эпоха
ВОЗРОЖДЕНИЯ
РЕНЕССАНС
Титаны эпохи Возрождения
Определяем проблему урока
- Верно ли утверждение о том, что эпоха Возрождения – это время расцвета всех искусств в Европе, в том числе и театра, и литературы, и музыки?
Попробуйте сформулировать цели урока:
Термины
- Возрожде́ние — эпоха в истории культуры Европы , характерная черта которой интерес к культуре античности
Периоды эпохи Возрождения
Повторение:
Проторенессанс
(XII — XIII вв.)
Раннее Возрождение
(XV век)
- кватроченто
Высокое Возрождение
(конец XV — первая треть XVI века)
- чинквеченто
Позднее Возрождение
(вторая половина XVI века
Северное возрождение (XV — XVI вв)
- страны расположенные севернее Италии
- Нидерланды, Франция, Германия, Великобритания
Титаны
– в древнегреческой мифологии боги второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли).
Так называли величайших гениев , мастеров своего дела.
Титанами Возрождения называли:
Леонардо
Микеланджело
да Винчи
Буонаротти
Рафаэль Санти
« Художественный мир Леонардо да Винчи»
Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.)
великий итальянский художник и скульптор, исследователь, инженер-изобретатель,
архитектор и механик, химик, ботаник и анатом, философ, поэт и музыкант.
Основоположник искусства Высокого Возрождения
Новаторство Леонардо да Винчи
- Первым в Италии перешёл от темперы к масляной краске.
- Фокусировка внимания на одном образе
- Связь жеста с конкретным эмоциональным состоянием
- Владел приёмом сфумато (итал.сл. «затуманенный») – термин, обозначающий мягкость живописной манеры, плавность тональных переходов, размытость контура, позволяющая нарушить скованность и неподвижность лица, сделав его зеркалом душевных переживаний.
- Передавал в женских портретах тайну взгляда, улыбки и грусти, он умел рисовать то, что нельзя определить.
Индивидуальный стиль
- Сочетание несочетаемого – натурализма и идеализма
Картины Леонардо да Винчи
«Джоконда»
или
«Мона Лиза»
Картины Леонардо да Винчи
Мадонна Литта, 1490—1491
Холст 42×33 см
Эрмитаж,
Санкт-Петербург
Фреска Тайная Вечеря
Самодвижущаяся тележка
Арбалет и летательный аппарат
Оборонительные орудия
Титаны Возрождения
Деятели
чем прославились
Леонардо
да Винчи
Художник. Картины:
1452-1519
«Джоконда», «Мадонна Литта», автопортрет,
фреска «Тайная вечеря».
Чертежи: самодвижущаяся тележка, оборонительные орудия, летательный аппарат
Последние годы жизни
- Жил во Франции, при дворе короля Франциско I
- Писал трактаты о живописи, о природе воды, о строении различных машин, ставил опыты, объяснял причины движения, распространения звука, света и тепла, открыл первый закон скорости и инерции – основные законы механики.
Рафаэль – «первый среди великих»
Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг.)
Имя Рафаэля окружено ореолом поклонения и восхищения.
Рафаэль Санти. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция.
Рафаэля справедливо считают певцом женской красоты.
Мадонна в зелени
Он говорил:
«Чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц. Но ввиду недостатка… в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».
Рафаэль Санти
Мадонна Конестабиле, 1502—04
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
Им написано более 20 Мадонн , среди которых достойное место занимает ранняя работа – «мадонна Конестабиле».
На фоне пейзажа изображена молодая женщина с ребенком на руках. Задумчивое, немного грустное лицо обращено к книге Священного Писания, а шаловливый ребенок пытается перевернуть страницы книги.
Молодая мать и ее дитя удивительно трогательны и простодушны.
Рафаэль мастерски вписывает фигуры Марии и малыша в очень сложную для живописцев форму тондо (итал. «круг»). При этом он не нарушает законов перспективной живописи.
Рафаэль Санти.
Мадонна Конестабиле.
1502-1503 гг. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
«Сикстинская мадонна» - символ жертвенной любви во имя спасения человечества. Композиция поражает величавой монументальностью и гениальной простотой. Мария медленно сходит на землю… Она только что сделала шаг навстречу людям.
Рафаэль изображает её кроткой, босой, круглолицей женщиной - небесной странницей, закутанной в простой плащ и держащей в руках необыкновенного ребенка.
Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. 1515-1519 гг. Картинная галерея, Дрезден.
«АФИНСКАЯ ШКОЛА» - величайший шедевр в истории живописи
Главная идея фрески – стремление человека к познанию
В центре ее великие греческие философы Платон и Аристотель. Один указывает на небо, другой – на землю. Неподалеку Сократ со своими учениками, одинокий, глубоко задумавшийся Гераклит. Здесь же математики Пифагор и Евклид, астрономы Птолемей и Зороастр. В небрежной одежде и позе лежит на ступенях лестницы Диоген, учивший довольствоваться в жизни лишь самым необходимым. Многочисленные слушатели и ученики окружают беседующих или размышляющих мудрецов, исполненных сдержанного достоинства и уважения друг к другу. Каждый неуклонно верит в действенность человеческой мысли и знаний.
Сикстинская мадонна
Последние годы своей жизни Рафаэль был на пике славы и признания, богат, жил в роскоши.
Рафаэль умер в 38 лет от сердечной недостаточности
6 апреля 1520 г.
"Автопортрет с другом, учителем фехтования"
Титаны Возрождения
Деятели
чем прославились
Рафаэль
Санти
Картины:
Сикстинская мадонна, автопортрет
1483-1520
Фреска Афинская школа
Титаны Возрождения
Деятели
чем прославились
Микеланджело Буонаротти
1475-1564
Скульптуры: Пьета
Картины: Сикстинская капелла, автопортрет
Архитектор: купол собора Святого Петра в Риме
Пьета́, (от итал. pietá — «жалость»)
— иконография сцены оплакивания Христа девой Марией с изображением Богоматери с мёртвым Христом, лежащим у неё на коленях.
Микеланджело
Пьета, 1499
Мрамор. Высота: 174 cм. Собор Святого Петра, Ватикан
- Непримиримый и гордый, бунтующий и суровый
- Борьба, страдание, протест, неудовлетворенность жизнью, разлад с идеалом, поиски смысла бытия – все, что наполняло жизнь мастера
- Любимые герои – пророк Моисей, царь Давид, мужественный Прометей, кроткая Мария, оплакивающая сына Христа
«Пьета» (1497-1498)
(«ОПЛАКИВАНИЕ ХРИСТА»)
Собор Святого Петра в Риме
Проект купола - Микеланджело
С 1546 г. к Микеланджело перешло руководство работами по строительству собора Св.Петра, купол которого стал вершиной его архитектурного творчества.
Сикстинская Капелла – часовня ватиканского дворца
Роспись свода Сикстинской капеллы в Риме.
Площадь 600 м
работа - 4 года
Фреска «Страшный
суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы (1536-1541)
Сотворение Адама
Центральная фигура фрески.
Микеланджело скончался 18 февраля 1564 г. в возрасте 89 лет после. С великими почестями он был похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче.
Искусство Ренессанса
Художники
Страна
Тициан
картины
Италия
Дюрер
Босх
Германия
«Святой Себастьян», «Несение креста»
Гравюра «Меланхолия»
Нидерланды
Брейгель Старший
«Сад земных наслаждений»
Нидерланды
Мужицкий художник. «Жатва»
Картины-притчи: «Слепые»
Меланхолия
Альбрехт Дюрер
(1471-1528)
Иероним
Босх
(1450-1516)
Питер
Брейгель
Старший
(1525-1569)
Леонардо да Винчи
гениальный, великий
творил, создавал, решал
опередил своё время
гений
Рафаэль Санти
романтичный, утончённый
творил, создавал, вдохновлял
певец женской красоты
мастер
Микеланджело
- великий, талантливый создавал, творил, ваял мастер эпохи Возрождения итальянский гений
Домашнее задание:
Учебник ,стр. 218-234;
Презентации по темам:
- Творчество Веласкеса
- Живопись Питера Пауля Рубенса
- Рембрандт – вершина голландского искусства XVIIв.