Между цветущей геранью и засохшей веткой – история одной любви. И мы сегодня с вами поговорим о том, как зарождалась эта любовь, как она развивалась, почему  не принесла героям счастья? Кто в этом виноват?

Слайд:

Почему взаимная любовь Аси и господина Н. не принесла героям счастья?

Почему герой обречён на одиночество?

- Итак, тема нашего урока  - «А счастье было так возможно…» (слайд)

- Эпиграф: «У счастья нет завтрашнего дня;.. у него есть настоящее – и то не день, а мгновение» (И.С. Тургенев) (слайд)

- Как жил господин Н. до встречи с Асей?  (гл.1)

Он был молод, счастлив, деньги у него не переводились, путешествует, чтобы посмотреть мир.

- Что значит «жил без оглядки»?

Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних.

- Испытывал ли он настоящие чувства?

Даже чувства он себе придумывал (история с  «жестокосердной» вдовой).

- Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? (ключевое слово «что-то особенное»)

- Первая встреча подходит к концу, Ася оставляет неизгладимый след в душе героя. Господин Н. переправляется на лодке через Рейн к себе домой прекрасной летней ночью. Это один из самых поэтических эпизодов повести (гл.2).  Я попросила подготовить выразительное чтение этого отрывка. Послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: «Какие темы одновременно звучат и переплетаются в этом эпизоде? Почему?»

Итак, давайте окунёмся с вами в атмосферу этой волшебной ночи. А поможет нам прекрасная музыка – «Лунная соната» Л. Бетховена. Звуки этого произведения передают и плеск рейнской волны, и переливы лунного света, и какую-то печаль…

Слайд – картинка лунной ночи, музыка, выразительное чтение.

- Вернёмся к нашему вопросу – какие же 3 темы очень мощно звучат в данном эпизоде?

Музыка, природа и любовь, пока ещё не названная.

- Каким чувством эта лунная ночь наполняет душу героя?

- Счастье.

- Это не случайно. Ведь именно искусство природа и любовь и есть составляющие красоты и счастья, по мнению И.С. Тургенева.

Слайд: Искусство – природа – любовь.

- Но уже в этой прекрасной картине есть элемент тревоги. Кто заметил тревожный мотив?

Река – символ жизни, лунная дорожка – судьба. Когда Ася кричит, что герой разбил лунный столб, то можно сказать, что мы слышим голос судьбы. Но услышал ли его герой? Понял ли?

- Взаимоотношения героев складываются не просто. Ася оказалась девушкой необычной. В чём же странности её характера?

Она постоянно меняется: то безудержно весёлая, то грустная, то отчаянная и озорная, то чопорная барышня…

- В чём причина этой странности?

История Аси, рассказанная Гагиным.

- У образа есть несколько прототипов, женщин, очень близких Тургеневу. Одна – незаконная дочь писателя и крепостной его матери. Впоследствии И.С. отдал свою дочь на воспитание П. Виардо. Второй прототип – сестра Тургенева, В.П. Житова, незаконная дочь его матери и Берса. Семейного врача. Вторая женщина нам особенно интересна, так как её жизнь тесно связана с историей нашего города.

Краткое сообщение о Житовой. Слайд – фото.

Варвара Николаевна Житова.

В 1830 году в доме Тургеневых в связи с болезнью главы семьи Сергея Николаевича (отца Ивана Сергеевича) появился новый человек – домашний врач Андрей  Евстафьевич Берс.

Отношения между родителями писателя были далеки от совершенства.  Варвара Петровна (мать Ивана Сергеевича) увлеклась молодым врачом. Начался роман. И в результате на свет появилась маленькая Варенька. Поскольку она была незаконным ребёнком, ей дали фамилию не родного, а крёстного отца соседского помещика Николая Богдановича. Варвара числилась в доме родной матери  как воспитанница. Иван Сергеевич был очень дружен со своей младшей сестрой. Впоследствии Варвара Николаевна вспоминала: «С Иваном Сергеевичем мы были в величайшей дружбе. Он очень любил меня, играл со мною, бегал по огромной зале, носил меня на руках и сам был ещё так юн, что не прочь был не ради одной моей забавы, но и для собственного своего удовольствия бегать и смеяться».

Родной отец Вареньки впоследствии женился и в браке имел дочь Софью, которая потом станет женой Л.Н. Толстого. Таким образом, по матери Варвара Николаевна была сестрой Тургенева. А по отцу – сестрой С.А. Берс, жены Л. Толстого.

В 17 лет Варвара Николаевна вышла замуж за егорьевского помещика Д.П. Житова и поселилась в Егорьевске. Жили они очень скромно.  Варвара Николаевна зарабатывала на жизнь частными уроками, в последние годы преподавала в женской гимназии, считалась одной из самых образованных женщин нашего города.

Живя в Егорьевске, В.Н. вела переписку с И.С. Тургеневым. Вот отрывок из письма Тургенева, пришедшего в Егорьевск в 1882 году из Парижа за год до смерти писателя: «Милая Варвара Николаевна, я в долгу перед Вами за два письма (в одном Вы поздравляете меня с днём моего рождения)… Мне было бы больно, если бы вы приписали моё молчание недостатку дружеских чувств и воспоминаний…Верьте, я искренне к Вам привязан и благодарен Вам за память обо мне».

После смерти И.С. Тургенева Варвара Николаевна написала «Воспоминания о семье И.С. Тургенева», которые были напечатаны в 1884 году в журнале «Вестник Европы»

- А какова вторая причина странностей героини?

Чувство, которое пугает Асю своей новизной

- В душе господина Н. происходит очень  сложный процесс. Он испытывает целую гамму самых противоречивых переживаний. Чтобы понять это, выполним небольшую практическую работу.

Практическая работа. Карточки с отрывком из повести. Подчеркнуть в тексте слова со значением чувства.

Карточка.

Подчеркните слова со значением «чувства».

1.Её движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на неё, хотя я невольно любовался её лёгкостью и ловкостью. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала…  Мне стало досаднее.

2. Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя. Но с странной тяжестью на сердце…

Я пришёл домой совсем в другом настроении духа, чем накануне. Я чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться. Непонятная мне самому досада меня разбирала.

Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки, а между тем на сердце у меня было очень горько.

Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце, точно мне мёду туда налили. Мне стало очень легко после гагинского рассказа.

-Что привлекло господина Н. в Асе?

В мире искусственных чувств и страстей он впервые столкнулся с чем-то настоящим.

- Первое свидание. Как раскрываются герои, как ведут себя, о чём говорят, что чувствуют?

Заполнение 1 колонки таблицы (см. ниже). Слайд.

- Кто первый делает шаг навстречу? Как вы оцените поступок Аси?

- Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он?

Предательство, чужая тайна.

- Проанализируем эпизод 2-го свидания. Тургенев – тайный психолог. Какие детали помогают представить внутреннее состояние героя?

- Как ведёт себя Н.? Ваша оценка.


-Анализ таблицы. В первом случае есть все составляющие красоты и счастья: природа, искусство, любовь; во втором – нет. Герой упустил свою птицу счастья.

- Когда же просыпается настоящая любовь в душе господина Н.? (гл. 18)

- Была ли у героя возможность вернуть счастье? Обращение к эпиграфу к уроку.

- «Я нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей…» Прав ли герой? Как сложилась его жизнь?

- В заключение нашего сегодняшнего урока прозвучит известный романс «Утро туманное» на стихотворение И.С. Тургенева «В дороге». Оно написано в 1843 году, когда И.С. был ещё очень молодым человеком, но между этим романсом и повестью «Ася» есть много общего. Попробуйте определить, какие мысли, чувства и настроения роднят романс с повестью. Кто из героев повети испытывает те же чувства, что и лирический герой стихотворения «В дороге»?

- Возвращение к главным вопросам урока, озвученным в начале беседы. Слайд

- Вывод о недостижимости людьми счастья, потому что они часто, особенно в молодости, не ценят того, что получают. А счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.

Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос. Как драму рассказчика помогают понять слова И.С. Тургенева: «Молодость ест пряники золочёные, да  и думает, что этот есть хлеб насущный. А придёт время – и хлебца напросишься…»?

……………..


Тема:  «Ася как образ тургеневской девушки»

Цель: помочь учащимся понять идейное и художественное содержание повести, роль образа Аси в нем; совершенствовать умения аналитического чтения, интерпретация художественного текста, навыки характеристики героя, определение актуальности произведения для читателей разных поколений; раскрыть смысл понятия «тургеневская девушка»; развивать логическое, образное и ассоциативное мышление, наблюдательность; воспитывать эстетическое восприятие любви, искренность, гуманизм.

Оборудование: портрет И.С. Тургенева; иллюстрации к повести художников В. Зельдес, К.Климентьева, иллюстрации реки Рейн, опорная схема на экране(доске), мультимедийные средства, музыкальная заставка к физминутке.

Тип урока: урок получения новых знаний, формирование и совершенствования навыков и умений с элементами практикума.

ХОД УРОКА

III.               Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Беседа

Все начинается с любви...

Твердят: "Вначале было слово..." 

А я провозглашаю снова: 

Все начинается с любви!.. 

 

Все начинается с любви:  и озаренье,      

 и работа, глаза цветов,  глаза ребенка -- 

все начинается с любви. 

 Все начинается с любви, 

С любви! Я это точно знаю. 

Все, даже ненависть – 

родная и вечная  сестра любви

 Все начинается с любви: 

мечта и страх,  вино и порох. 

Трагедия, тоска и подвиг -- 

все начинается с любви... 


Весна шепнет тебе: 

"Живи..." 

И ты от шепота качнешься. 

И выпрямишься.  И начнешься. 

Все начинается с любви!

·         Почему урок, посвященный повести И.С. Тургенева «Ася», я начала с этих стихотворных строк?

·         Да, главное в повести – любовь. Составьте ассоциативный ряд к слову, обозначающему это чувство, используя только имена прилагательные. (Серьезное, строгое, сокровенное, важное, теплое, яркое, возвышенное, пламенное, страстное, главное, вечное, верное, единственное, молчаливое, поэтичное, драматичное и т.п.)

·         Любовь – это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств. Видите, какие у вас разные ассоциации возникли к нему. Тургенев воспринимал рождение этого вечно юного чувства, как, пожалуй, один из немногих писателей, с особым поэтическим трепетом. Его героини очень серьезно относятся к любви. Их волнуют важные жизненные вопросы. Как справиться с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Что такое безответная любовь? Как первой сказать «люблю» человеку, в котором ты не совсем уверена? Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорбленного чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто полюбит? Краски становятся ярче, звуки отчетливее! Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты, добра. Кто ответит на эти вопросы? Можно ли найти ответы на них в повести или вообще в произведениях Тургенева?

·         Да, ответов мы у Тургенева не найдем, но все тургеневские герои проходят «испытания любовью», своего рода проверку на жизнеспособность и благородство. Любящий человек, по мнению Тургенева, прекрасен, духовно окрылен. Один из исследователей творчества И.С. Тургенева, П. Анненков, писал, что повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта – со всех есть «психологическая загадка». Вот нас и предстоит сегодня начать разгадывать эту психологическую загадку, попробовать понять, как писатель открывает тайну душевных переживаний героев, проследить, как знакомство Н.Н. с Гагиным перерастает в историю любви и как сможет каждый из влюбленных пройти испытания любовью. А в центре нашего сегодняшнего разговора в большей мере будет образ главной героини – Аси. Как вы думаете, почему?

Выборочное прочтение составленных на героев «досье» с одновременным их обсуждением (3-4 учащихся)

Образец «досье» на господина Н.Н. (возможна запись цитатами)

1.      Имя – господин Н.Н.

2.      Возраст – 25 лет.

3.      Происхождение – дворянин.

4.      Цель путешествия – «уехал за границу не для того, чтобы «окончить мое воспитание»,… а просто мне захотелось посмотреть на мир Божий».

5.      Место проживания – Германия, городок З., в двух верстах от Рейна.

6.      Чувства, переживания : любование природой, Рейном; воспоминания о некой вдове; удивление перед загадкой Гагина и Аси, странностью девушки; зарождение любви к Асе; желание разгадать загадку отношений Гагина и Аси, ошибочность представлений о них; радость от известия, что Гагин и Ася – брат и сестра; противоречивые чувства после записки Аси; малодушие, нерешительность во время свидания с Асей.

 Образец «досье» на господина Гагина

1.      Имя – господин Гагин.

2.      Возраст – старше господина Н.Н.: приблизительно 27-28 лет.

3.      Происхождение – дворянин; владелец порядочного состояния.

4.      Цель путешествия – увезти сестру; заниматься живописью.

5.      Место проживания – Германия, за городом З., в винограднике над Рейном.

6.      Планы на будущее – посвятить себя живописи.

7.      Чувства, переживания: сожаление, что поздно взялся за ум; спокойное наблюдение за природой, людьми; ласковое, заботливое отношение к сестре; понимание «славянской распущенности»; праздность.

 Образец «досье» на Асю

1.       Имя – Ася, как зовет ее брат Гагин; Анна – полное имя.

2.      Возраст – 17-18 лет.

3.      Происхождение –дочь дворянина и горничной; воспитание домашнее и обучение в пансионе.

4.      Цель путешествия – по решению брата.

5.      Место проживания – Германия, за городом З., в винограднике над Рейном.

6.      Планы на будущее – посвятить себя живописи.

7.      Чувства, переживания: странное поведение, вызванное ощущением необычности положения; переживания, связанные с зарождающейся любовью; горячность, переменчивость в настроении и т.п.

 1.      Аналитически-поисковая беседа

·         Итак, настоящее имя героини – Анна, а брат называет ее Асей. Вдумайтесь в значение имен: Анна – грация, миловидность, а Ася, производное от Анастасия, - рожденное заново. Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда же происходит ее рождение заново? Оставим этот вопрос открытым, но одна особенность уже определена: смысл названия повести, у Тургенева оно всегда очень значимо.

·         Уточните, где начинается история? Какое это имеет значение? (История начинается на берегу Рейна. Главный герой сидит на каменной скамье, возле которой стоит статуя Мадонны. Символично ее описание: Н.Н. видит сквозь вести ясеня «печальный» лик «маленькой Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами…». «Почти детские щеки» и «грациозное», но еще вполне развившееся сложение отметил Н.Н. и в облике Аси в тот момент знакомства с девушкой. «Статуйка Мадонны» вновь возникает в контексте с Асей в восьмой главе повести, где девушка впервые косвенно обнаружила свое чувство к Н.Н., вдруг подав ему при расставании руку. Наконец, «маленькая Мадонна», «все так же печально» выглядывающая из темной зелени старого ясеня, появится в концовке событийной части произведения после получения героем последней «маленькой записки» Аси со словами «Прощайте навсегда!». )

·               Проанализируйте портрет героини, постарайтесь выявить важную тургеневскую особенность: использование ключевого слова, которое играет свою роль в повествовании. (В портрете Аси это слова «что-то особенное», подтверждающиеся затем «черными, светлыми» глазами.)

·               Какова же Ася? Правда ли, она странная? В чем же ее странность? («Кудри на глаза падали», смех, поведение в первую ночь знакомства)

·               Вспомните ночь знакомства Н.Н. с Гагиным, попытайтесь нарисовать картину этой лунной ночи словесно (река, таинственный блеск, пахучий воздух, звуки вальса, а над всем этим – лунный серебряный столб через всю реку.) Почему только Ася увидела, что лодка разбила лунный столб на Рейне? Как следует понимать эту художественную деталь? (Разбитый лунный столб – это символ, который предвещает разбитую мечту Аси о любви, о полете. Это также символ разбитой жизни главных героев.)

·               Обратите внимание на то, когда Н.Н. начинает восхищаться природой. (Когда появляется Ася в главе четвертой.)

 Промежуточный вывод.  Ася как бы освещает все вокруг, с ней чувствуется живее, слышится звонче, человек становится счастливее.

          Понимает ли господин Н.Н., что Ася не пройдет мимо него в этой жизни? На основании чего он делает такой вывод? Почему, возвращаясь от Гагиных, он вспоминает Россию (глава IV)? Что есть русского в Асе? (Она смела, красива, стройна, безрассудна.)

·         Почему господину Н.Н. стало «чего-то жаль», когда в пятой главе он увидел Асю «совершенно русскою»? Чего? (Ему стало не хватать того, что раньше раздражало: Асиной неестественности, то есть светского, понятного поведения, которое свидетельствовало о том, что Ася неравнодушна к нему.)

·         Как формировался характер Аси? Обратите внимание на ее детство, определите, что передалось героине от матери? На что часто жаловалась начальница пансионата? («Не хотела подойти под общий уровень».)

·         Какие изменения произошли в девушке после встречи с господином Н.Н.?

·         Что привлекло господина Н.Н. в Асе? («Все существо ее стремилось к правде, ее душа мне нравилась».)

·         Проанализируйте первый разговор господина Н.Н. и Аси (глава IX). Какова интонация первого задушевного разговора? (Светлая, но печальная)

·         Почему возникает такое настроение? Ведь, казалось бы, тропинка друг к другу не найдена. Обратите внимание на художественные детали: цвет и свет, слова, которые произносят герои. Найдите ключевой образ. (Ключевой образ – образ летящей птицы)

Промежуточный вывод.  Задушевным этот разговор является лишь для Аси: именно она открывает душу, а не герой. Он не испытывает того, что чувствует Ася, не понимает, почему, цитируя Пушкина, Ася заменяет слово «нянею» на слово «матерью». Видно, что эти два человека не предназначены судьбою друг для друга. 

·         Проанализируйте сцену разрыва (глава XVI). Каковы цвет и свет в ней? Что и как говорят герои? Почему Ася на свидании «словно мертвая птица», ведь она надеется на любовь? (Этот ключевой образ птицы помогает понять основную мысль писателя: не судьба! Ася убегает, понимая, что любовь не будет иметь продолжения. На протяжении всей повести автор подводит нас к этому выводу через художественные детали, подчеркивающие несоответствие мироощущения Аси и господина Н.Н.)

 Сопоставление

Он

Она

Веселый

Любуется

Вошел

Не думал ни о чем

Ему очень хорошо

смеется

Печальная

Боится

Хочет бежать

О многом думала

Мысль о смерти

Дает клятву

·         Почему Гагин убежден, что свадьбы не будет? (Гагин видит, что Н.Н. ступает по правилам, а любовь правил не терпит. Кроме того, господин Н.Н. – человек, воспитанный обществом, он не решится пойти против этого общества.)

Промежуточный вывод. Любовь – это нарушение всех правил, буря чувств, лунный свет и лунный столб, который разбил Н.Н. Разбил -  и Аси нет! А кто есть? Вспомним: после разрыва Ася не появляется, мы ее не видим. Почему? А потому ,что родилась новая женщина – Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир «светлыми черными глазами», не будет «наклоняться с забавной нежностью», не будет «смеяться тихим легким смехом», не будет мечтать о полете. Да. В ней останется миловидная грация (Анна), но Аси уже не будет.

2.     Составление опорной схемы «Становление характера Аси» на мультимедийной доске

Становление характера Аси

 

10. Ася не прежняя девочка – она сильная натура, собирает все свои силы и порывает с Н.Н.

9.Узнав о невозможности любви с Н.Н., рыдает и выбегает из комнаты

8.Узнает, что любовь ее безответна, и просит брата увезти ее, пока она не умерла

7.Стала тихой, грустной, молчаливой, лицо приобрело озабоченный вид

6.Не позволяет себе ни одной детской выходки (даже смеяться стала меньше)

5.Превращение кокетливой девчонки в простую девушку

4.В поведении появляется напряженность и наигранность (глупые шалости)

3.Переход от осторожности к общению с Н.Н. Перестает остерегаться

2.Осторожность и боязнь по отношению к Н.Н.

1.Свободна и независима при знакомстве с господином Н.Н.

 V.               Подведение итогов урока. Рефлексия 

·         Что же характерно для Аси как обобщенного образа «тургеневской девушки»?

Возможные ответы учащихся

·         Душа, которую невозможно не полюбить.

·         Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства.

·         Устремленность в будущее.

·         Сильный характер, готовность к самопожертвованию.

·         Активность и самостоятельность в решении своей судьбы.

·         Строгое отношение к жизни и предчувствие неизбежности возмездия за стремление к личному счастью.

 …………………………………………………….

 

  •  Почему действие повести происходит в Германии? Какова роль пейзажа?

(Романтический пейзаж соответствует душевному состоянию героя. Влияние немецких поэтов-романтиков.)

  •  Какой пейзаж предшествует появлению Гагиных? Когда состоялось первое знакомство с Асей?

(Ночь, луна, мелодия вальса)

  •  Почему?

(Должно случиться что-то особенное)

  •  Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе (запах конопли)?

(Россия. Грусть по родине. Ностальгия.)

  •  Почему вызвал мысли об Асе?

(Не такая, как все. Особенная. И “умом Россию не понять, аршином общим не измерить... ” - были и такие ассоциации — Асю тоже “аршином общим не измерить”.)

Ш. “Что за хамелеон эта девушка!”

Цель: характеристика образа главной героини; ответить на вопросы: Почему эта история так запомнилась рассказчику? Что связано с Асей?

  •  Обратимся к главе V. Снова мысли о России и об Асе. Какие ассоциации вызывают эти строки?

(А.С. Пушкин “Евгений Онегин”: Татьяна, русская душою, ...)

  •  Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной?

(гл. IX- Ее душа мне нравилась; - А я хотела бы быть Татьяной.)

  •  Назовите черты сходства.

(“как лань лесная, боязлива” Татьяна, Ася дичится; читала французские романы, “русская душою ”, любовь к природе, первой призналась в любви, “Ваша! ”, решительность, естественность поведения, искренность, драматическая развязка отношений главных героев)

 

- Перечислите “странности” Аси.

(с помощью мультимедиа-проектора (презентация) воспроизводим 1 и 2 колонки таблицы

Г лавы

“Странности”

Причины

II

Было что-то свое, особенное. Дичилась.

Ни одно мгновение не сидела смирно.

Г л. VIII. История семьи Г агиных. Осознает двойственность своего положения.

Искренна, не умеет лукавить. Естественна.

Она вся - чувства и эмоции.

IV

Поливает цветы на развалине.

Как коза лазит.

Самое изменчивое лицо.

Страсть знакомиться с людьми круга “низшего”.

V

Показалась совершенно русской девушкой. Что за хамелеон эта девушка!

VI

Полузагадочное существо.

 

  •  Может быть, Ася просто кокетничает? Ведь Н.Н. ей нравится?

(Нет, это не в ее характере. Сам Н.Н. потом говорит: “Если бы она кокетничала, она бы не уехала. ”)

  •  Гл.VШ. расскажите историю семьи Гагиных.

(Ася - дочь крестьянки и барина. До 8 лет воспитывалась матерью в строгости. Введена отцом в общество. Уже не крестьянка, но и барыней не станет никогда. Двойственность положения.)

  •  Почему Гагины уехали за границу?

  •  Каковы же истинные причины “странностей” Аси?

(Заполняем 3 колонку таблицы в тетради и проецируем на экран. См. презентацию)

  1. Композиция и сюжет повести.

Пель: помочь понять учащимся, как особенности построения повести помогают раскрыть главную мысль автора и раскрыть характеры героев и их взаимоотношений.

  •  Давайте проследим, как разворачиваются события в повести. Совпадают ли сюжет и композиция произведения?

В тетрадях учащихся и на экране должна появиться такая таблица:

Композиция

Сюжет

I Воспоминания Н.Н.

Завязка

II Знакомство с Гагиньтми.

Ill - VII Продолжение знакомства. “Странности” Аси

Развитие событий

VIII История семьи Г агиных

IX-XV Любовь

ХУЮвидание и объяснение

Кульминация

XVII - XX Переживания героя. Ночь после объяснения.

 

XXI Утро после свидания. Уехали!

 

XXII Воспоминания Н.Н.

 

 

Кольцевая композиция

 

  •  Почему автор выбрал кольцевую композицию?

(25-летний Н.Н. не мог до конца осознавать произошедшее. Все оценки в повести дает 45-летний Н.Н. Любовь к Асе - прекрасное воспоминание. Такого в его жизни больше не было.)

  •  Какого элемента сюжета нет?

(Развязки)

-То есть сюжет повести закончился кульминацией. Почему?

(гл. XX. “У счастья нет завтрашнего дня; у него пет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновенье. ’’)

На этом этапе уже некоторые учащиеся могут высказать предположение о теме урока.

  1. Главный герой повести - Н.Н.

Цель: понять причины, помешавшие Н.Н. признаться Асе в любви.

  •  Если Ася = Татьяна (во многом), то Н.Н. = Евгений Оегин?

(Нет. Разница очевидна. Онегин - зрелый человек, сформировавшаяся личность. Н.Н. очень молод, он еще не искушен нив любви, ни в “светскости”.)

  •  Кто же он - главный герой повести?

(Таблица в тетрадях и на экране)

25 лет

45 лет

Был молод.

Меня занимали исключительно люди. Искал уединения.

Был поражен в сердце молодой вдовой. Романтик в душе.

“Сестра ли она ему?” крылья любви.

Обсуждает с Гагиным отношения с Асей. Не решился признаться.

“Завтра буду счастлив!”

Будущее казалось беспредельным.

Молодость ест пряники золоченые...

О, я безумец!

Я не сказал ей, что я ее люблю.

Чувство, возбужденное Асей, не повторилось никогда!

Храню цветок гераниума...

Боязнь ответственности.

Светлые воспоминания.

 

  •  Ответьте на последний вопрос рассказчика: (гл. XXII) Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?

(Светлые воспоминания. “У счастья нет завтрашнего дня...” XXгл.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!