СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению на тему "Описание картин осенней природы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и других стихотворениях по выбору. "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению на тему "Описание картин осенней природы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и других стихотворениях по выбору. "»

Дата:15.11.23г. Предмет: литературное чтение Класс:3

Учитель:Захарова Н.В.

Тема урока: Описание картин осенней природы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и других стихотворениях по выбору. (С использованием ИКТ)

Цели урока: Познакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева « Есть в осени первоначальной…».Обучать правильному чтению стихотворений.

Развивать память, речь, мышление, творческие способности.

Формировать умения анализировать стихотворение, интонировать, работать над выразительностью.


Планируемые результаты:

Предметные:

создание образного представления об осени на основе восприятия поэтических, живописных и произведений искусства;

совершенствование навыков выразительного чтения;

развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей.

Личностные : эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Метапредметные:

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные : потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Регулятивные : уметь точно отвечать на вопросы; высказывать своё предположение, анализировать, делать выводы, сравнивать; оценивать свои  результаты.



Оборудование: Мультимедийная доска, слайд-ряд, раздаточные карточки, графические записи





Ход урока

1.Организация урока

2.Введение в тему урока.

- Изучение какого раздела мы закончили?

-Какое произведение вам больше всего понравилось? Чем?

- Что объединяет все эти фамилии?

Бунин Иван Алексеевич,Есенин Сергей Александрович,Крылов Иван Андреевич

Лермонтов Михаил Юрьевич,Пушкин Александр Сергеевич,Тютчев Фёдор Иванович

(Поэты 19-20 века)

3.Определение темы урока

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству знаменитого поэта и понаблюдаем за поэтическим слогом, которым он ярко описывает одно из времен года. Чему посвящено его стихотворение? (Слайд-группа)

Определение детьми темы урока. Постановка задач

4.Знакомство с биографией и творчеством автора

Прослушивание в аудиозаписи образца художественного выразительного чтения

- Кто знает ФИО автора?

Сообщение сведений о жизни писателя ( эл.доска.портрет)

Ф. И. Тютчев родился и вырос в деревне, в имении своего отца, возле села Овстуг, Орловской губернии. Рано научился он любить природу и «дышать с природой одной жизнью», как говорил он позже.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, к нему пригласили учителя-Семена Егоровича Раича. Раич очень привязался к своему ученику, да и нельзя было не любить его. Он был ласковый, спокойный, очень талантливый мальчик. Раич- человек хорошо образованный, поэт, переводчик-первый пробудил в своем ученике любовь к поэзии. Он научил его понимать литературу, поощрял его желание писать стихи. В 15 лет Тютчев поступил в Московский университет. На 18-м году прекрасно окончил его.

Однажды, один из друзей Тютчева, передал Пушкину тетрадь его стихов. Пушкину стихи его очень понравились, и он напечатал их в журнале «Современник», который тогда издавался . Позже его стихи вышли отдельной книгой. О ней сразу все заговорили.

Сегодня мы будем работать с одним из его стихотворений «Есть в осени первоначальной…»

5.Изучение темы

Чтение стихотворения вслух учителем.

- Кому понравилось стихотворение?

- Какой увидел осень поэт Ф.Тютчев?

- Прочитайте его самостоятельно.

Первичное чтение стихотворения детьми

Словарная работа

- Какие слова были непонятны?

Борозда, лазурь., серп.( Уч с 123)

Серп- это ручное орудие, изогнутое полукругом мелко зазубренный нож, для срезания злаковых с корня.

Работа над восприятием прочитанного.

- Как вы думаете, нравится ли поэту осень? Докажите.

- Как говорит поэт о ней в первом четверостишии? Дивная пора

- А что значит «дивная пора»? (на доске появляется карточка «дивная»)

Подбор синонимов.(удивительная, прекрасная, восхитительная)

-С чем автор сравнивает дни осени? С хрусталем

- Что такое хрусталь?

-Как вы представляете «хрустальный день?(на доске появляется карточка « хрустальный»)

- Опишите его.

(Воздух прозрачен, чист, что видно далеко-далеко. На небе нет облаков.)

-Как поэт называет вечера? Лучезарны

Что это значит?

-Как вы представляете «лучезарные вечера»? (на доске появляется карточка «лучезарные)

- Опишите.

(Красиво заходящее солнце, все сверкает и сияет)

- Ребята, поэт в этой строфе употребил эпитеты

- Эпитеты - это слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений и отвечают на вопрос: какой?

- Дополните запись на доске. ( дивная, хрустальный, лучезарны)…-эпитеты.

- Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

- Как вы думаете, почему стоит многоточие в конце строфы? (поэт может бесконечно говорить об этой дивной поре)

- Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении, вы бы выделили голосом?

(первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны)

Работа в паре

- Прочитайте друг другу это четверостишие, выделяя голосом важные слова.

(1 человек читает вслух).

-Прочитайте вполголоса вторую строфу стихотворения.

- Каким выглядит поле осенью?

- Что имеет в виду автор, когда говорит «бодрый серп гулял…»?

(он был неутомимым орудием в руках, им ловко работали, срезали колоски)

- Что значит «праздная борозда»?

(отдыхает, с нее все убрали)

- Какой литературный прием использует автор в этой строфе? (олицетворение)

- Вспомните, что такое олицетворение?

- Найдите олицетворение и прочитайте. ( серп гулял, на праздной борозде)

- Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении, вы бы выделили голосом?

(гулял, падал, теперь, простор, паутины, блестит)

Третью строфу стихотворения прочитайте про себя.

- О каких признаках осени еще говорит поэт?

- Что такое лазурь? (появляется карточка « ЛАЗУРЬ»)

(светло-синий цвет, синева)

- Почему поэт назвал поле отдыхающим?

- Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении вы бы выделили голосом?

(воздух, боле, далеко, бурь, лазурь, отдыхающее)

- Какие чувства вызывает у поэта картина первоначальной осени? Подчеркните.

(радость, спокойствие, изумление, восторг, удивление, грусть, тревогу, умиротворение)

- Отчего ему радостно?

(Радостно от того, что он видит вокруг. Поэт испытывает чувство изумления, восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда начинающая осень сменяет уходящее лето.

- А отчего ему грустно?

(а грустно – от сознания, что все скоро пройдет, что впереди зимние холодные метели)

- Как называют поэта, передающего в своих произведениях свои чувства? Лирик

- Изображение природы? Пейзаж

- В этом произведение произошло слияние и лирики и пейзажа. Это « пейзажная лирика»

При чтении «пейзажной лирики» помним о

ПРАВИЛАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ :

Читаем стоя, не торопясь. Соблюдаем паузы, ритм.

Стараемся передать настроение автора и свои чувства.

Выразительное чтение стихотворения (2-3 ученика)

6.Физминутка

7.Продолжение работы над темой

Самостоятельное чтение.

- Прочитайте самостоятельно ещё одно стих-е Тютчева

РАБОТА В ГРУППЕ.

Выполните задания.

1 группа

- Сколько строф в стихотворении? __________

- Как называется каждая строфа в стихотворении? Для верного ответа сначала сосчитайте количество строк в каждой строфе. ______________________________

2 группа

Найдите в стихотворении олицетворения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 группа

Подчеркните слова, которые необходимо выделить голосом для правильного восприятия лирического текста.

(Взаимопроверка)

-Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Обобщение учителя.

- Ребята, это стихотворение не имеет названия. Все привыкли узнавать его по первой строке. Как бы вы его назвали?

8.Рефлексия.

- Любил поэт золотую осень. Украшает осень деревья и травы в золото и багрянец. Устраивает праздник лесам и полям, чтобы порадовались они ясному небу и теплому солнышку перед холодной и долгой зимой. Но боготворили осень не только поэты, осень очаровала и художников.

- Посмотрите на репродукцию картины И. Шишкина и скажите: что общего вы находите в изображении осени поэтами и художниками?( Слайд )

9. Итог урока:

- Назовите названия произведений, с которыми познакомились сегодня на уроке.

- Какое понравилось больше?

- Что такое эпитеты?Олицетворение?

-Оцените работу класса

10. Домашнее задание:

Выучить наизусть стихотворение Ф. Тютчева по выбору

1)Выписать из понравившегося стихотворения примеры олицетворения

2)Подобрать эпитеты к природным явлениям

*3) Подготовить слайды с изображением природы осенью.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!