МКОУ «Васильевская СОШ»
Открытый урок по ОДНКНР в 5 классе
«Дом и семья в исламе»
Учитель: Дорохова Светлана Владимировна
Январь -2022 г.
Открытый урок по ОДНКНР в 5 классе
Тема урока: Дом и семья в исламе
Цель: дать представление о семье как группе живущих вместе близких родственников; как объединении людей, сплоченных общими интересами.
Задачи урока:
1.Познакомить с особенностями воспитания в мусульманской семье
2.Расширить и углубить знания учащихся о семье, семейных отношениях; сравнить уклад православной и мусульманской семьи.
3.Развивать у учащихся навыки культуры диалога, дискуссии.
4.Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся овладеют целостными представлениями о семье в исламе; научатся объяснять ключевые слова, связанные с семейными ценностями, научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейных укладов; анализировать и оценивать реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;
Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе; определять собственное отношение к явлениям жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей учетом конечного результата; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
Личностные: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.
Оборудование: пакет с рабочим материалом, презентация, ноутбук, проектор.
Тип урока: открытия новых знаний.
Ход урока:
Оргмомент
Добрый день, уважаемые, гости, добрый день, ребята! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке!
Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь начнем работать. Я вижу, что всё необходимое для урока у вас находится на столах.
Мотивация к учебной деятельности
Слайд 1 (Ромашка)
Ребята, обратите внимание на экран. Что это за цветок? Правильно – это ромашка. Давайте вспомним с вами праздник в России, символом которого является этот цветок.
(День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля)
Слайд 2 (семейные фотографии)
А что вы видите сейчас на экране? А что объединяет все эти фотографии, какое ключевое слово?
(семья)
При изучении раздела Православие мы познакомились с темой Дом и семья в православии
А хотели бы вы узнать об укладе жизни, традициях мусульманской семьи?
Неслучайно я начала наш урок с показа ромашки, семейных фотографий, вы догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Что такое семья?
В словаре С.И. Ожегова есть такое определение (зачитывает учитель)
Сообщение темы и целей урока
Слайд 3 (тема урока) ученики записывают в тетради
Давайте определим цели урока
Слайд 4 (цели урока)
Цель: дать представление о семье как группе живущих вместе близких родственников; как объединении людей, сплоченных общими интересами
Задачи урока:
1.Познакомить с особенностями воспитания в мусульманской семье
2. Расширить и углубить знания учащихся о семье, семейных отношениях; сравнить уклад православной и мусульманской семьи.
3.Развивать у учащихся навыки культуры диалога, дискуссии.
4.Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям.
А ещё мы будем учиться сравнивать, анализировать и делать выводы.
Актуализация имеющихся знаний по теме
У каждого человека есть свои ценности –это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден.
Ребята, вы можете сказать, что самое ценное в семье? Возьмите листочки в руки с ценностями, которые вам ближе и поместим их в семейную чашу.
(здоровье, любовь, дружба, счастье, семья, общение) – прикрепить к доске
Мудрые люди говорят «Любая дорога начинается с первых шагов, здание – с фундамента, а человек становится человеком только в семье.
Изучение нового материала
Человек рождается, растет, взрослеет в семье. Семья учит различать добро и зло, порядок и беспорядок, силу и слабость. Семья учит видеть мир глазами родителей, уважать младших, почитать старших, мужчину и женщину, друга, соседа, гостя. Семья учит дружить, помогать, трудиться. У мусульман есть такая поговорка:
Слайд 5 «Кто семью свою ценит, тот оценит и свой род, и аул, и свой народ»
В священной книге мусульман – Коране сказано:
Слайд 6 (коран)
«Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям»
Сония к нам пришла в школу в сентябре, она мало говорит по - русски, но зато хорошо читает Коран. Сейчас она прочитает выдержку из Корана о родителях
В наших учебниках представлен интересный материал о роли каждого члена семьи. Скажите, а кто является главой семьи? Что значит глава?
Давайте откроем страницу 59 и прочитаем о роли отца в мусульманской семье.
На долю матери выпадает большая часть забот по воспитанию детей. В исламе уважение к матери и ценности материнства неразделимы. Один человек спросил пророка: «Кого я должен уважать в первую очередь?» Пророк ответил: «Мать». «А кого потом?», - спросил человек. «Мать», - ответил Пророк. «А кого после неё?». «Мать». А после этого?», - спросил человек. «Отца»
А сейчас послушаем одно предание, внимание на экран
«Три сына»
Почему старик увидел только одного сына?
Настоящая красота должна проявляться в поступках
Теперь откроем страницу 59 учебника и прочитаем о роли сына в мусульманской семье.
Кто может сказать, какова роль дочери в исламской семье?
Работа с учебником на уроке
Ребята, скажите, многим ли отличается мусульманская семья от православной?
Работа с учебником на странице 60 (учитель читает)
Ребята, а в ваших семьях сохранились такие взаимоотношения? Я знаю, что сейчас ваши папы проявляют к вам свою нежность и ласку открыто.
Учитель: Каждая религия учит устраивать семью по определенному порядку, по правилам, закрепляющим основы религиозного учения. Давайте сравним, совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?
Слайд 7 (тексты и таблица)
Работа в парах и группах
Работа с текстами. У вас на столах находятся выдержки Учения православной церкви, и Учения Ислама. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо поставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте.
Текст 1:
Семья в православной культуре.
Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Уважение, смирение и терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Детей учат послушанию, почитанию старших, заботе друг о друге, милосердию и проявлению любви.
Текст 2:
Семья в исламской религиозной культуре.
Дом для мусульманской семьи является тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей. Дом, семья – то место, где все чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу.
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными.
Мужьям и женам следует любить и уважать друг друга. Кроме того, они должны поддерживать друг друга и воспитывать своих детей в духе семейных традиций.
Основные ценности семейной жизни | Православие | Ислам |
любовь мужа и жены друг к другу; | | |
ложь; | | |
любовь родителей к детям; | | |
почитание родителей | | |
гордость; | | |
забота; | | |
уважение, | | |
прощение; | | |
семейные традиции | | |
Итак, давайте посмотрим, совпадают ли основные семейные ценности в исламе и православии?
Люди разных национальностей говорят на разных языках, у них разные религии, но у всех людей есть общие ценности и мы в этом убедились.
Звучит мелодия «Пусть всегда будет солнце» Физкультминутка
- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте в круг, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге?
- Почему вместе легче, как думаете?
- Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.
Первичное закрепление
На уроках ОРКСЭ в 4 классе вы изучали тему «Семейные традиции» Кто помнит, что такое традиция
Слайд 8.ТРАДИЦИЯ 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)
2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
А в ваших семьях существуют традиции? (Дети говорят)
Давайте еще раз обратимся к теме нашего сегодняшнего урока «Дом и семья в исламе»
Два года назад наша ученица Дорохова Виктория участвовала в областном конкурсе исследовательских работ «Мой народ –моя гордость» материал получил высокую оценку на областном уровне, Вика стала лауреатом данного конкурса, давайте посмотрим видеоролик и познакомимся с традициями мусульманской семьи.
Видеоролик
Ребята, В мусульманском обществе, особую роль играют родовые отношения. Вот сейчас Полина прочитает выдержку из учебного материала на странице 61-62.
Ребята, сейчас вы являетесь гражданами России, поддерживаете ли вы связь с родственниками, живущими в Таджикистане?
В любом обществе, независимо от религии, вот что должно лежать в основе человеческих отношений: честь рода и честь каждого человека держится на ежедневных добрых делах, справедливых поступках, трудолюбии, мужестве всех членов рода!
Рефлексия и оценка деятельности
Вывод: Вы все вырастите, у вас будет своя семья, я желаю, чтобы в ваших настоящих и в будущих семьях была полная чаша, которая состоит из этих ценностей. Я думаю, что мы достигли целей урока, преодолели задачи и убедились, что семья – это группа живущих вместе близких родственников; семья – это объединение людей, сплоченных общими интересами.
8.Домашнее задание на странице 62-63 учебника прочитаете текст из рубрики «Дополнительный материал» ваша задача придумать, чем закончилась история мальчика Ахмада.
Вы молодцы, спасибо вам за работу на уроке. Сегодня вам всем я поставлю отличные отметки.