- подготовка учащихся к работе на уроке: выработка внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.
- обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
- создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
- обеспечение восприятия, осмысления знаний, связей и отношений в объекте изучения.
5. Рефлексия учебной деятельности:
- анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
1. Содержание и значение реформ.
2. Отношение сословий к преобразованиям.
3. Петр I – великий государственный деятель, создатель могущественной империи или Петр – разрушитель русских национальных устоев?
Учебник . О.Н.Журавлева, Пашкова. « История России с древнейших времен до 1 пол.19в. века» для 10 класса общеобразовательных учреждений, М.,»Вентана-Граф»2011.
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Организационный | Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; коммуникативные: -слушать и понимать речь других | - Здравствуйте, ребята!( Слайд1) - Вглядитесь в картинки (иллюзии), что вы видите?(Слайд 2-3) - Так и в истории, смотря как посмотреть на факт, можно увидеть совершенно разные смыслы. - Предлагаю обсудить, посмотреть с разных позиций на реформы Петра I. На уроках, посвященных этому периоду, вы рассматривали в системе причины преобразований Петра, их ход и значение для истории нашего отечества. | Обучающиеся проверяют готовность к уроку. Учащиеся называют книгу, которая раскрыта к нам или от нас; саксофониста или девушку. Погружаются в проблему неоднозначности оценки исторического факта |
Создание проблемной ситуации | Предметные УУД: - уметь устанавливать причинно-следственные связи; Метапредметные УУД: регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; познавательные: -формулировать проблему и определять способы ее решения; -устанавливать причинно-следственных связей; коммуникативные: -уметь работать в группе | - Эпоха Петра привлекает внимание многих историков прошлого и современности. Споры о петровских преобразованиях начались еще с 40-х г. XIX века и идут до сих пор. (Слайд 4-5) Историки дают противоречивые оценки его реформам. Вот что писали видные русские историки XVIII века: «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» (В. Татищев). «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» (М. Щербатов) Правильно ли называть преобразования Петра I модернизацией или это настоящая революция в истории нашей страны? | Обучающиеся обсуждают поставленный учителем вопрос, высказывая свое мнение. Предположительно выходят на проблему «Петр I – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, или «разрушитель русских национальных устоев», изменивший судьбу нашей страны?»
|
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Предметные УУД: - уметь устанавливать причинно-следственные связи; Метапредметные УУД: регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - составлять план и последовательность действий; познавательные: - формулировать проблему и определять способы ее решения; -устанавливать причинно-следственных связей; коммуникативные: -уметь работать в группе и строить продуктивное взаимодействие Личностные УУД: - определять правила работы в группах | (Слайд 6) Таким образом, основной проблемный вопрос урока : «Петр I – великий государственный деятель, создатель могущественной империи или «Петр – разрушитель русских национальных устоев?» Каким образом нам предстоит действовать? Предлагаю спланировать свою работу. Вспомните, пожалуйста, какие государственные преобразования были осуществлены в период царствования Петра 1 и помогите мне составить план урока. (Слайд 7) План урока Содержание и значение реформ. Отношение сословий к преобразованиям. Петр I – великий государственный деятель, создатель могущественной империи или Петр – разрушитель русских национальных устоев? | Группы обсуждают способ решения проблемы. Предположительно: всестороннее изучение эпохи Петра Великого |
Выдвижение гипотезы | | - А теперь давайте выясним, каково содержание и значение реформ государственного управления и социальной сферы, проведенных Петром I. А для этого нам необходимо разбиться на группы. (Слайд 8) Поработаем группами и заполним таблицу Реформы Петра I | Их значение | 1 группа. Реформа центрального управления (Учебник, стр.125-126) | | 2 группа. Указ о единонаследии (1714 г.)Табель о рангах (1722 г.) (Учебник, стр.128-129) | | 3 группа Областная (губернская) реформа (1708 г.) (Учебник, стр.128) | | 4 группа Экономические преобразования (Учебник, стр.130) | | 5 группа Церковная реформа (Учебник, стр.126-127) | | Ученики делятся на пять групп, и каждая получает задание. | |
Определение путей разрешения проблемы | | (Слайд 9) 1-я группа. Реформа центрального управления (Учебник, стр.125-126) Какие новые органы власти появились при Петре I? Чем они занимались? Улучшилось ли управление страной? Ответ объясните 2-я группа. Указ о единонаследии. Табель о рангах (Учебник, стр.128-129) Каково содержание указа о единонаследии? Сколько классов чиновников вводила Табель о рангах? Что они получали вместе с чином? От чего зависело продвижение по службе? Считаете ли вы такой порядок справедливым? Почему? 3-я группа. Областная (губернская) реформа (Учебник, стр.128) На какие части была разделена территория России в 1708 г.? Какой властью обладали губернаторы? Для чего была проведена губернская реформа? Считаете ли вы эту реформу полезной? Почему? 4-я группа Экономические преобразования (Учебник, стр.130) Как было организовано управление городским (посадским) населением? Как реформа повлияла на развитие городов? 5-я группа. Церковная реформа (Учебник, стр.126-127) Как изменилось управление церковью при Петре I? Как реформа изменила положение церкви в России? - Прежде чем давать свою оценку реформам Петра I, давайте рассмотрим, как изменилось положение сословий, после проведенных реформ. А для этого я вам предлагаю выбрать сословия, которые вы будете представлять Группа№1. Дворяне. Группа№2. Бояре. Группа№3. Крестьяне. Группа№4. Духовенство. Группа № 5. Горожане. Отношение к преобразованиям Петра 1 различных сословий. | Учащиеся работают в группах и заполняют таблицу. Класс знакомится с содержанием преобразований Петра I, слушая ответы каждой группы на вопросы. |
Проверка гипотезы | Предметные УУД: - уметь применять понятийный аппарат; - знать основные даты; - уметь систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; Метапредметные УУД: познавательные: -устанавливать причинно-следственные связи; -строить логические цепочки рассуждений, доказательств; коммуникативные: - уметь слушать и вступать в диалог; - уметь работать в группе и строить продуктивное взаимодействие; Личностные УУД: - определять правила работы в группах | Ребята, а теперь представьте себе, что встретились вместе представители разных российских сословий нач. XVIII в.: Дворяне, родовитые бояре, духовенство, горожане, крестьяне. (Слайд 10) Между ними завязался спор об итогах реформ царя Петра 1. Выскажите суждения об отношении определенного сословия к реформам Петра 1. Какие реформы вызвали их одобрение или недовольство? Для участия в дискуссии выберите 1 представителя группы. Результаты обсуждения зафиксируйте в ключевых выводах по позициям: | Учащиеся заполняют таблицу Таблица №2. Отношение сословий к реформам Петра 1 Отрицательное: | Положительное: | Положительное: | | |
Обобщение результатов | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - выделять то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. коммуникативные: - уметь выражать свои мысли; - уметь работать в группе. | - Итак, давайте вспомним противоположные оценки историков деятельности Петра и решим, какая оценка и почему кажется вам наиболее верной. А может быть, вы сформулируете собственную позицию . (Слайд 11) | Ученики формулируют свой вывод. Часть класса поддерживает положительную оценку, данную Петру I В.Татищевым, и аргументируют ее тем, что реформы Петра улучшили центральную и местную систему управления страной, поставили продвижение по службе в зависимость от личных качеств человека, способствовали экономическому развитию городов. Сторонники высказывания М.Щербатова называют разрушение русских традиций, удар по авторитету православной церкви, подчинение ее государству. |
Рефлексия учебной деятельности. Выставление оценок. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - выделять то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. коммуникативные: - уметь выражать свои мысли; | -Ребята, как вы думаете, мы нашли ответ на поставленный в начале урока вопрос ответ. (Слайд 12) (Слайд 13) -Чему мы научились? Учитель предлагает дополнить предложения. «Незаконченные предложения»: (Слайд 14) «Если бы в истории России не было Петра, то…»; «На мой взгляд, эпоха Петра Первого – это …»; «Самым интересным для меня на уроках было…»; «Я думаю, Петр Первый …»; «Для России Петр Первый…» Оцените, пожалуйста, свою работу в группах. | Учащиеся подводят итог урока. |
Домашнее задание | Написать исторический портрет Петра1. | (слайд 15) Ваше отношение к Петровской эпохе? Дать оценку деятельности Петра1. | |