СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории "Реформы Ивана IV"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс _________                               Дата________                                   Урок№________

Тема урока:  Реформы Ивана IV. Боярское правление. Реформы Е. Глинской. Унификация денежной системы

Цели:

образовательная – знакомство учащихся с реформами Ивана Грозного, их значимость для России XVIвека;

развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;

воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование у учащихся стремления реализовать свои возможности и способности.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся общее представление о личности Ивана Грозного.
  2. Определить содержание основных реформ ИванаIV.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории "Реформы Ивана IV"»

Класс _________ Дата________ Урок№________

Тема урока: Реформы Ивана IV. Боярское правление. Реформы Е. Глинской. Унификация денежной системы

Цели:

образовательная – знакомство учащихся с реформами Ивана Грозного, их значимость для России XVIвека;

развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;

воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование у учащихся стремления реализовать свои возможности и способности.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся общее представление о личности Ивана Грозного.

  2. Определить содержание основных реформ ИванаIV.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные вопросы урока:

1.  Начало правленияИванаIV.

2.  Реформы Избранной рады.

Основные понятия: Избранная рада, Земский собор, приказы, Уложение о службе.

Избранная рада – термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560.

Земский собор – это высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Приказы – органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства.

Уложение о службе – законодательный акт, определивший порядок службы в России XVI века.

Основные даты: 1533 – 1584 гг. – правление Ивана IV; 1547 г. – венчание Ивана Грозного на царствование; 1549 г. – первый Земский собор; 50 – е гг. XVI в. – реформы Избранной рады; 1550 г. – судебник Ивана Грозного.  

Оборудование: дидактический материал, историческая карта, учебник.

Ход урока:

  1. Оргмомент: включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.

  2. Сообщение новой темы, целей урока, мотивация учебной деятельности:

Тема урока «Реформы Ивана Грозного». На уроке мы познакомимся с такими понятиями, как Избранная рада, Земский собор, приказы, Уложение о службе. Узнаем содержание реформ Ивана IV.

Повторение изученного материала, проверка д/з, беседа по вопросам с 47.

  1. Изучение нового материала

    1. Лекция учителя.

  1. Начало правления Ивана IV.

Подходило к концу правление Василия III. Он умер в 1533 г., оставив наследником трехлетнего сына Ивана при регентше-матери Елене Васильевне (из рода князей Глинских). Вскоре, пять лет спустя, великий князь потерял и родительницу. Правитель-мальчик, наделенный умом смышленым, насмешливый и ловкий, с ранних лет чувствовал себя сиротой, обделенным вниманием. Окруженный пышностью и раболепием во время церемоний, в повседневной жизни во дворце он тяжело переживал пренебрежение бояр и князей, равнодушие и обиды окружающих. К этому прибавилась ожесточенная борьба за власть боярских группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых. Позднее, уже в зрелые годы, царь Грозный не мог забыть свои детские невзгоды: "Бывало мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем на постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит".

В такой обстановке рос великий князь. Уже в те годы в его характере формируются непривлекательные черты: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. Наблюдая сцены междоусобий и расправ, он и сам, взрослея, входит во вкус - отдает, например, своим псарям приказ затравить неугодного ему князя Андрея Шуйского.царь боярин налог реформа

Царь Иван, уехавший из-за пожара из Москвы, отсиживался в подмосковном селе Воробьеве (на Воробьевых горах). Сюда 29 июня явились восставшие, вооруженные чем попало, и потребовали у царя отдать им на расправу Анну и Михаила Глинских. Иван уговаривал прекратить восстание, уверял, что Глинских у него нет. Восстание привело к падению правительства Глинских и приходу к власти Захарьиных.


  1. Реформы Избранной рады.

«Избранная Рада» — термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560. Сам термин встречается лишь в сочинении Курбского, тогда как русские источники того времени не дают этому кругу лиц никакого официального названия.

Создание

Формирование вокруг царя избранного круга лиц происходит после московских событий лета 1547 года: пожара, а затем Московского восстания. Согласно версии Курбского, во время этих событий к царю явился протопоп Сильвестр и «страшным заклятием из Священного Писания угрозил царю, чтобы пресечь его буйства и умерить неистовый нрав».

Состав

Состав «Избранной Рады» является предметом дискуссий. Однозначно в «Раде» участвовали священник Благовещенского собора Кремля, духовник царя Сильвестр и молодой деятель из не слишком знатного рода А. Ф. Адашев.

С другой стороны, некоторые историки отрицают существование Избранной Рады как учреждения, руководимого исключительно тремя вышеуказанными лицами.

Н. М. Карамзин включает в состав «священного союза» митрополита Макария, а также «мужей добродетельных, опытных, в маститой старости ещё усердных к отечеству». Участие князей Курбского и Курлятеватакже несомненно. Кроме этих двух, Н. И. Костомаров перечисляет Воротынского, Серебряного, Горбатого, Шереметевых.

Деятельность

Избранная рада просуществовала до 1560 года. Она проводила преобразования, получившие названия реформ середины XVI века.

Реформы Ивана IV

Реформа

Основное содержание реформы

Результаты реформы

Центрального и местного управления

Расширение состава Боярской думы

Кроме бояр и окольничих, в состав Боярской думы вошли думные дворяне и думные дьяки

Введение Земских соборов

Формирование сословно-представительной монархии

Создание приказной системы

Формирование новой системы центральных органов власти; укрепление центральной власти

Продолжение осуществления губной реформы

Завершение формирования системы территориально-административного деления

Упразднение института кормленчества

Вместо бояр-кормленщиков избирались земские старосты из местного дворянства, верхушки купечества и зажиточного крестьянства

Военная

Создание «Избранной тысячи»

Формирование корпуса военачальников и администраторов не увенчалось успехом из-за нехватки земель в центральных уездах

Принятие «Уложения о службе»

Установление нового оклада денежного жалования дворянам и нового порядка несения ратной службы (со 100 четвертей земли дворянин должен был выставить вооруженного воина с конем; за выставленных сверх этой нормы устанавливалось дополнительное вознаграждение)

Формирование стрелецких полков

Создание регулярного войска

Финансовая

Замена подворного обложения поземельным

Введение новой единицы налогообложения большой сохи

Таможенная реформа

Введение единой рублевой пошлины и унификация системы мер и весов

Судебная

Издание нового свода законов, закрепляющего и регулирующего основные правовые отношения

Ликвидирована привилегия монастырей не уплачивать подати в казну. Запрещено превращать в холопов детей боярских (дворян). Затруднялся переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день путем увеличения размера взимаемого с них пожилого.
Усилен контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей в городах, уездах и волостях; наиболее важные судебные дела решали в Москве царь и Боярская дума.
На местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники

Церковная

Издание «Стоглава»

Расширение пантеона русских святых.
Компромисс между светской и церковной властью, направленный на унификацию идеологической и духовной жизни русского общества


    1. Работа с учебником с. 48-50

    2. Запись основных понятий в тетрадь

Реформы Избранной рады:

  1. 1549 г. Первый Земский собор — орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.

  2. Судебник 1550 г. — развитие положений Судебника Ивана III, ограничение власти наместников и волостелей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в Юрьев день.

  3. Формирование приказной системы (реформы центрального управления): Судебник 1550 г. устанавливает систему приказного управления, основной каркас которой сохраняется до конца XVII в. Учреждаются приказы, обеспечивающие основные государственные нужды: Челобитный, Посольский, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Разбойный, Печатный, Сокольничий, Земские приказы, а также четверти: Галицкая, Устюжская, Новая, Казанский приказ.

  4. Стоглавый собор 1551 г. — унификация церковных обрядов, признание всех местночтимых святых общерусскими, установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.

  5. Военная реформа 1556 г. — принято Уложение о службе: ограничение местничества на период военных действий, помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска — стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы.

  6. В 1556 году была проведена реформа местного управления — отмена кормлений. Место кормленщиков заняли органы земского самоуправления — головы и целовальники. Наделение правами провинциального дворянства.

    1. Работа с контурной картой «Российское государство при Иване Грозном»


  1. Подведение итога урока.


Вопрос классу: какие ассоциации связаны у вас с понятием «реформы»?

Составление кластера.



  1. Домашнее задание:

§25, составить синквейн «Избранная рада»

1 строка – одно слово – центральное понятие темы,

2 строка – три слова, прилагательные или существительные, характеризующие главное понятие,

3 строка – два слова, объясняющие суть происходящих событий,

4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,

5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы.

  1. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся















































Урок обществознания по теме "Социальная структура общества".


1. Многообразие социальных групп (Какие бывают группы?) 2. Социальное неравенство (Почему возникает неравенство между людьми?) 3.Социальная стратификация (Когда и где возникло деление общества на слои и классы?) 4. Социальная мобильность (Можно ли изменить социальный статус человека или группы?) БИЛЬПРЫ – прибыль


ЯЛЦИФЯИН – инфляция


ГАЛОН – налог


ЦКРОНКУЯЕНИ – конкуренция


СОНОСТЬБСВНЕТ – собственность

План урока:

  1. Многообразие социальных групп

  2. Социальная стратификация и социальное неравенство

  3. Социальная мобильность и социальные «лифты»

  4. Социальные интересы


1.Социальная структура и многообразие социальных групп

Дело в том, что в процессе жизнедеятельности люди объединяются в общество, которое представляет собой множество различных социальных групп. Что может относиться к таким группам? Это, например, народность, нация, общественный класс, сельская община, трудовой коллектив ,семья. Социальные группы различаются по своему масштабу, роли, которую они играют в обществе.

По какому же принципу такие непохожие сообщества людей можно объединить в единую категорию «социальная группа»? Ответ на этот вопрос прост. Общим является то, что все социальные группы объективно возникают в ходе жизнедеятельности людей вне зависимости от их воли и желания. Для каждой социальной группы присущи определенные признаки: национальность, доход, власть, образование, профессия, место жительства, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни.

Как же взаимодействуют люди в социальных группах и как социальные группы связаны между собой? На этот вопрос ответ дали ученые-социологи. Они объяснили возникновение и существование социальных групп прежде всего общественным разделением труда и специализацией деятельности. Вспомним из истории то, что когда произошло отделение ремесла от сельского хозяйства, появилась особая группы людей- ремесленников, крестьян, городских и сельских жителей. А ремесленники какой-либо одной специальности стали объединяться в цеха.

Что же такое социальная группа? Давайте запишем в тетрадь

Социальная группа-это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимые функции в общественной структуре разделения труда


Виды социальных групп

Критерий

Виды

Примеры

По численности

  1. Большие

  2. Малые

  1. этнические, религиозные

  2. до 30 человек

По численности

  1. первичные

  2. вторичные

  1. семья, класс, студ.группа

  2. трудовой коллектив

по способы организации и регулирования взаимодействия

  1. формальные

  2. неформальные

  1. юридически оформленные

  2. не оформленные


2.Социальная стратификация и социальное неравенство


Как мы уже с вами выяснили, общество состоит из различных групп. Разделение же общества на группы называют социальной диффе­ренциацией.

1. Во всех без исключения обществах, даже на стадии первобытного об­щества, наблюдается социальное расслоение, или социаль­ная дифференциация. 2. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось, становилось все более очевидным. 3. Различия в группах выражаются в их неоди­наковом доступе к экономическим ресурсам. 4. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к поли­тической власти. 5. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к образованию и другим социальным благам.)

Причины возникновения неравен­ства: 1. Различия во врожденных способностях. 2. Различия в отношении к труду. 3. Дискриминация на рынке труда. 4. Имущественные различия.


Социальное неравенство

-

+

  • Ведёт к социальным конфликтам

  • Порождает слой властных людей

  • Стимулирует конкуренцию

  • Усиливает стремления способных людей

В настоящее время большая группа людей, находящаяся на определенной позиции, получила название страта (слой), а со­вокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев – социальная стратификация.

Принято различать следующие виды социальной стратифи­кации:

  • экономическая стратификация (выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения);

  • политическая стратификация (деление общества на управ­ляющих и управляемых, политических лидеров и массу);

  • профессиональная стратификация (выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям).

3.Социальная мобильность и социальные «лифты»

Этот пункт плана я вам предлагаю разобрать самостоятельно. Ваша задача на странице 156-158 прочитать информацию и ответить на вопросы:

  1. Что такое социальная мобильность

  2. Какие бывают виды социальной мобильности( привести примеры)

  3. Что такое социальный лифт

  4. Что такое социальный статус

На работу вам отводится время 5-7 минут.

Классификация мобильности

Вертикальная – движение вверх (восходящая мобиль­ность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в соци­альной иерархии.

Горизонтальная – географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном соци­ально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).

Индивидуальная – перемещения вниз, вверх или по гори­зонтали происходят у каждого человека независимо от других.

Групповая – перемещения происходят коллективно (на­пример, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

Межпоколенная – сравнительное изменение социально­го статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).

Внутрипоколенная – изменение статуса в рамках одно­го поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).

Организованная – перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государс­твом: с согласия самих людей, или без их согласия.


Структурная – вызвана изменениями в структуре эконо­мики и происходит помимо воли и сознания отдельных инди­видов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами соци­альной мобильности, или социальными «лифтами».

4.Социальные интересы

Каждой социальной группе присуще определенные интересы, которые являются общими для всех ее участников.

Интересы, связанные с положением социальной группы в обществе и положением человека в этой группе называются социальными.

Социальные интересы воплощаются в действии.

К примеру, крестьяне и фермеры всегда были заинтересованы в результатах своего труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, добиваться более высоких урожаев

В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении своего языка, своих традиций. Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выход в свет книг национальных авторов

Социальная группа призвана отстаивать свои интересы и защищать их. Осуществление социальных интересов может привести группу к воздействию на политику( письма и личные обращения представителей группы в органы власти, выступление в средствах массовой информации, проведение демонстраций, маршей)

III. Закрепление пройденного материала

1.К малой социальной группе можно отнести

1) верующих России                                            

2) людей либеральных взглядов                      

3) женщин Москвы

 4) бригаду рабочих

2.Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по

1) территориальному признаку                          

2) этническому признаку                                    

3) демографическому признаку

4) профессиональному признаку

3. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится(-ятся)

1) народность                                                      

2) нация                                                                

3) горожане

4) класс

4. Социальный статус — это

1) поведение, ожидаемое от индивида              

2) положение человека в обществе                  

3) форма поощрения индивидов

4) форма осуществления социальных функций

5. Одно из проявлений социального неравенства — различие в

1) доходах                                                                      

2) способностях                                                              

3) темпераменте

4) духовных запросах

6.Восходящей вертикальной социальной мобильности относится

1)  повышение по службе                                              

2) занятие предпринимательской деятельностью      

3) понижение по службе

4) выход на пенсию

7.  Преподаватель становится старшим преподавателем, старший  преподаватель — доцентом, доцент — профессором. Это пример

1) социальной стратификации                                    

2) социальной адаптации                                            

3) социальной мобильности

4) социализации

8. Семья в отличие от других малых групп характеризуется

1) высокой политической активностью              

2) общностью быта                                                

3) общими увлечениями

4) профессиональным ростом

9.Что такое социальная стратификация?

10. Что такое социальная дифференциация?

V. Итоги урока

Ребята, давайте сделаем вывод по изученной теме.

VI. Домашнее задание.

Параграф 14 ( стр 151-161). Вопросы для самопроверки 2,4,5,7,8 на стр 161 письменно)

Всем спасибо за работу. Урок закончен.


4. Итог. Рефлексия. (Слайд 13)

  1. Сегодня я узнал ...

  2. Было интересно ...

  3. Было трудно ...

  4. Я выполнял задания ...

  5. Я понял, что ...

  6. Теперь я могу ...

  7. Я почувствовал, что ...

  8. Я приобрел ...

  9. Я научился ...

  10. У меня получилось ...

  11. Я смог ...

  12. Я попробую ...

  13. Меня удивило ...

  14. Урок дал мне для жизни ...

  15. Мне захотелось ...



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!