СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории по теме "Столетняя война"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка содержит конспект урока, презентация и все необходимые задания, что пригодятся вам на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Столетняя война»

«Столетняя война»

Тип урока: комбинированный


Цель:

  • ознакомить обучающихся с причинами, поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции. Охарактеризовать основные этапы Столетней войны.

  • закрепить умения, обучающихся работать с исторической картой, историческими источниками, сравнивать и обобщать материал.

  • сформировать уважительное отношение к подвигу французского народа, Жанне д' Арк.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний по теме «Англия и Франция накануне Столетней войны»

  • Опрос

  1. Изучение нового материала.

  2. Закрепление изученного материала

План урока:

  1. Причины войны и повод к ней.

  2. Готовность к войне Франции и Англии.

  3. Основные события войны. Жанна д`Арк.

  4. Итог войны.

Ход урока

  1. Организационный момент

На прошлых уроках мы с вами рассмотрели, как Англия, и Франция постепенно превратились в централизованные государства, но процесс объединения ещё не был завершён ни в одном, ни в другом государстве.

Сейчас мы проверим, как вы усвоили данный материал.

  1. Проверка знаний по теме «Англия и Франция накануне Столетней войны»

Опрос:

  1. Соотнесите события и даты

А) Первое заседание парламента в Англии.

Б) Созыв Генеральных штатов во Франции.

В) Завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом.

Г) Подписание Великой хартии вольностей королём Иоанном.

А)

Б)

В)

Г)

3)

4)

1)

2)

1) 1066г.

2) 1215г.

3) 1265г.

4) 1302г.

  1. Выстроите хронологию событий в Англии

А) Появление «Книги страшного суда»

Б) Правление в Англии Вильгельма I Завоевателя из Нормандской династии

В) Подписание Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей

Д) Перепись всех земель и населения Англии

Г) Созыв парламента

Е) Проведение Генрихом II судебной и военной реформ

Ж) Разделение парламента на палату лордов и палату общин

З) Гражданская война под руководством Симона де Монфора

1

2

3

4

5

6

7

8

Б)

Д)

А)

Е)

В)

З)

Г)

Ж)

  1. Блиц-опрос:

  1. Что такое Генеральные штаты? (собрание представителей сословий)

  2. Какие сословия входили в Генеральные штаты? (духовенства, дворянства, бюргерства)

  3. Что такое сословная монархия? (госуд-во, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий)

  4. Кем была завоевана Англия в начале XI века? (герцогом Нормандии Вильгельмом)

  5. Каково значение судебной реформы Генриха II? (введен суд присяжных)

  6. Каково значение военной реформы Генриха II? (вводились «щитовые деньги», которые мог оплатить рыцарь и не участвовать в походе; на эти деньги король мог набрать наемное войско; восстановил народное ополчение)

  7. Что такое парламент? (от франц. «парле» - говорить; сословное собрание)

  8. Какие сословия входили в парламент в 1265 году? (крупные духовные и светские феодалы, представители рыцарей и городов)

  1. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы будем рассматривать самую длинную войну в истории средневековья, начавшуюся в XIV веке и закончившуюся в XV веке, получившую название – «Столетняя война».

Как вы думаете, между какими двумя странами возникнут военные действия? (ответ: между Францией и Англией)

По какому плану мы всегда изучаем военные действия? (ответ: причины войны, ход войны, итог войны)

Правильно. Поэтому цель нашего урока – рассмотреть основные причины, повод и этапы Столетней войны.

Откройте тетради, запишите дату и тему сегодняшнего урока: «Столетняя война».

(Работа с учебником С. 167) Найдите в учебнике хронологические рамки войны и запишите их в тетрадь (1337-1453 гг.).

Как определить, сколько лет длилась эта война? (116 лет).

Название войны «Столетняя…», т.е. имеется ввиду более 100 лет.

  1. Причины войны и повод к ней.

Давайте обратимся к учебнику С. 167 и найдем основную причину войны (работа с учебником).

Ответ: Борьба за Аквитанию между Англией и Францией.

Давайте проверим, правильно ли указана причина войны, для этого обратимся к карте (стр.154), вспомним: какими территориями владели Англия и Франция к концу XII века, и как изменились их территории к началу войны. (Работа с картой)

Рассмотрев и проанализировав карты, какой мы можем сделать вывод, правильно ли найдена причина войны? (Дети отвечают: «ДА», и подтверждают свои ответы аргументами).

Теперь давайте найдем, что послужило непосредственным поводом к войне (работа с учебником С.167)

Ответ: Английский король предъявил свои права на французский престол.

Записываем в тетрадь.

  1. Готовность к войне Франции и Англии.

Я предлагаю вам поработать в группах и постараться вместе заполнить таблицу «Армии двух сторон».


Линии сравнения

Франция

Англия

Командующие армий

(1 группа)

Возглавляли сеньоры

Возглавлял король

Состав армий (2 группа)

Рыцарские отряды, пехота из чужеземных наемников

Рыцарская конница, пехотинцы-лучники из свободных крестьян

Дисциплина (3 группа)

Не признавали дисциплины

Четкая дисциплина


Таблица на доске заполнена, давайте сделаем вывод, какая армия была лучше подготовлена.

Вывод (ответ учащихся): Английская армия была лучше подготовлена, во главе стоял король, она имела лучшее снаряжение и четкую дисциплину.

  1. Основные события войны. Жанна д`Арк.

Для того чтобы нам рассмотреть основные этапы войны, нам необходимо вновь начертить таблицу.




Дата

Событие

Итог (результат)

1340г.

Морское сражение при Слейсе (в проливе у берегов Фландрии)

  • Поражение французского флота.

  • Победа Англии

1346г.

Сражение у Креси

Победа Англии – захвачена Нормандия

1356г.

Сражение у г. Пуатье

  • Победа Англии

  • Французский король попал в плен

1360г.

Перемирие между Англией и Францией

К Англии отошли:

  • территории на юго-западе Франции;

  • порт Кале

1380г.

Сражение за Аквитанию

  • Победа Франции

  • Англия потеряла большую часть Аквитании


Дата

Событие

Итог (результат)

1415г.

Битва у деревни Азенкур

  • Разгром французов

  • Победа Англии

1421г.

Англичане вступили в Париж

Законный наследник принц Карл бежит из Парижа

1422-1461гг.

Правление Карла VII

Начало партизанской войны (массово участие крестьян)

1429г.

Осада Орлеана

Освобождение Орлеана Жанной д’Арк.

1431г.

Жанна д’Арк попала в плен к англичанам.

  • Казнь Жанны д’Арк в Руане англичанами.

  • Начало народной освободительной войны

1453г.

Захват французами города Бордо в Аквитании

  • Победа Франции

  • Конец Столетней войны


  1. Итог войны.

Давайте подведем итоги войны и сделаем вывод: каково значение Столетней войны для истории Франции?

  • После гибели Жанны д`Арк развернулась народная освободительная война

  • Король создал постоянную наемную армию, увеличил артиллерию

  • В войске укреплялась дисциплина

  • У Англичан после войны остался один порт Кале

Вывод (ответ учащихся): Значение Столетней войны в том, что она способствовала объединению Франции в единое централизованное государство.

  1. Закрепление изученного материала

  1. Сколько лет длилась война между Англией и Францией? (более 100 лет или 116 лет)

  2. Назовите хронологические рамки войны (1337-1453гг)

  3. Назовите основную причину войны (Борьба за Аквитанию между Англией и Францией)

  4. Назовите основной повод к войне (Английский король предъявил свои права на французский престол)

  5. Скажите, какая из стран была лучше подготовлена к войне и почему? (Английская армия была лучше подготовлена, во главе стоял король, она имела лучшее снаряжение и четкую дисциплину)

  6. Скажите, какая из сторон одерживала победы в сражениях с 1340-1360гг. (Англия)

  7. Почему в 1380 в сражении за Аквитанию Франция одержала победу? (Король Франции увеличил отряды наемников; начал строить флот; создал сильную артиллерию; армию возглавил талантливый полководец)

  8. Что такое партизанская война? (Война, в которой участвуют народ, с помощью подручных средств и засад истребляют захватчиков)

  9. Как звали народную героиню, благодаря которой был освобожден Орлеан? (Жанна д’Арк)

  10. Что произошло с Жанной д’Арк, после того как она была схвачена в плен англичанами? (В 1431 году по приговору инквизиции она была сожжена на костре в городе Руане)

  11. Что произошло после ее смерти? (После гибели Жанны д’Арк началась народная освободительная война)

  12. В каком году закончилась Столетняя война, и кто одержал в ней победу? (1453г. – Франция)

  13. Каково значение Столетней войны? (Столетняя война способствовала объединению Франции в единое централизованное государство)

Просмотр содержимого презентации
«Столетняя война»

1.  Соотнесите события и даты А) Первое заседание парламента в Англии. Б) Созыв Генеральных штатов во Франции. В) Завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом. Г) Подписание Великой хартии вольностей королём Иоанном. 1) 1066г. 2) 1215г. 3) 1265г. 4) 1302г.

1. Соотнесите события и даты

А) Первое заседание парламента в Англии.

Б) Созыв Генеральных штатов во Франции.

В) Завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом.

Г) Подписание Великой хартии вольностей королём Иоанном.

1) 1066г.

2) 1215г.

3) 1265г.

4) 1302г.

Выстроите хронологию событий в Англии А) Появление «Книги страшного суда» Б) Правление в Англии Вильгельма I Завоевателя из Нормандской династии В) Подписание Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей Г) Перепись всех земель и населения Англии Д) Созыв парламента Е) Проведение Генрихом II судебной и военной реформ Ж) Разделение парламента на палату лордов и палату общин З) Гражданская война под руководством Симона де Монфора 1  2 3 4 5 6 7 8

Выстроите хронологию событий в Англии

А) Появление «Книги страшного суда»

Б) Правление в Англии Вильгельма I Завоевателя из Нормандской династии

В) Подписание Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей

Г) Перепись всех земель и населения Англии

Д) Созыв парламента

Е) Проведение Генрихом II судебной и военной реформ

Ж) Разделение парламента на палату лордов и палату общин

З) Гражданская война под руководством Симона де Монфора

1

2

3

4

5

6

7

8

1337-1453 – Столетняя война между Англией и Францией. Причины: Борьба за Аквитанию между Англией и Францией. Повод: Пресечение династии французских Капетингов. Английский король предъявил свои права на французский престол

1337-1453 – Столетняя война между Англией и Францией.

Причины:

Борьба за Аквитанию между Англией и Францией.

Повод:

Пресечение династии французских Капетингов. Английский король предъявил свои права на французский престол

Армии двух сторон: Французское войско Английское войско

Армии двух сторон:

Французское войско

Английское войско

Дата Событие Итог (результат)

Дата

Событие

Итог (результат)

Дата Событие Итог (результат)

Дата

Событие

Итог (результат)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!