СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по ОДНКНР в 5 классе "Дом и семья в исламе"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Дом и семья в исламе"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОДНКНР в 5 классе "Дом и семья в исламе"»

МКОУ «Васильевская СОШ»













Открытый урок по ОДНКНР в 5 классе

«Дом и семья в исламе»













Учитель: Дорохова Светлана Владимировна













Январь -2022 г.



Открытый урок по ОДНКНР в 5 классе

Тема урока: Дом и семья в исламе

Цель: дать представление о семье как группе живущих вместе близких родственников; как объединении людей, сплоченных общими интересами.


Задачи урока:


1.Познакомить с особенностями воспитания в мусульманской семье


2.Расширить и углубить знания учащихся о семье, семейных отношениях; сравнить уклад православной и мусульманской семьи.


3.Развивать у учащихся навыки культуры диалога, дискуссии.


4.Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям.


Планируемые результаты:


Предметные: учащиеся овладеют целостными представлениями о семье в исламе; научатся объяснять ключевые слова, связанные с семейными ценностями, научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейных укладов; анализировать и оценивать реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;


Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе; определять собственное отношение к явлениям жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей учетом конечного результата; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;


Личностные: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.


Оборудование: пакет с рабочим материалом, презентация, ноутбук, проектор.


Тип урока: открытия новых знаний.



Ход урока:



  1. Оргмомент

Добрый день, уважаемые, гости, добрый день, ребята! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке!

Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь начнем работать. Я вижу, что всё необходимое для урока у вас находится на столах.



  1. Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1 (Ромашка)

Ребята, обратите внимание на экран. Что это за цветок? Правильно – это ромашка. Давайте вспомним с вами праздник в России, символом которого является этот цветок.

(День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля)

Слайд 2 (семейные фотографии)

А что вы видите сейчас на экране? А что объединяет все эти фотографии, какое ключевое слово?

(семья)

При изучении раздела Православие мы познакомились с темой Дом и семья в православии

А хотели бы вы узнать об укладе жизни, традициях мусульманской семьи?

Неслучайно я начала наш урок с показа ромашки, семейных фотографий, вы догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Что такое семья?

В словаре С.И. Ожегова есть такое определение (зачитывает учитель)

  1. Сообщение темы и целей урока

Слайд 3 (тема урока) ученики записывают в тетради

Давайте определим цели урока

Слайд 4 (цели урока)

Цель: дать представление о семье как группе живущих вместе близких родственников; как объединении людей, сплоченных общими интересами


Задачи урока:


1.Познакомить с особенностями воспитания в мусульманской семье


2. Расширить и углубить знания учащихся о семье, семейных отношениях; сравнить уклад православной и мусульманской семьи.


3.Развивать у учащихся навыки культуры диалога, дискуссии.


4.Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям.


А ещё мы будем учиться сравнивать, анализировать и делать выводы.

  1. Актуализация имеющихся знаний по теме

У каждого человека есть свои ценности –это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден.

Ребята, вы можете сказать, что самое ценное в семье? Возьмите листочки в руки с ценностями, которые вам ближе и поместим их в семейную чашу.

(здоровье, любовь, дружба, счастье, семья, общение) – прикрепить к доске

Мудрые люди говорят «Любая дорога начинается с первых шагов, здание – с фундамента, а человек становится человеком только в семье.

  1. Изучение нового материала

Человек рождается, растет, взрослеет в семье. Семья учит различать добро и зло, порядок и беспорядок, силу и слабость. Семья учит видеть мир глазами родителей, уважать младших, почитать старших, мужчину и женщину, друга, соседа, гостя. Семья учит дружить, помогать, трудиться. У мусульман есть такая поговорка:

Слайд 5 «Кто семью свою ценит, тот оценит и свой род, и аул, и свой народ»

В священной книге мусульман – Коране сказано:

Слайд 6 (коран)

«Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям»

Сония к нам пришла в школу в сентябре, она мало говорит по - русски, но зато хорошо читает Коран. Сейчас она прочитает выдержку из Корана о родителях

В наших учебниках представлен интересный материал о роли каждого члена семьи. Скажите, а кто является главой семьи? Что значит глава?

Давайте откроем страницу 59 и прочитаем о роли отца в мусульманской семье.



На долю матери выпадает большая часть забот по воспитанию детей. В исламе уважение к матери и ценности материнства неразделимы. Один человек спросил пророка: «Кого я должен уважать в первую очередь?» Пророк ответил: «Мать». «А кого потом?», - спросил человек. «Мать», - ответил Пророк. «А кого после неё?». «Мать». А после этого?», - спросил человек. «Отца»

А сейчас послушаем одно предание, внимание на экран

«Три сына»



Почему старик увидел только одного сына?

Настоящая красота должна проявляться в поступках

Теперь откроем страницу 59 учебника и прочитаем о роли сына в мусульманской семье.

Кто может сказать, какова роль дочери в исламской семье?

Работа с учебником на уроке

Ребята, скажите, многим ли отличается мусульманская семья от православной?

Работа с учебником на странице 60 (учитель читает)

Ребята, а в ваших семьях сохранились такие взаимоотношения? Я знаю, что сейчас ваши папы проявляют к вам свою нежность и ласку открыто.

Учитель: Каждая религия учит устраивать семью по определенному порядку, по правилам, закрепляющим основы религиозного учения. Давайте сравним, совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

Слайд 7 (тексты и таблица)

Работа в парах и группах

Работа с текстами. У вас на столах находятся выдержки Учения православной церкви, и Учения Ислама. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо поставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте.


Текст 1:
Семья в православной культуре.
Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Уважение, смирение и терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Детей учат послушанию, почитанию старших, заботе друг о друге, милосердию и проявлению любви.



Текст 2:
Семья в исламской религиозной культуре.
Дом для мусульманской семьи является тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей. Дом, семья – то место, где все чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу.

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными.
Мужьям и женам следует любить и уважать друг друга. Кроме того, они должны поддерживать друг друга и воспитывать своих детей в духе семейных традиций.



Основные ценности семейной жизни

Православие

Ислам

любовь мужа и жены друг к другу;

 

 

ложь;

 

 

любовь родителей к детям;

 

 

почитание родителей

 

 

гордость;

 

 

забота;

 

 

уважение,

 

 

прощение;

 

 

семейные традиции

 

 





Итак, давайте посмотрим, совпадают ли основные семейные ценности в исламе и православии?

Люди разных национальностей говорят на разных языках, у них разные религии, но у всех людей есть общие ценности и мы в этом убедились.

Звучит мелодия «Пусть всегда будет солнце» Физкультминутка

- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте в круг, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но  возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге? 
- Почему вместе легче, как думаете?
- Что вам помогло?


- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.

  1. Первичное закрепление



На уроках ОРКСЭ в 4 классе вы изучали тему «Семейные традиции» Кто помнит, что такое традиция

Слайд 8.ТРАДИЦИЯ 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
А в ваших семьях существуют традиции? (Дети говорят)

Давайте еще раз обратимся к теме нашего сегодняшнего урока «Дом и семья в исламе»

Два года назад наша ученица Дорохова Виктория участвовала в областном конкурсе исследовательских работ «Мой народ –моя гордость» материал получил высокую оценку на областном уровне, Вика стала лауреатом данного конкурса, давайте посмотрим видеоролик и познакомимся с традициями мусульманской семьи.

Видеоролик

Ребята, В мусульманском обществе, особую роль играют родовые отношения. Вот сейчас Полина прочитает выдержку из учебного материала на странице 61-62.

Ребята, сейчас вы являетесь гражданами России, поддерживаете ли вы связь с родственниками, живущими в Таджикистане?

В любом обществе, независимо от религии, вот что должно лежать в основе человеческих отношений: честь рода и честь каждого человека держится на ежедневных добрых делах, справедливых поступках, трудолюбии, мужестве всех членов рода!

  1. Рефлексия и оценка деятельности

Вывод: Вы все вырастите, у вас будет своя семья, я желаю, чтобы в ваших настоящих и в будущих семьях была полная чаша, которая состоит из этих ценностей. Я думаю, что мы достигли целей урока, преодолели задачи и убедились, что семья – это группа живущих вместе близких родственников; семья – это объединение людей, сплоченных общими интересами.

8.Домашнее задание на странице 62-63 учебника прочитаете текст из рубрики «Дополнительный материал» ваша задача придумать, чем закончилась история мальчика Ахмада.



Вы молодцы, спасибо вам за работу на уроке. Сегодня вам всем я поставлю отличные отметки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!