СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению на тему "Стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает»".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению на тему "Стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает»".»

Урок литературного чтения во 2 «В» классе

Тема урока: Стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает».

Дата проведения: 15.01.2018 г.

Цель урока:

-познакомить детей с краткой биографией и стихотворением С.А. Есенина «Поет зима аукает»;

- дать понятие метафоры;

-сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы;

-научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Задачи:

Обучающие:

– работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы; учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова

– обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие:

– развивать образное мышление, речь при работе с лирическим произведением, творческое мышление;

– развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний;

- развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихов, навыки правильного, осознанного, выразительного чтения

Воспитывающие:

– воспитывать чувство прекрасного, умение работать в группе, любовь к родной природе, интерес к живописи, музыке;

– воспитывать самостоятельную творческую активность.

Тип урока: Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении. 

Метапредметные:

Регулятивные:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; 
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
 Познавательные:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.; 
Коммуникативные:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные: проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.

Ход урока



  1. Организационный момент

Ребята, посмотрите друг на друга – улыбнитесь.

Посмотрите на наше солнышко – улыбнитесь ему. Пусть на протяжении всего урока это милое солнышко придаёт нам оптимизма, творчества и, конечно же, хорошего настроения!

1. Самоопределение к деятельности

- Ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это мое настроение…Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? Удачи!



2. Мотивация к учебной деятельности.

Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (Зима)



  1. Проверка домашнего задания.

Многие русские писатели, поэты и художники любили зиму и великолепно о ней писали. 

- С авторами каких произведений мы знакомились на прошлых уроках?

- Что вам было задано на дом?

(стих.-е Ф.Тютчева «Чародейкою зимою… )

(проверка домашнего задания)



  1. Речевая разминка.

-Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь на нашем уроке?

- Закройте глаза, и шепотом произнесите: 

«З – И – М – А … »

–Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуйте снежинки с руки, произнося предложение, с нужной интонацией.

- С неба падают снежинки?

- С неба падают снежинки.

- С неба падают снежинки!


— Какие ассоциации у вас связаны со словом ЗИМА?


  1. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

Сообщение темы и целей.

Слайд 

-Рассмотрите картину русского художника И. Шишкина 

«Сосны, освещенные солнцем».

-Какие чувства у вас возникли?  

-Что вы себе представили?

 Слайд 

–картина «Зима».

Поделитесь своими чувствами.

-В чём различие картин?

— Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму?



- Да, ребята, зима - удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной. Зима – это, наверное, то время года, которое никого не может оставить равнодушным. Многие русские поэты восхищались необычайной красотой русской зимы в своих произведениях.

Зимнюю природу изображают по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты — с помощью слов. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит.


- Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением, которое посвящено этому удивительному времени года – зиме.


- На с.195 учебника прочитайте название стихотворения.

– Сегодня мы будем читать стихотворение замечательного русского поэта Сергея Есенина.

- А познакомит нас с его биографией Арутюнов Д.


  1. Изучение нового материала

Сообщение биографии С. Есенина (рассказывает ученик).



Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в Подмосковье, в селе Константиново, на берегу реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. Маму звали – Татьяна Федоровна, отца – Александр Никитич.

С двух лет его воспитывали дедушка и бабушка по матери, и рос в этой семье до 9 лет. Дед знал множество песен и частушек. Бабушка очень сильно любила Есенина. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Серёже.

Серёжа много времени вместе с другими ребятами проводил на природе. Он любил поля, и луга своего родного села, любил цветы, животных.

Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.

В его творчестве много стихов о природе.



–Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Поет зима аукает».

VI.Физкультминутка

VII. Работа по теме урока.

Знакомство со стихотворением С. Есенина «Поет зима аукает».

Первичное чтение (Аудиозапись)

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие картины вы увидели? (Лес, а над лесом плывут облака. Метелица стелется по двору. Воробушки жмутся к окну, замёрзли.)



- А теперь я вам предлагаю послушать песню, сочиненную на стихи Сергея Есенина в исполнении автора. (звучит песня на стихи С. Есенина «Поет зима аукает…» )



Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.


А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.


Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.


И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

3) Словарная работа.

  • Поет – сильно дует

  • Аукает – перекликается

  • Сосняк - сосновый лес

  • Метелица -ласково метель (буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.

  • Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)

  • Сиротливые – без родителей

  • Ставни - двустворчатый или одностворчатый деревянный затвор у окон.

  • Озябли - замерзли

Комментированное чтение.

    1 строфа:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

 Седые облака.



- В каком лесу оказался поэт?  (в сосновом, мохнатом) 
- Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».

- Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый) 
- Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)

- Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима)

- С кем автор сравнивает зиму? (с человеком)

- Какие слова помогают оживить зиму? (поёт, аукает)



Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа называется олицетворением.



- Кого олицетворяет зима? (заботливую мать)

- Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная)

- Откуда видно, что автор грустит? (с тоской глубокою)

- О чём тоскуют облака? (уплывают в страну далёкую)

- Какие они? (седые)

Что значит «седые облака»? (белые)



Такой оборот речи, когда слова и выражения употребляются в переносном значении, называется метафора.



- С каким чувством будем читать 1 часть? (с чувством грусти)

  2 строфа:

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

 Прижались у окна.



- Кто главный герой? (метелица)

- Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)

- Как понимаете это выражение? Оно в прямом значении или в переносном?

- Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора)

- Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная)

- А по отношению к воробышкам? (равнодушная)

- Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)

- Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые)

- Такой приём называется сравнение.

- С каким чувством будем читать 2-ю часть? (с чувством жалости)



5) Выборочное чтение


-Прочитайте строки о метелице и воробышках.

-Как вы считаете, какая зима описана в стихотворении - суровая или мягкая?

- Что важнее для создания картины суровой и холодной зимы - написать о метели, холодной вьюге или о воробышках?

- Важно и то и другое, но без описания воробышков мы не поймем, насколько холодно.

- А как надо помогать птицам зимой?

- Что мы для этого с вами сделали?



VIII «Работа в парах».

- Возьмите конверты. Посмотрите, на карточках напечатаны слова. Из этих слов вам надо собрать пословицу и объяснить ее значение. Чья пара справится, поднимите руку!

1. Птицам зимой не страшен холод, а страшен голод.

2. Чем крепче зима, тем скорее весна.

  1. Готовь зимой телегу, а летом сани.



Перед вами стихотворение «Поёт зима, аукает, но с пропусками. Постарайтесь их заполнить.

(Дети получают карточки со стихотворением и работают самостоятельно)


Поет зима - аукает,
Мохнатый лес ________
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
_____________облака.
А по двору метелица
Ковром ___________стелется,
 Но больно холодна.

Воробышки игривые,
Как детки____________,
Прижались у окна.


- Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов, а затем сверка с образцом)

- Легко ли быть поэтом?



IX. Рефлексия учебной деятельности


Ребята посмотрите, что изображено на доске? (снежная горка)

- У вас на столах лежат снежинки разных размеров. Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите самую большую снежинку и прикрепите ее на самый верх снежной горы. Если вы не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то прикрепите на горку снежинку средней по размеру. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то возьмите самую маленькую снежинку и прикрепите её у низа нашей горки. Посмотрим, что получилось!


X. Итог урока

Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакоми­лись?

-Какое стихотворение прочитали?

- Что такое метафора?

- Олицетворение?

- Что на уроке у вас хорошо получается?

- Над чем ещё надо поработать?


XI. Домашнее задание.

- Выучить стихотворение и нарисовать иллюстрацию к нему.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!