СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию для 9 кл " избирательное право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка урока  по обществознанию  для 9 кл на тему "избирательное право" является  актуальной для  учитеоей и  учеников  которые работают по праграмме фгос

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию для 9 кл " избирательное право"»

МКОУ Урадинская СОШ

План конспектоткрытого урока «Избирательное право»

Подготовил Хамзатов Хусейн Зубарович

Учитель истории обществознания

2019 год






Урок «Избирательное право». 9 класс.





Цели урока:

1. а) познакомить учащихся с институтом выборов как демократическим институтом;

б) дать характеристику различных избирательных систем

в) дать представление об избирательной системе современной России

2. развить умения работы с текстами законов, анализ статистических данных, умения вести дискуссию.

3. сформировать у учащихся ответственное отношение к демократическим процедурам страны.

4.Учащиеся должны усвоить основные понятия урока.






Задачи заключаются в стремлении: - поднять интерес молодежи к выборам;

- приблизить кандидата к молодежи;

- убедить в значимости собственного голоса;

- повысить политическую информированность молодежи;

- привлечь молодежь к участию в выборах и политической жизни общества.










Предполагаемые результаты

В результате проведения занятия участники смогут:

  • познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками;

  • понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами;

  • расширить и углубить знания о том, как происходит избирательная кампания;

  • проводить первичный анализ и применение информации по темам «Избирательное право и избирательный процесс РФ».










Универсальные учебные действия, формируемые на уроке: коммуникативные (работа с текстом, участие в дискуссии), личностные (формирование собственного отношения к избирательным системам), познавательные.

Компетентности, формируемые на уроке: информационная, социальная, личностно-социальная, интеллектуальная и коммуникативная.

План урока

1. Проверка домашнего задания

2. Новый материал:

а) Понятие «выборы», их виды.

б) Типы избирательных систем.

в) Избирательная система России.

г) Кто может быть избранным, и кто может быть избирателем.

д) Важность института выборов для общества и государства.

3. Домашнее задание.

Опережающим домашним заданием для урока может быть задание:

Узнайте у родителей и родственников, всегда ли они ходят на выборы. Запишите причины, по которым они участвуют или не участвуют в голосованиях.

Учитель в начале урока напоминает о том, что рассматривается тема «Политическая сфера жизни общества» и уточняет, что на предыдущих уроках рассматривались вопросы политической власти, политических режимов, структуры государства.

Скажите, в чем особенности демократического политического режима?

(Ответ: гласность, выборность, подотчетность, уважение прав и свобод, участие граждан страны в жизни государства).

Действительно, основой демократического государства является активное участие граждан в принятии решений. Подумайте, как человек может влиять на государственные решения?

(Ответ: участием в выборах, референдумах, митингах)

Учитель объявляет тему урока: «На сегодняшнем уроке мы поговорим об основной форме влияния граждан на политику государства – о выборах. Тема урока «Избирательное право»».

  1. Проверка домашнего задания

Давайте посмотрим на столько вы поняли предыдущий урок:

  1. 1) Совета Федерации и Верховного совета
    2) Палаты общин и Государственной Думы
    3) Совета Федерации и Государственной Думы
    4) Совета национальностей и Совета республики

  2. 12. В России систему судов общей юрисдикции возглавляет

  3. 1) Верховный совет РФ
    2) Верховный Суд РФ
    3) Высший Арбитражный Суд РФ
    4) Конституционный Суд РФ

  4. 13. По Конституции Российской Федерации Президент являет­ся главой

  5. 1) народа
    2) государства
    3) законодательной власти
    4) исполнительной власти

  6. 14. Составной частью принципа разделения властей является система

  7. 1) мер и весов
    2) сдержек и противовесов
    3) законов и подзаконных правовых актов
    4) правоохранительных органов

  8. 15. Высшим органом исполнительной власти в России явля­ется

  9. 1) Президент РФ
    2) Правительство РФ
    3) Федеральное Собрание РФ
    4) Государственный совет

  10. Часть 2

  11. 1. Установите соответствие между известными философами — основоположниками теории правового государства и странами, которые являлись их родиной.

  12. Философ

  13. А) Платон
    Б) Цицерон
    В) Кант
    Г) Монтескье

  14. Страна

  15. 1) Древний Рим
    2) Франция
    3) Германия
    4) Древняя Греция

  16. 2. Завершите известную фразу древних римлян: «Закон суров, но это __________!»

  17. 3. К системе сдержек и противовесов можно отнести

  18. 1) всенародные выборы Президента РФ
    2) согласие Государственной Думы РФ на назначение Пре­зидентом Председателя Правительства РФ
    3) участие Верховного Суда РФ в процедуре отрешения Президента РФ от должности
    4) формирование состава Конституционного Суда РФ

  19. 4. Концепция правового государства была впервые сформулирована __________.

  20. Часть 3 (темы эссе)

  21. 1. «Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина» (С.Е. Лец).

  22. 2. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсо­лютно» (Дж.Актон).

  23. 3. «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить» (Л.Берне).

  24. Ответы на тест по обществознанию Правовое государство
    Часть 1
    1-2, 2-3, 3-1, 4-4, 5-2, 6-2, 7-4, 8-4, 9-1, 10-1, 11-3, 12-2, 13-2, 14-2, 15-2
    Часть 2
    1. 4132
    2. закон
    3. 234
    4. Кан




Учитель предлагает учащимся поделиться результатами своих ответов .

Сейчас давайте обсидим домашнее задание вместе .

Учащиеся выступают по желанию, сообщая о том, ходят ли на выборы их родственники, называя только количественные показатели (все, большинство, меньшинство и т.п.)

Жаль что у нас меньше половины ходят на выборы.

Давайте обсудим вместе


Люди так привыкли ко всевозможным выборам и лживым обещаниям политических кандидатов, что просто перестали воспринимать их всерьез и прекратили отдавать свои голоса на выборах, предпочитая оставаться дома. Да и кроме выборов, других проблем у людей увы, хватает, вот и перестали граждане посещать это мероприятие. Но ведь у каждого своя причина недоверия выборов, как политически важного события в жизни страны, стоит в них разобраться. Несколько причин, почему люди не ходят на выборы Во-первых список кандидатов у меры, президенты или депутаты зачастую переваливает за десятку желающих попасть поближе к власти. Их фамилии и лица незнакомы людям, а значит и нет к ним доверия. Во-вторых люди разочаровались в обещаниях политических благодетелей и не верят сказочным агитационным обещаниям, ведь это все временно, пройдут выборы, забудутся обещания. В-третьих вся предвыборная агитация, которую можно наблюдать по телевизору это всего лишь попытка кандидата запомнится избирателям и лишний раз покрасоваться на телеэкране. На политических шоу редко обговаривают проблемы страны, а как правило льют воду о демократии и свободе слова. Соцопросы проведенные среди населения определили самые распространённые причины, почему люди не ходят на выборы: Незаинтересованность людей в политике ( дел и так по горло, когда еще разбираться в политических предпочтениях, ведь все депутаты одинаковые); Отсутствие перемен в экономике и политике страны (люди считают, что их выбор ничего не изменит и боятся вновь ошибиться с выбором кандидатов. Давно уже замечено, что после выборов политики не очень-то спешат менять жизнь простых обывателей к лучшему, а даже наоборот, ухудшают условия жизни гражданам своей страны. Пусть уж лучше плохо, но стабильно ,главное, чтобы было не хуже, чем вчера, так думают люди и не спешат сделать свой выбор); Свобода выбора под запретом (существует мнение, что выбор предначертан далеко до окончания предвыборной гонки голос человека не неважен для государства, а значит и ходить нет причины); Лень и другие заботы; Недоверие к кандидатам. Но стоит заметить, что неявка на выборы уж точно никак не повлияет на результат выборов и не поменяет ситуацию в стране к лучшему, поэтому уж лучше отдать голос и попытаться что то изменить ,чем вовсе бездействовать. Никто не отрицает, что фальсификация существует, но лишь небольшой процент около 10-20 процентов, а такой показатель ну никак не может повлиять на честный исход выборов. Не стоит боятся идти на выборы, не всегда игнорирование приводят к плохому результату, главное верит в светлое будущее. Если каждый гражданин своей страны исполнит свой гражданский долг и проголосует на выборах, тогда у народа будет шанс изменить свое будущее и будущее своей страны.




Учитель предлагает обратиться к статистическим данным о явке избирателей на последние выборы в регионе. (Слайд №2)

Учитель предлагает оценить учащимся приведенную цифру «Много или мало людей приходит на выборы?» (Ответ: мало).

О чем это может говорить? (Ответ: о слабости гражданской позиции, нежелании участвовать в выборах).

Учитель предлагает учащимся поделиться результатами своих мини-исследований по причинам неучастия в выборах. (Названные причины фиксируются на доске).

2. Новый материал.

а) Понятие выборы.

Итак, мы узнали, сколько человек в нашем городе участвуют в выборах, сказали о причинах неучастия. Оценить, насколько существенны эти причины мы сможем в конце урока. Теперь нам предстоит познакомиться с понятием «выборы», типами избирательных систем и поговорить о том, как проходят выборы в нашей стране.

Учитель делает сообщение о том, что такое выборы. Учащиеся записывают определение.

«Выборы – это процедура формирования государственного органа и наделения полномочиями должностных лиц посредством голосования.




Существуют разные виды выборов:



1. очередные- проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы- проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы- проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны не состоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.»

Давайте обсудим причины повторных выборов :




Учитель предлагает учащимся познакомиться с тем, как могут проходить выборы, т.е. поговорить о типах избирательных систем. Учитель сообщает, что существуют два типа избирательных систем – мажоритарная и пропорциональная.

б) Типы избирательных систем.

Учащиеся делятся на две группы. Одна группа должна, пользуясь текстом учебника и раздаточным материалом, дать характеристику мажоритарной системы, другая – пропорциональной и назвать их плюсы и минусы. на задание дается 5 минут. Далее идет проверка задания. Представители групп дают характеристику избирательным системам и называют их плюсы и минусы. Учитель выводит слайды с правильными ответами. (Сл. № 4, 5, 6).

Учитель предлагает выполнить задание. Он зачитывает характеристики избирательных систем разных стран (США, Франции, Японии, Германии и т.п.) и предлагает учащимся отнести эти описания к тому или иному типу избирательной системы.




Далее учитель предлагает подискутировать на тему «Какая система вам кажется более справедливой и отвечающей интересам избирателей?». Учащиеся высказывают свои мнения.

в) Избирательная система в России.


Учитель предлагает рассмотреть избирательную систему в России. Для этого он предлагает учащимся познакомиться с отрывками из Конституции РФ, посвященных выборам Государственной Думы и ответить на вопрос, к какому типу избирательных систем относится российская система. На задание отводится 5 минут. После учащиеся отвечают на поставленный вопрос, соотнося черты российской системы и рассмотренных выше систем. Учитель демонстрирует слайд № 7.

г) Кто может быть избран и кто может избирать.

Далее учащимся предлагается ответить на вопрос, кто может избирать и кто может быть избран на государственные должности по законам РФ. Для этого учащиеся работают с отрывками из Конституции РФ. На задание отводится 5 минут. Учащиеся отвечают на вопрос. Учитель демонстрирует слайд №8, 9.

Для закрепления знаний по этой теме учитель предлагает учащимся установить соответствия между людьми  и выборами, в которых они могут участвовать. (По раздаточным материалам).

д) Важность выборов для общества.

Для подведения итогов урока учитель актуализирует знания учащихся о функциях Президента РФ и Государственной Думы, записывая их на доске. Он задает учащимся вопрос «Важны ли эти функции? Важно ли, чтобы их реализовывали достойные люди, которых избрало общество?»

Учитель предлагает еще раз прочитать записанные на доске в начале урока причины неучастия граждан в выборах и посмотреть на функции тех, кого избирают путем выборов. Учитель задает учащимся вопрос: «Что на ваш взгляд более существенно – названные причины неучастия или важность полномочий тех, кого мы выбираем?»

Ответы на этот вопрос учащихся учитель оформляет как выводы из урока, указывая на важность выборов для жизни демократического государства.

3. Домашнее задание.

Домашним заданием может быть творческое задание, например, написание эссе «Выборы – право или обязанность?», «Надо ли наказывать за неучастие в выборах?»

Раздаточные материалы к уроку.

1. Типы избирательных систем

Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины.

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолелипроцентный барьер.

Пропорциональная избирательная система сформировалась в XIX веке с появлением системыполитических партий.[1] Вероятно, система получила свое первое научное обоснование в книге последователя утописта-социалиста Шарля Фурье, члена Первого Интернационала Виктора Консидеранта (фр. Victor Considérant), опубликованной в 1892 году. Практическая реализация стала делом математиков и поэтому разные варианты системы носят их имена. Бельгия стала первым государством, принявшим пропорциональную избирательную систему в 1899 году.

2. Кто может быть избран

Конституция РФ

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 81

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

3. Выборы в России

Федеральный закон Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Статья 3. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) избирается 450 депутатов.

2. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - федеральные списки кандидатов).

Статья 83. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствии с правилами, предусмотренными частями 7-9

1.В государстве Н прошли парламентские выборы. Стало известно, что голосование по партийным спискам принесло победу четырем партиям. К сожалению, ещё три политические партии не смогли преодолеть 5% - ный барьер. Какие из перечисленных признаков характерны только для данного типа избирательной системы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Создание единого национального избирательного округа
2. Возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
3. Предоставление права голоса гражданам, достигшим возраста 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, профессиональной принадлежности
4. Зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей
5. Голосование прежде всего за программу политической партии
6. Голосование по одномандатным округам
2. Найдите в приведённом ниже списке позиции, характеризующие отличительные черты мажоритарной избирательной системы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Государство делится на избирательные округа
2. Избиратели голосуют за личность кандидата
3. Государство представляет собой единый избирательный округ
4. Избиратели голосуют за политическую партию
5. В день голосования запрещена политическая агитация
6. Победившим считается кандидат, набравший большинство голосов
3. В государстве Н проводятся регулярные выборы законодательного собрания. В них участвуют представители различных политических сил. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в стране действует пропорциональная избирательная система? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с количеством поданных голосов
2. Оппозиционные партии наряду с проправительственными выдвигают своих кандидатов
3. Голосование проводится по партийным спискам
4. В предвыборный период создаются межпартийные коалиции
5. Голосование проводится в несколько туров
6. Устанавливается наименьшее число голосов для избрания
4. В государстве Н регулярно проводятся выборы в парламент. Правом голоса наделены все граждане старше 18 лет. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в этой стране используется мажоритарная избирательная система? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Существует избирательный барьер для прохождения в парламент
2. Используются одномандатные округа
3. Голосование проводится в два тура
4. Мандаты распределяются в соответствии с количеством поданных голосов
5. Партии выдвигают списки своих кандидатов
6. Побеждает кандидат, получивший большинство голосов
5. В государстве Н для избрания представителей в парламент создаются курии крупных землевладельцев, горожан, рабочих, крестьян. Представители избираются собраниями, состоящими из выборщиков от каждой курии. Так, землевладельческая курия избирает 50% выборщиков. При этом доля крупных землевладельцев в стране не превышает 10% населения. Какой принцип демократического избирательного права нарушается в данном случае? Приведите еще два принципа избирательного права в условиях демократии и раскройте их суть.
6. В стране Н правительство формируется политической партией или блоком партий, победивших на выборах. Депутатские места (мандаты) в Народном собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 9% - ный избирательный барьер. Укажите любой принцип демократического избирательного права. К какому типу относится избирательная система страна Н? Как называется другой тип избирательной системы? Укажите одно различие и одно сходство между двумя избирательными системами.
7. В стране Н выборы в парламент проходят по мажоритарной избирательной системе. Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности, присущие этой системе, и покажите одно преимущество этой системы.
 


Ответы
1.145
2. 126
3.136
4.236
5. Указан принцип избирательного права, который был нарушен: равное избирательное право
Приведены два принципа: всеобщность избирательного права, альтернативность выборов, прямое избрание представителей, тайное голосование.
Раскрыта суть двух принципов, например: всеобщность избирательного права означает, что все дееспособные граждане, достигшие совершеннолетия, обладают правом участия в выборах.
6. Принципы демократического избирательного права:
принцип равенства, принцип всеобщности, принцип состязательности
В государстве Н – пропорциональная избирательная система.
Другой тип – мажоритарная избирательная система.
Различия: при пропорциональной системе избиратели голосуют за партийные списки, при мажоритарной – непосредственно за личности кандидатов; при пропорциональной системе мандаты распределяются в зависимости от количества голосов, при мажоритарной победившим считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.
Черта сходства: выборы проходят из принципов добровольности и всеобщности
7. Особенности мажоритарной избирательной системы:
выборы поводятся по одномандатным округам
для победы в первом туре требуется набрать большинство голосов
Преимущество: персональная ответственность депутата перед избирателями



5. Задание по определению типа избирательной системы

США:

Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей, избираемой на основе прямого голосования, и сената, в состав которого прямым голосованием избираются по 2 представителя от каждого штата. В палате представителей 435 мест, которые распределяются по штатам в зависимости от численности их населения. Члены палаты представителей избираются на два года.

Сенат состоит из 100 членов, по два от каждого штата, избираемых на срок в 6 лет. Первоначально сенаторов избирали члены законодательных собраний штатов, но с 1913 года, после вступления в силу 17-й поправки к Конституции, выборы сенаторов стали прямыми. Кандидат, получивший в одномандатном округе относительное большинство голосов, считается победившим.

Франция:

Голосование проходит по избирательным округам, каждый округ соответствует 1 месту. Применяется мажоритарная избирательная система в 2 тура. Чтобы быть избранным, кандидат должен получить: в первом туре — абсолютное большинство поданных голосов и количество, равное четверти избирателей, вписанных в избирательные списки; во втором туре — относительное большинство, в случае равенства избирается более старший кандидат.

Чтобы иметь возможность участвовать во втором туре, кандидат должен набрать минимум 12,5 % от количества зарегистрированных избирателей.

Германия

Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и уполномочены большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. Выборы во все избираемые народом органы власти являются всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными. Правом голоса обладает любой гражданин Германии, которому уже исполнилось 18 лет. Пассивным избирательным правом обладает человек, который как минимум один год является гражданином Германии и уже достиг 18-летнего возраста. 

Кандидаты на выборах определяются партиями. 

Население Германии каждые 4 года выбирает депутатов нижней палаты парламента – Бундестага. Каждый избиратель имеет 2 голоса. Первым голосом он выбирает кандидата от своего избирательного округа по принципу относительного большинства. Второй голос он может отдать за земельный список партий.

Внеклассное мероприятие по теме «Избирательное право»


Задания на карточках

Карточка № 1




Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «политический институт».




партии, общественные движения, денежная система, государство, избирательная система, гражданское общество




Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.




Ответ: ____________________________







Карточка № 2




Найдите в приведенном ниже списке признаки, отличающие демократические выборы

И запишите цифры, под которыми они указаны

1) тайная подача голосов

2) наличие возрастного ценза

3) доступность правдивой информации о кандидатах

4) равноправие избирателей

5) наличие альтернативных кандидатов













Карточка № 3

Какой признак отличает пропорциональную избирательную систему?

  1. создание общенационального избирательного округа

  2. тайное голосование граждан на избирательных участках

  3. предоставление кандидатам времени в телевизионном эфире

  4. голосование за кандидатуры конкретных политиков




Карточка № 4




Парламент страны Н избирается всенародно по пропорциональной системе. Политическая партия или блок партий, победивших на выборах формируют правительство. Парламент избирает президента, выполняющего только представительские функции. Какова форма правления в стране Н?

  1. парламентская республика

  2. федерация

  3. президентская республика

  4. демократия




Карточка № 5

Каждые 5 лет в стране Н проходят парламентские выборы. Места в парламенте получают партии, набравшие больше 9% голосов, а победителем признается партия или блок партий, набравшие большинство голосов избирателей. Какой из приведенных ниже признаков характерен для избирательной системы такого типа?

  1. В парламенте представлены все официально зарегистрированные политические партии

  2. Количество депутатских мандатов определяется процентом голосов, набранных партией на выборах

  3. Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов, а потом уже за их политическую программу

  4. В стране для выдвижения кандидатов и проведения выборов создаются одномандатные округа
















Карточка № 6




Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «политический институт».




партии, общественные движения, денежная система, государство, избирательная система, гражданское общество




Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.




Ответ: ____________________________














Карточка № 7




В государстве К депутаты парламента избираются по одномандатным округам. Каждый кандидат встречается с избирателями и пытается убедить их в перспективности своей политической программы. Какая избирательная система установлена в государстве К?




1) демократическая

2) мажоритарная

3) пропорциональная

4) смешанная




Внеклассное мероприятие по данной теме не должно повторять собой урок. Лучше всего провести его в форме ролевой игры «Выборы», т.е. реконструировать ход выборов от обозначения их даты до подсчета и объявления результатов. Учитель в данном случае – это ведущий, регулирующий этапы игры и ее время.

Роли можно распределить следующим образом: 3-5 человек – избирательная комиссия, 2 партии (можно больше) – по 3-5 человек в каждой, агитаторы – по 2 человека для каждой партии, остальные – избиратели.

Далее разыгрывается ход выборов. Назначается их дата. Далее представители партий должны пройти процедуру регистрации, предъявить собранные подписи в свою пользу (подписи собираются во время игры у избирателей).

Далее партии составляют свою избирательную программу (10 минут), которую распространяют и зачитывают агитаторы. Можно устроить дебаты между представителями двух партий.

По окончании агитации избиратели должны получить бюллетени и опустить их в ящики (урны). Избирательная комиссия подсчитывает голоса и объявляет победителей.

Целесообразно создавать не абстрактные партии с политическими лозунгами, а партии школьного самоуправления, которые обсуждали бы свои взгляды на то, что можно изменить в школе. Это вызовет отклик у учеников, повысит их интерес.

Цель игры – показать учащимся, как происходит весь процесс выборов, насколько он сложный и многогранный, показать важность этой процедуры для государства и общества, привить интерес к политическим и общественным проблемам, научить слышать друг друга и высказывать свое мнение.

    1. Терминологический словарь

Активное избирательное право – право граждан РФ избирать органы государственной власти и местного самоуправления.

Бюллетень – избирательный документ для тайного голосования, напечатанный по установленной форме и содержащий фамилии, имена и отчества кандидатов или наименование партий, участвующих в выборах.

Выборы – способ формирования путем голосования органов государственной власти и местного самоуправления. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством. Выборы могут быть парламентскими и президентскими, всеобщими и частичными, общегосударственными или местными, очередными или досрочными, основными или дополнительными.

Глава муниципального образования (глава местного самоуправления) – высшее должностное лицо муниципального образования уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом полномочиями по решению вопросов местного значения.

Государственная Дума – нижняя палата парламента – представляет все население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года.

Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в муниципальный или федеральный представительный орган на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании.

Закон – правило, обязательное для всех. Принимается государством, которое контролирует его выполнение.

Избиратель – гражданин Российской Федерации, обладающим активным избирательным правом.

Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования о назначении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены федеральным или законом субъекта РФ, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Кандидат – лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или членство в органе государственной власти или органе местного самоуправления, либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

Конституция РФ – основной закон РФ, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Муниципальный избирательный округ – избирательный округ, включающий в себя всю территорию муниципального образования, в котором избиратели голосуют за муниципальные списки кандидатов.

Наблюдатель – гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за правильностью проведения голосования, подсчета голосов, установлением его итогов.

Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Открепительное удостоверение – избирательный документ, дающий право избирателю, который в день голосования не имеет возможности прибыть в помещение избирательного участка, где он включен в список избирателей, принять участие в голосовании на другом избирательном участке.

Парламент РФ – представительный и законодательный орган РФ.

Пассивное избирательное право – право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Президент РФ – глава Российского государства.

Референдум – форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляется посредством голосования граждан РФ, обладающих правом участия в референдуме.

Центральная избирательная комиссия – главный избирательный орган стран

А1 Как называется право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления:

  1. активное избирательное

  2. пассивное избирательное

  3. классическое избирательное

  4. неотъемлемое избирательное  

А2 Какой из принципов не относится к основам российского избирательного права?

  1. всеобщее

  2. прямое

  3. принципиальное

  4. равное

А3.Референдум отличается от выборов тем, что

  1. в выборах участие добровольное, в референдуме – обязательное

  2. выборы назначаются Президентом РФ, а референдум – Государственной Думой

  3. итоги выборов требуют утверждения Федеральным Собранием, а итоги референдума – Президентом РФ

  4. выборы проводятся в целях формирования органов власти, а референдум – в целях принятия решений

А4.  Что такое ценз избирателей?

  1. способность своими действиями приобретать права и обязанности

  2. действия граждан, избирательных объединений по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ

  3. предусмотренные законодательствам условия, которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать или быть избранным

А5. Как называется Российский парламент:

     1.Государственная Дума;

     2. Верховный Совет;

     3. Национальное Собрание;

     4. Федеральное Собрание.

А6.  Депутаты Совета Федерации:

        1. избираются гражданами России;

        2.  назначаются президентом;

        3. делегируются субъектами РФ.

        4. назначаются правительством

А7. )  Избиратель получил, заполнил бюллетень для голосования и опустил его в ящик для голосования. После этого он обратился к члену участковой избирательной комиссии о выдаче ему нового бюллетеня в связи с тем, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, а в этом случае существует возможность получить новый бюллетень. Как должен поступить член участковой избирательной комиссии?

  1. выдать новый бюллетень;

  2. разъяснить, что выдача нового бюллетеня не предусмотрена;

  3. разъяснить, что это можно только в случае, если бюллетень не был опущен в ящик для голосования;

  4. разъяснить, что это возможно только на основании заявления избирателя и при условии разрешения председателя участковой избирательной комиссии.

А8 Что такое абсентеизм?

1.признание итогов голосования, результатов выборов недействительными;

  1. признание выборов несостоявшимися;

  2. неучастие избирателей в выборах

  3. способность своими действиями приобретать права и обязанности

А9. Сколько депутатов работает в Совет федерации?

1)  450 депутатов; 2) 166 депутатов; 3) 170 депутатов; 4) 260 депутатов

А10. К участию в выборах допускаются только партии, которые

  1. имеют численность не менее 100 человек;  

  2. победили на региональных выборах;

  3. прошли государственную регистрацию, а также зарегистрировали региональные отделения более чем в половине субъектов Федерации;

  4. любые политические объединения, проявившие желание участвовать в выборах

В2 Соотнесите принципы избирательного права РФ и их характеристики (за каждый правильный ответ – 2 балла)

1. всеобщее

А) избиратели голосуют на выборах “за” или “против” кандидатов непосредственно;

2. равное

Б) никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдаёт только один голос;

3. прямое

В) избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговорённых в законе;

4. с тайным голосованием

Г) какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей исключается

Оввет:

Задание Разгадай кроссворд. (10 баллов)


























10
















1


 

 

 

 

 

 










2


 

 

 

 

 

 

 









3


 

 

 

 









4

 

 

 
















5

 


 

 

 

 

 

 







6

 

 

 


 

 

 

 











7

 


 

 

 







8

 

 

 

 

 

 


 

 













9

 


 

 

 

 

 





















По горизонтали:

  1. Деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации среди избирателей.

  2. Глава государства.

  3. Форма самоорганизации наиболее активных граждан.

  4. Образ поведения, мышления и действий человека.

  5. Форма государственного устройства.

  6. Высший законодательный представительный орган власти, формируемый целиком или частично на выборных началах.

  7. Депутатские полномочия, а также подтверждающий их документ.

  8. Форма организации политической власти.

  9. Лицо, выдвигаемое для избрания депутатом в законодательное учреждение.

По вертикали:

  1. Человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в государстве, к которому он принадлежит.

II. Избирательный процесс (максимум-25 баллов)

Задание №1: Перечисленные ниже стадии избирательного процесса расположите в правильном хронологическом порядке 

(за правильно выполненное задание – 5 баллов)

А) процесс голосования по избирательным участкам;

Б) формирование участковых избирательных комиссий;

В) назначение даты выборов;

Г) начало предвыборной агитации;

Д) подведение итогов голосования

Ответ:

Задание №2:  вставить пропуски

(за правильно выполненное задание – 10 баллов)

  1. Участие жителей государства в выборах, путем заполнения избирательных бюллетеней – это  _______________.

  2. Механизм осуществления демократии, возможность влиять на власть – это ____________.

  3. Показатель гражданской сознательности на выборах – это ___________.

  4. Степень популярности известного политика -  ____________,

5. Конфуций утверждал, что «для управления  государством нужны хлеб, вооружение и _______________________»    продолжите фразу, так как она несомненно связана с выборами.

Задание №3:   с правовой точки зрения объясните  предложенную ниже ситуацию ( За правильный, аргументированный ответ   - 10 баллов)

 Ситуация:

« Гражданин Петров по пути на избирательный участок споткнулся и сломал ногу.

  После того как ему наложили гипс в травматологической поликлинике и

доставили домой, было уже 19 часов. Желая не оставаться в стороне от

политической жизни страны и принять участие в выборах президента, Петров

отправил жену в участковую избирательную комиссию с просьбой

проголосовать вне помещения для голосования, однако в просьбе Петрову

отказали».

 Правомерен ли отказ избирательной комиссии? Свой ответ аргументируйте.

Ответ:

Избирательная комиссия права, так как согласно ст.67 ФЗ « О выборах Президента

РФ» заявление о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для

голосования может быть подано избирателем в любое время после формирования

участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения

времени голосования в день голосования. В данном случае срок пропущен и отказ

обоснован.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!