У р о к
ДОКОЛУМБОВАЯ АМЕРИКА
Африка
Цели:
Ознакомить учащихся с основными занятиями народов Америки.
Дать представление о нравах и быте коренных народов Америки.
Проследить процесс организации государств коренных народов Америки до открытия Америки европейцами.
Оборудование: карта «Доколумбова Америка»; атлас (с. 12-13)
а) карта «Географические открытия и колониальные захваты в XV - середине XVII вв.»;
б) карта «Америка до захвата европейцами».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание проверяется дифференцированно.
Вопросы:
= В чем вы видите особенности экономического и политического развития Индии в средние века по сравнению со странами Востока и Европы?
= Объясните особенности экономического и политического развития Делийского султаната.
= Как была образована империя Великих Моголов?
= В чем особенности культуры Индии по сравнению со странами Западной Европы?
= Последствия объединения Китая в VI веке.
= Как проходила борьба китайского народа с монгольскими захватчиками?
= Сравнить социальный и государственный строй Индии и Китая до монгольского завоевания.
= В чем проявились особенности национальной культуры Китая?
Слушание заданных ранее сообщений (на уроках 28, 29).
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя об основных занятиях коренных народов Америки: майя, ацтеков, инков.
Слушание сообщений учащихся на ту же тему.
1. Рассказ учителя об основных занятиях коренных народов Америки: майя, ацтеков, инков.
Учитель говорит о необходимости изучения коренных народов Америки, их быта, традиций, культуры и устройства древних государств.
На карте в атласе или в учебнике (с. 232) учитель показывает территории расселения народов доколумбовой Америки:
майя населяли полуостров Юкатан и прилегающую к нему область в Центральной Америке.
ацтеки обосновались в Мексике (ст. Теночтитлан).
инки - в горах Андах. На западе Южной Америки раскинулась страна инков - Перу - с центром в городе Куско.
Знакомство с историей и культурой индейцев рекомендуется осуществить на основе работы с источниками, документами, отрывками из художественной литературы.
Характеризуя занятия и поселения майя, учитель обращается к книге Диего де Ландо «Сообщения о делах в Юкатане».
«...Майя занимались земледелием, сеяли кукурузу, хлопок, перец, возделывали винные деревья».
«Земли у них были общие, и первый, кто их занимал, владел ими».
«...Имеют хороший обычай помогать друг другу взаимно во всех работах».
«Во время посева объединяются по 20 человек и работают вместе».
«Обычно в центре поселения находились храмы с красивыми площадями, вокруг храмов были расположены дома знати и жрецов, затем дома людей наиболее богатых и почитаемых, на окраинах - людей низких.
Простые люди строили за свой счет дома для знатных и возделывали для них землю, посевы и убирали урожай.
Сеньоры управляли селениями, распоряжались делами своих общин, улаживали все споры.
Знатные люди были влиятельными и уважаемыми. Если сеньоры выходили из селения и даже из своих домов, они вели с собой большую свиту».
Характеризуя ацтеков, учитель опирается на ряд источников, например, на описание рынка ацтеков, принадлежащее участнику экспедиции Картесо Берналь Диасу (испанскому воину):
«...Мы удивились большой массе народа и грудам всякого товара, и удивительному порядку во всем. Каждый товар имел свое особое место.
...Мы попали к ювелирам, золотых дел мастерам, продавцам дорогих тканей, а также рабов и рабынь.
...Затем следовали ряды: бумажной пряжи и материи, ниток, какао, плетеной обуви, сладких местных корешков; всяких шкур и кож, сырых и дубленых и т. д.
...Совсем близко стояли горшечники... Затем столы, скамьи, колыбели.
Но глаза наши устали, да и невозможно было все обозреть без остатка...»
Представление о составе ацтекского общества, о положении и обязанностях разных слоев населения можно получить с помощью отрывка из стихотворения ацтекского поэта:
Я собирал цветы в свою накидку Щедроароматные, усладу сердца, И, цветы срывая, говорил я: «.. .Я приду еще сюда с друзьями И цветов нарвем мы много-много... Вместе с песнями мы поднесем их Самым знатным, самым благородным Из мужей земли Орлов и Ящеров. А незнатным никаких подарков? Где им взять цветов дивно душистых? .. .Разве им, сносящим только беды, Им, злосчастным, ничего не надо? Лишь прислуживать тому, кто с нами!»
Представление о дорогах инков дает следующий отрывок (XVI в.):
«...они (дороги) были такими прямыми, что один их вид казался чудом... ибо они были похожи на хорошо подметенные и вычищенные залы не менее, чем на дороги, и действительно, то было самое большое творение, которое когда-либо видели в мире, ибо, без сомнений, оно превосходило все творения римлян».
2. Слушание сообщений учащихся об индейцах Америки.
Примерная тематика сообщений
Страна Майя.
Империя инков в Южной Америке.
Государство, религия и общество ацтеков.
Культура стран доколумбовой Америки, ее значение.
Выслушав сообщения, учитель подводит учащихся к выводу (см. с. 233): народы доколумбовой Америки создали в средние века свои государства и оригинальную культуру, не похожую ни на одну культуру народов Европы и Азии.
III. Закрепление изученного материала.
В качестве закрепления изученного материала рекомендуется заполнить таблицу (§ 33, п. 2, п. 3, п. 4).
Особенности управления государством у индейцев Америки
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 33-34, подготовиться к обобщающему уроку по разделу II «Расцвет средневековья».