СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению «Согласные звуки [н], [н`], буква н» 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте по программе "Школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению «Согласные звуки [н], [н`], буква н» 1 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан










Разработка урока по литературному чтению

«Согласные звуки [н], [н`], буква н»

1 класс














Хуснутдинова Люция Даниловна,

учитель начальных классов

высшей категории













Тема: Согласные звуки [н], [н`], буква н.

Цели:

  • познакомить детей с согласными звуками [н], [н'],  буквами Н, н;

  • учить слышать эти звуки и давать им характеристику;

  • вырабатывать навыки осознанного чтения;

  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;

  • развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, мышление, память;

  • развивать произвольное внимание.

  • Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:

  • Личностные: действие самоопределения.

  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  • Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

  • Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

  • Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

  • Тип урока: открытие новых знаний

  • Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.

  • Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

  • Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация (среда POWER POINT), учебник «Букварь» модели звуков.


















Ход урока


I. Организационный момент. Слайд 1

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

Видеть Вас мы очень рады!

- А теперь улыбнемся друг другу и будем работать.


II. Повторение пройденного о звуках.

- Закройте глаза, представьте себя в лесу. Прислушайтесь и постарайтесь услышать звуки.Слайд 2

Прослушивание мелодии.

- Какие звуки вы услышали? (звуки природы).Слайд 3 (пустой)

- Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц.

-А могут ли люди общаться друг с другом при помощи звуков природы? нет

- На какие 2 группы можно разделить все звуки? На речевые и неречевые звуки

- А какие звуки помогают нам в общении? (речевые звуки)

- На какие 2 группы можно разделить речевые звуки? - Все речевые звуки можно разделить на гласные и согласные

- Как отличить гласные звуки от согласных?

- С помощью чего на письме обозначаются звуки?

- Чем буква отличается от звука? Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим.

- Что можно образовать из звуков? Слог

- Если слоги соединить, то получим…….. слово.

- Что можно составить из слов? Предложения

- Мы знаем, что из предложений состоит наша ……. Речь.

- Какая бывает речь?Устная и письменная

- Начали со звука, закончили речью. Работая со звуками, мы учимся говорить правильно, красиво. Этому мы учимся на каждом уроке обучения грамоте.

ОЦЕНИВАНИЕ.

- А теперь оцените себя. Если вы знали все ответы на мои вопросы – поднимите карточку со знаком «+». Если не на все смогли ответить - поднимите карточку со знаком «-». Если осталось много вопросов – тогда карточка со знаком «?».


- А сейчас я загадаю вам загадки про буквы.

  • Обруч катится легко,

Он похож на букву…(О)

  • В слове МНЕ, в слове ДВЕ

На конце напишем …(Е)

  • Вот два столбика наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква…(А)

  • Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась … буква…(Ю)

  • Буква Е передохнула,

Как тотчас же на неё

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква…(Ё)

  • Надела буква поясок,

Не просто так – наискосок.

Один совет ребятам всем:

Не путать эту букву с Н…(И)


- Ребята, посмотрите на эти буквы. Прочитаем их хором.

- На какие две группы их можно поделить?

1) О А указывают на твердость согласных звуков

Е Ю Ё И указывают на мягкость согласных звуков

2) О А И обозначают один звук

Ю Ё Емогут обозначать два звука в начале слова или после другой гласной буквы

- Молодцы! Буквы довольны вашей работой, а вы?

- Оцените себя. ОЦЕНИВАНИЕ.


III. Постановка проблемной ситуации.

- Посмотрите, к нам пришел ещё один звук. Что вы о нем можете сказать? Ничего, он пустой.

-Значит, какую цель поставим мы себе на уроке?

-Познакомиться с новыми звуками, узнать какими буквами они обозначаются на письме, читать слоги и слова с этой буквой.

- Сегодня мы продолжим путешествие по страницам «Букваря».


IV. «Открытие» новых знаний. Поиск решения.

1.Выделение звуков [н], [ н,]. Работа по учебнику.

Чтение загадки с экрана. Читает ученик.

Вот гора, а у горы —
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)

- Произнесите слово. Нос

- Сколько гласных слышим? Один гласный, значит один слог.

- Какой звук слышим в начале? ([н]).

- Какой он? (Согласный).

- Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду).

- Какой это согласный? Проверим. (Дети ладошками закрывают ушки, произносят звук [н]).

- Согласный звонкий.

-[н], [но] Согласный звонкий и …….. . ?

- В слове нос звук [н] твердый, т. к. за [н] слышим [о], [но], звучит твердо.

- [н] – согласный звонкий твердый.( Составляем схемы слов на доске, дети у себя на партах

- Фишка какого цвета нужна для обозначения этого звука?

- Положите у себя на партах синюю фишку. ( На интерактивной доске)

-Произнесите следующий звук. Охарактеризуйте его. Гласный

- Обозначьте на схеме:

- Какой звук следующий, произнесите его, охарактеризуйте. Согласный, глухой, твердый

- Покажите на схеме

- Сколько звуков в слове нос?

-Итак, звук [н], какой? Охарактеризуйте его.Звук [н] – согласный, звонкий, твердый.

Фразеологизмы со словом «нос».

- Слово «нос» мы иногда используем в «переносном» значении. Я назову фразеологизмы со словом нос, а вы попробуйте заменить его одним словом.

Зарубить на носу – запомнить

Вешать нос – унывать

Задирать нос – зазнаваться

Водить за нос – обманывать

Нос не дорос – мал ещё


-Прочитаем следующую загадку (читает ученик)

Может влезь иголке в ушко
Тонкая ее подружка.
Вместе шов проложат прытко.
Как зовут подружку? Нитка

- Произнесите это слово. (скандируем как на стадионе)

- Сколько слогов?

- Позовем это слово, определим ударный слог.

- Произнесите первый звук. Охарактеризуйте его.

-Выберите подходящую схему слова. ( на доске несколько схем, но нет правильной схемы)

- Исправим ошибку.

Вывод: Звуки [н] и [ н,] –согласные, звонкие.



2. Знакомство с буквами Н,н

-А можем ли мы звук увидеть? (Звуки мы слышим, но не видим)

- Теперь мы можем представить нашу таинственную незнакомку?

Согласные звуки [н], [н’]обозначаютсябуквойНн

-У каждой буквы есть два образа, два лица: печатный и письменный.

- Для чего нужна заглавная буква?


3.Игра «Узнай звук»

- Приготовьте два фишки - синюю и зеленую.

- Я буду называть слова со звуками [н], [н’], а вы показывайте соответствующую фишку.Нитки, наряд, нос, небо.

- Где в словах вам встретились звуки [н], [н’]?в начале слова

- Это легко, когда звуки [н], [н’] в начале, а вот следующие слова: полено, пряник, карандаш, теленок.

- А теперь, где в словах вам встретились звуки [н], [н’]? в середине

- В другой части слова попробуем поискать новые звуки, в начале были, в середине были. Где не были? На конце слова

-Слушаем: Конь, звон, день.

- Итак, где согласные звуки [н], [н’] могут встретиться в словах?

ОЦЕНИВАНИЕ

- А теперь оцените себя. Если вам было легко определить мягкость или твердость согласного звука – поднимите карточку со знаком «+». Если сложно - поднимите карточку со знаком «-». Если неполучилось – тогда карточка со знаком «?».



V.Закрепление изученного.

1.Чтение слогов по слайду.

Прибежал весёлый А, прочитали дети – НА.

Прибежал задорный О, прочитали дети – НО.

Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – НЯ.

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – НЫ.

Прибежал игривый И, прочитали дети – НИ.

Прибежал упрямый У, прочитали дети – НУ.

Прибежал забияка Ё, прочитали дети – НЁ.

Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – НЮ.

Прибежал звонкий Е, прочитали дети – НЕ.



-Прочитайте хором слоги, постепенно понижая голос до шепота.

- Прочитайте слоги, где наш знакомый [н,] произносится мягко.

- А теперь, где этот звук произносится твердо.

- Прочитайте хором слоги с интонацией вопроса.

- А теперь с радостной интонацией.



2. Игра наоборот

-Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, которые начинаются со звуков [н], [н’]:

налево — (направо), высоко — (низко) ..., под — (над) ..., верхний —(низкий)..., высушить — (намочить)...



3. Игра «Соотнести слова и картинки»(на слайде)

- Посмотрите на картинки. Что изображено?

- Прочитайте слова.

- Эти слова в русском языке называются местоимениями. Они используются вместо имени и вместо названий предметов.

- Какое задание вы бы предложили?

- Работаем в парах: соотнесите слова и картинки.

- Проверим вашу работу. Один ученик – у доски.

ОЦЕНИВАНИЕ

- А теперь оцените себя. Если вы соотнесли слова и картинки верно – поднимите карточку со знаком «+». Если допустили ошибку - поднимите карточку со знаком «-». Если было трудно – тогда карточка со знаком «?».



VI. Работа с предложениями. (Букварь с. 65)

- Прочитайтепро себя запись выделенная темным черным шрифтом на странице 65.

- Что вы прочитали? Это предложения

- Назовите признаки предложений.

Начало – с заглавной буквы.

В конце предложения точка.

Слова записаны отдельно.

Слова связаны по смыслу.

- А теперь мы прочитаем хором.

- Что вы заметили? Слова с буквой Н, предложения связаны между собой.

- Сколько предложений в тексте?

- Первое предложение нам прочитает ………

- О чем говорится в первом предложении?

- Второе предложение нам прочитает ………

- Что вы узнали из второго предложения?

- Третье предложение нам прочитает ………

- О чем третье предложение?

- Как можно озаглавить этот текст? Няня

- Какое слово повторяется в каждом предложении?Няня

- Каким местоимением можно заменить слово «няня»? она

- А в каком предложении слово «няня» можно заменить местоимением?

- Послушайте, какой текст у нас получился. Читает учитель


VII. Самостоятельнаядифференцированная работа учащихся. Самоконтроль и самооценка результатов.

- Ребята, перед вами карточки трёх цветов. В них задания разной сложности.

- Если на уроке вы работали активно и всё поняли про новую букву, то вы можете выбрать карточку красного цвета с более сложным заданием. В этой карточке вам нужно определить какой звук обозначает буква «Н» в каждом слове. Если твёрдый, то это слово вы обводите синим карандашом, а если мягкий, то зелёным.

НЯНЯ,ОНИ,НИТКА, НОС,ИМЕНА, КОНИ, НОРА, ЛИМОН, ЮНГА, НЕБО


- Если, в течение урока у вас возникали трудности и не всегда всё получалось, то вы можете выбрать карточку попроще. В жёлтой карточке вам нужно просто определить, в каком слове есть звук [н]. И обвести эти слова в кружок простым карандашом.

НЯНЯ, МАМА, ОНИ, НАМ, МИМО, ИМЯ, УМНАЯ, ЮНАЯ, НИТИ, ЛИНИИ


- Если же, вам было очень трудно на уроке, то возьмите карточку зелёного цвета и среди всех букв выберите только букву «Н» и подчеркните её.

А Н О И Н И М Н Е Я Ю У Ы М О Ё Э Н А И М Н

Проверка по эталону (Слайды…….)


- Я рада, что большинство из вас правильно оценили свои действия на уроке и уровень своих знаний.


VIII. Рефлексия деятельности

Сегодня на уроке:

Я узнал …

Я запомнил …

Я научился …


IX.Оценивание.

- Давайте оценим свою работу на уроке.

- Кто думает, что он работал сегодня активно, поднимает карточкусо знаком «+».

- Кто работал, но не всегда всебыло понятно- поднимите карточку со знаком «-».

- А у кого осталось много вопросов по теме – тогда карточка со знаком «?».



Дополнительно:

- Подведем итог нашего урока игрой «Да или нет».

- Звук мы видим. (нет)

-Букву мы можем написать. (да)

- Сколько в слове согласных, столько и слогов. (нет)

- Чтение - вот лучшее учение. (да)

- В слове карандаш 2 слога. (нет)

- В словах ударение падает на согласный звук (нет)

- Согласные бывают парные и непарные. (да)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!