СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению " Устное народное творчество"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению " Устное народное творчество"»

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Устное народное творчество».
ЦЕЛЬ:
 углубить знания учащихся о русском фольклоре, его   малыми жанрами: пословицами, поговорками, потешками, песнями, скороговорками, загадками, играми и считалками;

Развивать память, речь, артистические способности, навыки коллективной работы;

воспитывать интерес к устному народному творчеству, русской словесности.

Оборудование: класс разделен на сектора. В каждом секторе прилавок с вывеской-плакатом, карточки с заданиями, выставка книг.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

  1. Ведущий.

Здравствуйте, гости дорогие!

Пожалуйте в гости!

Песнями да считалками побалуйте!

Давно мы вас ждём, поджидаем!

Ай да загадочки вам загадаем!

«Делу время, а потехе час!» - объявляем

И весёлый наш праздник начинаем.

  Беседа

-О каких жанрах устного народного творчества вы услышали в приветствии ведущего?

- Вспомните, что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется?

 -«Устное» - передавалось «из уст в уста», не записывалось.

«Народное» - сочинял не один человек, а создано каким-то народом: русским, украинским, белорусским и т.п.

«Творчество» - это когда что-то придумывают, творят.

- То что люди передавали из уст в уста; то что они рассказывали, передавали из поколения в поколение. У устного народного творчества нет определённого автора. Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они нам.

  1. Изучение нового материала.

- Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей» народа. По содержанию песенок, потешек, считалок можно было узнать об обычаях, быте народа. Фольклор был для народа «учебником жизни»,  благодаря которому  в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, патриотизм (т.е. любовь к Родине). Кроме того, фольклор - это настоящая кладовая языка народа. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка - потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня вы убедитесь в этом, побывав на нашей  ярмарке. Вас ждут пословицы, поговорки, считалки.

  1. Закрепление. «Ярмарка»

1 Прилавок «ПОСЛОВИЦЫ»

Ведущий.

-Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь! Запаситесь впрок ученьем, шуткой доброй и весельем.

Учитель:

- Вспомните, что такое пословица?

 

Пословица – это какое-то изречение, мысль, в которой содержится народная мудрость.

Учитель:

-Давайте поиграем, выясним, какие пословицы вы знаете.

Игра «Закончи пословицу»

Без труда не вытащишь …

Поспешишь …

Волков бояться, …

Как аукнется, так и …

Мороз не велик, а …

Век живи, …        

Глаза боятся, а …

Дальше в лес, …

По одёжке встречают, …

Семь раз отмерь,..

Игра «Собери пословицу»

Дрожит, осина, лист.

Дело, боится, мастера.

Чьё, знает, мясо, кошка.

Жить, кошка, собака.

Сани, зима, лето, телега.

Вывод: Пословицы содержат большой познавательный и воспитательный смысл, представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, придания ему выразительности и точности.

2 Прилавок «ПЕСНИ. ПОТЕШКИ. ДРАЗНИЛКИ. ШУТКИ-ПРИБАУТКИ».

Ведущий:

Сорока, сорока где была?

Далеко: в лесу на опушке.

Кашу варила, на порог становила, деток кормила.

Гостей собирала, всех угощала.

Этому – дала, этому – дала, …

Всё раздала.

Учитель:

- Ребята, вы получили задания вспомнить песенки, потешки, частушки, прибаутки. На карточке написано, на какую тему.

Карточка 1.  «Колыбельная»

(Убаюкай малыша)

Ай, баю, баю, баю,                               Ай, люли, люленьки

Тебе песенку спою                               Прилетели гуленьки.

Я про серого кота.                                Сели гули на кровать,

Как у серого кота                                  Стали гули гулевать

Колыбелька золота,                              Стали гули ворковать,

Позолоченная,                                       Стал ребёнок засыпать.

Периночка пуховая,

Подушечка в голове,

Баю – баюшки, баю

А я песенку спою.

Баю – баю – баюшок

Кладу Машу на пушок

На пуховую кровать

Будет Маша крепко спать.

Карточка 2.  «Малыш плачет, развесели его»

1) -Ладушки, ладушки, где были?         - У бабушки.

-А что ели?                                     - Кашку.

-А что пили?                              - Бражку.

- Кашка–то сладенька. Бабушка добренька.

Попили, поели, на головку сели, ладушки запели.

  1. - Идёт коза рогатая за малыми ребятами.

Кто кашу не ест? Кто молока не пьёт?

Того забодает, забодает!

Карточка 3. «Дразнилка»

-Подразни ябед, драчунов, жадин.

 

1)  Ябеда, корябида, солёный огурец,

По полу валяется, никто его не ест.

2)Жадина, жадина, жадина, говядина.

3) Плакса, вакса, гуталин,

Проглотил горелый блин.

Карточка 4.  «Зазывалка»

- Долго не было дождя. Вянут цветы, деревья. Позови дождь.

1) Дождик - дождик, пуще!      2) Мочи, мочи, дождь,

Дам тебе гущи!                                       На нашу рожь,

Хлеба каравай!        На бабушкину пшеницу,

Хоть весь день поливай!        На дедушкин ячмень.

        Поливай весь день.

Гром гремучий, тресни тучи,

Дай дождя с небесной кручи.

Карточка 5. «Шутки-прибаутки»

-Пошутите друг над другом.

1) – Федул, что губы надул?            Ты чем занят?

- Кафтан прожёг…                        Ничем!

- Зачинить можно?                                   А он что делает?

- Да иглы нет…                                  Мне помогает.

- А велика ли дыра?                        Ну и ну!

- Да один ворот остался.

Сбил – сколотил – вот колесо,

Сел да поехал – ах, хорошо!

Оглянулся назад,

Одни щепки летят.

3 Прилавок «СКОРОГОВОРКИ»

Учитель:

-  Ребята, скороговорки появились давно, в глубокой древности. Сначала в них играли и взрослые, и дети. Но постепенно взрослые передали этот жанр устного народного творчества детям. Как вы думаете, для чего детям знать скороговорки? (Их полезно говорить, чтобы речь была чёткая и красивая).

Игра «Глухой телефон».

Ведущий получает записку со скороговоркой, передаёт шёпотом второму  игроку, - третьему и т.д.

1) Шапка да шубка, вот и весь мишутка.

2) Проворонила ворона воронёнка.

3) На осинке росинки.

4)Сел сокол на гол ствол.

5) Носит Сеня в сени сено,

     Спать на сене будет Сеня.

Вывод: Работа со скороговоркой направлена на совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции и тренировки речевого аппарата.

4 Прилавок «ЗАГАДКИ»

Ведущий:

Ой-люли, та-ра-ра-ра!

Заходи-ка, детвора!

Да подумай, посмекай,

Все загадки отгадай!

Учитель: Загадки были на Руси в глубокой древности. Они воспринимались как игра, как умственное состязание молодёжи. Возникшие давным – давно они и современным детям помогают увидеть мир по-новому, необыкновенно поэтически. Под загадкой понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который надо дать ответ. Загадки любят взрослые и дети. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадки – это история народа.

- Отгадайте загадки. Разложите их в коробочки по темам.

Загадки о неживой природе.

  1. Летит птица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

  1. Шёл долговяз в землю увяз. (Дождь)

  2. Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

  3. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

Загадки о животных.

  1. Не воин, а со шпорами. (Петух)

  2. Не говорит, не поёт, А кто к хозяину идет, знать даёт. (Собака).

  3. Плавала, купалась, сухою осталась. (Утка)

  4. Кто на себе свой дом носит? (Улитка)

Загадки об овощах.

  1. Не бьёт, не ругает, а плакать заставляет. (Лук)

10)Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

11) Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)

Загадки об инструментах.

    12) Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор)

    13)  Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила)

    14) Кто ест сено без рта тремя зубами? (Вилы)

        Загадки о домашней утвари.

    15) Четыре брата под одной крышей сидят. (Стол)

    16)  Не крапива, а жжётся, не солнце,  а печёт. (Печка)

Вывод: Загадки стимулируют умственную деятельность ребёнка, прививая вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире и раскрывает метафорические богатства русского языка.

5 Прилавок СКАЗКИ

- Когда вы были маленькими, мамы или бабушки, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

  1. Угадайте сказки.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростившись с зелёною кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей. (Василиса Прекрасная)

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (Гуси – лебеди)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят)

Я по коробу скребён,

По сусекам метён,

На сметане мешан,

На окошке стужен,

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл.

Чьи это слова?  (Колобок)

  1. Кому принадлежат эти слова из сказки?

- «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано»  (Хаврошечка)

- «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» (Морозко)

- «Не пей, братец, козлёночком станешь» (Алёнушка)

- «Фу – фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл» (Баба Яга)

- «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)

- «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)

- «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)

- «Вижу – вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Машенька)

  1. Итог урока.

  1. Домашнее задание.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), ‒ называются восклицательными.

Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.

В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.

Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, ‒ это невосклицательные предложения. В них не выражены сильные чувства.

В конце невосклицательных предложений может ставиться точка или вопросительный знак.

Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения могут быть невосклицательными и восклицательными по интонации.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Предложение; виды предложений по интонации; восклицательное предложение; невосклицательное предложение.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 20 - 23.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 11.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

http://resh.edu.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.

Предложения бывают разными не только по цели высказывания, но и по интонации, то есть по тому, как мы их произносим: спокойно или с особым чувством.

Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), ‒ называются восклицательными.

Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.

В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.

Какое чудесное время года наступило! Срочно выполни задание!

Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, ‒ это невосклицательные предложения. называются невосклицательными. В них не выражены сильные чувства.

В конце невосклицательных предложений может ставиться точка или вопросительный знак.

Хорошая горка получилась. Пойдем сегодня гулять на площадку?

Важно знать! Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения могут быть невосклицательными и восклицательными по интонации. Например,

Скворцы прилетели.

Скворцы прилетели!

Первое предложение по цели высказывания ‒ повествовательное, по интонации – невосклицательное.

Второе предложение по цели высказывания ‒ повествовательное, по интонации – восклицательное.

Прилетайте, скворцы поскорей.

Прилетайте, скворцы, поскорей!

Первое предложение по цели высказывания ‒ побудительное, по интонации – невосклицательное.

Второе предложение по цели высказывания ‒ побудительное, по интонации – восклицательное.

  1. Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 1. базовый уровень сложности.

Тип – сортировка элементов по категориям.

Текст вопроса

Заполните таблицу.

По цели высказывания

По интонации







Повествовательное, побудительное, восклицательное, вопросительное, невосклицательное.

Правильный ответ.

По цели высказывания

По интонации

повествовательное

восклицательное

побудительное

невосклицательное

вопросительное


Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.

  2. Определите опорные слова задания.

  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.

  4. Проверьте, правильно ли рассказали: вспомнить, какие есть виды предложений по цели высказывания и по интонации, прочитать понятия, распределить в соответствующие группы.

  5. Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации.

  6. Прочитайте понятия.

  7. Распределите в соответствующие группы.

8. Проверьте, правильно ли выполнили задание.

  1. Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 2. Базовый уровень сложности.

Тип – подстановка элементов в пропуски таблицы.

Текст вопроса

Прочитайте предложения. Определите вид предложения и поставьте в нужную графу таблицы знак «+».


Воскл.

Невоскл.

Хорошо гулять в весеннем лесу!



Как тебя зовут?



Пришла дождливая осень.



Как же я люблю осень!



Правильный ответ


Воскл.

Невоскл.

Хорошо гулять в весеннем лесу!

+


Как тебя зовут?


+

Пришла дождливая осень.


+

Как же я люблю осень!

+


Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.

  2. Определите опорные слова задания.

  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.

  4. Проверьте, правильно ли рассказали: вспомнить, какие предложения являются восклицательными, какие невосклицательными; прочитать предложения, определить, какие они по интонации, заполнить соответствующие графы таблицы.

  5. Вспомним, что такое восклицательные и невосклицательные предложения.

  6. Прочитаем предложения.

  7. Определим, какое из них является восклицательным, какое невосклицательным.

  8. Заполним соответствующие графы таблицы.

  9. Проверим, получилось ли выполнить задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!