Изучение нового материала | Определите значение слова «бирюк» в словаре. Какое из этих значений подходит к рассказу? Послушайте слова Угрюмый Нелюдимый -Для создания характера авторы используют различные средства: пейзаж-описание природы, портрет-описание внешности, речь, интерьер-помещение, поступки -Найдите описание природы в начале рассказа. Какие средства художественной выразительности использует автор? Какое настроение вызывает эта картина? -Прочитайте эпизод встречи автора с лесником. Как характеризует этот эпизод лесника? -Будем работать группами 1гр.Подготовить описание внешности лесника 2гр.Подготовить рассказ описание избы лесника 3гр. Подготовить рассказ о семье лесника -Какое впечатление производит лесник на людей? Почему мужики не любили лесника? Дополните предложения: Все окрестные мужики… Вязанки хворосту … И ничем его… Уж не раз добрые люди… -Прочитаем по ролям разговор лесника с автором. Как понимаете выражение «должность свою справляю, даром господский хлеб есть не приходится». В чём заключается его работа? Хорошо или плохо он выполняет свою работу? -Человек, который хорошо выполняет свою работу называют добросовестным. Послушайте это слово: добросовестный -Расскажите, где жил лесник? -Как жил лесник? -А почему он так жил? -Расскажите о семье лесника -Как автор относится к герою? Докажите текстом. Дополните предложения: Автор (что делает?).. (кому?).., (что делает?).. (за кого?). Ему… Слова для справок: сочувствует, леснику, переживает, жаль лесника -Рассмотрите иллюстрацию (лесник поймал вора). Кого вы видите? Что произошло? Почему мужик пошёл воровать лес? Сделайте вывод: как жилось крестьянам? -А как автор относится к мужику? Докажите -Почему Бирюк не уступает мужику? Как понимаете слово подневольный? По своей воле он так поступает? -Почему лесник отпустил мужика? Мог он поступить по-другому? Как характеризует его этот поступок? Послушайте слова Человечный Милосердный -Назовите внешние черты характера лесника. А какой он внутри? Как вы думаете, почему он обладает положительными качествами? -Составим синквейн -Какие проблемы поднимает автор в рассказе? -Определите тему рассказа, выберите Чему учит рассказ? | Работают с толковыми словарями, отвечают (угрюмый, нелюдимый человек) Слушают за экраном слова, различают Находят средства художественной выразительности Выборочное чтение учениками Отвечают (проводил барина в избу, пожалел, добрый Работа в группах Выступление 1 группы Отвечают на вопросы Дополняют предложения Читают по ролям Отвечают (беречь лес от воров –его работа, выполняет он её хорошо) Слушают за экраном, составляют предложение с этим словом Выступление 2 группы Отвечают (бедно, ничего нет, не было денег) Формулируют вывод – за свою работу он получал мало денег Выступление 3 группы Читают Дополняют предложения Работают с иллюстрацией Отвечают на вопросы Делают вывод (крестьяне бедствовали, трудно жилось, приходилось воровать) Отвечают (сочувствует, готов заплатить за дерево, хочет освободить его) Отвечают на вопросы Находят в словаре значение слова Отвечают на вопросы Слушают слова, различают слова на слух Называют (внешне угрюм, строг, в душе - человечен, способен пожалеть) Делают вывод: лесник живёт в лесу, близок к природе, обладает душевностью, человечностью Составляют синквейн (примерный: Лесник Подневольный, суровый Охраняет, бережёт, жалеет Честно выполняет свою работу Человек) Отвечают (проблема нравственного выбора: лесник мог не отпустить мужика, потому что его работа - охранять лес от воров, но он пожалел его, поступил по совести; проблема воздействия природы на человека- человек, который близок к природе не может быть в душе жестоким) Выбирают нужное (о природе, о животных, о предательстве, трудная жизнь крепостных крестьян) Отвечают (быть милосердным, сострадательным, честным человеком) |