СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе»

Тема: А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

Цель: создание условий для проблемного анализа трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Задачи:

Образовательные - совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения

Развивающие - развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков; формирование положительных нравственных ориентаций; Воспитательные - воспитание любви к творчеству А. С. Пушкина.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с элементами анализа.

Оборудование: текст трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», карточки с заданиями для работы в группах, тесты для контроля знаний по теме урока.



Ход урока

1. Организационный этап

2. Объявление темы урока

3. Мотивация учебной деятельности:

Слово учителя: Моцарт и Пушкин – 2 гения: Моцарт – гений музыкального искусства, а Пушкин - художественного.

«Солнце русской поэзии» - писал Белинский о Пушкине. «Вечный солнечный свет»- называл Рубинштейн Моцарта.

4. Работа над темой урока:

Из истории создания «Маленьких трагедий» (лекция учителя с элементами беседы)

В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», которые составляли отдельный цикл «Маленькие трагедии».

(Запись в тетрадях) Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединенных общими чертами (по композиции, сюжете, системе образов, идейно-тематическим признакам: цель каждой трагедии развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество).

Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.

В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:

• гордость;

• жадность;

• зависть;

• чревоугодие;

• гнев.

В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека.

В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие – все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.

«Пир во время чумы» – философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.

Определение темы трагедии «Моцарт и Сальери»

– Какая же тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти).

Тема – художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству. Сохранилось первоначальное название трагедии «Зависть», во многом определяющее ее тему.

История создания и основа сюжета трагедии. Трагедия была написана в 1830 году, но замысел относился ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году. Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).

В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.

Смерть Моцарта окутана тайной. Моцарт умер в 1791 году, в тридцатипятилетнем возрасте, и многие современники были уверены, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние годы мучился душевными расстройствами и не раз каялся в том, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно. Гаушкин считал факт отравления Моцарта его лучшим другом Сальери установленным и психологически обоснованным. Антонио Сальери в свое время был известным композитором, написавшим довольно много произведений, при этом есть исторические свидетельства, что гениальному Моцарту он завидовал достаточно сильно. Но НЕ ДОКАЗАНО, что Сальери отравил Моцарта, или хотя бы что он имел такой замысел. Достоверно известно только, что Моцарт умер от какой-то странной болезни, давшей осложнения на мозг, перед смертью много бредил и все время повторял "Черный человек" (человек, подошедший к нему на улице и заказавший "Реквием"). Главным аргументом является признание самого Сальери осенью 1823 года в том, что он отравил Моцарта, после чего Сальери пытался перерезать себе бритвой горло. Однако признания Сальери можно истолковать и как доказательства его невиновности. По мнению многих, Сальери был болен психически и сделал свое признание в бреду. Будь он в здравом рассудке, для чего ему было делать роковое признание? Совесть замучила? Почему же она заговорила в нем спустя тридцать с лишним лет? Да и сама попытка самоубийства свидетельствует о помраченном состоянии рассудка композитора. Однако некоторые исследователи утверждают, что замысел самоубийства созрел у него давно, и «помутнения рассудка», как пытались заверить общественность газеты, у него, конечно же, не было.

На похороны Моцарта Сальери не пошел. И жены Моцарта тоже не было - она в тот момент очень сильно болела и не могла встать. Обвинители Сальери указывают на то, что Моцарт был похоронен по "третьему разряду" - в общей могиле с бродягами и преступниками; при погребении тела не присутствовал никто из родственников и знакомых композитора. Сделано это было якобы для того, чтобы потом нельзя было отыскать могилы Моцарта, если кому-то вздумалось бы провести эксгумацию. На эти доводы тоже есть возражения. Судебная токсикология как наука реально возникла лишь в середине XIX века, а во времена Моцарта отравителям (если таковые были) и в голову не приходило опасаться эксгумации. Ну, а причина того, что участники похоронной процессии повернули с половины пути, возможно, заключается в том, что они не желали присутствовать при позорном погребении гения. Заметим кстати, что жителям Вены сообщили о смерти Моцарта только после похорон. Сейчас местонахождение могилы Моцарта неизвестно, и тайна его смерти, скорее всего, никогда не будет раскрыта.

Вопрос классу:

– Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению. Исторические лица, документальные факты из жизни приобрели художественное обобщение.)

5. Герои трагедии (работа в группах)

1 гр. Анализ образа: Моцарт

  1. Как Моцарт относится к жизни, к миропорядку?

  2. Что свидетельствует о славе Моцарта?

  3. Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творче­ству, что говорит о служителях искусства?

Моцарт – композитор, пользующийся известностью и славой. Как человек он считает разумным и справедливым Божественный миропорядок. Он принимает земную жизнь с ее радостями и страданиями, постигает высокие идеалы, идущие от Бога. Моцарт – гений, он избран небом, чтобы передать людям в гармонии музыки добро и красоту как непреходящие, вечные ценности.

Сальери осознает гениальность Моцарта.

Веселый, беспечный от безмерности таланта, глубоко человечный Моцарт создает свои произведения легко, словно они возникают сами собой. Это не результат упорного труда и знания технических приемов, а Божественный дар – гениальность. Вместе с тем он не скрывает, что его произведения – плоды «бессонниц, легких вдохновений.

Жизнь и искусство для Моцарта – единое целое. Истинный художник, он творит не ради личной выгоды, «презренной пользы», а ради самого искусства. Истинный художник отдает себя искусству, не требуя взамен славы – такова точка зрения Моцарта. Его музыка популярна, об этом свидетельствует ее исполнение слепым скрипачом из трактира, он не может видеть нот и запомнил и ее, и другие произведения композитора на слух. В трактире скрипач исполнял арию Керубино из оперы «Женитьба Фигаро», а у Сальери – арию из оперы «Дон-Жуан». Неточное исполнение смешит Моцарта, он не испытывает к старику презрения, благодарит за труд.

Заметьте: Моцарт не только не отвергает подносимого ему другими титула гения, но и сам называет себя гением, вместе с тем называя гением и Сальери. В этом видны удивительное добродушие и беспечность: для Моцарта слово "гений" нипочем; скажите ему, что он гений, он преважно согласится с этим; начните доказывать ему, что он вовсе не гений, он согласится и с этим, и в обоих случаях равно искренно.

В лице Моцарта Пушкин представил тип непосредственной гениальности, которая проявляет себя без усилия, без расчета на успех, нисколько не подозревая своего величия. Нельзя сказать, чтобы все гении были таковы; но такие особенно невыносимы для талантов вроде Сальери», – писал В.Г. Белинский в одиннадцатой статье «О творчестве Пушкина».


2 гр. Анализ образа: Сальери

  1. Как Сальери относится к жизни и к миропорядку?

  2. Что говорит Сальери о своем творчестве, каков его путь к славе?

  3. Как Сальери оценивает свою славу?

Сальери тоже принадлежит к миру искусства, он тоже известный композитор. Но его отношение к Божественному миропорядку иное, чем у Моцарта:

Служа искусству, Сальери поставил целью добиться славы, он любит искусство и не любит жизнь, он отгородился от нее, стал заниматься только музыкой.

В его музыке «гармония» поверялась «алгеброй», умерщвленная музыка препарировалась, как труп. Иными словами, она создавалась на основе владения техническими приемами. Сальери не понимал, что подлинное художественное произведение невозможно сконструировать чисто технически, оно всегда плод вдохновения, даруемого свыше. Он стал последователем Глюка и упорным трудом наконец добился признания и славы, потому считает служение искусству своим подвигом и с презрением относится к непосвященным, возносится над ними, считая ремесленниками.


3 гр. Анализ образа: Сальери

  1. Почему Сальери завидует Моцарту?

  2. Как Сальери пытается «оправдать» свое преступление, почему нельзя принять его доводы?

  3. Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит?

Почему в душе Сальери, как он сам говорит об этом, рождается непримиримая зависть к Моцарту? Сальери понял, что Моцарт наделен Божьим даром, и не может принять того, что этот дар дан обыкновенному человеку, «гуляке праздному», а не ему, неустанному труженику. Он завидует гениальности друга. Некоторые исследователи полагают, что в его словах, сравнивающих завистника со змеей, отражается понимание зависти как бесовского наваждения, ибо змея – одна из ипостасей сатаны. Так соединяются непримиримые конфликты Сальери с миропорядком и с Моцартом. Сальери берет на себя право исправить, как ему кажется, несправедливость неба.

Он осознает, что музыка Моцарта бессмертна и, пытаясь найти оправдание своему злодеянию, все больше и больше раскрывает злобную сущность как человек и посредственность как композитор. Он говорит о своей «глухой» славе, о том, что принадлежит к «чадам праха». Он много лет носит яд, бывший «даром любви», и отправляет его в «чашу дружбы».

Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:

6. Тестирование.

7. Рефлексия

- Чему научила нас трагедия А.С.Пушкина сегодня? (Не нужно завидовать, не нужно бояться трудностей, нужно быть смелым, действовать по-человечески)

8. Итоги урока. Почему история взаимоотношений Моцарта и Сальери до сих пор остается актуальной?

Предлагаю вам составить синквейны о Моцарте и Сальери. 


Моцарт

Талантливый, великий

Сочиняет, не завидует, ценит

Моцарт чувствует себя обычным смертным

гений


Сальери

Изветсный, одарённый

Завидует, отравляет, страдает

Пытае ся найти оправдание зависти

злодей


9. Домашнее задание. Написать эссе «Какие жизненные уроки дает нам изучение классики?» (на примере трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»).



1 гр. Анализ образа: Моцарт

  1. Как Моцарт относится к жизни, к миро­порядку?

  2. Что свидетельствует о славе Моцарта?

  3. Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творче­ству, что говорит о служителях искусства?

  4. Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство?




2 гр. Анализ образа: Сальери

  1. Как Сальери относится к жизни и к ми­ропорядку?

  2. Что говорит Сальери о своем творчест­ве, каков его путь к славе?

  3. Как Сальери оценивает свою славу?




3 гр. Анализ образа: Сальери

  1. Почему Сальери завидует Моцарту?

  2. Как Сальери пытается «оправдать» свое преступление, почему нельзя принять его доводы?

  3. Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит?




1 гр. Анализ образа: Моцарт

  1. Как Моцарт относится к жизни, к миро­порядку?

  2. Что свидетельствует о славе Моцарта?

  3. Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творче­ству, что говорит о служителях искусства?

  4. Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство?




2 гр. Анализ образа: Сальери

  1. Как Сальери относится к жизни и к ми­ропорядку?

  2. Что говорит Сальери о своем творчест­ве, каков его путь к славе?

  3. Как Сальери оценивает свою славу?




3 гр. Анализ образа: Сальери

  1. Почему Сальери завидует Моцарту?

  2. Как Сальери пытается «оправдать» свое преступление, почему нельзя принять его доводы?

  3. Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит?

Задания с кратким ответом, 1 вариант

1. Как А.С. Пушкин определил жанр своего произведения?

2. Как называется развернутая реплика героя в драматическом произведении, с которой начинается данная сцена?

3. Как называются вопросы, заданные с целью привлечь внимание собеседника?

Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Подымет ли он тем искусство?

Что пользы в нем?

4. Укажите название изобразительного средства:

Как некий херувим,

Он несколько занес нам песен райских...

5. Укажите название средства иносказательной выразительности:

И никогда на шепот искушенья Не преклонился я, хоть я не трус...



Задания с кратким ответом, 2 вариант

1. Как называется цикл, в который включено произведение А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»?

2. В сознании Сальери происходит борьба мыслей, убеждений, страстей. Как называется острое столкновение чувств, взглядов, жизненных принципов, лежащее в основе драматического произведения?

3. Как называется восклицательное предложение, усиливающее эмоциональное воздействие высказывания на собеседника?

Нет!

Так улетай же! Теперь — пора!

4. Укажите название средства иносказательной выразительности:

Он несколько занес нам песен райских, Чтоб, возмутив бескрылое желанье В нас, чадах праха, после улететь!

5. Укажите название изобразительного средства:

Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится.


Задания с кратким ответом, 1 вариант

1. Как А.С. Пушкин определил жанр своего произведения?

2. Как называется развернутая реплика героя в драматическом произведении, с которой начинается данная сцена?

3. Как называются вопросы, заданные с целью привлечь внимание собеседника?

Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Подымет ли он тем искусство?

Что пользы в нем?

4. Укажите название изобразительного средства:

Как некий херувим,

Он несколько занес нам песен райских...

5. Укажите название средства иносказательной выразительности:

И никогда на шепот искушенья Не преклонился я, хоть я не трус...



Задания с кратким ответом, 2 вариант

1. Как называется цикл, в который включено произведение А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»?

2. В сознании Сальери происходит борьба мыслей, убеждений, страстей. Как называется острое столкновение чувств, взглядов, жизненных принципов, лежащее в основе драматического произведения?

3. Как называется восклицательное предложение, усиливающее эмоциональное воздействие высказывания на собеседника?

Нет!

Так улетай же! Теперь — пора!

4. Укажите название средства иносказательной выразительности:

Он несколько занес нам песен райских, Чтоб, возмутив бескрылое желанье В нас, чадах праха, после улететь!

5. Укажите название изобразительного средства:

Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!