СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по ОБЖ 5 класс по теме "Закаливание"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме "Закаливание".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОБЖ 5 класс по теме "Закаливание"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Плюсковская средняя общеобразовательная школа

имени Героя-партизана А.П.Колабутина










Конспект урока по ОБЖ

в 5 классе

по теме: «Закаливание организма»

Учитель ОБЖ Андреюшин НН








































Тема урока: Закаливание организма


Тип урока: изучение нового материала.


Цель урока:

  1. Образовательная: сформировать представление о видах закаливающих процедур, освоить знания о профилактике простудных заболеваний.

  2. Воспитательная: привить интерес к здоровому образу жизни, способствовать воспитанию ответственного отношения к укреплению и сохранению здоровья.

  3. Развивающая: развитие умения работать в диалоговом режиме, монологической речи при работе в диалоговом режиме, логического мышления; расширение словарного запаса; развитие познавательного интереса.


Задача учащихся – усвоить содержание шести дидактических карточек по теме занятия. Каждый учащийся готовит одну из шести карточек и помогает остальным учащимся по своей карточке изучить данный вопрос.


Урок содержит 4 этапа:

  1. «Своя карточка» (5 мин)

Цель: изучение материала

  1. Обмен информацией (20 мин)

Цель: «Я знаю и помогу тебе»

  1. Взаимоконтроль (5 мин)

Цель: проверить усвоение материала (пересказ одной из карточек, кроме своей)

  1. Контроль (10 мин)

Цель: проверка знаний (проведение игры «Верю, не верю»)


Ход урока:


  1. Здравствуйте, ребята!

Чтобы настроиться на работу и зарядить свой организм силой, бодростью и здоровьем, проведём оздоровительную минутку.

(Дети выполняют упражнение «Буратино»)

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл

Ключик так и не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё учиться нужно.


  1. Ребята, мы продолжаем изучение темы «Здоровый образ жизни» и, о чём сегодня пойдёт речь на уроке, узнаем, решив кроссворд. Я предлагаю вам отгадать загадки Мойдодыра. (Дети хором отгадывают загадки)











1

д

р

у

З

ь

я




2

м

ы

л

А


3

з

а

р

я

д

К

у




4

м

о

ч

А

л

к

о

й


5

т

е

Л

о




6

л

И

ц

а



7

В

о

д

ы




8

п

А

с

т

о

й


9

с

п

и

Н

у



10

н

о

г

т

И



11

к

о

ж

Е



  1. Солнце, воздух и вода –

Наши лучшие … (друзья)


  1. Руки тщательно я мыла-

Извела кусок весь … (мыла)


  1. Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным.

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку)


  1. Ей спины моей не жалко-

С мылом трёт её … (мочалкой)


  1. В бане целый час потела-

Лёгким, чистым стало… (тело)


  1. В кране нам журчит водица:

«Мойте чаще ваши….» (лица)


  1. Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

И чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без … (воды)


  1. Чтобы долго быть зубастым,

Чистить зубы надо… (пастой)


  1. Даже взрослому уж сыну

Трёт мочалкой мама … (спину)


  1. Превратятся скоро в когти

Неподстриженные … (ногти)


  1. Чтобы выглядеть моложе,

Уход хороший нужен … (коже)





III. Тема урока «Закаливание организма».

Вам сегодня предстоит узнать об основных правилах и способах закаливания и о значении закаливания для здоровья человека.


IV. Во время изучения карточек (Приложение 1), учащиеся заполняют лист ответов (Приложение 2), а после прохождения карточек должны быть готовы дать правильный ответ на утверждения, предложенные в игре «Верю, не верю» (Приложение 3).



    1. В заключение урока учитель говорит о том, что закаливание использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет.

Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 до н. э.) был первым, кто в своих сочинениях описал систему рационального лечения водой и указал на благотворное влияние солнечных ванн.

Знаменитый арабский философ и врач Авиценна в VIII - IX веках создал "Канон врачебной науки" и в одной из глав говорил о купании в холодной воде.

Обряды, поговорки, отражающие вековой опыт русских людей, говорят о применении на Руси издавна холодной воды для укрепления здоровья. Например, "Ледяная вода – для хвори беда".

Великий русский полководец А.В. Суворов создал целую систему физической подготовки с ежедневным обливанием холодной водой.

По данным многих исследователей (Сперанский, Калюжная, Никифоров) закаливание детей снижает их заболеваемость в холодное время в 2-3 раза, повышает работоспособность.



VI. Домашнее задание (Приложение4) .


- Урок окончен. Я желаю всем быть здоровыми и помнить: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!









Приложение 1

КАРТОЧКА №1

Закаливание организма

Повышение устойчивости к простудным заболеваниям получило название закаливание. Закаливание повышает естественную способность организма приспосабливаться к окружающей среде и должно являться неотъемлемой частью режима дня. Закалённые дети менее подвержены бронхитам, ангине, гриппу и другим заболеваниям. Легко переносят болезни. Начинать закаливание можно в любое время года, но наиболее благоприятны для этого весна и лето.


КАРТОЧКА №2

Основные правила закаливания

Основные правила закаливания: систематичность, постепенность, учёт индивидуальных особенностей вашего организма. Только систематическое закаливание приносит пользу. Но закаливание требует осторожности и основано на способности постепенно приспосабливаться к необычным условиям, к переменам окружающей среды. Нельзя сразу подвергать организм холодному воздуху, холодной воде. Во время болезни закаливающие процедуры прекращаются и возобновляются только после выздоровления.

КАРТОЧКА №3

Закаливание воздухом

Закаливание воздухом (воздушные ванны) – наиболее простая и доступная в течение всего года процедура. Закаливание воздухом должно начинаться с проветривания спальни и других помещений (не меньше трёх раз – утром, днём, вечером). Закаливание воздухом хорошо сочетается с утренней гимнастикой. Это приводит организм в бодрое состояние, подготавливает его к работе в течение дня. Закаливанию воздухом способствует активный отдых: игры, походы, экскурсии. В летнее время полезно хождение босиком.


КАРТОЧКА №4

Закаливание солнечными лучами

Благоприятно влияет на рост и развитие организма закаливание солнечными лучами. Ультрафиолетовые лучи, поглощаясь поверхностными слоями кожи, улучшают обмен веществ и повышают иммунитет к различным заболеваниям. Под влиянием их улучшается самочувствие, спокойнее и крепче становится сон. Но при злоупотреблении солнцем нередко возникают нервные расстройства: пропадает аппетит, появляется вялость, головная боль, бессонница. Можно получить солнечные ожоги.


КАРТОЧКА №5

Закаливание водой

Закаливание водой – это своеобразная гимнастика, которая тренирует кожу, улучшает питание и деятельность клеток, улучшает обмен веществ в организме. Приступать к водному закаливанию легче всего летом. Начинать процедуру следует с обтирания влажным полотенцем, смоченным водой. Привыкнув к этой процедуре, можно перейти к обливанию. После 2-3 месяцев организм будет готов к следующему этапу закаливания – к душу. Самое доступное средство закаливания – купание в море, реке, озере.


КАРТОЧКА №6

Значение закаливания для здоровья человека

Закаливание – самое доступное и недорогое средство укрепления и сохранения здоровья. Закаливание способствует:

  • Укреплению иммунной системы

  • Профилактике простудных заболеваний

  • Хорошему здоровью, бодрости и отличному настроению

  • Повышению работоспособности




















Приложение 2

ФИ уч-ся ___________________________ Тема урока «Закаливание организма»

Карточка № _______


1. Закаливание организма


Закаливание организма – это __________

___ __________________________

______ ______________________________

4. Закаливание солнечными лучами

Злоупотребление солнцем приводит к _____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

2. Основные правила закаливания


________________ _________________ ___________________


5. Закаливание водой


Виды закаливания водой:

  • ____________________________

  • ____________________________

  • ____________________________

  • ____________________________


3. Закаливание воздухом


Закаливание воздухом включает в себя

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

6. Значение закаливания для здоровья человека


  • ____________________________

  • ____________________________

  • ____________________________

  • ____________________________


САМООЦЕНКА: ______

Приложение 3

Закрепление пройденного материала.

Игра “Верю – не верю”

(Поставь «+», если согласен с утверждением; «–», если не согласен с утверждением)

Утверждения

«+» или «–»

1

Закалённые дети менее подвержены бронхитам, ангине, гриппу и другим заболеваниям.


2

Закаливание лучше начинать зимой.


3

Только систематическое закаливание приносит пользу.


4

Наиболее простая и доступная в течение всего года процедура – закаливание воздухом.


5

Активный отдых: игры, походы, экскурсии не способствуют закаливанию.


6

В летнее время полезно хождение босиком.


7

Благоприятно влияет на рост и развитие организма закаливание солнечными лучами.


8

Обтирание влажным полотенцем – один из видов закаливания водой.


9

При злоупотреблении солнцем солнечные ожоги получить нельзя.


10

Закаливание – самое доступное и недорогое средство укрепления и сохранения здоровья.



Приложение 4

Домашнее задание

Разгадай ребус и узнаешь, каким образом можно прервать следующую закономерность?


«Промочил ноги – зачихал,

Замёрз, ожидая автобус, – насморк,

Маленький сквознячок - простуда»



1 о 2 ва



Каждая из групп характеристик вносит свой вклад в формирование имиджа лидера и в различной степени поддается сознательному конструированию. Так очевидно, что персональные характеристики различаются от индивида к индивиду, и многие из них почти невозможно изменить. Однако, в связи с тем, что общение лидера и общественности опосредуется СМИ, подавляющая часть нежелательных персональных качеств всячески скрывается, сглаживается или просто не попадает на глаза широкой общественности.

Одной из немногих характеристик, приобретающих в телевизионную эпоху большой вес, является внешность лидера. «По одежке встречают», - гласит старая русская пословица, и смысл ее в данном случае в том, что восприятие внешнего вида является очень существенным при первом впечатлении об индивиде. Если это восприятие оказалось положительным, то вся последующая информация будет наслаиваться на этот так называемый «скелет», независимо от того, будет она оказывать положительное или отрицательное воздействие. Главное, что основа уже создана, «первое впечатление - оно самое яркое». Но если восприятие оказалось отрицательным, то все, что будет сказано и сделано впоследствии, будет восприниматься через призму уже созданного негативного имиджа.

Для российского населения при определении симпатий и предпочтений внешность лидера пожалуй, наиболее важна. Для примера можно проанализировать выборы президента. Большинство населения голосовало за того или иного лидера только потому, что им нравилась его внешность, манера держаться, его одежда, и мало кого интересовала предвыборная программа кандидата.

Другие качества, существенные для имиджа руководителя организации, - социальные характеристики. Они связаны с обстановкой вокруг организации. Руководитель, ориентируясь на определённую целевую аудиторию, должен стараться в то же время заручиться поддержкой как можно большего количества людей, как имеющих прямого отношения к продукции или услуге организации, так и связанных с ней косвенным образом. Он должен чутко улавливать их требования. Например, генеральный директор российской страховой компании «РОСНО» Евгений Кургин тесно связан с российскими профсоюзами. Об этом свидетельствует и тот факт, что председателем Совета директоров ОАО «РОСНО» в 2000 году в очередной раз был избран Михаил Шмаков - председатель Федерации независимых профсоюзов России. Данный факт существенно влияет на имидж компании, так как еще с советских времен общественность воспринимает профсоюзы, как орган, защищающий права граждан. Это, наряду с другими факторами, влияет на формирование положительного имиджа и руководителя, и компании в целом.

Также стоит обратить внимание на такую важную социальную характеристику, как семейное положение лидера организации. К сожалению, в нашей стране на протяжении 70 лет семейные ценности всячески подавлялись, и им не придавалось особого значения. Советские политические лидеры, единственные, кто имел в то время публичный имидж, тщательно скрывали от общества своих жен и детей. Однако очень часто семейные ценности, проповедуемые лидером организации, играют важную роль в формировании его положительного имиджа. Одним из первых людей, кардинально изменившим эту ситуацию, стал Михаил Горбачев. Этот факт в числе других способствовал формированию его положительного имиджа в глазах российской и мировой общественности. Итак, «социальные характеристики» являются достаточно подвижной частью имиджа лидера, тесно связанной с требованиями реальности. Каждый раз на основе тщательного анализа сложившейся ситуации они конструируются заново.

Следующая составляющая имиджа - это личная миссия руководителя. Руководитель организации может иметь либо не иметь такой миссии, он может также не понимать назначения миссии.

Миссия организации, по определению Томпсона и Стрикланда, отвечает на вопрос: «В чем заключается наша деятельность, и чем мы будем заниматься?». Что касается руководителя организации, то, если он не будет осознавать, в чем смысл его деятельности, он никогда не сможет создать положительный имидж управленца.

В. Баранчеев определяет миссию как «способ выделения среди конкурентов». Это также важный момент при создании имиджа руководителя, так как людям свойственно запоминать что-то особенное и уникальное. Личная миссия руководителя - это, как правило, какая-либо идея или набор идей, которые он собирается реализовать в своей деятельности, и которые в совокупности наполняют миссию организации.

Ярким примером может служить миссия компании «Форд»: «Предоставление людям дешевого транспорта», которая перекликается с основной идеей Генри Форда: «Снабдить каждого работающего дешевым автомобилем». Это способствовало созданию положительного имиджа Форда в глазах общественности, как способного предпринимателя и помогло Форду превратить крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество.

Еще одной важной составляющей имиджа являются ценностные ориентации руководителя. Базовые предположения и ценностные ориентации руководителя организации, безусловно, оказывают влияние на организационную культуру. Лидер пытается привести организационную культуру в соответствие со своими нормами и ценностями. Этот процесс, происходящий внутри организации, формирует «внутренний» имидж руководителя, который мы рассмотрим ниже. Что касается влияния ценностных ориентаций на «внешний» имидж руководителя, то тут следует отметить аспекты национальной культуры. У различных культур существуют совершенно разные критерии положительного имиджа. Например, в американской культуре ценятся такие качества как динамичность, умение действовать самостоятельно в собственных интересах, японской же культуре присущи такие качества как коллективизм, приверженность организации, умение работать в команде и в интересах компании. Если, согласно критериям американской культуры, руководителем может быть молодой человек, в том числе и женщина, то в Японии это практически невозможно, так как положительный имидж руководителя тесно связан с его зрелым возрастом.

Можно предложить следующую процедуру оценки влияния вышеперечисленных характеристик на формирование имиджа руководителя. Вначале каждая организация, исходя из сложившейся ситуации во внешней и внутренней среде, методом экспертной оценки выделяет по каждой группе характеристик те факторы, которые оказывают воздействие на создаваемый образ руководителя этой организации. Полученные данные заносятся в таблицу 1. После этого определяется соответствие (или несоответствие) существующего имиджа руководителя тем факторам, которые были выделены. В таблице 1 отмечаются положительные и отрицательные качества уже существующего образа лидера. Затем необходимо выявить, какие из отмеченных факторов поддаются изменению, а какие изменить невозможно. С учетом этого, отмеченные качества, попавшие в третью и пятую колонки таблицы, заносятся в матрицу, представленную на рисунке 1. По результатам такого анализа можно дать рекомендации по дальнейшему улучшению имиджа руководителя.

Таблица 1. Характеристики, влияющие на создание имиджа руководителя, и их соответствие характеристикам лидера.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!