СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории в соответствии с ИКС "Россия обновленная"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для изучения преобразований Петра I. Разработка содержит презентацию, раздаточный материал, тест.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2 (1)»

Приложение 2


Тест по теме «Северная война».

1. Основание Санкт-Петербурга относится:

а) к 1709 г.; б) к 1714 г.; в) к 1703 г.; г) к 1721 г.

2. Битва близ деревни Лесной произошла:

а) в 1706 г.; б) в 1705 г.; в) в 1703 г.; г) в 1708

3. В результате Прутского похода

а) Россия утвердилась на Азовском море

б) Россия потерпела поражение от турецко-крымской армии

в) крепость Азов перешла к России

г) ускорилось завершение Северной войны

4. Расположите события Северной войны в хронологической последовательности:

а) Ништадтский мир

б) битва у острова Гренгам

в) взятие крепости Шлиссельбург

г) Полтавская битва.





5. К чему привела победа России в Северной войне?

а) к выходу к берегам Северного моря

б) к укреплению международного авторитета России

в) к господству на Черном море

г) к потере Швецией независимости.

6.Северная война 1700-1721 гг. завершилась подписанием:

а) Полянского перемирия; в) Вечного мира;

б) Столбовского мира; г) Ништадского мира.

7. Россия стала империей:

а) в 1654 г., после воссоединения Украины и России;

б) в 1613 г., когда Земский собор выбрал на российский трон Михаила Романова;

в) в 1709 г., после успешной Полтавской баталии в Северной войне;

г) в 1721 г., после заключения Ништадтского мира, когда Петр I был провозглашен императором.






Просмотр содержимого документа
«Приложение 2 (2)»



Приложение 3

1 группа

…Более десяти лет старинная душа привыкла к новому положению – управлять во время отсутствия царя. Привыкла к самостоятельной деятельности и к необходимо связанной с такой деятельностью ответственности, ответственности перед царём, о котором знали, что не пропустит никакого упущения, не посмотрит ни на что сквозь пальцы. Высшее правительственное собрание называется уже конзилию, и члены его – министрами. В 1711г. Эта конзилия министров получила новое название и более определённое значение и устройство: Правительствующий Сенат, к которому каждый должен был прислушиваться, как к самому царю, и в тоже время явилась новая форма присяги государю и государству. Первый суд, наказание несправедливых судей и ябедников, соблюдение строгой бережливости в расходах, умножение доходов, снабжение войск людьми, усиление торговли – вот первые обязанности Сената, приписанные ему учредителем. Дела решались единогласно, каждый указ должны были подписать все члены собственноручно; если один откажется подписать, то приговор остальных недействителен, но несоглашающийся сенатор должен изложить причины своего несогласия на письме.

(Соловьёв С.М. Чтение и рассказы по истории России М.: Правда,1989.с.522)

1) С какой целью учреждён Сенат? Каковы его функции

2) Как решались дела в Сенате?

3) Какую роль играл Сенат в системе государственного управления?



2 группа

Генеральный регламент, 1720г.

Понеже его царское величество…по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц-, Штатс-контор, Берг- и Мануфактур – коллегии.

И в оной президентов, вице- президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярских и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижным служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа)…объявить.

(В.А. Орлов Хрестоматия по истории России М.,2003. С. 172-173)

  1. Кто автор этого указа?

  2. Назовите дату учреждения коллегий в России?

  3. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?

  4. Кто входил в состав коллегий?

  5. Назовите созданные коллегии

Группа 3

Указ о единонаследии, 23 марта 1714 г.

  1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженых и купленых вотчин и поместей, также и дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом.

  2. Кто имеет сыновей и ему же, аще хощет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом.

(Хрестоматия по истории России)

Табель о рангах, 1722 г.

Класс

Гражданские чины

Военные чины

Морские чины

Придворные чины

I


Канцлер  

Генерал-фельдмаршал
 

Генерал-адмирал
 

II

Действительный Тайный Советник

Генерал от кавалерии;
Генерал от инфантерии;
Генерал от артиллерии;
(в XVIII в. – Генерал-аншеф)

Адмирал

Обер-камергер;
Обер-гофмаршал;
Обер-шталмейстер;
Обер-егермейстер;
Обер-гофмейстер;
Обер-шенк;
Обер-церемониймейстер;
Обер-форшнейдер (1856 г.);

III

Тайный Советник

Генерал-лейтенант

Вице-адмирал

Гофмаршал;
Шталмейстер;
Егермейстер;
Гофмейстер;

IV

Действительный Статский Советник

Генерал-майор

Контр-адмирал

Камергер

V

Статский Советник

Бригадир

Капитан-командор
(XVIII в.)

Церемониймейстер
(с 1884 г.)

VI

Коллежский Советник;
Военный Советник

Полковник

Капитан 1-го ранга

Камер-фурьер
(до 1884 г.)

VII

Надворный Советник

Подполковник

Капитан 2-го ранга

Камер-фурьер
(до 1884 г.)

VIII

Коллежский асессор

Майор
(до 1884 г.)

Капитан-лейтенант
(до 1884 г.)

IX

Титулярный советник

Капитан;
Ротмистр (кавалерия)

Лейтенант

Камер-юнкер

X

Коллежский секретарь

Штабс-капитан;
Штабс-ротмистр

Мичман
(с 1884 г.)

XI

Корабельный секретарь

XII

Губернский секретарь

Поручик

Мичман
(до 1884 г.)

XIII

Провинциальный секретарь;
Сенатский регистратор;
Синодский регистратор;
Кабинетский регистратор

Подпоручик;
Корнет (кавалерия)

Мичман
(до 1884 г.)

XIV

Коллежский регистратор

Прапорщик
(с 1884 г. только в военное время)

- Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена. В чём недостаток этой системы?

-С какой целью был издан Табель о рангах?

- Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?

-К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?

-Какое обеспечение получали остальные дети?

- В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен?



Группа 4

-Ознакомьтесь с представленными вам картами и на их основе сделайте выводы о том, что нового появилось в административно-территориальном делении страны. Дополните свои знания данными учебника (с.36-38) и на их основе постройте схему местного управления









Просмотр содержимого документа
«Россия обновленная»




Силина Нина Владимировна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Шокинская школа»»

Кардымовского района

Смоленской области

История 8 класс

УМК: Андреев И. Л., Ляшенко Л. М. (8 класс)

Уровень обучениябазовый.

Тема урока "Обновлённая Россия»

Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в области государственных реформ Петра I России.

Задачи урока:

Предметные:

-создать условия для осмысления и систематизации  информации по содержанию реформ Петра I; достичь понимания их исторического значения;- продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника  дополнительными  источниками информации, оценку имеющихся знаний.

Метапредметные:

- Формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;

- владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников.

- создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.

Личностные :

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 -оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

  Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради, карте;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, карте;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

 Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 уметь аргументировано  отвечать;

 - искать информацию в нескольких источниках

Планируемые результаты: 

Предметные:

Учащиеся должны:

  • объяснять, в чём заключались предпосылки петровских преоб­разований;

  • характеризовать важнейшие преобразования Петра I;

  • использовать текст Табели о рангах для характеристики соци­альной политики власти;

  • давать оценку итогов социальной политики Петра I;

  • оценивать реформаторскую деятельность Петра I.

Личностные:

Учащиеся должны:

  • осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих по­колений;

  • осознавать свою идентичность как гражданина страны;

  • проявлять толерантность.

Метапредметные:

Учащиеся должны:

  • использовать различные источники исторической информации;

  • анализировать и обобщать факты;

  • обосновывать выводы;

  • осуществлять коллективную работу, проявляя готовность к со­трудничеству с соучениками.

Техническое обеспечение урока - проектор, экран, компьютер.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация (Приложение 1), раздаточный материал (Приложение 2 - 4).

Содержание урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация пройденного материала. 

На прошлом уроке мы рассматривали тему «Северная война», давайте проверим, как вы усвоили данную тему.

а) Тест «Северная война» (Приложение 2), взаимопроверка учащимися.

б) Проверка выполнения дополнительного задания на выбор.

3. Введение в тему урока, целеполагание.

Учитель зачитывает строки о Петре I:

"Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля" 
А.С.Пушкин

- О ком и о чем идет речь в этих строках А.С. Пушкина? (О Петре 1 и его реформах, преобразованиях?

- Какие словосочетания подойдут для формирования темы нашего урока?

«Обновленная Россия»

- Какие цели поставим на урок?

Проблемный вопрос: Эпоха великих преобразований – так иначе называют годы правления первого императора Российского Петра I Великого.

Так ли это предстоит нам сегодня доказать на нашем уроке.

План урока:

  1. Создание сената и коллегий

  2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

  3. Реформа местного управления.


  1. Изучение нового материала.

- Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I?

Попробуйте сформулировать причины вызвавшие реформы Петра I в области государственного управление (создание четко действующего государственного механизма, замена устаревшей громоздкой системы приказов новыми органами управления).

Работа учащихся с раздаточным материалом в группах.

Группа 1. Сенат (Приложение 3)

- Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы

Построение схемы

Группа 2.

Коллегии (Приложение 3).

- Прочитайте отрывок из Полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.

Построение схемы

Группа 3. Указ о единонаследии и Табели о рангах (Приложение 3)

Группа 4. Административная реформа (Приложение 3)

-Ознакомьтесь с представленными вам картами и на их основе сделайте выводы о том, что нового появилось в административно-территориальном делении страны. Дополните свои знания данными учебника (с.36-38) и на их основе постройте схему местного управления

Построение схемы государственного устройства при Петре I

Каковы итоги реформ Петра I?

- Вернемся к проблемному вопросу, поставленный в начале урока.

5. Закрепление.

Самостоятельная работа

1.  Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. (Раздаточный материал – Приложение 4) - Взаимопроверка.

2.Заполните таблицу (Приложение 4).

6. Подведение итогов урока

1. Проанализировать выполнение цели поставленной в начале урока.

Что Вы сегодня узнали нового?

Какая сегодня стояла перед нами цель?

Добились ли мы ее?

Какую проблему мы решали в течении урока?

2 . Оценки за работу на уроке.

Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. Кто хотел бы внести коррективы?

  1. Рефлексия. Незаконченная фраза

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я получил от этого урока…

Было трудно…

Мои ощущения…

Урок навел меня на размышление…

Над этим мне надо еще поработать…

Я недоволен потому, что…

  1. Домашнее задание

    1. &5

    2. * Используя материалы Интернета, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите ее цель и задачи.





Просмотр содержимого документа
«приложение 4»



Приложение 4

1. Вставьте пропущенные слова

1. Вместо Боярской думы был образован ............., ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.

2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы .................., работа которых была более эффективной.

3. Страна была разделена на 8 .................., которые, в свою очередь, были поделены на провинции.

4.С принятием в 1722 году ............................, все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.



2. Заполните таблицу

Название реформы

Старые органы управления

Новые органы управления

Значение преобразования

Реформа высших органов власти




Местное управление






Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1»

Обновлённая Россия

Обновлённая

Россия

  • Урок истории России 8 класс по учебнику И. Л. Андреева, Л. М. Ляшенко
  • Учитель высшей категории Силина Н.В.
30.11.18 План уроков

30.11.18

План уроков

  • Цели и характер Петровских реформ.
  • Государственно-административные реформы.
  • Церковная реформа.
  • Военная реформа.
  • Налоговая реформа.
  • Социальные преобразования.
  • Реформы в области экономики.
1. Цели и характер Петровских реформ Сильная, противоречивая личность Петра Великого и его деятельность всегда привлекала внимание и серьезных историков, и публицистов, и обывателей. Грандиозные преобразования, охватившие все сферы человеческой жизни, проводились Петром в течение всего периода правления. За это время было принято около 2900 законодательных актов, которые должны были по-новому обустроить жизнь страны. Однако чем глобальней личность и свершаемые ею деяния, тем больше споров возникает вокруг нее. Оценка деятельности Петра изначально была противоречивой. В современной исторической науке существуют следующие точки зрения на этот счет: У Петра I не было продуманного, специально разработанного плана проведения реформ, а потому указы и предписания часто противоречили,  а порой упраздняли друг друга.

1. Цели и характер Петровских реформ

  • Сильная, противоречивая личность Петра Великого и его деятельность всегда привлекала внимание и серьезных историков, и публицистов, и обывателей. Грандиозные преобразования, охватившие все сферы человеческой жизни, проводились Петром в течение всего периода правления. За это время было принято около 2900 законодательных актов, которые должны были по-новому обустроить жизнь страны. Однако чем глобальней личность и свершаемые ею деяния, тем больше споров возникает вокруг нее. Оценка деятельности Петра изначально была противоречивой. В современной исторической науке существуют следующие точки зрения на этот счет:
  • У Петра I не было продуманного, специально разработанного плана проведения реформ, а потому указы и предписания часто противоречили,

а порой упраздняли друг друга.

  • Реформы Петра есть продолжение изменений в обществе, начавшихся еще в XVII веке, особенно при царе Алексее Михайловиче. Петр силой своего характера лишь) корил процессы преобразований.
  • Петровские реформы возникли под воздействием военных событий в истории из 36 лет царствования Петра 28 лет Россия воевала.
  • И тем не менее все историки сходятся во мнении, что именно с Петра начинается активная последовательная политика вмешательства государства в экономическую, гражданскую, бытовую жизнь народа.
Ход урока  Работа над новым учебным материалом индивидуально или в группах, заполнение таблицы. Реформа Содержание Значение

Ход урока

Работа над новым учебным материалом индивидуально или в группах, заполнение таблицы.

Реформа

Содержание

Значение

Ход урока 1 группа – стр. 134 – 37 – Государственно-административные реформы. 2 группа – стр. 37 – 39 – Церковная, военная и налоговая реформы. 3 группа – стр.40 – 42 – Социальные преобразования. 4 группа – стр. 42-44 – Реформы в области экономики

Ход урока

1 группа – стр. 134 – 37 – Государственно-административные реформы.

2 группа – стр. 37 – 39 – Церковная, военная и налоговая реформы.

3 группа – стр.40 – 42 – Социальные преобразования.

4 группа стр. 42-44 Реформы в области экономики

Реформа Содержание Центрального управления Значение 1711 г. – Сенат (высший орган законодательной, судебной и исполнительной власти). Во главе – генерал-прокурор 1718 г. – 12 коллегий  Централизация и упорядочение власти Принцип коллегиальности в управлении

Реформа

Содержание

Центрального управления

Значение

1711 г. – Сенат (высший орган законодательной, судебной и исполнительной власти). Во главе – генерал-прокурор

1718 г. – 12 коллегий

Централизация и упорядочение власти

Принцип коллегиальности в управлении

Название 1. Военная коллегия 2. Компетенция 3. Адмиралтейств - коллегия Армия Коллегия чужестранных (иностранных) дел 4. Флот Берг - коллегия Внешняя политика 5. Мануфактур - коллегия 6. Тяжелая промышленность Коммерц - коллегия 7. Легкая промышленность 8. Камер - коллегия Торговля Штатс – контор - коллегия 9. Государственные доходы 10. Ревизион -коллегия Государственные расходы Юстиц - коллегия 11. Контроль за финансами 12. Вотчинная коллегия Контроль за судопроизводством Главный магистрат Землевладение Городское управление Реформа Содержание Государственно-административная 1711 г. – Сенат (высший орган законодательной, судебной и исполнительной власти). Во главе – генерал-прокурор 1718 г. – 12 коллегий  Значение

Название

1.

Военная коллегия

2.

Компетенция

3.

Адмиралтейств - коллегия

Армия

Коллегия чужестранных (иностранных) дел

4.

Флот

Берг - коллегия

Внешняя политика

5.

Мануфактур - коллегия

6.

Тяжелая промышленность

Коммерц - коллегия

7.

Легкая промышленность

8.

Камер - коллегия

Торговля

Штатс –

контор - коллегия

9.

Государственные доходы

10.

Ревизион -коллегия

Государственные расходы

Юстиц - коллегия

11.

Контроль за финансами

12.

Вотчинная коллегия

Контроль за судопроизводством

Главный магистрат

Землевладение

Городское управление

Реформа

Содержание

Государственно-административная

1711 г. – Сенат (высший орган законодательной, судебной и исполнительной власти). Во главе – генерал-прокурор

1718 г. – 12 коллегий

Значение

Реформа Содержание Местного управления (губернская) Значение 1708 – 1710 гг. – страна разделена на губернии, провинции, уезды Упорядочение местного управления 8 Губернии  (губернатор) 50 провинций  (воевода) Уезды (воевода, земский комиссар)

Реформа

Содержание

Местного управления

(губернская)

Значение

1708 – 1710 гг. – страна разделена на губернии, провинции, уезды

Упорядочение местного управления

8 Губернии

(губернатор)

50 провинций

(воевода)

Уезды

(воевода,

земский комиссар)

Реформа Содержание Городского управления Значение 1720 - Создание выборных органов самоуправления в городах (городские магистраты) Предоставление посадским большей свободы, активизация их занятий на благо государства

Реформа

Содержание

Городского управления

Значение

1720 - Создание выборных органов самоуправления в городах (городские магистраты)

Предоставление посадским большей свободы, активизация их занятий на благо государства

3. Церковная реформа

3. Церковная реформа

Реформа Содержание Церковная Значение 1722 г. – упразднение патриаршества. Создание Священного синода – органа управления православной церковью во главе с чиновником. Ограничение тайны исповеди. Духовный регламент. Окончательное подчинение Церкви государству. Обер-прокурор  Синода ПАТРИАРХ

Реформа

Содержание

Церковная

Значение

1722 г. – упразднение патриаршества.

Создание Священного синода – органа управления православной церковью во главе с чиновником.

Ограничение тайны исповеди.

Духовный регламент.

Окончательное подчинение Церкви государству.

Обер-прокурор

Синода

ПАТРИАРХ

4. Военная реформа.

4. Военная реформа.

5. Налоговая реформа. Северная война требовала больших расходов. Для их покрытия началось освоение Нерчинского серебряного рудника и чеканка медной монеты.  В 1710 г. Петр провел перепись населения и в 1718 г. ввел вместо подворной подушную подать - 1р. 14к.с государственного крестьянина и 74 к. с крепостного. С 1724 г. подушную подать платили все лица мужского поля тяглового сословия. Сказки – списки, составленные помещиками. Ревизия – проверка переписи (сказки). Введение паспортов («покормёжных» и «пропускных» писем). «Петровский» рубль.

5. Налоговая реформа.

Северная война требовала больших расходов.

Для их покрытия началось освоение Нерчинского серебряного рудника и чеканка медной монеты.

В 1710 г. Петр провел перепись населения и в 1718 г. ввел вместо подворной подушную подать - 1р. 14к.с государственного крестьянина и 74 к. с крепостного.

С 1724 г. подушную подать платили все лица мужского поля тяглового сословия.

Сказки – списки, составленные помещиками.

Ревизия – проверка переписи (сказки).

Введение паспортов («покормёжных» и «пропускных» писем).

«Петровский» рубль.

6. Социальные преобразования.

6. Социальные преобразования.

6. Социальные преобразования. Получение дворянства по Табели о рангах (1722-1917 гг.)

6. Социальные преобразования.

Получение дворянства

по Табели о рангах

(1722-1917 гг.)

6. Социальные преобразования.

6. Социальные преобразования.

ПОМЕСТЬЕ ВОТЧИНА =

ПОМЕСТЬЕ

ВОТЧИНА

=

  • Аристократия – родовая знать (XVI-XVII вв.).
  • Высшая бюрократия – XVIII в..
6. Социальные преобразования.

6. Социальные преобразования.

7. Реформы в области экономики. 1. Создание мануфактурного производства

7. Реформы в области экономики.

1. Создание мануфактурного производства

6. Социальные преобразования. 2. Государственная политика в экономической сфере

6. Социальные преобразования.

2. Государственная политика в экономической сфере

6. Социальные преобразования. 3. Активное вмешательство государства в торговую деятельность

6. Социальные преобразования.

3. Активное вмешательство государства в торговую деятельность


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!