СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению Л.Н.Толстой "Прыжок"

Категория: Литература
Тема: Прыжок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению Л.Н.Толстой "Прыжок"»

Конспект урока по литературному чтению

Тема урока: Л.Н. Толстой "Прыжок".

Цели: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Прыжок”; учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета, совершенствовать технику чтения; развивать речь.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат        

Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Оборудование: презентация, физминутка, карточки в конвертах, учебник литературного чтения.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

1. Орг. Момент












2. Речевая разминка














3. Актуализация знаний


















4. Целеполагание





5. Работа по теме урока



















6.Физминутка


























































































7. Закрепление изученного

Материала














8.Подведение итогов












7. Рефлексия















8.Домашнее задание


1)Читает стихотворение и приветствует обучающихся

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Тихо девочки за парту сели

Тихо мальчики за парту сели

На меня все посмотрели

Я дарю свою улыбку всем вам, а вы поделитесь своими улыбками друг с другом, с нашими гостями, ощутите тепло и свет, радость и счастье. Давайте с таким настроением и начнем наш урок.

2) Проводит речевую разминку с обучающимися

-А наш урок мы начнем с речевой разминки.

-Все мы любим отмечать день рождения, особенно, когда мама готовит вкусный торт. А по традиции именинник должен загадывать желание и задувать свечи, так давайте и мы с вами сейчас будем задувать свечи все вместе.

Сначала я показываю, вместе с детьми

у-фу-фу

- Тянем гласные а-о-у-и-ы

- Летом очень здорово ходить в походы. Поднимите руки, кому нравится ходить в походы?

- Давайте произнесем фразу «Мы завтра идём в поход» с разной интонацией

Грустно, восхищённо, удивленно (по рядам)

1) Проверяет домашнее задание

На прошлом уроке вы познакомились с рассказом Л.Н.Толстого «Акула»

-Кто готов выйти и кратко рассказать нам о нем?

-Ребята, как вы оцениваете ответ одконклассника?

-Поднимите руку, кто считает, что ответ заслуживает 4?

-Кто считает, что ответ заслуживает 5?

1)Просит обучающихся сформулировать тему и задачи урока

-Чтобы отгадать тему нашего урока, предлагаю совершить путешествие на корабле по станциям.

-Первая станция нашего урока «Отгадай ребус»

-Как вы думаете, почему он так называются? (метод рассечение вопроса)

-Так какая же тема нашего урока?

-Какие задачи поставим на этом уроке?


1)Предлагает работу по карточке

-Откройте карточку под номером 1.(метод глоссарий)

Парусник, палуба, капитан, матросы, мачта, шляпа

-Как вы думаете о чем будет этот рассказ?

2) Предлагает предлагает прослушивание рассказа

- Сейчас вы прослушаете этот рассказ и будете следить по тексту и подумайте почему рассказ называется «Прыжок»?

-Какие эмоции у вас вызвал рассказ? Что себе представили?

- Подтвердилось ли ваше предположение о чем будет рассказ? Почему?

-Кто герои произведения?

-Какой эпизод оказался самым напряженным?

4)Проводит словарную работу

-Следующая наша станция «Словарные слова»

Откройте карточку под номером 2

Вам даны словарные слова, нужно подобрать их лексическое значение. Работаем в парах.

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Два аршина - около полутора метров.

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.


Раззадорилась, разобрал задор – возбуждение

-Пара, которая справилась быстрее, поднимаем руку.

-Хлопните в ладоши кто согласен.


1) Проводит физминутку сам, показывая движения

-Следующая станция «Прыгательная»

-Сейчас вместе с крабом, я предлагаю совершить прыжок, для бодрости.

1.Чтение 1 абзаца вслух учащимися.
- Как появилась обезьяна на корабле? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли).
- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?
Вспомогательные вопросы.  Какое настроение было у собравшихся на палубе?  Почему?
Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди психологически и физически устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались на палубе и, наверное, мальчик не полез бы на мачту.
- Прочитайте слова,  как вела себя обезьянка? (Вертелась, корчилась, забавлялась, прыгала, делала рожи, передразнивала)
- Почему она так себя вела? Найдите, зачитайте (и видно было – она знала, что ею забавляются).  Что значит, ещё больше расходилась?

 2 Самостоятельное чтение 2 абзаца.
- Подчеркните слова передающие поведение обезьяны (подпрыгнула, сорвала, надела, взобралась), отношение людей к её поступкам  (все засмеялись) и настроение мальчика (не знал, что ему делать)
– Что вас насторожило? (поведение мальчика, ему не очень приятно, что все смеются, и он не знает, плакать ему или смеяться)
- Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?  Называет ли он его имя? (он сын капитана, ему 12 лет.)
- Почему эти сведения важны для автора, а, например не имя героя, которое мы так и не узнали?
(Сын капитана – значит,  что все его знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, поставить себя в смешное положение. 12 лет - переходный возраст, когда болезненно воспринимаются насмешливые оценки со стороны окружающих)

3. Чтение 3 абзаца
- Прочитать выразительно и голосом передать поведение обезьяны (дразнила, показывала рожи,  ....), матросов (стали громче смеяться ...) и мальчика  (покраснел, скинул куртку, взобрался на первую перекладину...)
-Какие чувства испытываете вы читатели. Вам хочется смеяться?

4. Чтение 4 -5 абзацев выразительно.
- Что передадим голосом, интонацией? (Рост напряжения, страха за жизнь мальчика)
Выбрать из текста слова, характеризующие поведение мальчика и обезьяны
Мальчик: полез выше, добрались до самого верха, раззадорился, бросил мачту, ступил на перекладину, покачивая руками.
Обезьяна: полезла выше,  вытянулась во всю длину, повесила на край перекладины,  корчилась, показывала зубы и радовалась
( Слайд с изображением иллюстрации перекладины)
- Почему же мальчик полез за обезьяной?
Возможные варианты ответов:
- ему было жалко потерянной шляпы;
- он хотел посоревноваться в силе и ловкости с обезьяной;
- ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов.
Ключевой вопрос: связано ли поведение мальчика с поведением матросов?
(Прийти к выводу: поведение мальчика напрямую связано с поведением матросов: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана,  а над ним все смеялись)
- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? Зачитать. (Все замерли от страха, ждали, что будет)
Почему?
(Да, отношение окружающих,  изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться, он может просто разбиться).
- От чего мальчик опомнился?  (Кто-то ахнул от страха)
- Какими словами автор передаёт угрозу жизни мальчика, напряженный момент? (Мальчик опомнился от крика, глянул вниз и зашатался.)
- Как в такое напряженное время должны вести себя окружающие? (Не шуметь, не кричать, не испугать.)

5 Чтение учащимися  рассказа до конца.  (Чтение про себя)
Цель:  постарайтесь понять, представить состояние капитана.

6. Анализ финала.
-Зачем капитан вышел из каюты? ( Первая и вторая фразы говорят о спокойствии капитана и желании развлечь себя стрельбой из ружья.)
- Зачитать, какие слова передают  мгновенное изменение в  намерениях капитана и мгновенно принятое решение? (Увидел сына, прицелился и закричал.)
- Что заставило мальчика прыгнуть?  (Крик отца, следует учесть,  что приказ капитана на корабле выполняется беспрекословно и немедленно)

-Достаньте карточку под номером 3

У нас есть капитан и его сын.

Выложите качества в две колонки, которые присущи каждому из героев.

сильный духом, бесстрашный, решительный, умеющий сориентироваться, не растеряться в сложной, трагической для него ситуации

Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять своё достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана


1)Достаньте карточку под номером 4

-Сейчас вам нужно восстановить последовательность текста.

1. Проказы обезьянки. 2. На корабле. 3. На перекладине

4. Погоня за обезьянкой 5. Прыжок. 6. Решение отца

Проверь план (слайд)

1. На корабле.

2. Проказы обезьяны.

3. Погоня за обезьянкой.

4. На перекладине.

5. Решение отца.

6 Прыжок.

Составим вместе с вами синквейн к слову капитан

1.Капитан. 2.Решительный, рискованный 3.Прицелился, приготовился, настоял. 4.Капитан приказал прыгнуть в воду. 5.Главный.


- Какое твоё отношение к герою?

(Ответы детей, самостоятельно размышляют, дают личностную оценку характера мальчика.)

-Можно ли было избежать этой ситуации? (Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации.)

- Почему автор написал этот рассказ? Какова идея этого произведения? Чему он нас учит?

(Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций.)

В завершении нашего морского путешествия, достаньте карточку под номером 5.

-Сейчас мы с вами совершим прыжок по лестнице успеха.

Выразительное чтение рассказа, отметки



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!