СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе "Проблематика и своеобразие рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок разработан для учащихся с нарушением слуха

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе "Проблематика и своеобразие рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"»

Тема: проблематика и своеобразие рассказа И.С.Тургенева «Бирюк». Образ лесника. Позиция писателя.

Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков

Цель: создание условий для осознания учащимися проблематики рассказа «Бирюк», умения выявлять позицию писателя

Задачи: - организовать работу по осмысленному чтению и анализу произведения;

-создать условия для развития умения характеризовать героя;

-создать условия для воспитания чувства милосердия, сострадания к ближнему;

-создать условия для воспитания гуманного отношения к человеку;

-различать и опознавать на слух речевой материал, связанный с организацией и темой урока

Примечание: подчёркнутый материал отрабатывается на слух.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

-Какой сейчас урок по расписанию?

-Спросите у Ани, какое произведение мы изучаем?

Опознают материал на слух, отвечают

Определение темы, постановка целей урока

-Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать цель

(Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк». Образ лесника. Позиция писателя)

Формулируют цель

(На уроке должны

–выяснить…

- определить…

-выявить…)

Актуализация знаний учащихся

-Узнайте у…, от какого лица ведётся повествование?

-Вспомните, что такое сюжет?

-Восстановите последовательность событий в рассказе

Встреча с лесником

Гроза

Бирюк привёл мужика в избу

Бирюк услышал стук топора в лесу

Рассказчик пришёл в избу к леснику

Бирюк отпустил мужика

Бирюк поймал вора

Задают вопрос


Отвечают на вопрос

1 ученик у доски, остальные на местах на карточках восстанавливают последовательность событий





Проверяют

Изучение нового материала

Определите значение слова «бирюк» в словаре. Какое из этих значений подходит к рассказу? Послушайте слова

Угрюмый

Нелюдимый

-Для создания характера авторы используют различные средства: пейзаж-описание природы, портрет-описание внешности, речь, интерьер-помещение, поступки

-Найдите описание природы в начале рассказа. Какие средства художественной выразительности использует автор? Какое настроение вызывает эта картина?

-Прочитайте эпизод встречи автора с лесником. Как характеризует этот эпизод лесника?

-Будем работать группами

1гр.Подготовить описание внешности лесника

2гр.Подготовить рассказ описание избы лесника

3гр. Подготовить рассказ о семье лесника

-Какое впечатление производит лесник на людей?

Почему мужики не любили лесника?

Дополните предложения:

Все окрестные мужики… Вязанки хворосту … И ничем его… Уж не раз добрые люди…

-Прочитаем по ролям разговор лесника с автором. Как понимаете выражение «должность свою справляю, даром господский хлеб есть не приходится». В чём заключается его работа? Хорошо или плохо он выполняет свою работу?

-Человек, который хорошо выполняет свою работу называют добросовестным. Послушайте это слово: добросовестный

-Расскажите, где жил лесник?

-Как жил лесник?


-А почему он так жил?


-Расскажите о семье лесника

-Как автор относится к герою? Докажите текстом. Дополните предложения:

Автор (что делает?).. (кому?).., (что делает?).. (за кого?). Ему…

Слова для справок: сочувствует, леснику, переживает, жаль лесника

-Рассмотрите иллюстрацию (лесник поймал вора). Кого вы видите? Что произошло? Почему мужик пошёл воровать лес? Сделайте вывод: как жилось крестьянам?


-А как автор относится к мужику? Докажите


-Почему Бирюк не уступает мужику? Как понимаете слово подневольный? По своей воле он так поступает?

-Почему лесник отпустил мужика? Мог он поступить по-другому? Как характеризует его этот поступок? Послушайте слова

Человечный

Милосердный

-Назовите внешние черты характера лесника. А какой он внутри? Как вы думаете, почему он обладает положительными качествами?





-Составим синквейн







-Какие проблемы поднимает автор в рассказе?









-Определите тему рассказа, выберите



Чему учит рассказ?


Работают с толковыми словарями, отвечают (угрюмый, нелюдимый человек)

Слушают за экраном слова, различают







Находят средства художественной выразительности


Выборочное чтение учениками

Отвечают (проводил барина в избу, пожалел, добрый

Работа в группах







Выступление 1 группы


Отвечают на вопросы


Дополняют предложения




Читают по ролям

Отвечают



(беречь лес от воров –его работа, выполняет он её хорошо)



Слушают за экраном, составляют предложение с этим словом

Выступление 2 группы

Отвечают (бедно, ничего нет, не было денег) Формулируют вывод – за свою работу он получал мало денег

Выступление 3 группы


Читают


Дополняют предложения




Работают с иллюстрацией

Отвечают на вопросы


Делают вывод (крестьяне бедствовали, трудно жилось, приходилось воровать)

Отвечают (сочувствует, готов заплатить за дерево, хочет освободить его)

Отвечают на вопросы

Находят в словаре значение слова


Отвечают на вопросы



Слушают слова, различают слова на слух


Называют (внешне угрюм, строг, в душе - человечен, способен пожалеть)

Делают вывод: лесник живёт в лесу, близок к природе, обладает душевностью, человечностью

Составляют синквейн (примерный:

Лесник

Подневольный, суровый

Охраняет, бережёт, жалеет

Честно выполняет свою работу

Человек)

Отвечают (проблема нравственного выбора: лесник мог не отпустить мужика, потому что его работа - охранять лес от воров, но он пожалел его, поступил по совести; проблема воздействия природы на человека- человек, который близок к природе не может быть в душе жестоким)

Выбирают нужное (о природе, о животных, о предательстве, трудная жизнь крепостных крестьян)

Отвечают (быть милосердным, сострадательным, честным человеком)

Подведение итогов урока, информация о вечернем задании

-Чем занимались на уроке? Что было трудно? Достигли ли вы поставленных целей?

-Запишите вечернее задание:

1гр.написать отзыв о главном герое

2гр.написать сочинение по одной из проблем

Отвечают



Записывают вечернее задание





























Приложение






Источники:

a4format.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!