Разработка урока по ОРКСЭ на тему: «Сретение Господне».
Цель: Формирование познавательного интереса учащихся к православной
культуре русского народа, знакомство с историей православного праздника «Сретение Господне» Задачи урока:
Познакомить детей с особенностями православных праздников; Приобщить учащихся к истории, культурному наследию нашей Родины; Развивать коммуникативные навыки учащихся. Личностные УУД Эмоциональность, чувство прекрасного, любовь и уважение к Отечеству, интерес к предмету, осознание того, что делаешь. Регулятивные УУД Осознание цели деятельности; последовательности действий; предположение результата Познавательные УУД Умение находить ответы на поставленные вопросы, умение делать выводы в результате совместной работы Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение делать выводы в результате совместной работы
Коммуникативные УУД Планирование общения, способов взаимодействия с учителем и одноклассниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества. Умение оформлять мысль в устной и письменной форме; умение слушать и понимать собеседника
Ожидаемые результаты:
осознавать внутренний, духовно-нравственный смысл православного праздника, соблюдать русские национальные традиции.
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Сретение Господне»,видео.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
Доброе утро! Я очень рада вас сегодня видеть. На улице морозно и солнечно. Ведь середина февраля на дворе. А у нас в кабинете тепло и уютно.
Вначале было слово.
Оно было у Бога.
То было Божье слово.
То было слово - Бог!
Великое начало
Писания святого,
Из времени былого
Принёс нам Божий слог!
(Леонид Брайловский )
- Сегодня мы продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах.
2. Мотивация учебной деятельности.
Дети,бывало ли с вами так, встретившись с хорошим человеком, у вас остаётся это в памяти надолго. Вот и в Иерусалиме жил старец Симеон. Бог сказал ему , что он не умрет. Пока не увидит Спасителя Господня. Симеон долго ждал исполнителя обещания Божия. И вот Мария и старец Иосиф понесли Иисуса Христа в храм, когда ему было 40 дней, чтобы поблагодарить Бога за его рождения. Симеон взял младенца на руки, восхвалил Бога и сказал:» Теперь,Господи ,я могу спокойно умереть, потому что я увидел Спасителя».
(Колокольный звон)
«Сретение Господне» авт. С. Высотская (слайд 1)
Церковь празднует сегодня
Праздник Сретения Господня
Льется колокольный звон.
В храме старец Симеон Мальчика Христа встречает
И как Бога величает. -Дети, о каком празднике пойдёт сегодня речь?
-Сегодня мы познакомимся с замечательным праздником -
Сретением Господним. «Сретение» в переводе с церковнославянского языка
означает встречу и символически указывает на одно из значимых событий в
земной жизни Иисуса Христа. Праздник Сретения – это праздник встречи. (слайд 2) 3. 3.Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.
Старец Симеон тоже не знал, что ему предстоит прожить почти 300 лет, но все в руках Божиих. В память об этой встрече, 15 февраля, отмечают праздник, который называется Сретенье Господне. Праведного старца Симеона называют Богоприимцем, принявшим на свои руки Иисуса Христа.
Симеон с радостью и со слезами на глазах взял Младенца на руки и произнес:
«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром,ибо видели очи мои спасение Твоё,которое Ты уготовал пред лицом всех народов,свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.»
Песнь Симеона Богоприимца носит благодарственный характер. Симеону «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (слайд 3 ,видео ««Ныне отпускаешь раба Твоего..»)
4.Усвоение новых знаний.
1)Работа по учебнику. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (Икона «Сретенье Господне» слайд 4) - Скажите, кто изображен на иконе?
-Можем ли мы, глядя на икону узнать какое радостное событие, произошло в жизни этих людей. -Что это за событие?
-А кто стоит у храма?
-Старец просто стоит, или встречает кого - то?
-Как вы думаете, кого вышел встретить Старец?
-Скажите, пожалуйста, как называется этот момент?
Встреча – это радостное событие (на церковном языке – Сретение).
Икона «Сретенье Господне» имеет большое значение для христиан, отображая событие встречи Нового завета с Ветхим. Праздник Сретения входит в число важнейших двунадесятых христианских праздников. На иконе «Сретения» изображается момент принесения Богородицей младенца Христа во храм, имеющий глубокий смысл. Сретение — это счастливое событие, символизирующее встречу всего человечества в лице праведного старца с Богом. Сама икона «Сретения» выглядит нарядно и празднично, в ее написании преобладают теплые оттенки, а присутствующий красные цвет символизирует торжественность происходящего момента.
2)Стихотворение , посвящённое празднику Сретение Господне, читает ученик.
Вот светлый праздник наступил!
Восславим Сретение в веках –
Ведь Старца Бог благословил
Держать Младенца на руках!
Как много лет ждал Симеон,
Ведомый Дланию Творца;
И, наконец, дождался Он,
И ликованью нет конца!
Настал тот долгожданный миг –
Святой Младенец явлен был,
И светлый луч во тьме возник;
Ликуйте, люди, что есть сил!
Великой Встреча та была
И Благодати нет конца!
Дорога к Богу привела –
Исполнен Замысел Творца!
2)Традиция освящения свечей ( слайд 5) В праздник Сретения Господня принято освещать свечи. Это древний чин, который в православной традиции совершается в знак очищения мира Светом Христова Евангелия.
Традиция происходит от древнего обычая устраивать в день Сретения
шествие, наподобие крестного хода, с зажженными светильниками.
Сретенские свечи хранятся бережно весь год и возжигаются во время домашней молитвы. Эта свеча – оберег от огня и молнии, ее зажигали и ставили перед иконами во время грозы, чтобы уберечься от пожара. Когда приходили из церкви на Сретение, свечу
обязательно зажигали в доме – чтоб весеннее половодье не испортило
урожай, чтоб мороз не заморозил деревья. Хранят Сретенские свечи бережно
весь год.
3) Народные приметы и поверья. ( слайд 6)
В народе существует поверье, что на праздник Сретение –
зима с весной встречается, время зимы уже проходит и она должна уступать
свое место весне. Уже заметно прибавился день.
Немало придумано было поговорок, связанных со Сретением: «Зима весну
встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотенья только потеет»,
«Сретенье — зима с летом встретились».
5.Закрепление изученного материала.
1) Работа в группах.
Собери пословицу.(Раздаются разрезные пословицы, нужно собрать слова в правильном порядке)
«Сретенье — зима с летом встретились», «Солнце на лето, зима на мороз».(слайд 7)
2) Проверка по эталону.
3)Эссе на тему: «Праздник Сретение» (Не более пяти предложений)
4)Чтение сочинений.
5) Составление синквейна.
Сретение
православный, зимний
празднуем, радуемся, встречаем
Значимае событие в жизни всего православного народа.
праздник
- О каком православном празднике мы сегодня говорили?
- Когда отмечается праздник Сретение Господне?(слайд 8)
6.Рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало
фразы из рефлексивного экрана
на доске:
1.Сегодня я узнал..(слайд 9)
2. Понял, что...
3.Теперь я могу...
4.Я люблю...
5.Мне захотелось..
7.Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию на тему: «Как мы семьёй отмечаем праздник Сретение Господне»
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу. (слайд 10)