Урок нравственности: « Моя малая Родина – Крым» Учитель Ибрагимова Зарима Ибрагимовна
ЦЕЛИ: - Проверить уровень усвоения программного и дополнительного учебного материала, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину- Крым, прививать интерес к историческому, краеведческому и культурному наследию; - Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе, Крыме. - Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье. ЗАДАЧИ: - активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории родного края; -обогащать и систематизировать знания детей о Родном крае; - развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям Крыма; - способствовать проявлению творческой активности, формированию патриотизма, любви к Родине, стремлении приумножать природное и культурно-исторического наследия; - развивать творческое воображение и фантазию детей. Оборудование: Интерактивная доска, фотографии с видами родного края.
Сценарий классного часа.
I. Организация класса. Эмоциональный настрой. - Посмотрите, ребята, друг на друга, улыбнитесь, и с хорошим настроением мы начнём сегодняшнее занятие.
II.Подготовка к восприятию материала. Сообщение темы занятия. 1. Вступительное слово учителя. ( на доске буквы) - Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Но тему нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, когда составите слово из букв. (РОДИНА)
III. Актуализация опорных знаний 1. Работа по теме классного часа. - Какое слово получилось? Прочитайте тему занятия на доске. О чем будем говорить? - Что такое Родина для каждого из вас? ( Родина – это место, где мы родились, это самое дорогое место для человека. Родину не выбирают. Родину мы должны всем сердцем любить. А если ей будет угрожать опасность, мы должны её защищать ).
2. Работа со словарём - А теперь узнаем значение слова Родина по словарю, совпадает ли оно с вашим мнением. ( с. 127 словаря. дети читают значение слова) - Скажите, а как по-другому можно назвать Родину.(дети называют синонимы)
3.Рассказ учителя: - Конечно, Родина- это страна, в которой человек родился и является её гражданином. Но у каждого человека есть сердцу милый, свой маленький уголок, город или село, дом, где он родился и вырос, сделал свои первые шаги. Это его маленькая Родина. Вот из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая большая Родина.
- Кто скажет, как называется наша большая Родина ? Её столица? ( Россия, Москва) (Слайд № 1) - А как называется наша малая Родина, край в котором мы живём? ( Республика Крым) - Назовите её столицу? (Симферополь) - Сегодня мы с вами поговорим о родном уголке, в котором живем, который дорог нашему сердцу. Где бы мы не были б, нас всегда будет тянуть сюда. Мы будем помнить его всю жизнь, потому что « Крым – это наша малая Родина. (Слайд № 2) Для России Крым – частица А для нас – родительский дом. И мы рады, что можем гордиться Малой Родиной, где мы живем.
5. Мозговой штурм - Подумайте и скажите слова и фразы, которые ассоциируется со словом Крым, т. е. те слова и фразы, которые приходят в голову к слову Крым (какие картины всплывают к слову Крым). - Пожалуйста, поделитесь своими мыслями о Крыме.
К Р Ы М
Приблизительные ответы детей: «Крым – это… ». Дети отвечают одним словом (лес, горы, море, поле, чистое небо, река, родной дом, улица, семья, друзья, родная школа, учитель, одноклассники, здравницы, крепости, виноградники и др.Учитель вывешивает картинки к этим словам. Получается ассоциативный куст с картинками)
IV. Работа над темой занятия 1 Географическое положение Крыма (рассказывает один из учеников) (Слайд № 3) На крайнем юге европейской части в Чёрное море глубоко вдаётся полуостров, напоминающий неправильный четырёхугольник. Это Крым. Он невелик. Его площадь около 27 тысяч квадратных километров. Крым равно удалён как от Северного полюса, так и от экватора. (Слайд № 4) На севере узким Перекопским перешейком он соединён с материком, на юге и западе его омывают воды Чёрного моря, на северо – востоке - воды Азовского моря, а с востока – воды Керченского пролива. На территории Крыма имеются два небольших полуострова — Керченский на востоке и Тарханкутский на западе. В северной и центральной части он равнинный, а ближе к югу появляются невысокие горы ( предгорье), которые постепенно переходят в высокие горы. За горами вдоль моря тянется узкая полоска земли – Южный берег Крыма. 2.(Слайд № 5) Крым не зря называют- жемчужиной мира, потому что на полуострове сосредоточенны очаровательной красоты природа, разнообразие климата (от степного до субтропического) и древнейшие памятники. 3.( Слайд № 6) Природа Крыма уникальна. 4.( Слайд № 7 ; 8) загадка и степи Крыма -Посмотрите как красивы бескрайние крымские степи, особенно весной, когда всё цветёт. 5.(Слайд № 9; 10) загадка и леса Крыма - Посмотрите, как удивительно красивы наши крымские леса. 6.(Слайд № 11; 12; 13; 14) горы Крыма - Уникальны наши Крымские горы. Гора Сокол (Куш-Кая) по дороге в Новый Свет. Ак-кая ( Белая скала)- эта достопримечательность создана самой природой и представляет собой белоснежный утёс возвышающейся над долиной горной реки Биюк-Карасу (Белогорский район). Гора Аю-Даг ( гора Медведь) является заказником республиканского значения. У подножия горы расположен детский лагерь «Артек». Гора Демирджи в переводе с крымскотатарского означает «Кузнец». На западном склоне горы Демирджи находится Долина Приведений. Это каменные фигуры, образованные при помощи выветривания и напоминают своими формами таинственные фигуры людей и животных. Долина Приведений является природным памятником республиканского значения. Гора Ай- Петри ( Святой Пётр с греческого), высота 1234 м, самая ветреная точка Крыма. Самая высшая точка Крымских гор – это вершина Роман-Кош (1545 м ). - Крымские горы очень красивы и имеют причудливые очертания созданные самой природой.(гора Кошка в Симеизе, Бакъа- Таш (скала Лягушка) в Судаке (село Дачное), скалы-близнецы Адалары в Гурзуфе близ горы Аю-Даг, «Золотые ворота»,находящиеся у потухшего вулкана Карадаг. 7.( Слайд № 15; 16) Исторические памятники Крыма - Крым имеет многовековую историю. На полуострове сохранены исторические памятники архитектуры, дворцы с парковыми зонами, Никитский ботанический сад. 8. (Слайды № 17; 18) Народы живущие в Крыму - На территории Крыма проживают более 125 национальностей. -Кто знает, какие языки являются государственными в Республике Крым? (русский, украинский, крымскотатарский) - Согласно статье 10 Конституции Республики Крым , государственными языками являются русский, украинский и крымскотатарский. - Сейчас ребята нашего класса прочтут стихи о Родине на трёх государственных языках.(Дети читают стихи о Родине)
1) Моя земля! Мой Крым родной!
Из века в век всегда, ты, славен!
Своей историей живой,
Ты, очень многим странам равен.
Отчизны краешек особенный,
Долины, горы, хлеб и соль…
Для всех ты Крым,
А мне, ты, Родина.
Мой дом, судьба моя и боль.
Цвети мой край! И хорошей!
Как жизнь, мой Крым, ты людям нужен.
Чудесный уголок земли,
Мой полуостров тёплый, южный.
2) Къырым – бизим Ватанымыз. Ватан – бизим Анамыз. Биз Ватанны бу дюньяда Энъ мукъаддес саямыз.
3) Де б не поiхав, куди б не подався Ти не забудь i завжди пом ятай, Де у дитинствi мрiйливо гойдався. В серцi завжди Батькiвщину плекай!
9. Работа с пословицами в группах
- Народы, жившие в Крыму, издавна любили свой родной край. Всю свою любовь они передали в народной мудрости, в пословицах.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне- гласит русская пословица. - Де рiдний край, там i пiд ялиною рай – гласит украинская пословица. - Ватан – экинджи ананъ. Родина – вторая мать -гласит крымскотатарская пословица.
-А сейчас поработаем в группах. Соберите за две минуты пословицы о Родине и подумайте , каково их значение. Помните, что в группах нужно работать дружно, сплочённо, прислушиваться к мнению друг друга, работать тихо в полголоса.
1 группа: пословица «Если дружба велика, будет Родина сильна.»
2 группа: пословица «Кто за Родину горой, тот и герой.» 3 группа: пословица «Родина- мать , умей за неё постоять» 4 группа: пословица «Весь свет обошёл, а рай в родимом краю нашёл» - Каждая пословица передаёт любовь народа к Родине, его патриотизм. - А вы знаете, кто такой патриот и что такое патриотизм?
10.( Слайд № 19) ПАТРИОТ- человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. (словарь Д. Н. Ушакова) -Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины( словарь Ефремовой) ПАТРИОТИЗМ-Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.( словарь Ожегова)
V. Закрепление пройденного
Практическая работ:
- Сейчас мы повторим всё о чём мы сегодня узнали. Составим коллаж на тему: «Достопримечательности Крыма»
( Используя интерактивный метод « Незаконченное предложение», дети угадывают достопримечательность Крыма и прикрепляют открытку на карте к той области или городу, где она находится).
– А сейчас проверим, как вы хорошо знаете свой родной край. Мы составим коллаж на тему «Достопримечательности Крыма»
-Поиграем в игру, я начну предложение, а вы его закончите. Определите местонахождение достопримечательности изображённой на открытке и прикрепите на карту Крыма.
1. Жемчужина мира……………… Крым.
2. Столица Крыма……………….. Симферополь ( железнодорожный вокзал)
3. Визитная карточка Крыма…………….. Замок Ласточкино гнездо ( Ялта)
4. Исторический памятник в Судаке……..Генуэзская (Судакская) крепость
5. Исторический памятник крымских ханов……..Ханский дворец (Бахчисарай)
6. Памятник, воздвигнутый в память о кораблях, принесённых в жертву, чтобы прикрыть город от вражеских атак с моря………..Памятник Затопленным кораблям (Севастополь)
7. Вертикальная скалистая стена белого цвета, которая возвышается над долиной реки Биюк-Карасу и имеет название Ак-кая, что в переводе с крымскотатарского означает……..Белая скала ( Белогорск)
VI. Итог занятия ( Рефлексия)
1. Чтение учителем стихотворения Исмаила Гаспринского о Крыме ( Слайды № 20-28)
- И в заключении нашего занятия я хочу прочитать стихотворения Исмаила Гаспринского о Крыме. Его называют «Зеленый остров»
Прекрасный остров, чудесный Крым.
Он с легкокрылой стремительной чайкой,
Летящей над пенной волною, сравним.
Здесь все как в легенде: скалы, пещеры,
Лозы виноградной змеиный виток.
Реки, озера, степные просторы,
Весенней яйлы златотканный платок.
Здесь сказка застыла каменной глыбой.
Здесь в танце и музыке память племен.
Здесь счастье и радость, слезы и горе —
Развеянных ветром, забытых имен.
Здесь помнят былое и степи, и горы: Свист сабель и стрел, ураганы атак. Грудью встречал непогоду, невзгоды, Старый, седой великан Чатырдаг. Крым — родина наша, помните это. Души не жалейте ради нее. Пусть над зеленым островом нашим Мирное, доброе солнце встает!
2. Ребята, а что мы с вами сможем сделать для того, чтобы над нашим Крымом всегда вставало мирное доброе солнце. ( Жить в дружбе, не ссориться, уважать и чтить традиции и обычаи не только своего народа, но и других народов проживающих в Крыму, не обижать друг друга и др.)
3.- Так хочется, чтобы над нашей Родиной всегда было чистое голубое небо и сияло яркое доброе солнце. Давайте мы с вами подарим частичку нашей души, частичку солнышка нашей Родине. (Ребята выходят к доске и на карту Крыма приклеивают наклейки солнышка) (Слайд № 29)