СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по химии для 9 класса на тему «Кислоты и основания в свете представлений об электролитической диссоциации».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Направлен на обобщение темы "Диссоциация кислот, оснований и солей" и для подготовки учащихся к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по химии для 9 класса на тему «Кислоты и основания в свете представлений об электролитической диссоциации».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школы № 28.








Тема урока:

«Кислоты и основания в свете представлений об электролитической диссоциации».













Подготовила учитель химии и биологии:

Харченко Ольга Васильевна.



Тема урока «Кислоты и основания в свете представлений об электролитической диссоциации».

Задачи урока:

- обобщить знания о кислотах и основаниях в свете теории электролитической диссоциации;

-показать относительность деления веществ по классам, - создать условия для развития у детей умения самостоятельно добывать знания, объяснять, аргументировать;

-способствовать воспитанию уважительного отношения к мнению одноклассников;

-развивать умение работы в коллективе, развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, презентация по теме, раздаточный материал для закрепления материала на уроке, карточки-задания для проверки знаний, микролаборатория: индикаторы, растворы солей цинка, свинца, соляной кислоты, гидроксида натрия, штатив с пробирками, таблицы «Периодическая система Д.И.Менделеева», «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», ряд напряжений металлов.

Хронометраж урока:

Организационный момент – 1 мин

Проверка домашнего задания - 4 мин Актуализация знаний – 2 мин

Изучение нового материала - 25 мин

Закрепление знаний – 5 мин

Рефлексия – 1 мин

Итоги урока – 1мин

Домашнее задание – 1 мин

Оформление доски: тема урока, дата, домашнее задание. 1.Организационный момент. – Здравствуйте, ребята, садитесь. Староста, назовите мне, пожалуйста, отсутствующих. Спасибо. 2.Проверка домашнего задания. А. Работа по индивидуальным карточкам (2 человека). Приложение 1. I вариант.
1.Выпишите из предложенного ряда формул отдельно формулы слабых электролитов: H2SO4, МgSO4, Мg(OH) 2, СaCl2, NaOH, H2SiO3, K3PO4, H2O, CH3COOH. 2. По вашему выбору составьте уравнения электролитической диссоциации двух сильных электролитов. II вариант. 1.Выпишите из предложенного ряда формул отдельно формулы сильных электролитов: H2SO4, МgSO4, Мg(OH) 2, СaCl2, NaOH, H2SiO3, K3PO4, H2O, CH3COOH. 2. По вашему выбору составьте уравнения электролитической диссоциации двух слабых электролитов. Б. Выполняется тест по теме «Теория электролитической диссоциации» (7 человек). Взаимопроверка. (Слайд 2) Приложение 2. II вариант 1.Неэлектролиты это… 1) вещества, способные растворяться в воде 2) вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток 3) вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток 4) системы состоящие из заряженных частиц 2.Электролитом является каждое вещество в ряду 1)BaO, H2SO4, HNO3 2) AgCl3, H3PO4, CuSO4 3) FeSO4, АlCl3, H2SO4 4) K2CO3, H2, МgCl2 3.Степень электролитической диссоциации это величина, которая показывает 1)число молекул электролита, введенных в раствор 2)долю молекул электролита, не распавшихся на ионы 3)долю молекул электролита, распавшихся на ионы 4)число молекул электролита, распавшихся на ионы 4. Лампочка для испытания веществ на электропроводность загорится при помещении электродов на ионы 1)керосин 2)раствор соляной кислоты 3)сахар 4)кислород 5.Укажите формулы вещества, которое при электролитической диссоциации образуют сульфид ионы 1) SO2 2) МgS 3)PbSO4, 4)K2S 6.При растворении в воде 1 моля карбоната калия общее количество вещества ионов, образовавшихся в растворе равно 1) 1 моль 2) 2 моль 3) 3 моль 4) 4 моль 7.Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации сульфида натрия равна 1) 3 2) 4 3) 7 4) 2 8. Вещества, которые при диссоциации образуют в качестве катионов только ионы водорода, относятся к классу 1) средних солей 2) кислот 3) щелочей 4) оксидов

I вариант. 1.Электролиты это… 1) вещества, способные растворяться в воде 2) вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток 3) вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток 4) системы, состоящие из заряженных частиц 2.Электролитом является каждое вещество в ряду 1) O2, МgCl2 , H2SO4 2) KNO3, АlCl3, HCl 3) HNO3, BaCl2 , H2SiO3 4) K2CO3, МgSO4, H3PO4 3.Степень электролитической диссоциации это величина, которая показывает 1)число молекул электролита, введенных в раствор 2)долю молекул электролита, распавшихся на ионы 3)долю молекул электролита, не распавшихся на ионы 4)число молекул электролита, распавшихся на ионы 4.Лампочка для испытания веществ на электропроводность загорится при помещении электродов на ионы 1) раствор поваренной соли 2) песок 3) мел 4) бензин 5.Укажите формулу вещества, которое при электролитической диссоциации образует карбонат ионы 1) MgCO3 2) CO2 3) K2 CO3 4) C2 H0 6.При растворении в воде 1 моля карбоната калия общее количество вещества ионов, образовавшихся в растворе равно 1) 1 моль 2) 2 моль 3) 3 моль 4) 4 моль 7.Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации сульфида натрия равна 1) 3 2) 4 3) 2 4) 1 8. Вещества, которые при диссоциации образуют в качестве анионов только гидроксид ионы, относятся к классу 1) средних солей 2) кислот 3) щелочей 4) оксидов Ответы. Приложение 3. (Слайд №3).

Вариант I

Вариант II

1.2, 2.2, 3.3, 4.1, 5.3, 6.3, 7.3, 8.3

1.3, 2.3, 3.2, 4.2, 5.4,6.3, 7.2, 8.2.

3.Актуализация знаний. Прежде чем мы с вами запишем в тетради тему сегодняшнего урока, я хотела, чтобы вы посмотрели на экран и назвали фамилию шведского ученого. (Слайд 4) О какой теории сегодня пойдет речь? (Слайд 5). Химические формулы, каких классов неорганической химии вы видите на слайде? (Слайд 6). Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (Слайд 7,8). Запишите тему урока в тетрадь. Девиз урока: «Просто знать еще не все, знания надо уметь использовать». И.В.Гете. (Слайд 9) Ребята, подумайте, что вам нужно будет в процессе изучения темы узнать, чему научиться. (Ответы учащихся). (Слайд 10) Задачи: - обобщить знания о кислотах, основаниях в свете теории электролитической диссоциации; - составлять уравнения диссоциации кислот, оснований; - составлять молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения реакций; - пользоваться таблицей растворимости; - исследовать свойства веществ. 4.Изучение новой темы. Учащимся заранее сообщается план, по которому будет характеризоваться каждый класс неорганической химии. (Готовят ответы дома). 1.Определение класса. 2.Классификация кислот, оснований, солей. 3.Вид химической связи, тип кристаллической решетки. 4.Общие химические свойства. I.Начнем обобщение темы с рассмотрения класса кислот. Вопросы классу (Сайд 11) 1.Дайте определение классу кислот. 2. Какие общие свойства проявляют вещества, принадлежащие к этому классу? 3. По какому принципу можно классифицировать кислоты? (Учащиеся называют принципы классификации). Демонстрация таблицы №1. (Слайд 12)

Кислоты.

По составу

По степени диссоциации

По основности

кислород содержащие

бескислородные

сильные

средние

слабые

одноосновные

многоосновные

H2SO4, HNO3, H3PO4

HCl, H2S, HBr

H2SO4 HNO3,

H2SO3 H3PO4

H2S

HCl

H2SO3, H3PO4

(Слайд 13) 4.Какие виды химической связи в молекулах кислот? Какого типа кристаллическая решетка? 5.С чем связаны общие свойства растворов кислот? 6. Каковы химические свойства кислот? А.Самостоятельная работа. Демонстрация схемы №1. (Ребята приводят примеры уравнений реакций.) (Слайд 14). Задание: Записать в тетрадь уравнения в молекулярной форме, выпишите формулы кислот, напишите уравнения диссоциации этих веществ и укажите слабые или сильные электролиты. Кислота + металл = соль + вода Кислота + основной оксид = соль + вода Кислота +основание = соль + вода Кислота + соль = соль + кислота Взаимопроверка. (Слайд 15) а)Al2O3+6HCl = 2AlCl3+3H2O б)Fe+H2SO4 = FeSO4+H2 в)CaCO3+2HCl = CaCl2+H2O+CO2 г)3NaOH + H3PO4→ Na3PO4 + 3H2O НСlН++Сl-  (сильный электролит) Н2SO4Н++ Н SO4-  (сильный электролит) Н SO4- Н++ Н SO4- 2 Ребята, сейчас вы будете учиться составлять полные и сокращенные уравнения химических реакций. (Объяснение учителя у доски). а)Al2O3+6HC=2AlCl3+3H2O Al2O3+6H++6Cl-=2Al3++6Cl-+3H2O Al2O3+6H+=2Al3++3H2O б)Fe+H2SO4=FeSO4+H2 Fe+2H++SO42- =Fe2++SO42-+H2 Fe +2H+=Fe2++ H2 в)CaCO3+2HCl CaCl2+H2O+CO2 CaCO3 +2H++2Cl- Ca2++2Cl-+ H2O+ CO2 CaCO3+ 2H+ Ca2++ H2O+ CO2 г)3NaOH + H3PO4→ Na3PO4 + 3H2O 3Na+ + 3OH- + 3H+ + PO43-→3Na+ + PO43- + 3H2O OH- + H+→ H2O II.Продолжим обобщение темы с рассмотрения класса оснований. Вопросы классу: (слайд16) 1.Дайте определение классу оснований. 2. Какие общие свойства проявляют вещества, принадлежащие к этому классу? 3. По какому принципу можно классифицировать основания?(Учащиеся называют принципы классификации). Демонстрация таблицы №2(Слайд 17).

Основания.

По растворимости

По кислотности

растворимые

нерастворимые

одноосновные

многоосновные

NaOН, KOH, Сa(OH)2

Сu(OH)2 Fe(OH)3

NaOН

Сa(OH)2

(Слайд 18) 4.Какие виды химической связи в молекулах оснований? Какого типа кристаллическая решетка? 5.С чем связаны общие свойства растворов оснований? 6. Каковы химические свойства оснований? А.Самостоятельная работа. Демонстрация схемы №1. (Ребята приводят примеры уравнений реакций.) (Слайд 19). Задание: Записать в тетрадь уравнения в молекулярной форме, выпишите формулы оснований, напишите уравнения диссоциации этих веществ и укажите слабые или сильные электролиты. Основание + кислотный оксид = соль + вода основание + кислота = соль + вода Основание + соль = соль +основание Взаимопроверка. (Слайд 20) NaOH + HClNaCl+H2O Al Cl3 + 3NaOHAl(OH)3+3NaCl 2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O NaOHNa++OH-  Al(OH)3 Al(OH)2+ + OH- 

Al(OH)2+2 AlOH +2 + OH- 

AlOH +2 Al+3 + OH-

Учитель на доске записывает полные и сокращенные уравнения химических реакций. NaOH+HClNaCl+H2O Na++OH-+H++Cl-Na++Cl-+H2O H++ OH-H2O Al Cl3+3NaOHAl(OH)3+3NaCl Al3++3Cl-+3Na++3OH-Al(OH)3+3Na++3Cl- Аl3++ЗОН-Аl(ОН)3

2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O 2 Na++ 2 OH-+ CO2 = 2 Na++ CO3-2 + H2O 2 OH-+ CO2 = CO3-2 + H2O

(Слайд 21)Вывод: Кислоты содержат атом водорода и имеют ковалентную полярную связь: распад на ионы всех кислот приводит к образованию ионов H+ и ионов кислотного остатка. Основания имеют ионную связь между атомами металла и OH-: распад оснований на ионы приводит к образованию ионов металла и гидроксильных ионов. Каждое вещество имеет индивидуальные и общие для класса свойства.

Два ученика проводят испытание растворов индикаторами, чтобы доказать общие свойства веществ.

Общие свойства связываются с образованием в растворах веществ одноимённых ионов. (Слайд 22)


Вещество

Окраска индикатора

лакмус

фенолфталеин

метиловый оранжевый

кислота

красный

бесцветный

розовый

основания

синий

малиновый

жёлтый

Прочность химической связи в молекуле является причиной различного типа диссоциации.

А сейчас два ученика у демонстрационного стола получают гидроксиды цинка и свинца и проводят эксперимент. Амфотерные гидроксиды практически нерастворимы в воде. Они образуют ничтожно малое количество ионов за счёт той части амфотерного гидроксида, которая переходит в раствор (так абсолютно нерастворимых веществ нет). Однако добавление в раствор щёлочи или кислоты приводит к растворению осадка, что выражается следующими ионными уравнениями: (Слайд 23) Zn(OH)2 + 2H+ + 2Cl- Zn+2 + 2H2O + 2Cl- (Zn+2 + 2OH-)

H2ZnO2 +2Na+ + 2OH- ZnO2-2 + 2Na+ +2H2O (2H+ + ZnO2-2)

Приложение №4. Инструкция по проведению лабораторных опытов: Свойства амфотерных гидроксидов 1.Налейте в две пробирки Zn(OH)2 В первую добавьте - HCl Во вторую – NaOH Что наблюдаете? Сделайте выводы. Напишите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде. Свойства амфотерных гидроксидов 1.Налейте в две пробирки Pb(OH)2 В первую добавьте - HCl Во вторую – NaOH Что наблюдаете? Сделайте выводы. 5.Закрепление знаний. Несложная дидактическая игра «Химический снегопад» предусматривает дифференциацию знаний учащихся. Ребята сами выбирают себе снежинку соответствующего цвета (голубая – на отметку «5», белая – на «4», синяя– на «3»). Как правило, ребята верно оценивают свои знания. Некоторые ученики приглашаются к доске для работы с заданиями, указанными на снежинках, а остальные получают распечатки с текстами заданий и работают на местах. Приложение №5. Голубая снежинка.В приведённых ниже схемах уравнений реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций между этими веществами. 1) В + кислота ---- соль + кислота; 2) А + кислота ---- соль + вода; 3) Б + кислота ---- соль + вода; Белая снежинка. Исходя из сокращённых ионных уравнений реакций: 1) 2Ag+ + 2Cl---2AgCl белый осадок; 2)Fe+3 + 3OH- ---Fe(OH)3 бурый осадок составьте полное ионное и молекулярное уравнения реакций. Синяя снежинка. Напишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение реакции, для следующих реакций: гидроксид натрия + серная кислота; карбонат натрия + азотная кислота; 6.Рефлексия. (В начале урока ребятам выдаются эти вопросы) Воспитанникам предлагается самоанализ собственной деятельности: - достиг ли ты цели урока?(+ -) -пригодятся ли тебе в жизни знания по теме урока?(+ -) -как ты оцениваешь свою деятельность на уроке? (Оценка) 7. Подведение итогов:

Дается общая оценка работы класса на уроке. Особое внимание обращается на работу класса в целом; взаимоподдержку и взаимопомощь при выполнении заданий.

Отмечаются самые активные ребята, имеющие хорошие знания по химии, выставляются оценки. 8.Домашнее задание. (Слайд 24). Приложение 6.

Кандидатам наук.

Напишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение реакции,

для следующих реакций:

гидроксид калия + серная кислота;

карбонат калия + азотная кислота;

Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану: - капните 1-2 каплями лимонного сока на лакмусовую бумажку; - отметьте цвет лакмусовой бумажки;

- зарисуйте опыт с лимоном в тетрадь и зафиксируйте результаты опыта;

- сделайте вывод о том, почему лимон кислый?

Профессорам.

Исходя из сокращённых ионных уравнений реакций:

1) 3Ba 2+ + 2PO4 3- ---- Ba3(PO4)2 ; 2) Zn2+ + S2- --- ZnS ;

составьте полное ионное и молекулярное уравнения реакций

Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:

- опустите лакмусовую бумажку в стакан с лимонадом;

- пронаблюдайте изменение цвета лакмусовой бумажки;

- зарисуйте опыт с лимонадом в тетради и зафиксируйте результаты опыта;

- какое вещество, содержащееся в лимонаде, изменяет окраску индикатора?

Почему? Письменно сделайте вывод;

- определите формулу этого вещества;

составьте уравнение электролитической диссоциации данного вещества.

Академикам.

В приведённых ниже схемах уравнений реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций между этими веществами.

1) С + кислота ---- соль + кислота;

2) Д + кислота ---- соль + вода;

3) А + кислота ---- соль + вода + газ;

Используя дополнительную литературу, соберите сведения о распространённости в природе кислот и областях их применения. Придумайте способ представления собранного материала на половине ватмана. На обратной стороне ватмана запишите литературу.




































Приложение 1.

I вариант.
1.Выпишите из предложенного ряда формул отдельно формулы слабых электролитов: H2SO4, МgSO4, Мg(OH) 2, СaCl2, NaOH, H2SiO3, K3PO4, H2O, CH3COOH. 2. По вашему выбору составьте уравнения электролитической диссоциации двух сильных электролитов. II вариант. 1.Выпишите из предложенного ряда формул отдельно формулы сильных электролитов: H2SO4, МgSO4, Мg(OH) 2, СaCl2, NaOH, H2SiO3, K3PO4, H2O, CH3COOH. 2. По вашему выбору составьте уравнения электролитической диссоциации двух слабых электролитов. Приложение 2. II вариант 1.Неэлектролиты это… 1) вещества, способные растворяться в воде 2) вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток 3) вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток 4) системы состоящие из заряженных частиц 2.Электролитом является каждое вещество в ряду 1)BaO, H2SO4, HNO3 2) AgCl3, H3PO4, CuSO4 3) FeSO4, АlCl3, H2SO4 4) K2CO3, H2, МgCl2 3.Степень электролитической диссоциации это величина, которая показывает 1)число молекул электролита, введенных в раствор 2)долю молекул электролита, не распавшихся на ионы 3)долю молекул электролита, распавшихся на ионы 4)число молекул электролита, распавшихся на ионы 4. Лампочка для испытания веществ на электропроводность загорится при помещении электродов на ионы 1)керосин 2)раствор соляной кислоты 3)сахар 4)кислород 5.Укажите формулы вещества, которое при электролитической диссоциации образуют сульфид ионы 1) SO2 2) МgS 3)PbSO4, 4)K2S 6.При растворении в воде 1 моля карбоната калия общее количество вещества ионов, образовавшихся в растворе равно 1) 1 моль 2) 2 моль 3) 3 моль 4) 4 моль 7.Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации сульфида натрия равна 1) 3 2) 4 3) 7 4) 2 8. Вещества, которые при диссоциации образуют в качестве катионов только ионы водорода, относятся к классу 1) средних солей 2) кислот 3) щелочей 4) оксидов



I вариант. 1.Электролиты это… 1) вещества, способные растворяться в воде 2) вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток 3) вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток 4) системы, состоящие из заряженных частиц 2.Электролитом является каждое вещество в ряду 1) O2, МgCl2 , H2SO4 2) KNO3, АlCl3, HCl 3) HNO3, BaCl2 , H2SiO3 4) K2CO3, МgSO4, H3PO4 3.Степень электролитической диссоциации это величина, которая показывает 1)число молекул электролита, введенных в раствор 2)долю молекул электролита, распавшихся на ионы 3)долю молекул электролита, не распавшихся на ионы 4)число молекул электролита, распавшихся на ионы 4.Лампочка для испытания веществ на электропроводность загорится при помещении электродов на ионы 1) раствор поваренной соли 2) песок 3) мел 4) бензин 5.Укажите формулу вещества, которое при электролитической диссоциации образует карбонат ионы 1) MgCO3 2) CO2 3) K2 CO3 4) C2 H0 6.При растворении в воде 1 моля карбоната калия общее количество вещества ионов, образовавшихся в растворе равно 1) 1 моль 2) 2 моль 3) 3 моль 4) 4 моль 7.Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации сульфида натрия равна 1) 3 2) 4 3) 2 4) 1 8. Вещества, которые при диссоциации образуют в качестве анионов только гидроксид ионы, относятся к классу 1) средних солей 2) кислот 3) щелочей 4) оксидов

Приложение 3.

Вариант I

Вариант II

1.2, 2.2, 3.3, 4.1, 5.3, 6.3, 7.3, 8.3

1.3, 2.3, 3.2, 4.2, 5.4,6.3, 7.2, 8.2.

Приложение №4.

Инструкция по проведению лабораторных опытов: Свойства амфотерных гидроксидов 1.Налейте в две пробирки Zn(OH)2 В первую добавьте - HCl Во вторую – NaOH Что наблюдаете? Сделайте выводы. Напишите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде. Свойства амфотерных гидроксидов 1.Налейте в две пробирки Pb(OH)2 В первую добавьте - HCl Во вторую – NaOH Что наблюдаете? Сделайте выводы. Напишите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

Приложение №5. Голубая снежинка.

В приведённых ниже схемах уравнений реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций между этими веществами. 1) В + кислота ---- соль + кислота; 2) А + кислота ---- соль + вода; 3) Б + кислота ---- соль + вода; Белая снежинка. Исходя из сокращённых ионных уравнений реакций: 1) 2Ag+ + 2Cl---2AgCl белый осадок; 2)Fe+3 + 3OH- ---Fe(OH)3 бурый осадок составьте полное ионное и молекулярное уравнения реакций. Синяя снежинка. Напишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение реакции, для следующих реакций: гидроксид натрия + серная кислота; карбонат натрия + азотная кислота;


Приложение 6.

Кандидатам наук.

Напишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение реакции,

для следующих реакций:

гидроксид калия + серная кислота;

карбонат калия + азотная кислота;

Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану: - капните 1-2 каплями лимонного сока на лакмусовую бумажку; - отметьте цвет лакмусовой бумажки;

- зарисуйте опыт с лимоном в тетрадь и зафиксируйте результаты опыта;

- сделайте вывод о том, почему лимон кислый?

Профессорам.

Исходя из сокращённых ионных уравнений реакций:

1) 3Ba 2+ + 2PO4 3- ---- Ba3(PO4)2 ; 2) Zn2+ + S2- --- ZnS ;

составьте полное ионное и молекулярное уравнения реакций

Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:

- опустите лакмусовую бумажку в стакан с лимонадом;

- пронаблюдайте изменение цвета лакмусовой бумажки;

- зарисуйте опыт с лимонадом в тетради и зафиксируйте результаты опыта;

- какое вещество, содержащееся в лимонаде, изменяет окраску индикатора?

Почему? Письменно сделайте вывод;

- определите формулу этого вещества;

составьте уравнение электролитической диссоциации данного вещества.

Академикам.

В приведённых ниже схемах уравнений реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций между этими веществами.

1) С + кислота ---- соль + кислота;

2) Д + кислота ---- соль + вода;

3) А + кислота ---- соль + вода + газ;

Используя дополнительную литературу, соберите сведения о распространённости в природе кислот и областях их применения. Придумайте способ представления собранного материала на половине ватмана. На обратной стороне ватмана запишите литературу.

Тема урока «Кислоты и основания в свете представлений об электролитической диссоциации

Задачи урока:

- обобщить знания о кислотах и основаниях в свете теории электролитической диссоциации;

-показать относительность деления веществ по классам, - создать условия для развития у детей умения самостоятельно добывать знания, объяснять, аргументировать;

-способствовать воспитанию уважительного отношения к мнению одноклассников;

-развивать умение работы в коллективе, развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, презентация по теме; раздаточный материал для закрепления материала на уроке; карточки-задания для проверки знаний; индикаторы, растворы солей цинка, свинца, соляной кислоты, гидроксида натрия, штатив с пробирками; Периодическая система Д.И.Менделеева, таблица растворимости, ряд напряжений металлов.

Хронометраж урока:

Организационный момент – 1 мин

Проверка домашнего задания - 4 мин Актуализация знаний – 2 мин

Изучение нового материала - 25 мин

Закрепление знаний – 5 мин

Рефлексия – 1 мин

Итоги урока – 1мин

Домашнее задание – 1 мин

Оформление доски: тема урока, дата, домашнее задание. 1.Организационный момент. – Здравствуйте, ребята, садитесь. Староста, назовите мне, пожалуйста, отсутствующих. Спасибо. 2.Проверка домашнего задания. А. Работа по индивидуальным карточкам (2 человека). Приложение 1. Б. Выполняется тест по теме «Теория электролитической диссоциации» (7 человек). Взаимопроверка. (Слайд 2) Приложение 2. 3.Актуализация знаний. Прежде чем мы с вами запишем в тетради тему сегодняшнего урока, я хотела, чтобы вы посмотрели на экран и назвали фамилию шведского ученого. (Слайд 4) О какой теории сегодня пойдет речь? (Слайд 5). Химические формулы, каких классов неорганической химии вы видите на слайде? (Слайд 6). Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (Слайд 7,8). Запишите тему урока в тетрадь. Девиз урока: «Просто знать еще не все, знания надо уметь использовать». И.В.Гете. (Слайд 9) Ребята, подумайте, что вам нужно будет в процессе изучения темы узнать, чему научиться. (Ответы учащихся). (Слайд 10) Задачи: - обобщить знания о кислотах, основаниях в свете теории электролитической диссоциации; - составлять уравнения диссоциации кислот, оснований; составлять молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения реакций; пользоваться таблицей растворимости; исследовать свойства веществ. 4.Изучение новой темы. Учащимся заранее сообщается план, по которому будет характеризоваться каждый класс неорганической химии. (Готовят ответы дома). 1.Определение класса. 2.Классификация кислот, оснований, солей. 3.Вид химической связи, тип кристаллической решетки. 4.Общие химические свойства. I.Начнем обобщение темы с рассмотрения класса кислот. Вопросы классу (Сайд 11) 1.Дайте определение классу кислот. 2. Какие общие свойства проявляют вещества, принадлежащие к этому классу? 3. По какому принципу можно классифицировать кислоты? (Учащиеся называют принципы классификации). Демонстрация таблицы №1. (Слайд 12)

Кислоты.

По составу

По степени диссоциации

По основности

кислород содержащие

бескислородные

сильные

средние

слабые

одноосновные

многоосновные

H2SO4, HNO3, H3PO4

HCl, H2S, HBr

H2SO4 HNO3,

H2SO3 H3PO4

H2S,

HCl

H2SO3, H3PO4

(Слайд 13) 4.Какие виды химической связи в молекулах кислот? Какого типа кристаллическая решетка? 5.С чем связаны общие свойства растворов кислот? 6. Каковы химические свойства кислот? А.Самостоятельная работа. Демонстрация схемы №1. (Ребята приводят примеры уравнений реакций.) (Слайд 14). Задание: Записать в тетрадь уравнения в молекулярной форме, выпишите формулы кислот, напишите уравнения диссоциации этих веществ и укажите слабые или сильные электролиты. Кислота + металл = соль + вода Кислота + основной оксид = соль + вода Кислота +основание = соль + вода Кислота + соль = соль + кислота Взаимопроверка. (Слайд 15) а)Al2O3+6HCl = 2AlCl3+3H2O б)Fe+H2SO4 = FeSO4+H2 в)CaCO3+2HCl = CaCl2+H2O+CO2 г)3NaOH + H3PO4→ Na3PO4 + 3H2O НСlН++Сl-  (сильный электролит) Н2SO4Н++ Н SO4-  (сильный электролит) Н SO4- Н++ Н SO4- 2 Ребята, сейчас вы будете учиться составлять полные и сокращенные уравнения химических реакций. (Объяснение учителя у доски). а)Al2O3+6HC=2AlCl3+3H2O Al2O3+6H++6Cl-=2Al3++6Cl-+3H2O Al2O3+6H+=2Al3++3H2O б)Fe+H2SO4=FeSO4+H2 Fe+2H++SO42- =Fe2++SO42-+H2 Fe +2H+=Fe2++ H2 в)CaCO3+2HCl CaCl2+H2O+CO2 CaCO3 +2H++2Cl- Ca2++2Cl-+ H2O+ CO2 CaCO3+ 2H+ Ca2++ H2O+ CO2 г)3NaOH + H3PO4→ Na3PO4 + 3H2O 3Na+ + 3OH- + 3H+ + PO43-→3Na+ + PO43- + 3H2O OH- + H+→ H2O II.Продолжим обобщение темы с рассмотрения класса оснований. Вопросы классу: (слайд16) 1.Дайте определение классу оснований. 2. Какие общие свойства проявляют вещества, принадлежащие к этому классу? 3. По какому принципу можно классифицировать основания?(Учащиеся называют принципы классификации). Демонстрация таблицы №2(Слайд 17).

Основания.

По растворимости

По кислотности

растворимые

нерастворимые

одноосновные

многоосновные

NaOН, KOH, Сa(OH)2

Сu(OH)2 Fe(OH)3

NaOН

Сa(OH)2

(Слайд 18) 4.Какие виды химической связи в молекулах оснований? Какого типа кристаллическая решетка? 5.С чем связаны общие свойства растворов оснований? 6. Каковы химические свойства оснований? А.Самостоятельная работа. Демонстрация схемы №1. (Ребята приводят примеры уравнений реакций.) (Слайд 19). Задание: Записать в тетрадь уравнения в молекулярной форме, выпишите формулы оснований, напишите уравнения диссоциации этих веществ и укажите слабые или сильные электролиты. Основание + кислотный оксид = соль + вода основание + кислота = соль + вода Основание + соль = соль +основание Взаимопроверка. (Слайд 20) NaOH + HClNaCl+H2O Al Cl3 + 3NaOHAl(OH)3+3NaCl 2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O NaOHNa++OH-  Al(OH)3 Al(OH)2+ + OH- 

Al(OH)2+2 AlOH +2 + OH- 

AlOH +2 Al+3 + OH-

Учитель на доске записывает полные и сокращенные уравнения химических реакций. NaOH+HClNaCl+H2O Na++OH-+H++Cl-Na++Cl-+H2O H++ OH-H2O Al Cl3+3NaOHAl(OH)3+3NaCl Al3++3Cl-+3Na++3OH-Al(OH)3+3Na++3Cl- Аl3++ЗОН-Аl(ОН)3

2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O 2 Na++ 2 OH-+ CO2 = 2 Na++ CO3-2 + H2O 2 OH-+ CO2 = CO3-2 + H2O

(Слайд 21)Вывод: Кислоты содержат атом водорода и имеют ковалентную полярную связь: распад на ионы всех кислот приводит к образованию ионов H+ и ионов кислотного остатка. Основания имеют ионную связь между атомами металла и гидроксогруппой: распад оснований на ионы приводит к образованию ионов металла и гидроксильных ионов. Каждое вещество имеет индивидуальные и общие для класса свойства.

Два ученика проводят испытание растворов индикаторами, чтобы доказать общие свойства веществ.

Общие свойства связываются с образованием в растворах веществ одноимённых ионов. (Слайд 22)


Вещество

Окраска индикатора

лакмус

фенолфталеин

метиловый оранжевый

кислота

красный

бесцветный

розовый

основания

синий

малиновый

жёлтый

Прочность химической связи в молекуле является причиной различного типа диссоциации.

А сейчас два ученика у демонстрационного стола получают гидроксиды цинка и свинца и проводят эксперимент. Амфотерные гидроксиды практически нерастворимы в воде. Они образуют ничтожно малое количество ионов за счёт той части амфотерного гидроксида, которая переходит в раствор (так абсолютно нерастворимых веществ нет). Однако добавление в раствор щёлочи или кислоты приводит к растворению осадка, что выражается следующими ионными уравнениями: (Слайд 23) Zn(OH)2 + 2H+ + 2Cl- Zn+2 + 2H2O + 2Cl- (Zn+2 + 2OH-)

H2ZnO2 +2Na+ + 2OH- ZnO2-2 + 2Na+ +2H2O (2H+ + ZnO2-2)

Ребята, предлагаю дать определение кислот и оснований в свете электролитической диссоциации. 5.Закрепление знаний. Несложная дидактическая игра «Химический снегопад» предусматривает дифференциацию знаний учащихся. Ребята сами выбирают себе снежинку соответствующего цвета (голубые – на отметку «5», белые – на «4», синие – на «3»). Как правило, школьники верно оценивают свои знания. Некоторые ученики приглашаются к доске для работы с заданиями, указанными на снежинках, а остальные получают распечатки с текстами заданий и работают на местах. 6.Рефлексия. (В начале урока ребятам выдаются эти вопросы) Воспитанникам предлагается самоанализ собственной деятельности: - достиг ли ты цели урока?(+ -) -пригодятся ли тебе в жизни знания по теме урока?(+ -) -как ты оцениваешь свою деятельность на уроке? (Оценка) 7. Подведение итогов: Дается общая оценка работы класса на уроке. Особое внимание обращается на работу класса в целом; взаимоподдержку и взаимопомощь при выполнении заданий.

Отмечаются самые активные ребята, имеющие хорошие знания по химии, выставляются оценки. 8.Домашнее задание. (Слайд 24). Приложение 6.






















Анализ урока химии в 8 классе на тему «Кислоты и основания в свете представлений об электролитической диссоциации».

Преподавание химии в 8-м классе, где был проведен, анализируемый урок, ведется по программе И.И. Новошинского, Н.И. Новошинской (2 часа в неделю). На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева», «Химическая связь. Строение вещества», «Классификация сложных неорганических веществ», «Химические реакции», «Растворы. Электролитическая диссоциация». Анализируемый урок входит в систему уроков по теме «Растворы. Электролитическая диссоциация».

В классе 9 учащихся, 4 из них имеют хорошие и отличные оценки по многим предметам, 4 занимаются на три, а один учится по справке. Анализ результатов исследования сфер учебной деятельности учащихся 8 класса показывает:

1) достаточный уровень любознательности учащихся к предметам математического цикла, химии, биологии и др.;

2) не достаточно сформированными являются навыки мыслительной деятельности;

3) на достаточно высоком уровне у учащихся развито умение работать с учебниками и дополнительной литературой.

Исследование самооценки школьников «Умение учиться» показало, что большинство учащихся 8 класса не испытывают интерес к учебе в связи с желанием получения знаний, их привлекает общение со сверстниками и учителями. У школьников этого класса развиты такие общеучебные умения, как вести конспект, готовить реферат, кратко излагать текст, творчески решать не сложные практические задания. 20% учащихся владеют умением определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.

Большинство учащихся класса не всегда легко и быстро сосредоточивает свое внимание на объяснении учителя, не отвлекаются на уроке, ошибок по невнимательности практически не делает.

Дети чувствуют себя в коллективе учителей и учащихся комфортно, спокойно, благоприятно действует на учащихся теплая атмосфера взаимоотношений в школе.

Урок начинается с организационного этапа, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Педагог и ученики приветствуют друг друга, в журнал записывают фамилии тех, кто отсутствует, затем учитель проверяет, готовы ли ребята к занятию. Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока.
Следующий этап – повторение ранее изученных тем и проверка домашнего задания. Здесь задача – выявить пробелы в знаниях и устранить их, совершенствовать знания и умения, подготовить к восприятию новой темы.
Чтобы определить уровень знаний большинства учеников за короткий промежуток времени, учитель пригласил двоих учащихся к доске для выполнения индивидуальных заданий (работа с карточками). Этот материал в дальнейшем использовался при изучении новой темы. С сидящими за партами ребятами была проведена тестовая проверка знаний, которая дала возможность за четыре минуты получить ответы на восемь вопросов от учащихся всего класса. В результате взаимопроверки выявлено качество усвоения материала. Ответы учащихся, оценка их знаний, умений и навыков сопровождались похвалой, одобрением.
  Этап усвоения новых знаний  начался с сообщения темы, целей и задач урока, поставлена перед школьниками учебная проблема. Поскольку ребята уже знают важнейшие теоретические вопросы курса химии, то большая часть учебного материала этого урока преподавалась дедуктивно. Для этого учащимся предлагались вопросы, при ответе на которые школьники привлекают ранее приобретенные знания и в то же время изучают новый материал. К тому же это позволяет использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность.
Соблюдая принцип систематичности, учитель строил урок по пути от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Никак нельзя было обойтись на уроке без лабораторных опытов, поскольку они способствуют выработке умений и навыков проведения химического эксперимента.
Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. Связь с физикой особо тесная. На этом уроке она реализуется через систему понятий об электрическом токе. Связь с математикой прослеживается в составлении химических уравнений. Связь с биологией наблюдается в домашнем задании, где учащиеся, используя, дополнительную литературу, соберут сведения о распространённости в природе кислот и областях их применения.
При изучении нового материала учащиеся работали с рабочими тетрадями: составляли уравнения реакций в полном и сокращённом ионном виде.
Для закрепления полученных знаний учитель использовал игру: «Химический снегопад», предусматривая, дифференциацию знаний учащихся. Ребята сами выбрали себе снежинку соответствующего цвета (голубая – на отметку «5», белая – на «4», синяя – на «3»). Как правило, школьники верно оценивали свои знания. Некоторые ученики работали у доски с заданиями, указанными на снежинках, а остальные получили распечатки с текстами заданий и работали на местах.
Целью этапа закрепления учитель ставил повторение, воспроизведение усвоенного, но не дословное, а преобразованное, что способствует выработке у учащихся умения применять полученные знания.
Среди снежинок была одна сиреневая снежинка. Зная любопытство ребят, я ожидала вопроса: «А что на сиреневой снежинке?» А на сиреневой снежинке было сформулировано домашнее задание. Инструктажу по выполнению домашнего задания было уделено особое внимание, т.к. оно является не просто повторением материала, изученного в классе, но и углублением его. Домашнее задание составлено с учетом принципа дифференциации знаний.
Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.


Проведенный урок – комбинированный.

В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы: словесные, наглядные, частично-поисковые, эвристический метод: беседа о сравнении кислот и оснований, исследовательский метод: исследование химических свойств отдельных веществ. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная. Средства наглядности: раздаточный материал для закрепления материала на уроке, карточки-задания для проверки знаний, таблицы «Периодическая система Д.И.Менделеева» и «Растворимости кислот, оснований и солей в воде», ряд напряжений металлов. На уроке многократно использовались технические средства обеспечения: мультимедийная установка, экран, презентация по теме «Кислоты и основания в свете представлений об электролитической диссоциации».
Активность учащихся на протяжении всего урока была достаточно высокая. Учителю удалось добиться произвольного внимания учащихся. Смена форм деятельности и переключение внимания позволили более полно реализовать поставленные задачи. Данная форма проведения урока оказалась приемлемой для учащихся данной возрастной группы.

Но следует отметить, что проведенный урок не лишен недостатков. Мне кажется, что на этапе проверки домашнего задания ребята были несколько пассивны. В беседах школьники не всегда формулировали полные ответы. Во время игры «Химический снегопад» целесообразно было бы проверить выполнение задания на «3» (хотя бы устно), чего не было сделано из-за того, что ни один ученик не выбрал данное задание.
В целом урок прошел успешно, настроение учащихся и учителя было великолепным, все остались довольны своей работой.















.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!