СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории средних веков "ДОКОЛУМБОВАЯ АМЕРИКА, АФРИКА"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с основными занятиями народов Америки. Дать представление о нравах и быте коренных народов Америки. Проследить процесс организации государств коренных на­родов Америки до открытия Америки европейцами

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории средних веков "ДОКОЛУМБОВАЯ АМЕРИКА, АФРИКА"»

У р о к


ДОКОЛУМБОВАЯ АМЕРИКА


Африка

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с основными занятиями народов Америки.

  2. Дать представление о нравах и быте коренных народов Америки.

  3. Проследить процесс организации государств коренных на­родов Америки до открытия Америки европейцами.

Оборудование: карта «Доколумбова Америка»; атлас (с. 12-13)

а) карта «Географические открытия и колониальные захваты в XV - середине XVII вв.»;

б) карта «Америка до захвата европейцами».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание проверяется дифференцированно.

Вопросы:

= В чем вы видите особенности экономического и полити­ческого развития Индии в средние века по сравнению со странами Востока и Европы?

= Объясните особенности экономического и политического развития Делийского султаната.

= Как была образована империя Великих Моголов?

= В чем особенности культуры Индии по сравнению со странами Западной Европы?

= Последствия объединения Китая в VI веке.

= Как проходила борьба китайского народа с монгольскими захватчиками?

= Сравнить социальный и государственный строй Индии и Китая до монгольского завоевания.

= В чем проявились особенности национальной культуры Китая?

Слушание заданных ранее сообщений (на уроках 28, 29).

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Рассказ учителя об основных занятиях коренных народов Америки: майя, ацтеков, инков.

  2. Слушание сообщений учащихся на ту же тему.

1. Рассказ учителя об основных занятиях коренных наро­дов Америки: майя, ацтеков, инков.

Учитель говорит о необходимости изучения коренных народов Америки, их быта, традиций, культуры и устройства древних государств.

На карте в атласе или в учебнике (с. 232) учитель показы­вает территории расселения народов доколумбовой Америки:

майя населяли полуостров Юкатан и прилегающую к нему область в Центральной Америке.

ацтеки обосновались в Мексике (ст. Теночтитлан).

инки - в горах Андах. На западе Южной Америки раскину­лась страна инков - Перу - с центром в городе Куско.

Знакомство с историей и культурой индейцев рекомендуется осу­ществить на основе работы с источниками, документами, отрывками из художественной литературы.

Характеризуя занятия и поселения майя, учитель обраща­ется к книге Диего де Ландо «Сообщения о делах в Юкатане».

«...Майя занимались земледелием, сеяли кукурузу, хлопок, пе­рец, возделывали винные деревья».

«Земли у них были общие, и первый, кто их занимал, владел ими».

«...Имеют хороший обычай помогать друг другу взаимно во всех работах».

«Во время посева объединяются по 20 человек и работают вместе».

«Обычно в центре поселения находились храмы с красивыми площадями, вокруг храмов были расположены дома знати и жре­цов, затем дома людей наиболее богатых и почитаемых, на окраи­нах - людей низких.

Простые люди строили за свой счет дома для знатных и возделывали для них землю, посевы и убирали урожай.

Сеньоры управляли селениями, распоряжались делами своих общин, улаживали все споры.

Знатные люди были влиятельными и уважаемыми. Если сеньоры выходили из селения и даже из своих домов, они вели с со­бой большую свиту».

Характеризуя ацтеков, учитель опирается на ряд источ­ников, например, на описание рынка ацтеков, принадлежащее уча­стнику экспедиции Картесо Берналь Диасу (испанскому воину):

«...Мы удивились большой массе народа и грудам всякого товара, и удивительному порядку во всем. Каждый товар имел свое особое место.

...Мы попали к ювелирам, золотых дел мастерам, продавцам дорогих тканей, а также рабов и рабынь.

...Затем следовали ряды: бумажной пряжи и материи, ни­ток, какао, плетеной обуви, сладких местных корешков; всяких шкур и кож, сырых и дубленых и т. д.

...Совсем близко стояли горшечники... Затем столы, скамьи, колыбели.

Но глаза наши устали, да и невозможно было все обозреть без остатка...»

Представление о составе ацтекского общества, о положении и обязанностях разных слоев населения можно получить с помо­щью отрывка из стихотворения ацтекского поэта:

Я собирал цветы в свою накидку Щедроароматные, усладу сердца, И, цветы срывая, говорил я: «.. .Я приду еще сюда с друзьями И цветов нарвем мы много-много... Вместе с песнями мы поднесем их Самым знатным, самым благородным Из мужей земли Орлов и Ящеров. А незнатным никаких подарков? Где им взять цветов дивно душистых? .. .Разве им, сносящим только беды, Им, злосчастным, ничего не надо? Лишь прислуживать тому, кто с нами!»

Представление о дорогах инков дает следующий отрывок (XVI в.):

«...они (дороги) были такими прямыми, что один их вид ка­зался чудом... ибо они были похожи на хорошо подметенные и вы­чищенные залы не менее, чем на дороги, и действительно, то было самое большое творение, которое когда-либо видели в мире, ибо, без сомнений, оно превосходило все творения римлян».

2. Слушание сообщений учащихся об индейцах Америки.

Примерная тематика сообщений

  1. Страна Майя.

  2. Империя инков в Южной Америке.

  3. Государство, религия и общество ацтеков.

  4. Культура стран доколумбовой Америки, ее значение.

Выслушав сообщения, учитель подводит учащихся к вы­воду (см. с. 233): народы доколумбовой Америки создали в сред­ние века свои государства и оригинальную культуру, не похожую ни на одну культуру народов Европы и Азии.

III. Закрепление изученного материала.

В качестве закрепления изученного материала рекомендуется за­полнить таблицу (§ 33, п. 2, п. 3, п. 4).

Особенности управления государством у индейцев Америки



Майя

Ацтеки

Инки




IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 33-34, подготовиться к обобщающему уроку по разделу II «Расцвет средневековья».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!