СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по основам права на тему «Уголовные правонарушения против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «Основы права» на тему «Уголовные правонарушения против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина» для учащихся 11 класса в рамках обновленной учебной программы по основам права.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по основам права на тему «Уголовные правонарушения против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина»»

Дата:

03.12. 2021

Предмет, класс

Основы права, 11 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Уголовные правонарушения против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина

Основная идея

Рассмотреть и квалифицировать деяния лиц в соответствии с нормами уголовного права Республики Казахстан.

Цели:

11.2.4.1 - квалифицировать деяния лиц в соответствии с нормами уголовного права Республики Казахстан

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для позитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

1) Что такое земля?

2) Раскройте понятие «земельное право».

3) Что такое собственность на землю?

4) Раскройте понятие «земельные правоотношения».

5) Что такое земельный фонд Республики Казахстан?

6) Назовите источники земельного права.

7) Что такое предмет земельного права?

8) Назовите методы правового регулирования земельного права.

9) Раскройте понятие «государственная собственность на землю».

10) Раскройте понятие «право частной собственности на землю».

(проверка домашней работы)

Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – § 23, стр. 107 - 112 (учебник)

1. Работа с текстом (чтение).

Реализуя положения Конституции Республики Казахстан, Уголовный кодекс в качестве приоритетной задачи выделяет охрану прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 УК РК).

В главе 3 УК РК объединены нормы об уголовных правонарушения, посягающих на конституционные права и свободы человека и гражданина. Безусловно, в данной главе помещены не все нормы, охраняющие права и свободы человека и гражданина, поскольку, например, жизнь, здоровье охраняются нормами, включенными в гл. 1 УК РК, интересы собственности – в гл. 6 УК РК и др. Все охраняемые уголовным законом конституционные права и свободы человека и гражданина, несмотря на их разобщенность по главам, образуют видовой объект уголовного правонарушения – совокупность конституционных прав и свобод. Весьма важно, как подчеркивает Лебедев В. А. , «. . что конституционное провозглашение прав и свобод высшей ценностью в реальной жизни еще не означает их эффективного осуществления, поскольку требуется действенный механизм их реализации, обеспечения охраны и защиты с позиций гарантий прав личности».

Как отмечалось Конституционным советом РК, законодатель при установлении уголовной ответственности обязан исходить из конституционных пределов допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина, не искажая существа конституционных прав и свобод и не вводя таких ограничений, которые не согласуются с конституционно определенными целями.

Непосредственный объект данной группы уголовных правонарушений – конкретное конституционное право или предоставленная законом свобода, на которую посягает конкретное уголовное правонарушение. В ряде составов имеются дополнительные объекты, о которых применительно к конкретным статьям речь пойдет ниже.

Объективная сторона уголовных правонарушений выражается в действии, реже – в бездействии. Более половины включенных в главу норм являются формальными составами, оставшаяся часть норм – это материальные составы. В первом случае начало преступных действий образуют оконченное преступление, во втором случае – необходимо устанавливать взаимосвязь общественно опасного деяния (действия или бездействия) и наступивших общественно опасных последствий и причинную связь между ними.

Обязательным признаком нескольких статей (ст. 149, 151 УК РК) является способ совершения уголовного правонарушения.

Субъектом уголовных правонарушений против конституционных прав и свобод человека и гражданина является физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. В ряде составов преступлений – субъект специальный, например должностное лицо.

Субъективная сторона уголовных правонарушений, посягающих на конституционные права и свободы, характеризуется прямым или косвенным умыслом, лишь одно преступление (ст. 156 УК РК) может быть совершено по неосторожности (легкомыслию или небрежности).

Мотив уголовных правонарушений в качестве обязательного признака указан только в ст. 142, 148 УК РК, в остальных составах его установление не обязательно.

Цель уголовного правонарушения не является обязательным признаком рассматриваемых составов.

В зависимости от сферы конституционного права или предоставленной свободы формируются непосредственные объекты преступления. По этому признаку традиционно выделяют преступления посягающие:

а) на политические права и свободы (ст. 145, 150, 151, 155, 158 УК РК);

б) на социально-экономические права и свободы (ст. 152, 153, 154, 156, 157 УК РК);

в) на личные права и свободы человека и гражданина (ст. 145-149, 159 УК РК).


2. Приём «Концептуальная таблица».

Опираясь на текст, проанализировать проблему, заполнить концептуальную таблицу и систематизировать информацию, выявляя существенные признаки изучаемых явлений.

Определите конституционные права и свободы человека и гражданина Республики Казахстан.


3. Стратегия «Лови вопросы»:

1) Что такое конституционные права и свободы?

2) Раскройте понятие «равноправие».

3) Кто является субъектом уголовных правонарушений против конституционных прав и свобод человека и гражданина?

4) Раскройте понятие «объект уголовных правонарушений против конституционных прав и свобод человека и гражданина».

5) Что такое субъективная сторона уголовных правонарушений, посягающих на конституционные права и свободы?

6) Что такое объективная сторона уголовных правонарушений, посягающих на конституционные права и свободы?

7) Назовите уголовные правонарушения, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина.


4. Заполнить таблицу «Виды уголовных правонарушений, посягающих на конституционные права и свободы человека и гражданина Республики Казахстан».

Вопросы исследования:

1) Преступления, посягающие на политические права и свободы;

2) Преступления, посягающие на социально-экономические права и свободы;

3) Преступления, посягающие на личные права и свободы человека и гражданина.



Ученики в парах анализируют новый материал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.


Формативное (взаимное оценивание)









Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения



Критическое мышление


Лидерство



Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: Ибраева А.С. и др. Основы права. Учебник для 11 кл. общеобразовательных школ. ЕМН. / – Алматы: Мектеп, 2020. – 304 с.

РЕФЛ

Е

К

СИЯ

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: § 23, стр. 107 - 112 учить, выполнить задания по уровням сложности.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!