Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Разработка урока по литературному чтению
«Согласные звуки [н], [н`], буква н»
1 класс
Хуснутдинова Люция Даниловна,
учитель начальных классов
высшей категории
Тема: Согласные звуки [н], [н`], буква н.
Цели:
познакомить детей с согласными звуками [н], [н'], буквами Н, н;
учить слышать эти звуки и давать им характеристику;
вырабатывать навыки осознанного чтения;
способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;
развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, мышление, память;
развивать произвольное внимание.
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
Личностные: действие самоопределения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация (среда POWER POINT), учебник «Букварь» модели звуков.
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 1
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
Видеть Вас мы очень рады!
- А теперь улыбнемся друг другу и будем работать.
II. Повторение пройденного о звуках.
- Закройте глаза, представьте себя в лесу. Прислушайтесь и постарайтесь услышать звуки.Слайд 2
Прослушивание мелодии.
- Какие звуки вы услышали? (звуки природы).Слайд 3 (пустой)
- Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц.
-А могут ли люди общаться друг с другом при помощи звуков природы? нет
- На какие 2 группы можно разделить все звуки? На речевые и неречевые звуки
- А какие звуки помогают нам в общении? (речевые звуки)
- На какие 2 группы можно разделить речевые звуки? - Все речевые звуки можно разделить на гласные и согласные
- Как отличить гласные звуки от согласных?
- С помощью чего на письме обозначаются звуки?
- Чем буква отличается от звука? Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим.
- Что можно образовать из звуков? Слог
- Если слоги соединить, то получим…….. слово.
- Что можно составить из слов? Предложения
- Мы знаем, что из предложений состоит наша ……. Речь.
- Какая бывает речь?Устная и письменная
- Начали со звука, закончили речью. Работая со звуками, мы учимся говорить правильно, красиво. Этому мы учимся на каждом уроке обучения грамоте.
ОЦЕНИВАНИЕ.
- А теперь оцените себя. Если вы знали все ответы на мои вопросы – поднимите карточку со знаком «+». Если не на все смогли ответить - поднимите карточку со знаком «-». Если осталось много вопросов – тогда карточка со знаком «?».
- А сейчас я загадаю вам загадки про буквы.
Он похож на букву…(О)
На конце напишем …(Е)
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква…(А)
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась … буква…(Ю)
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква…(Ё)
Не просто так – наискосок.
Один совет ребятам всем:
Не путать эту букву с Н…(И)
- Ребята, посмотрите на эти буквы. Прочитаем их хором.
- На какие две группы их можно поделить?
1) О А указывают на твердость согласных звуков
Е Ю Ё И указывают на мягкость согласных звуков
2) О А И обозначают один звук
Ю Ё Емогут обозначать два звука в начале слова или после другой гласной буквы
- Молодцы! Буквы довольны вашей работой, а вы?
- Оцените себя. ОЦЕНИВАНИЕ.
III. Постановка проблемной ситуации.
- Посмотрите, к нам пришел ещё один звук. Что вы о нем можете сказать? Ничего, он пустой.
-Значит, какую цель поставим мы себе на уроке?
-Познакомиться с новыми звуками, узнать какими буквами они обозначаются на письме, читать слоги и слова с этой буквой.
- Сегодня мы продолжим путешествие по страницам «Букваря».
IV. «Открытие» новых знаний. Поиск решения.
1.Выделение звуков [н], [ н,]. Работа по учебнику.
Чтение загадки с экрана. Читает ученик.
Вот гора, а у горы —
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
- Произнесите слово. Нос
- Сколько гласных слышим? Один гласный, значит один слог.
- Какой звук слышим в начале? ([н]).
- Какой он? (Согласный).
- Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду).
- Какой это согласный? Проверим. (Дети ладошками закрывают ушки, произносят звук [н]).
- Согласный звонкий.
-[н], [но] Согласный звонкий и …….. . ?
- В слове нос звук [н] твердый, т. к. за [н] слышим [о], [но], звучит твердо.
- [н] – согласный звонкий твердый.( Составляем схемы слов на доске, дети у себя на партах
- Фишка какого цвета нужна для обозначения этого звука?
- Положите у себя на партах синюю фишку. ( На интерактивной доске)
-Произнесите следующий звук. Охарактеризуйте его. Гласный
- Обозначьте на схеме:
- Какой звук следующий, произнесите его, охарактеризуйте. Согласный, глухой, твердый
- Покажите на схеме
- Сколько звуков в слове нос?
-Итак, звук [н], какой? Охарактеризуйте его.Звук [н] – согласный, звонкий, твердый.
Фразеологизмы со словом «нос».
- Слово «нос» мы иногда используем в «переносном» значении. Я назову фразеологизмы со словом нос, а вы попробуйте заменить его одним словом.
Зарубить на носу – запомнить
Вешать нос – унывать
Задирать нос – зазнаваться
Водить за нос – обманывать
Нос не дорос – мал ещё
-Прочитаем следующую загадку (читает ученик)
Может влезь иголке в ушко
Тонкая ее подружка.
Вместе шов проложат прытко.
Как зовут подружку? Нитка
- Произнесите это слово. (скандируем как на стадионе)
- Сколько слогов?
- Позовем это слово, определим ударный слог.
- Произнесите первый звук. Охарактеризуйте его.
-Выберите подходящую схему слова. ( на доске несколько схем, но нет правильной схемы)
- Исправим ошибку.
Вывод: Звуки [н] и [ н,] –согласные, звонкие.
2. Знакомство с буквами Н,н
-А можем ли мы звук увидеть? (Звуки мы слышим, но не видим)
- Теперь мы можем представить нашу таинственную незнакомку?
Согласные звуки [н], [н’]обозначаютсябуквойНн
-У каждой буквы есть два образа, два лица: печатный и письменный.
- Для чего нужна заглавная буква?
3.Игра «Узнай звук»
- Приготовьте два фишки - синюю и зеленую.
- Я буду называть слова со звуками [н], [н’], а вы показывайте соответствующую фишку.Нитки, наряд, нос, небо.
- Где в словах вам встретились звуки [н], [н’]?в начале слова
- Это легко, когда звуки [н], [н’] в начале, а вот следующие слова: полено, пряник, карандаш, теленок.
- А теперь, где в словах вам встретились звуки [н], [н’]? в середине
- В другой части слова попробуем поискать новые звуки, в начале были, в середине были. Где не были? На конце слова
-Слушаем: Конь, звон, день.
- Итак, где согласные звуки [н], [н’] могут встретиться в словах?
ОЦЕНИВАНИЕ
- А теперь оцените себя. Если вам было легко определить мягкость или твердость согласного звука – поднимите карточку со знаком «+». Если сложно - поднимите карточку со знаком «-». Если неполучилось – тогда карточка со знаком «?».
V.Закрепление изученного.
1.Чтение слогов по слайду.
Прибежал весёлый А, прочитали дети – НА.
Прибежал задорный О, прочитали дети – НО.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – НЯ.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – НЫ.
Прибежал игривый И, прочитали дети – НИ.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – НУ.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – НЁ.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – НЮ.
Прибежал звонкий Е, прочитали дети – НЕ.
-Прочитайте хором слоги, постепенно понижая голос до шепота.
- Прочитайте слоги, где наш знакомый [н,] произносится мягко.
- А теперь, где этот звук произносится твердо.
- Прочитайте хором слоги с интонацией вопроса.
- А теперь с радостной интонацией.
2. Игра наоборот
-Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, которые начинаются со звуков [н], [н’]:
налево — (направо), высоко — (низко) ..., под — (над) ..., верхний —(низкий)..., высушить — (намочить)...
3. Игра «Соотнести слова и картинки»(на слайде)
- Посмотрите на картинки. Что изображено?
- Прочитайте слова.
- Эти слова в русском языке называются местоимениями. Они используются вместо имени и вместо названий предметов.
- Какое задание вы бы предложили?
- Работаем в парах: соотнесите слова и картинки.
- Проверим вашу работу. Один ученик – у доски.
ОЦЕНИВАНИЕ
- А теперь оцените себя. Если вы соотнесли слова и картинки верно – поднимите карточку со знаком «+». Если допустили ошибку - поднимите карточку со знаком «-». Если было трудно – тогда карточка со знаком «?».
VI. Работа с предложениями. (Букварь с. 65)
- Прочитайтепро себя запись выделенная темным черным шрифтом на странице 65.
- Что вы прочитали? Это предложения
- Назовите признаки предложений.
Начало – с заглавной буквы.
В конце предложения точка.
Слова записаны отдельно.
Слова связаны по смыслу.
- А теперь мы прочитаем хором.
- Что вы заметили? Слова с буквой Н, предложения связаны между собой.
- Сколько предложений в тексте?
- Первое предложение нам прочитает ………
- О чем говорится в первом предложении?
- Второе предложение нам прочитает ………
- Что вы узнали из второго предложения?
- Третье предложение нам прочитает ………
- О чем третье предложение?
- Как можно озаглавить этот текст? Няня
- Какое слово повторяется в каждом предложении?Няня
- Каким местоимением можно заменить слово «няня»? она
- А в каком предложении слово «няня» можно заменить местоимением?
- Послушайте, какой текст у нас получился. Читает учитель
VII. Самостоятельнаядифференцированная работа учащихся. Самоконтроль и самооценка результатов.
- Ребята, перед вами карточки трёх цветов. В них задания разной сложности.
- Если на уроке вы работали активно и всё поняли про новую букву, то вы можете выбрать карточку красного цвета с более сложным заданием. В этой карточке вам нужно определить какой звук обозначает буква «Н» в каждом слове. Если твёрдый, то это слово вы обводите синим карандашом, а если мягкий, то зелёным.
НЯНЯ,ОНИ,НИТКА, НОС,ИМЕНА, КОНИ, НОРА, ЛИМОН, ЮНГА, НЕБО
- Если, в течение урока у вас возникали трудности и не всегда всё получалось, то вы можете выбрать карточку попроще. В жёлтой карточке вам нужно просто определить, в каком слове есть звук [н]. И обвести эти слова в кружок простым карандашом.
НЯНЯ, МАМА, ОНИ, НАМ, МИМО, ИМЯ, УМНАЯ, ЮНАЯ, НИТИ, ЛИНИИ
- Если же, вам было очень трудно на уроке, то возьмите карточку зелёного цвета и среди всех букв выберите только букву «Н» и подчеркните её.
А Н О И Н И М Н Е Я Ю У Ы М О Ё Э Н А И М Н
Проверка по эталону (Слайды…….)
- Я рада, что большинство из вас правильно оценили свои действия на уроке и уровень своих знаний.
VIII. Рефлексия деятельности
Сегодня на уроке:
Я узнал …
Я запомнил …
Я научился …
IX.Оценивание.
- Давайте оценим свою работу на уроке.
- Кто думает, что он работал сегодня активно, поднимает карточкусо знаком «+».
- Кто работал, но не всегда всебыло понятно- поднимите карточку со знаком «-».
- А у кого осталось много вопросов по теме – тогда карточка со знаком «?».
Дополнительно:
- Подведем итог нашего урока игрой «Да или нет».
- Звук мы видим. (нет)
-Букву мы можем написать. (да)
- Сколько в слове согласных, столько и слогов. (нет)
- Чтение - вот лучшее учение. (да)
- В слове карандаш 2 слога. (нет)
- В словах ударение падает на согласный звук (нет)
- Согласные бывают парные и непарные. (да)