СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе»

Тема: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

Цели урока: расширение знаний обучающихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, истории нашей родины; выявление художественной идеи стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников Родины; формирование способности анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать; воспитание чувства признательности и уважения к подвигам предков нашей страны.

Задачи:

Образовательные - организовать деятельность учащихся по изучению творчества М.Ю. Лермонтова; вызвать у учащихся познавательный интерес к занятию;

Развивающие - развивать у учащихся потребность в творческой деятельности;

Воспитательные - воспитание чувства любви к Родине, интерес к истории страны и к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: видео, презентация (https://drive.google.com/file/d/1QULJhwfifN-1P8oa4LSY5Qza3nqNydgn/view?usp=sharing), учебник, портрет М.Ю.Лермонтова, аудиозапись стихотворения «Бородино».

Ход урока

1 Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Проверочная работа на знание содержания сказки

  1. За что король подземного царства наградил Алёшу? (за спасение министра Чернушки)

  2. На каких хищников охотились жители подземного царства? (на крыс)

  3. Какой волшебной силой наделило Алёшу конопляное семечко (его владелец мог легко ответить любой урок, не уча)

  4. Почему Алёша потерял семечко в первый раз? (в наказание за дурное поведение)

  5. Что случилось после того, как Алёша выдал тайну подземных жителей (они вынуждены были уйти)

Работа по сюжету сказки (рассказ по картинкам).

Воспроизвести хронологический порядок сказки

Какой урок можно извлечь каждому из поведения и поступков Алеши.

  • Нужно жить честно

  • Уважать окружающих

  • Быть требовательным к себе

  • Всегда говорить правду

  • Быть добрым и вежливым

  • Относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

  • Трудиться! Терпение и труд-всё перетрут.

Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, доброту и уважение к людям.

3. Актуализация знаний.

Есть в истории нашей страны события, рассказ о которых хранится в памяти людей и передаётся из поколения в поколение. И примером этому является Отечественная война 1812 года. Именно о тех днях великий полководец, фельдмаршал М. И. Кутузов сказал: «Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество».

Именно к этим историческим событиям и обращается в своем творчестве русский поэт М.Ю. Лермонтов. Сегодня мы познакомимся с биографией М.Ю. Лермонтова и его стихотворением «Бородино», постараемся понять замысел поэта, проникнуть в секреты его творчества.

-Ребята, откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

4. Работа над темой урока.

Знакомство с некоторыми фактами из биографии М.Ю. Лермонтова (видео-

https://drive.google.com/file/d/1BSYomTr1GAqx_DaWpTUVQ-_C5ULTi2na/view?usp=sharing)

М.Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году. С самого детства им занималась бабушка, которая жила в Тарханах, ведь его мама очень рано умерла. Тарханы привили Лермонтову любовь к родным местам, к творчеству. Он был очень умным ребенком, знал несколько языков и уже с маленьких лет начал писать стихи, которые так нравятся читателям. Это стихи: «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата».

Лермонтов поступает в 1830 году в Московский университет на нравственно-политическое отделение. С этого момента Лермонтов начинает творить. У него появляется свой стиль, прием лирического героя, и некая драматичность всех его произведений. Он иногда отходит от рифмы и отдается прозе. И в 1830-1831 Михаил Юрьевич достигает вершины раннего литературного творчества.

В 1832 году писатель пишет такие произведения, как «Тростник», «Русалка», «Желание», также пишет роман «Вадим» о крестьянской войне под руководством Пугачева. В 1832 году Лермонтов бросает Московский университет и желает продолжить обучение в Петербурге, но у него не получается поступить на тот же курс и поэтому Михаил Юрьевич идет в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где обучается в закрытом помещении.

Через пару лет, после окончания школы в 1835 годов Лермонтов начинает активно работать над произведениями. В свет выходят поэмы «Сашка» м «Боярин Орша», начинает писать роман «Княгиня Лиговская», и работает над своим самым значимым драматическим произведением «Маскарад». Проза становится главной в его творчестве. Но одно стихотворение смогло перевернуть его жизнь.

После смерти Пушкина Михаил Юрьевич пишет стихотворение «На смерть поэта», в котором говорил о реальных виновниках смерти Пушкина. Тогда против Лермонтова посыпалась гора обвинений, результатом которых стало уголовное дело, будучи арестантом он пишет шедевры своей тюремной лирики: «Узник», «Соседка», «Пленный рыцарь». В марте 1837 году, Лермонтов находится в ссылке на Кавказе. Там он заводит много знакомых, общение с которыми очень повлияло на его жизнь. Результат общения отразился в образе Печорина и в «думе», написанной Михаилом Юрьевичем в 1838году. За год до этого Лермонтов пишет произведение, в котором отражены проблемы исторической судьбы поколений, это произведение называется «Бородино».

Через какое-то время благодаря бабушке Михаила Юрьевича и влиятельным знакомым, Лермонтов возвращается в Петербург. С 1838 года наступает пик славы Лермонтова, его считают героем и он пишет много своих шедевров. В этот период с свет выходит произведение «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1839 году пишет последнюю редакцию «Демона», выходит произведение «Мцыри». И тогда же Михаил Юрьевич начинает писать «Героя нашего времени». 1840 году Михаил Юрьевич пишет «Сказку для детей», в которой он вспоминал о «безумном, страстном, детском бреде, мучившем его много лет, от которого он, наконец, отделался стихами».

В 1840 году Лермонтов участвует в дуэли, из-за чего был отправлен в действующую армию на Кавказ. Он участвует в постоянных стычках и делает это очень храбро. Ему дают отпуск, в котором он пробыл три месяца, а затем он возвращается на Кавказ. Там он пишет «Сон», «Утес», «Они любили друг друга...», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу...», «Морская царевна», «Пророк».

В 1841 году Михаил Юрьевич в Пятигорске отправляется на ужин в один дом, где его высказывания не понравились одному человеку по фамилии Мартынов. Ссора повлекла вызов Лермонтова ну дуэль, но Михаил Юрьевич, несмотря на то, что принял его, не понимая причину конфликта, решил, что не будет стрелять в своего оппонента. Результатом стало то, что Лермонтов был убит 15 июля.

Эта новость поразила всех, его считали убитым. Но несмотря ни на что, 13 лет творчества Лермонтова оставили огромный вклад в русскую классическую литературу.

Вставьте в текст биографии поэта нужные слова

  1. Воспитанием маленького Миши занималась бабушка, так как поэт рано потерял мать.

  2. Мальчик получил великолепное образование на дому, свободно разговаривал на немецком и французском языке, хорошо лепил и рисовал, играл на музыкальных инструментах.

  3. Лермонтов стал известен после публикации стихотворения о смерти Пушкина, но из-за него его отправили в ссылку на Кавказ.

  4. За дуэль с французом Барантом в марте 1840 года, был вторично командирован на Кавказ.

  5. Во время дуэли с Мартыновым, из-за отпущенной шутки Лермонтов был убит. Слайд 1

Работа по стихотворению «Бородино» (видео по истории создания стихотворения- https://drive.google.com/file/d/1nF53TDGDcNYM_AltsYozTTFarPFsPTd0/view?usp=sharing ) Слайд 2

(Слайд 3,4,5) М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение «Бородино» в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. Стихотворение это считается одним из самых выдающихся произведений русской литературы, посвященных наполеоновскому нашествию. Гениально просто поэт показал в нем самоотверженный патриотизм русского народа, его беспредельную любовь к Родине и готовность ее защищать не на жизнь, а на смерть.

Сообщение о французской войне

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.

Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском…»

Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.

Мы же вслед за русским генералом А.П.Ермоловым можем с гордостью повторить: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».

Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: «Воины! Славный…год, в который…поразили вы лютого и сильного врага… минул; но не пройдут и не умолкнут… громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!»

  1. Физкультминутка

7. Стихотворения «Бородино».

-Ребята, давайте мы сейчас обратимся к произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино» (стр.151). Чтение стихотворения (аудиозапись) + чтение про себя учащимися.

Работа с текстом стихотворения (Слайд6-9)

- О чем рассказывается в стихотворении «Бородино» (О войне 1812 года и Бородинском сражении и его героях).

- Что в своем стихотворении воспевает М.Ю.Лермонтов?

( Лермонтов сам горячий патриот, поэтому воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него - это народ, участники битвы – богатыри.)

-Посмотрите в тексте и ответьте, кто главные герои в стихотворении? (Старый солдат, молодой солдат и лирический герой – автор стихотворения)

Лирический герой – это художественный “двойник” автора-поэта.

- От чьего имени ведется повествование (от имени старого солдата)

- Ребят, в какой форме написано стихотворение? (в форме диалога)

Стихотворение представляет собой беседу двух солдат: старого и молодого. Обращение «дядя» традиционно в русской простонародной среде (к человеку незнакомому или мало знакомому старше себя). Молодой солдат спрашивает, почему Москва была оставлена французам, и ждет подтверждения своей мысли, что такова была стратегия и тактика главнокомандующего Кутузова, а не слабость и трусость русских солдат.

- Каким вы представляете себе старого воина? Опишите старого солдата.

Мы можем лишь догадываться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Помним о том, что после битвы прошло 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный.)

- В каких строках выражена идея стихотворения и в чем она заключается. (Наши предки были великими, героическими личностями, богатырями, которые защитили Родину от врага, а сегодня молодежь не такая.) Слышится упрек молодежи, что это не они богатыри.

-Откуда Лермонтов мог знать о войне 1812 года? Что легло в основу стихотворения? (Рассказы отца, крепостных крестьян, гвардейцев с которыми служил вместе)

- Какие средства художественной выразительности использует автор в своем стихотворении? ( Эпитеты: боевые схватки, синие верхушки, грозная сечь, открытый бивак, избитый кивер, протяжный вой) Эпитеты делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв. (Сравнения: французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди) Слайд 10

Сравнения помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения.

-Найдите в тексте стихотворения строки, в которых описывается настроение русской армии во время отступления и накануне боя.

Мы долго молча отступали, (стр.151)

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики…

___________________________

И вот нашли большое поле: (стр.151)

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!..

_____________________________________

Забил заряд я в пушку туго (стр.152) Слайд 11

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою!

8. Работа в парах (Слайд 12)

1 ряд: - Какое слово встречается чаще и почему? (бой)

-Что значит «наш рукопашный бой»?

2 ряд: - Как поэт подчеркивает русское единодушие и стойкость в момент народного бедствия и во время сражения? Найти в тексте (Мы долго молча отступали…», «У наших ушки на макушке…», «И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой» и т. д.)

3 ряд: - Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя.

(«…были готовы наутро бой затеять новый»)

-О каких чертах народного характера это говорит? (отвага, храбрость, стремление отстоять свободу Родины любой ценой)

- Как называют человека, обладающего такими чертами характера? (Патриот)

Вывод: русские солдаты были не только отважными воинами, они были патриотами.

- Найдите в стихотворении строфы, характеризующие героизм, мужество и патриотизм русских людей.

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

…Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

-Какова главная мысль, идея этого стихотворения ? (ответы детей)

Герои тех событий - простые люди, но великие, могучие, сильные духом, настоящие патриоты Родины. Это и стремился показать в первую очередь в своём произведении М. Ю. Лермонтов. От того, насколько наше молодое поколение будет похоже на героев тех далёких времён, насколько дорога будет им наша Родина, будет зависеть будущее нашей страны, её мощь и благополучие. Именно эту мысль хотел донести до будущих поколений М. Ю. Лермонтов.

- Почему до сегодняшнего дня «помнит вся Россия про день Бородина»?

Уже прошло 208 лет со дня Бородинского сражения. Но нас и сегодня волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Конечно, война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия

(Слайд 13)-Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда создавал это стихотворение? О чем мы должны помнить? (Слайд 14 - Любовь к Родине, гордость за свою страну, за народ, грусть. Мы не должны забывать о подвигах героев войны, о великих военачальниках.)

-На этом наш урок подошел к концу. Запишите домашнее задание. Спасибо за урок!

10 Домашнее задание. (слайд 15)

Записать биографию М.Ю.Лермонтова. Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино».


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!