Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – § 23, стр. 107 - 112 (учебник) 1. Работа с текстом (чтение). Реализуя положения Конституции Республики Казахстан, Уголовный кодекс в качестве приоритетной задачи выделяет охрану прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 УК РК). В главе 3 УК РК объединены нормы об уголовных правонарушения, посягающих на конституционные права и свободы человека и гражданина. Безусловно, в данной главе помещены не все нормы, охраняющие права и свободы человека и гражданина, поскольку, например, жизнь, здоровье охраняются нормами, включенными в гл. 1 УК РК, интересы собственности – в гл. 6 УК РК и др. Все охраняемые уголовным законом конституционные права и свободы человека и гражданина, несмотря на их разобщенность по главам, образуют видовой объект уголовного правонарушения – совокупность конституционных прав и свобод. Весьма важно, как подчеркивает Лебедев В. А. , «. . что конституционное провозглашение прав и свобод высшей ценностью в реальной жизни еще не означает их эффективного осуществления, поскольку требуется действенный механизм их реализации, обеспечения охраны и защиты с позиций гарантий прав личности». Как отмечалось Конституционным советом РК, законодатель при установлении уголовной ответственности обязан исходить из конституционных пределов допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина, не искажая существа конституционных прав и свобод и не вводя таких ограничений, которые не согласуются с конституционно определенными целями. Непосредственный объект данной группы уголовных правонарушений – конкретное конституционное право или предоставленная законом свобода, на которую посягает конкретное уголовное правонарушение. В ряде составов имеются дополнительные объекты, о которых применительно к конкретным статьям речь пойдет ниже. Объективная сторона уголовных правонарушений выражается в действии, реже – в бездействии. Более половины включенных в главу норм являются формальными составами, оставшаяся часть норм – это материальные составы. В первом случае начало преступных действий образуют оконченное преступление, во втором случае – необходимо устанавливать взаимосвязь общественно опасного деяния (действия или бездействия) и наступивших общественно опасных последствий и причинную связь между ними. Обязательным признаком нескольких статей (ст. 149, 151 УК РК) является способ совершения уголовного правонарушения. Субъектом уголовных правонарушений против конституционных прав и свобод человека и гражданина является физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. В ряде составов преступлений – субъект специальный, например должностное лицо. Субъективная сторона уголовных правонарушений, посягающих на конституционные права и свободы, характеризуется прямым или косвенным умыслом, лишь одно преступление (ст. 156 УК РК) может быть совершено по неосторожности (легкомыслию или небрежности). Мотив уголовных правонарушений в качестве обязательного признака указан только в ст. 142, 148 УК РК, в остальных составах его установление не обязательно. Цель уголовного правонарушения не является обязательным признаком рассматриваемых составов. В зависимости от сферы конституционного права или предоставленной свободы формируются непосредственные объекты преступления. По этому признаку традиционно выделяют преступления посягающие: а) на политические права и свободы (ст. 145, 150, 151, 155, 158 УК РК); б) на социально-экономические права и свободы (ст. 152, 153, 154, 156, 157 УК РК); в) на личные права и свободы человека и гражданина (ст. 145-149, 159 УК РК). 2. Приём «Концептуальная таблица». Опираясь на текст, проанализировать проблему, заполнить концептуальную таблицу и систематизировать информацию, выявляя существенные признаки изучаемых явлений. Определите конституционные права и свободы человека и гражданина Республики Казахстан. 3. Стратегия «Лови вопросы»: 1) Что такое конституционные права и свободы? 2) Раскройте понятие «равноправие». 3) Кто является субъектом уголовных правонарушений против конституционных прав и свобод человека и гражданина? 4) Раскройте понятие «объект уголовных правонарушений против конституционных прав и свобод человека и гражданина». 5) Что такое субъективная сторона уголовных правонарушений, посягающих на конституционные права и свободы? 6) Что такое объективная сторона уголовных правонарушений, посягающих на конституционные права и свободы? 7) Назовите уголовные правонарушения, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина. 4. Заполнить таблицу «Виды уголовных правонарушений, посягающих на конституционные права и свободы человека и гражданина Республики Казахстан». Вопросы исследования: 1) Преступления, посягающие на политические права и свободы; 2) Преступления, посягающие на социально-экономические права и свободы; 3) Преступления, посягающие на личные права и свободы человека и гражданина. | Ученики в парах анализируют новый материал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: Ибраева А.С. и др. Основы права. Учебник для 11 кл. общеобразовательных школ. ЕМН. / – Алматы: Мектеп, 2020. – 304 с. |
РЕФЛ Е К СИЯ | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: § 23, стр. 107 - 112 учить, выполнить задания по уровням сложности. | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники | Самооценивание и взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |