СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе на тему " Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. Сочетание личной темы с гражданской в стихотворении «К Чаадаеву»." 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературе на тему " Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. Сочетание личной темы с гражданской в стихотворении «К Чаадаеву»." 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе на тему " Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. Сочетание личной темы с гражданской в стихотворении «К Чаадаеву»." 9 класс»

31

17.11.2021

Конспект урока литературы в 9 классе

Тема: Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. Сочетание личной темы с гражданской в стихотворении «К Чаадаеву». Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: дать представление о теме дружбы в лирике А.С.Пушкина, познакомить с историей лицейского братства.

Задачи:

Образовательныепроследить взаимоотношения между А.Пушкиным и его друзьями в течение жизни поэта, показать их значение в жизни поэта, познакомить со стихами Пушкина, посвященными его друзьям; познакомить с жанром дружеского послания;

Развивающие: развивать монологическую речь учащихся, умение выразительно читать стихи;

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям; интерес с любовь к поэзии Пушкина.

УУД:

личностные: самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

регулятивные: целеполагание; составление плана и последовательности действий; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата прогнозирование; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; оценивание качества и уровня усвоения;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Оборудование: сборники стихотворений А.С. Пушкина, конспект урока, раздаточный материал, компьютер, презентация.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. Слайд 1

Сегодня мы с вами вновь встречаемся с Пушкиным. Слайд 2

Мы часто Пушкина называем «солнцем русской поэзии», говорим, что Пушкин – это «наше все!» Почему?

Каждый человек по-своему воспринимает Пушкина, у каждого своя история воображаемого общения с ним, но все понимают, что роль Пушкина в истории и развитии поэзии огромна, гений его несомненен, а потому он был, есть и остаётся «символом и солнцем русской поэзии» и прозы.

А.С.Пушкин – центральная фигура русской культуры. Он – создатель энциклопедии русской жизни, основатель современного русского языка.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Поэт, писатель – это прежде всего его творчество. У вас уже богатый читательский опыт, связанный с прочтением пушкинских произведений.

Вспомним, какие произведения мы читали. Слайд 3

(Прием «Угадай произведение»)

Работа в парах и на доске

Почему необходимо, изучая творчество писателя, знать его биографию?

Биография помогает нам понять творчество писателя. Слайд 4

Игра «Верно ли…?»

  1. Верно ли ,что Пушкин родился 6 июля 1799 года? (нет,6 июня 1799 года)

  2. Верно ли, что А.С.Пушкин родился В Петербурге. (Нет, В Москве.)

  3. Верно ли, что фамилия прадеда Пушкина Ганнибал?.(да)

  4. Верно ли, что слугу Пушкина звали Никита?(да. Он сопровождал его всю жизнь: участвовал в детских играх, разделил с поэтом кишиневскую ссылку, жил с ним в Болдино. 27 января 1837 года принял из кареты смертельно раненного Пушкина, хоронил его. (Никита Тимофеевич Козлов, болдинский крепостной).

  5. Верно ли, что Няня научила Пушкина читать. (Нет, крепостной слуга, Никита Тимофеевич Козлов.)

  6. Верно ли, что Лучшим другом и воспитателем Пушкина в детские годы была его няня Арина Родионовна. (Да, правильно.)

  7. Верно ли, что В 15 лет он поступил в Царскосельский лицей. (Нет, в 12 лет.)

  8. Верно ли, что 6 лет провел Пушкин в Царскосельском лицее, где распорядок дня был достаточно суровым: ранний подъем, занятия в течение всего дня с небольшими перерывами. Свидания с близкими ограничены. ( Да, каникулы были всего один месяц – июль).

Слайд 5, 6, 7, 8

Краткая биографическая справка

Наиболее разительной чертой пушкинского детства следует признать то, как мало и редко он вспоминал эти годы в дальнейшем. В жизни дворянского ребёнка Дом – это целый мир, полный интимной прелести, преданий, сокровенных воспоминаний, нити от которых тянулись на всю дальнейшую жизнь.

Когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей – детство он вычеркнул из своей жизни. Слайд 9

Заменой мира детства, мира, к которому человек обращается всю жизнь как к источнику дорогих воспоминаний, для Пушкина стал лицей.Слайд 10

Императорский Царскосельский Лицей – привилегированное учебное заведение – призван был готовить юношество, «особо предназначенное важным частям службы государственной»..

Император Александр I лично утвердил в 1811 году список первых воспитанников Лицея и лично роздал им через 6 лет награды и дипломы.

Вышло так, что именно в Царскосельском Лицее, где расцветал гений Пушкина, зрели свободолюбивые настроения. Слайд 11

Из его стен вышли и отправились на каторгу и в крепости за участие в восстании 14 декабря 1825 года самые близкие друзья Пушкина И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер. Слайд 12

Началом признания таланта Пушкина станет лицейский экзамен, который состоялся 8 января 1815 года. Первыми признали талант Пушкина его лицейские товарищи. Слайд 13

Запись в тетрадях

Тема: "Дружба и друзья в лирике Пушкина".

Эпиграф: Друзья мои, прекрасен наш союз:

"К другу стихотворцу" (1814)

«Пирующие студенты»(1814)

"К Пущину" (1815)

«Эллегия» (1817)

"Дельвигу" (1817)

"Разлука" (1817)

«Чаадаеву» (1818)

«Чаадаеву» (1821)

"19 октября" (1825)

" Пущину" (1826)

"19 октября" (1827)

«Во глубине сибирских руд…» (1827)

«Чем чаще празднует лицей…»(1831)

"Была пора" (1836)

Что вы можете сказать о датах написания стихотворений? Слайд 14

Вспоминая, лицейских друзей он восклицает:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он над сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село. («19 октября 1827»)

Мы знаем, к кому из лицейских друзей обращается поэт.

1. Антон Антонович Дельвиг (15-16)

Выразительное чтение «Пирующие студенты»(1814)

Записать МОТИВ ПИРА И ВЕСЕЛЬЯ

Представление о дружбе в лирике Пушкина со временем изменялось, углублялось. Если в лицейском стихотворении друзья – это одноклассники, а дружба – это веселая пирушка, совместное времяпрепровождение в часы досуга.

Выразительное чтение «К Чаадаеву» (1821)

Записать МОТИВ ДРУЖБЫ КАК ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТИ

2. Пётра Яковлевича Чаадаева (17-18)

Здесь Пушкин обращается к Чаадаеву не только как к другу, близкому человеку; поэт называет его "товарищем", то есть есть соратником, единомышленником.

3. Вильгельм Карлович Кюхельбекер (19-20)

Мысль о друзьях помогает поэту преодолеть трудные минуты жизни.. Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей.    Но надеждам поэта не суждено было сбыться. 19 октября следующего года они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие, среди которых были многие друзья Пушкина, отправлены в ссылку в Сибирь.

Еще один пример дружеской преданности Пушкина — послание “Во глубине сибирских руд...” Оно обращено к ссыльным декабристам. Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний. Желая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить “гордое терпенье”, уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Автор верит, что “придет желанная пора” и их дружеский союз вновь соединится

5)Выразительное чтение «Во глубине сибирских руд…» (1827) (стр.151)

Записать ГРАЖДАНСКИЙ МОТИВ Слайд 21

Более зрелое стихотворение, написанное рукой мастера «19 октября 1825» начинается с ощущения жизненных потерь, осенней тоски (оно написано в ссылке в с. Михайловском)

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор…

Но постепенно стихотворение наполняется радостью, одушевлением. Что же преобразило поэта?

-Мысли о друзьях спасали от одиночества.

-Дружба предстает как защита « от сетей судьбы суровой».

-Дружба противостоит гонениям судьбы

-Дружба раздвигает душевное пространство человека.

-Дружба спасительна, потому что ведёт к гармонии с миром

4.Иван Иванович Пущин (22-24)
В стихотворении «И.И. Пущину» дружба – это большая ценность в жизни. Посещение друга скрашивает полнейшее одиночество лирического героя, наполняет его душу радостью. Лирический герой надеется, что его голос тоже поможет И.И. Пущину, «озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней» Слайд 25

Мотив философских размышлений и воспоминаний.

Это размышление о дружбе зрелого человека, умудренного жизнью:

друзья для него – это люди его поколения, пережившие целую эпоху в жизни страны. Многое менялось в жизни страны и даже в жизни народов, но союз друзей остался непоколебим. Слайд 26

Такие литературные произведения, написанные в стихотворной форме в виде обращения к какому-либо лицу, называют послание. Они бывают дружеские, сатирические, любовные.

Почему Пушкин, обращается к друзьям, использует именно этот жанр? /Он позволяет выразить более теплые, близкие отношения, выразить и сказать о самом сокровенном, может быть, тайном/.

Дружба для Александра Сергеевича Пушкина была одной из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов.

Рефлексия учащихся.

– Что вы узнали на этом уроке?

Что особенно понравилось?

Домашнее задание: выучить наизусть «Пророк»



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!