15 мин | Актуализация знаний | 1. Фронтальный опрос. 1) Какие существуют признаки правового государства? 2) Дайте краткую характеристику правового государства. 3) Какова цель правового государства? 4) Дайте краткую характеристику гражданского общества. 5) Какова цель политических партий? 6) Что такое Концепция правовой политики РК? 7) Что такое Концепция Национального плана действий в области прав человека в РК? (проверка домашней работы). | Ответы на вопросы. | Формативное (взаимное оценивание) | Критическое мышление (вопросы, открытого и закрытого типа) | Оценочные листы, доп. мат. |
Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – § 9, стр. 39-43 (учебник) 1. Работа с текстом (чтение). Защита прав и свобод человека. Права и свободы граждан, отмеченные в конституции и других законах, не всегда реализуются сами по себе, но они предоставляют гражданам юридическую возможность. Для реализации этой возможности нужны гарантии, которые предусматриваются государством, находятся под его надзором и контролем. Благодаря этим гарантиям гражданин может использовать свои права и свободы в своих личных, а также общественных интересах. Политические гарантии дают возможность гражданам реализовать свои политические права и свободы. Граждане имеют право выдвигать кандидатов в депутаты в парламент, в местные маслихаты, создавать политические партии и другие общественные объединения. Таким образом граждане могут беспрепятственно пользоваться своими правами и свободами. Если же какой-нибудь государственный орган или должностное лицо пытается воспрепятствовать гражданам пользоваться своими политическими правами, они имеют право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права. Поэтому все граждане должны знать механизмы осуществления своих прав через суд и уметь их отстаивать. Кроме политических прав и свобод граждане могут защищать через суд и другие свои права и свободы. К ним относятся и право на свободу труда, образование, социальное обеспечение, охрану здоровья и др. Гарантии защиты прав и свобод граждан. Главной гарантией прав и свобод граждан является недопустимость ограничения этих прав и свобод. На возможность ограничения и лишения прав и свобод указывается только в конституции, согласно которой такие ограничения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения, и только временно. Конституция твердо установила, что не должны применяться законы, другие нормативные акты, которые не опубликованы в установленном порядке. Граждане республики должны знать, какие нормативные акты приняты или принимаются в парламенте. Конечно, граждане могут и не знать опубликованных законов, но и незнание закона не освобождает людей от ответственности за их нарушение. Это одно из положений, которое должно быть усвоено со школьной скамьи. Основной гарантией прав и свобод граждан, реальным условием их претворения в жизнь является деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, основанная на строгом выполнении возложенных на них задач. Все государственные органы существуют для того, чтобы создавать условия для использования гражданами прав и свобод. Иначе говоря, их основной целью является защита законных прав граждан. В условиях перехода к рыночным отношениям все более расширяется гарантирующая роль государства. Государство, его органы должны защищать граждан, их права и свободы не только от бюрократов, волокитчиков, лихоимцев, недобросовестных своих служащих, но и от частных лиц, становящихся частными собственниками, приобретающих возможность использовать чужой труд. Со стороны хозяев частной собственности тоже возможны посягательства на права и свободы граждан. В истинно демократическом государстве человек должен учиться защищать свои права, не боясь высказывать свое мнение в любой форме (письменной, устной) о политике государства, о деятельности государственных органов, о недостойном или преступном поведении должностных лиц. Разумеется, такую свободу нельзя путать со все дозволенностью, высказывание правды — с клеветой. И слова, и действия граждан не должны нарушать закон, наносить ущерб правильным действиям государственных органов, должностных лиц. Если граждане поступают законно, их нельзя преследовать. 2. Приём «Концептуальная таблица». Опираясь на текст, проанализировать проблему, заполнить концептуальную таблицу и систематизировать информацию, выявляя существенные признаки изучаемых явлений. Определите виды омбудсменов в Республике Казахстан. 3. «Мозговой штурм». 1) Какие международные правозащитные организации вы знаете? 2) Как можно усовершенствовать механизмы защиты прав и свобод граждан? 3) Назовите органы, обеспечивающие защиту прав человека в Казахстане 4) В чём проявляется равенство граждан перед законом? 4. Заполнить таблицу «Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в Казахстане». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: § 9 учить, выполнить задания по уровням сложности. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |