СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по математике 2 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по математике 2 класс»

Урок проводился во 2 классе по курсу математики.

Урок составлен на основе Федерального образовательного государственного стандарта и в соответствии с рабочей программой по математике 2 класса, разработанной на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика».

Учебные пособияМоро, М. И. Математика. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2012.

Моро М. И. Тетрадь по математике. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2013.

Тема урока: Конкретный смысл действия умножения

Тип урока: урок первичного предъявления знаний

Основные цели:

Дидактическая цель урока: Создать условия для организации совместной деятельности учащихся с целью представления о конкретном смысле действия умножения как действию, заменяющим сложение одинаковых слагаемых; предоставить возможность для конструирования собственных знаний по теме умножение.


Задачи:

Предметные: Создать условия для введения

соответствующей математической терминологии и символики, условия для повышения интереса процесса обучения и активного восприятия учебного материала, совершенствования вычислительных навыков.

Познавательные: создать условия для развития умений самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме,

Логические: создать условия для самореализации и самоактуализации: развитие внимания, логического мышления, приемов сравнения, математической речи.

Коммуникативные: реализация умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: создать условия для:

- понимания смысла инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

– выполнения действия в опоре на заданный ориентир;

– восприятия мнения и предложения одноклассников (о способе решения задачи);

– на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;


Личностные: создать условия для:

– понимание роли математики в жизни человека;

– интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Методы обучения:

по характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый, диалоговый, анализ, сравнение.

Технологии - технология проблемного диалога, технология деятельностного подхода.

Оборудование: персональный ноутбук, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, у учащихся числовой веер.

Метапредметные связи: уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни.

Основные понятия: умножение.



Ход урока


  1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1.Мотивировать учащихся к учебной деятельности через создание доброжелательной атмосферы в классе.

2. Организация актуализации требований к ученику со стороны учебной деятельности

 ( «надо»).

3.Организация деятельности учащихся по установки  тематических рамок ( «могу»).

4. Создание условия для возникновения у ученика внутренней  потребности включения в учебную деятельность ( «хочу»).



Организация учебного процесса на этапе 1

1.Настроить детей.

-Ребята, какой праздник будет отмечать наша страна? ( 23 февраля, День защитника Отечества. )

- А вы, ученики, как должны защищать свою Родину?

(Хорошо учиться.)

- Какой наш девиз?

Чтобы Родине служить, надо знанья получить,

Будем мы учиться, хорошо трудиться.

-Я вижу, что вы все готовы к новым открытиям! Я верю, что всё получится. А наш урок будет успешным и интересным!


  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Цель:

  1. Организовать актуализацию изученных способов действий достаточных для построения нового знания.

  2. Зафиксировать  актуализированные способы в речи


Организация работы на этапе 2.

1.Чистописание.

- Открыли тетради. Говорим.

Четыре клетки пропущу, и число писать начну.

- Какая ваша любимая цифра? (5)

- Записываем всю строчку: 5+5+5…

2. Устный счёт.

1). Математический диктант.

(10+8)-2

(9-5)+20

19-(8-6)

14-(6+4)

13+(17-10)

Дети выбирают на доске выражения (не по порядку), читают их, а другие записывают значения выражений.

- Из суммы чисел 10 и 8 вычесть 2.

- К разности чисел 9 и 5 прибавить 20.

- Из 19 вычесть разность чисел 8 и 6.

- 14 уменьшить на сумму чисел 6 и 4.

- 13 увеличить на разность чисел 17 и 10.

6 см

- Кто хочет поделиться своим  результатом?

(Проверка по образцу:16,24,17,4,20)

- У кого всё верно, поставьте себе +.

2). Нахождение периметра квадрата.

- Какая фигура у меня на доске? (Квадрат.)

- Что мы знаем о квадрате? ( Квадрат – это

прямоугольник, у которого все стороны равны.)

- Найдите периметр квадрата. Покажите ответ веером.(24см)

- Как нашли периметр квадрата? (6+6+6+6+6=24 см)

- Что мы получили? ( Сумму одинаковых слагаемых.)

- Сколько слагаемых? (4)

-Почему? (У квадрата четыре стороны)

3).Найти лишнее.

- Посмотрите, пожалуйста, на выражения и определите, что в них общего.

25м+25м+25м+25м

4см+4см+4см+4см

16кг+16кг+16кг+16кг

32дм+39дм+32дм+32дм

(Общее: эти суммы содержат по 4 слагаемых, слагаемые – именованные числа)

-Найдите лишнее выражение.

(Второе выражение – слагаемые однозначные числа, во всех других выражениях двузначные числа. Третье – складываются единицы массы, в других выражениях складываются единицы длины. Четвёртое – слагаемые неодинаковые, в других выражениях слагаемые одинаковые. )

-Можно ли суммы одинаковых слагаемых записать как-либо иначе?

(Не знаем)


(Проблема!)

  1. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1.Организовать восстановление выполненных операций.

2.Организовать фиксацию шага, где возникло затруднение.

3.Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами.


Организация учебного процесса на этапе 3.

1. - А в задачах вам встречались суммы одинаковых слагаемых? (Да)

- В каких, например? (Дети вспоминают пройденные задачи.)

- Попробуем решить несколько задач и выявить их общее свойство.

2. Работа в группах. (Дети делятся на 4 группы.)

- У меня на листочках нарисованы точки. Ваша задача – сосчитать число точек.










- Сколько точек получили? (Получились у групп разные ответы)

- Как вы думаете, как легче сосчитать количество точек? Вспомним русский язык, как легче изучать слова? (Разделить их на группы-части речи.)

- Давайте попробуем посчитать точки группами. Возьмите фломастер и обведите группы линией. Для каждой группы ребят своё число в группе точек.1 группа – по 4 точки делит,2 группа – по 5 точек, 3 группа – по 8 точек, 4 группа – по10 точек. Очень внимательно считайте число точек в группе, прежде чем обвести её линией.

У ребят получилось:












- Молодцы. Составьте выражение к своему рисунку и найдите его значение.



У групп получилось:

5+5+5+5+5+5+5+5=40

4+4+4+4+4+4+4+4+4+4=40








10+10+10+10=40

8+8+8+8+8=40






- Очень хорошо, замечательно. Какая группа сосчитала правильно вначале? (Дети называют) (Работы вывешиваются на доску).

Дети делают вывод, что значения получились одинаковые. Все группы ребят сосчитали правильно, никто не ошибся.

Ребята сели на свои места.



(Открытие!)

- Скажите, пожалуйста, что вы заметили, как удобнее, легче и точнее сосчитать по одному или по 4, по 5, по 8, по 10? (По десять сосчитать быстрее, потому что выражение состоит из 4 слагаемых)

-При подсчёте видно, что удобнее укрупнить единицу счёта - вести счёт по 10. Но удобно ли так записывать полученные выражения? (Нет)


  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1.Устранить возникшее затруднение.

2. Предложить и согласовать тему урока

3. Строить проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4.

1. Решим задачу.

- В классе трём ученикам в один день День рождения. Каждому ученику подарили ручку по цене 20 рублей. Сколько рублей стоит покупка? (Показать ответ веером) (Дети показывают 60.)

- Как получили 60 рублей? Какое выражение составили?

(20+20+20=60 (руб)

-Сколько слагаемых записали? (3) Почему? (Потому что 3 ученика)

-Молодцы.

- Решим ещё задачу. (Текст задачи записан на доске)

- В начальной школе 100 мальчиков. К 23 февраля каждому мальчику подарили книгу по цене 50 рублей. Сколько рублей стоит вся покупка?

Составить выражение к этой задаче.

(Но сколько бы слагаемых не пришлось записать, надо дождаться осмысления детьми возникшего затруднения, которое должно быть зафиксировано ими в речи, то есть практической невыполнимости данного задания)

Дети показывают своё удивление и отмечают, что не могут решить эту задачу.

- Почему неудобно составлять выражение к этой задаче.( Много слагаемых, невозможно записать).

-Как можно короче его записать. Пофантазируйте. Может уже кто-то знает? Придумайте свои способы записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. ( Сложением трудно решить эту задачу, поэтому необходимо новое арифметическое действие.)

- Правильно, нам необходимо новое арифметическое действие – умножение.


Давайте вместе запишем решение задачи:

Сколько раз по 50 надо взять? (100 раз). Почему ?(100 мальчиков)

50+50+50+..+50=50·100


100 раз

- Какое слагаемое взяли?(50)Сколько раз? (100 раз)

- Итак, задачу можно решить 50·100=500 (руб.)

Умножение двузначных и трёхзначных чисел мы будем изучать в четвёртом классе.

3.Какая тема урока? (Умножение)

Дети записывают тему урока в тетрадь.

- Так, что же такое умножение? (Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.)

- Какая цель нашего урока? (Научиться записывать суммы одинаковых слагаемых умножением.)


5.Реализация построенного проекта.

Цель:

1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.Организовать фиксацию нового способа в речи.

3.Оорганизовать фиксацию нового способа с помощью ролевой игры.

4.Организовать уточнение общего характера нового знака (возможность применения нового способа действий для решения всех задач данного типа)


Организация учебного процесса на этапе 5.


1.Работа с учебником.

-Что нам поможет лучше понять, что такое умножение? (Учебник)

- Самый главный наш помощник – это учебник. Откройте учебники на с.47.

(Читает вслух один ученик.)

- Какое ключевое слово в условии задачи? (Каждой.)

- Подготовьте вопросы по тексту учебника. (Что называется умножением? Какой знак умножения? Как по-другому можно прочитать 3·4=12?)


Физкультминутка.

«Пусть наши глазки отдохнут» (Посвящается Дню защитника Отечества)

Дети стоя, выполняют зарядку для глаз.



2.Вернёмся к нашим работам, которые вы выполняли по группам.

- Замените суммы умножением.







( Представитель от каждой группы выходит к доске. Ребята записывают.)











4+4+4+4+4+4+4+4+4+4=40



5+5+5+5+5+5+5+5=40

4·10=40 5·8=40








10+10+10+10=40

8+8+8+8+8=40




8·5=40 10·4=40

- Прочитаем полученные выражения.

(4 умножить на 10 получится 40, по 4 взять 10 раз получится 40 и т.д.)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель:

Организовать усвоение учащимися данного способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.


Организация учебного процесса на этапе 6.

1.Вернёмся к заданию нахождения периметра квадрата. Как можно найти периметр квадрата умножением?

6+6+6+6=24 (см)

6·4=24 (см) (Прочитать полученное выражение.)

2.- Составьте свои суммы одинаковых слагаемых и замените их умножением.

Выписать несколько сумм на доске и объяснить:

2+2+2+2=2·4 (по 2 взяли 4 раза)

5+5+5+5+5=5·5 (по 5 взяли 5 раз)

32+32+32=32·3 (по 32 взяли 3 раза)

-Что обозначает первое число в выражении? (Слагаемое)

-Что обозначает второе число? (Сколько раз взяли это слагаемое)


7Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1.Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2.По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.


Организация учебного процесса на этапе 7


Самостоятельная работа в тетради на печатной основе с. 44 №3

  • Взаимопроверка

  • Проверка на интерактивной доске. Комментирование ошибок.


4 + 4

1 5+ 1 5 + 1 5

8 + 8 + 8 + 8

3 8 · 2

4 · 3



8.Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения


Организация учебного процесса на этапе 8.

- Какие ещё цели мы ставим на уроке математики? (Научиться правильно решать примеры и задачи.)

1.- А поможет нам в этом игра. Какая самая любимая игра мальчиков? (Футбол)

Выбираются команды по 4 человека от каждого ряда. Дети повторяют сложение и вычитание двухзначных чисел. Подсчёт баллов, объявление победителей.

2. Работа по учебнику.

Задача.

-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь давайте выполним задание знакомое нам. Решим задачу №2 на с.47.

- Прочитайте задачу про себя.

- Что говорится в задаче?

- Что нужно узнать?

Поставьте разные вопросы к задаче.

(- Сколько лип росло на 2-ой аллее?

- Сколько лип росло на двух аллеях?

- На сколько лип росло на первой аллее больше, чем на второй?)

(Каждый выбирает свой вопрос и решает задачу)

- Проверим. Назовите вопрос и решение задачи.

9.Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

1.Организовать фиксацию нового содержания.

2.организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимися.

3.Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4.Организовать обсуждение и запись домашнего задания.


Организация учебного процесса на этапе 9.

-Какое открытие сделали на уроке?

(Можно сумму одинаковых слагаемых заменить умножением.)

-Замените сложение умножением 63+63+63=.

- Какое задание вам показалось самым интересным?

-Как оцените работу всех детей на уроке?

(Мы старательно выполняли все задания. Все работали дружно.)

- Оценить свою работу, используя числовой веер?

- Почему поставили 4, почему-5? Кто, на ваш взгляд, лучше всех работал на уроке, хорошо усвоил новый материал? А кому бы вы дали совет?

-Я очень рада за вас, рада тому, как вы работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали. Молодцы!

Домашнее задание: рабочая тетрадь с.43 №1, №2.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей