Конспект урока по литературному чтению на тему: «Устное народное творчество».
ЦЕЛЬ: углубить знания учащихся о русском фольклоре, его малыми жанрами: пословицами, поговорками, потешками, песнями, скороговорками, загадками, играми и считалками;
Развивать память, речь, артистические способности, навыки коллективной работы;
воспитывать интерес к устному народному творчеству, русской словесности.
Оборудование: класс разделен на сектора. В каждом секторе прилавок с вывеской-плакатом, карточки с заданиями, выставка книг.
Ход занятия.
Организационный момент.
Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Ведущий.
Здравствуйте, гости дорогие!
Пожалуйте в гости!
Песнями да считалками побалуйте!
Давно мы вас ждём, поджидаем!
Ай да загадочки вам загадаем!
«Делу время, а потехе час!» - объявляем
И весёлый наш праздник начинаем.
Беседа
-О каких жанрах устного народного творчества вы услышали в приветствии ведущего?
- Вспомните, что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется?
-«Устное» - передавалось «из уст в уста», не записывалось.
«Народное» - сочинял не один человек, а создано каким-то народом: русским, украинским, белорусским и т.п.
«Творчество» - это когда что-то придумывают, творят.
- То что люди передавали из уст в уста; то что они рассказывали, передавали из поколения в поколение. У устного народного творчества нет определённого автора. Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они нам.
Изучение нового материала.
- Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей» народа. По содержанию песенок, потешек, считалок можно было узнать об обычаях, быте народа. Фольклор был для народа «учебником жизни», благодаря которому в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, патриотизм (т.е. любовь к Родине). Кроме того, фольклор - это настоящая кладовая языка народа. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка - потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня вы убедитесь в этом, побывав на нашей ярмарке. Вас ждут пословицы, поговорки, считалки.
Закрепление. «Ярмарка»
№1 Прилавок «ПОСЛОВИЦЫ»
Ведущий.
-Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь! Запаситесь впрок ученьем, шуткой доброй и весельем.
Учитель:
- Вспомните, что такое пословица?
Пословица – это какое-то изречение, мысль, в которой содержится народная мудрость.
Учитель:
-Давайте поиграем, выясним, какие пословицы вы знаете.
Игра «Закончи пословицу»
Без труда не вытащишь …
Поспешишь …
Волков бояться, …
Как аукнется, так и …
Мороз не велик, а …
Век живи, …
Глаза боятся, а …
Дальше в лес, …
По одёжке встречают, …
Семь раз отмерь,..
Игра «Собери пословицу»
Дрожит, осина, лист.
Дело, боится, мастера.
Чьё, знает, мясо, кошка.
Жить, кошка, собака.
Сани, зима, лето, телега.
Вывод: Пословицы содержат большой познавательный и воспитательный смысл, представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, придания ему выразительности и точности.
№2 Прилавок «ПЕСНИ. ПОТЕШКИ. ДРАЗНИЛКИ. ШУТКИ-ПРИБАУТКИ».
Ведущий:
Сорока, сорока где была?
Далеко: в лесу на опушке.
Кашу варила, на порог становила, деток кормила.
Гостей собирала, всех угощала.
Этому – дала, этому – дала, …
Всё раздала.
Учитель:
- Ребята, вы получили задания вспомнить песенки, потешки, частушки, прибаутки. На карточке написано, на какую тему.
Карточка 1. «Колыбельная»
(Убаюкай малыша)
Ай, баю, баю, баю, Ай, люли, люленьки
Тебе песенку спою Прилетели гуленьки.
Я про серого кота. Сели гули на кровать,
Как у серого кота Стали гули гулевать
Колыбелька золота, Стали гули ворковать,
Позолоченная, Стал ребёнок засыпать.
Периночка пуховая,
Подушечка в голове,
Баю – баюшки, баю
А я песенку спою.
Баю – баю – баюшок
Кладу Машу на пушок
На пуховую кровать
Будет Маша крепко спать.
Карточка 2. «Малыш плачет, развесели его»
1) -Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки.
-А что ели? - Кашку.
-А что пили? - Бражку.
- Кашка–то сладенька. Бабушка добренька.
Попили, поели, на головку сели, ладушки запели.
- Идёт коза рогатая за малыми ребятами.
Кто кашу не ест? Кто молока не пьёт?
Того забодает, забодает!
Карточка 3. «Дразнилка»
-Подразни ябед, драчунов, жадин.
1) Ябеда, корябида, солёный огурец,
По полу валяется, никто его не ест.
2)Жадина, жадина, жадина, говядина.
3) Плакса, вакса, гуталин,
Проглотил горелый блин.
Карточка 4. «Зазывалка»
- Долго не было дождя. Вянут цветы, деревья. Позови дождь.
1) Дождик - дождик, пуще! 2) Мочи, мочи, дождь,
Дам тебе гущи! На нашу рожь,
Хлеба каравай! На бабушкину пшеницу,
Хоть весь день поливай! На дедушкин ячмень.
Поливай весь день.
Гром гремучий, тресни тучи,
Дай дождя с небесной кручи.
Карточка 5. «Шутки-прибаутки»
-Пошутите друг над другом.
1) – Федул, что губы надул? Ты чем занят?
- Кафтан прожёг… Ничем!
- Зачинить можно? А он что делает?
- Да иглы нет… Мне помогает.
- А велика ли дыра? Ну и ну!
- Да один ворот остался.
Сбил – сколотил – вот колесо,
Сел да поехал – ах, хорошо!
Оглянулся назад,
Одни щепки летят.
№3 Прилавок «СКОРОГОВОРКИ»
Учитель:
- Ребята, скороговорки появились давно, в глубокой древности. Сначала в них играли и взрослые, и дети. Но постепенно взрослые передали этот жанр устного народного творчества детям. Как вы думаете, для чего детям знать скороговорки? (Их полезно говорить, чтобы речь была чёткая и красивая).
Игра «Глухой телефон».
Ведущий получает записку со скороговоркой, передаёт шёпотом второму игроку, - третьему и т.д.
1) Шапка да шубка, вот и весь мишутка.
2) Проворонила ворона воронёнка.
3) На осинке росинки.
4)Сел сокол на гол ствол.
5) Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Вывод: Работа со скороговоркой направлена на совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции и тренировки речевого аппарата.
№4 Прилавок «ЗАГАДКИ»
Ведущий:
Ой-люли, та-ра-ра-ра!
Заходи-ка, детвора!
Да подумай, посмекай,
Все загадки отгадай!
Учитель: Загадки были на Руси в глубокой древности. Они воспринимались как игра, как умственное состязание молодёжи. Возникшие давным – давно они и современным детям помогают увидеть мир по-новому, необыкновенно поэтически. Под загадкой понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который надо дать ответ. Загадки любят взрослые и дети. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадки – это история народа.
- Отгадайте загадки. Разложите их в коробочки по темам.
Загадки о неживой природе.
Летит птица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Шёл долговяз в землю увяз. (Дождь)
Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)
Загадки о животных.
Не воин, а со шпорами. (Петух)
Не говорит, не поёт, А кто к хозяину идет, знать даёт. (Собака).
Плавала, купалась, сухою осталась. (Утка)
Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
Загадки об овощах.
Не бьёт, не ругает, а плакать заставляет. (Лук)
10)Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
11) Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)
Загадки об инструментах.
12) Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор)
13) Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила)
14) Кто ест сено без рта тремя зубами? (Вилы)
Загадки о домашней утвари.
15) Четыре брата под одной крышей сидят. (Стол)
16) Не крапива, а жжётся, не солнце, а печёт. (Печка)
Вывод: Загадки стимулируют умственную деятельность ребёнка, прививая вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире и раскрывает метафорические богатства русского языка.
№5 Прилавок СКАЗКИ
- Когда вы были маленькими, мамы или бабушки, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.
Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.
Угадайте сказки.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей. (Василиса Прекрасная)
У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси – лебеди)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)
Я по коробу скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешан,
На окошке стужен,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл.
Чьи это слова? (Колобок)
Кому принадлежат эти слова из сказки?
- «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано» (Хаврошечка)
- «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» (Морозко)
- «Не пей, братец, козлёночком станешь» (Алёнушка)
- «Фу – фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл» (Баба Яга)
- «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)
- «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)
- «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)
- «Вижу – вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Машенька)
Итог урока.
Домашнее задание.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), ‒ называются восклицательными.
Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.
В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.
Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, ‒ это невосклицательные предложения. В них не выражены сильные чувства.
В конце невосклицательных предложений может ставиться точка или вопросительный знак.
Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения могут быть невосклицательными и восклицательными по интонации.
Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Предложение; виды предложений по интонации; восклицательное предложение; невосклицательное предложение.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 20 - 23.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 11.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
http://resh.edu.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.
Предложения бывают разными не только по цели высказывания, но и по интонации, то есть по тому, как мы их произносим: спокойно или с особым чувством.
Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), ‒ называются восклицательными.
Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.
В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.
Какое чудесное время года наступило! Срочно выполни задание!
Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, ‒ это невосклицательные предложения. называются невосклицательными. В них не выражены сильные чувства.
В конце невосклицательных предложений может ставиться точка или вопросительный знак.
Хорошая горка получилась. Пойдем сегодня гулять на площадку?
Важно знать! Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения могут быть невосклицательными и восклицательными по интонации. Например,
Скворцы прилетели.
Скворцы прилетели!
Первое предложение по цели высказывания ‒ повествовательное, по интонации – невосклицательное.
Второе предложение по цели высказывания ‒ повествовательное, по интонации – восклицательное.
Прилетайте, скворцы поскорей.
Прилетайте, скворцы, поскорей!
Первое предложение по цели высказывания ‒ побудительное, по интонации – невосклицательное.
Второе предложение по цели высказывания ‒ побудительное, по интонации – восклицательное.
Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 1. базовый уровень сложности.
Тип – сортировка элементов по категориям.
Текст вопроса
Заполните таблицу.
По цели высказывания | По интонации |
| |
| |
| |
Повествовательное, побудительное, восклицательное, вопросительное, невосклицательное.
Правильный ответ.
По цели высказывания | По интонации |
повествовательное | восклицательное |
побудительное | невосклицательное |
вопросительное | |
Алгоритм выполнения задания:
Прочитайте задание.
Определите опорные слова задания.
Расскажите, как вы будете выполнять задание.
Проверьте, правильно ли рассказали: вспомнить, какие есть виды предложений по цели высказывания и по интонации, прочитать понятия, распределить в соответствующие группы.
Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации.
Прочитайте понятия.
Распределите в соответствующие группы.
8. Проверьте, правильно ли выполнили задание.
Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 2. Базовый уровень сложности.
Тип – подстановка элементов в пропуски таблицы.
Текст вопроса
Прочитайте предложения. Определите вид предложения и поставьте в нужную графу таблицы знак «+».
| Воскл. | Невоскл. |
Хорошо гулять в весеннем лесу! | | |
Как тебя зовут? | | |
Пришла дождливая осень. | | |
Как же я люблю осень! | | |
Правильный ответ
| Воскл. | Невоскл. |
Хорошо гулять в весеннем лесу! | + | |
Как тебя зовут? | | + |
Пришла дождливая осень. | | + |
Как же я люблю осень! | + | |
Алгоритм выполнения задания:
Прочитайте задание.
Определите опорные слова задания.
Расскажите, как вы будете выполнять задание.
Проверьте, правильно ли рассказали: вспомнить, какие предложения являются восклицательными, какие невосклицательными; прочитать предложения, определить, какие они по интонации, заполнить соответствующие графы таблицы.
Вспомним, что такое восклицательные и невосклицательные предложения.
Прочитаем предложения.
Определим, какое из них является восклицательным, какое невосклицательным.
Заполним соответствующие графы таблицы.
Проверим, получилось ли выполнить задание.