СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему: "Терроризм – глобальная проблема современного мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 11 класса по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему: "Терроризм – глобальная проблема современного мира"»

Класс, дата: 10й

Тема "Терроризм – глобальная проблема современного мира"

Цели урока:

а) учебная

- раскрыть понятие “терроризм” и показать, что терроризм является глобальной проблемой человечества.

- развитие умения выделять главное, существенное.

б) развивающая

- развивать у учащихся навыки работы с документами.

- умение слушать, воспринимать увиденное.

в) воспитательная

- формирование активной жизненной позиции.

- формирование самостоятельного и адекватного восприятия публицистической, статистической и другой информации.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник «Обществознание», презентация, раздаточный материал

Порядок проведения занятия:

1) Изложение нового материала

Узловые вопросы, тема и порядок изложения вопросов

Использование наглядности, ТСО и прогрессивных форм обучения

1

Мотивация учебной деятельности:

- цели и задачи урока

- обсуждение проблемной ситуации

Записи на доске, составление “кластера”

2

Понятие “терроризм”

Беседа-полемика с использованием так называемых карточек-перевертышей ( с одной стороны фотографии по теме, с другой текст

3

История терроризма

Обзор по приготовленным текстам

4

Особенности современного терроризма

Дискуссия с использованием “ПОПС” формуле

(П - позиция,

О - обоснование,

П - пример,

С - следовательно)

5

Можно ли победить терроризм?

Методика “поле проблем” (мысли и идеи отражаются на доске записями, рисунками или символами)

Закрепление материала проводится поэтапно.

2) Подведение итогов урока:

- обсуждение проблемного вопроса

- заключительное слово преподавателя

3) Домашнее задание:

работа с текстом параграфа, вопросы к параграфу.

4) Индивидуальные задания учащимся:

- подобрать материалы из СМИ по теме

- выразить свое отношение к проблеме с помощью изобразительных средств



ХОД УРОКА

I. Организация учебной деятельности

II. Изучение нового материала

1. Работа по теме урока:

Учитель сообщает тему урока:

“Терроризм – глобальная проблема современного мира”

Мы сознательно не поставили знак в конце предложения.

К концу урока мы должны определиться, какой знак поставить:

Многоточие – что означало бы, что может надо еще подумать и поработать над этой проблемой.

Знак вопроса – что значит, что у нас остались сомнения “а глобальная ли это проблема?”

А может, мы поставим точку, или жирный восклицательный знак.

1) Попробуем составить “кластер” со словом – терроризм. (по мере рассмотрения вопросов какие-то слова будем обводить, какие-то добавлять или убирать)

2) Поработаем над понятием “терроризм”. (на доске приготовлены карточки, которые могут переворачиваться. С одной стороны – это фотографии по теме, которые эмоционально настраивают ребят. А если их перевернуть – это текст определений. По мере того, как ребята предлагают свои варианты, можно открывать близкие по значению тексты).

3) Обратимся к истории терроризма (на столе карточки с номером на одной стороне и текстом на другой )учитель раздает карточки с текстами о истории терроризма. Делаем обзор. Обсудив, делаем вывод:

  • Терроризм и террористы существовали до появления этих терминов.

  • Терроризм прошлого носил прицельный характер.

  • Терроризм прошлого имел ограниченные последствия.

  • Терроризм развивается, приобретает новые черты.

4) Попробуем выявить особенности современного терроризма. Работаем с учащимися по П О П С – формуле.

П – позиция

О – обоснование

П – пример

С – следовательно

Учитель помогает наводящими вопросами. Подводим ребят приблизительно к следующим выводам:

У современного терроризма одна вожделенная цель: захват власти. И ни о каком “благе общества” здесь говорить не приходится.

Сегодня самые ходовые и эффективные методы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношение к “адресату” террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора через СМИ общественному мнению – и только через него как через передаточный механизм – лидерам стран. Главное условие такого террора – бурная реакция СМИ.

По сравнению с прошлым веком появляется совершенно новый элемент терроризма - СМИ - как бы специальный передаточный механизм между террористами и адресатами террора.

Терроризм превратился в элемент политики. Крайне важно для этого превращения является размывание понятий.

С 1995 г. в мировых СМИ все чаще поговаривают о том, что терроризм - неизбежная оборотная сторона возрастающих гражданских свобод. Каковы, стало быть, поэтому не вредно ограничить. Рукой террора и СМИ раскручиваются массовые страхи, а рукой спецслужб как бы "оседлывая" террор, можно в итоге сделать спецслужбы единственным гарантом безопасности и вручить уже им, а не "демократическим процедурам", судьбу государственности.

Отдельные группы в обществе легко ставят под сомнение законность и права государства, и тем самооправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей.

Нынешний терроризм представлен, как правило, организациями, которые, с одной стороны, занимаются бизнесом и политической деятельностью, а с другой - террористическими актами. Все это меняет качество терроризма.

Возникает двойной стандарт: насилие оправдывается и даже прославляется в отношении "чужих", жертвы же насилия воспринимают его как преступление.

Различия ликов террористов свидетельствуют о том, что в основе терроризма все чаще лежат не столько объективные экономические и политические факторы, сколько информационное воображение, черпающее вдохновение из самих экстравагантных идеологических и религиозных источников.

Некомпетентное управление или саботаж компьютерных хакеров могут сделать всю страну неспособной к нормальному функционированию. У информационного терроризма могут быть самые неожиданные и странные мотивы. Теперь же ключевое значение приобретает исследование индивидуальных мотивов. А это крайне неопределенная сфера - сфера свободы (или произвола) выбора.

Важным изменением следует считать появление возможности использовать средства, которые могут вызвать массовую гибель людей.

5) Если это угроза человечеству, то как бороться с терроризмом? Можно ли в этой борьбе победить?

Работаем с группой по методике “поле проблем”. Ребята предлагают свои мысли, идеи. Они отражаются на доске записями, рисунками или символами. Анализируем. Обводим цветными мелками – красным, что зависит от нас; синим – что от государства.

Для работы по этому пункту используем следующий материал:

_______________________________________________________

Краткий обзор самых важных элементов всеобъемлющей стратегии борьбы с терроризмом.

Есть пять элементов, которые я назову по-английски “пять D”. Это:

  • во-первых, разубедить недовольные группы использовать терроризм в качестве тактического средства для достижения своих целей;

  • во-вторых, лишить террористов средств для совершения нападений;

  • в-третьих, удержать государства от оказания поддержки террористам;

  • в-четвертых, создать государственный потенциал для предотвращения терроризма;

  • в-пятых, защищать права человека в борьбе с терроризмом.

Выступления учащихся с опережающими заданиями

Статистика терроризма



2. Итоги урока:

Возвращаемся к теме урока. Рассмотрим “кластер”. Посмотрим – что обвели в процессе урока. Обсуждаем мнения и ставим знак. Наверное, восклицательный.

3. Домашнее задание:

работа с текстом параграфа 9.

4. Индивидуальные задания учащимся:

- подобрать материалы из СМИ по теме

- выразить свое отношение к проблеме с помощью изобразительных средств

В конце урока собрать тетради для проверки сочинения Эссе «Кто владеет информацией – тот владеет миром»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!