«Столетняя война»
Тип урока: комбинированный
Цель:
ознакомить обучающихся с причинами, поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции. Охарактеризовать основные этапы Столетней войны.
закрепить умения, обучающихся работать с исторической картой, историческими источниками, сравнивать и обобщать материал.
сформировать уважительное отношение к подвигу французского народа, Жанне д' Арк.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка знаний по теме «Англия и Франция накануне Столетней войны»
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала
План урока:
Причины войны и повод к ней.
Готовность к войне Франции и Англии.
Основные события войны. Жанна д`Арк.
Итог войны.
Ход урока
Организационный момент
На прошлых уроках мы с вами рассмотрели, как Англия, и Франция постепенно превратились в централизованные государства, но процесс объединения ещё не был завершён ни в одном, ни в другом государстве.
Сейчас мы проверим, как вы усвоили данный материал.
Проверка знаний по теме «Англия и Франция накануне Столетней войны»
Опрос:
Соотнесите события и даты
А) Первое заседание парламента в Англии.
Б) Созыв Генеральных штатов во Франции.
В) Завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом.
Г) Подписание Великой хартии вольностей королём Иоанном.
1) 1066г.
2) 1215г.
3) 1265г.
4) 1302г.
Выстроите хронологию событий в Англии
А) Появление «Книги страшного суда»
Б) Правление в Англии Вильгельма I Завоевателя из Нормандской династии
В) Подписание Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей
Д) Перепись всех земель и населения Англии
Г) Созыв парламента
Е) Проведение Генрихом II судебной и военной реформ
Ж) Разделение парламента на палату лордов и палату общин
З) Гражданская война под руководством Симона де Монфора
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Б) | Д) | А) | Е) | В) | З) | Г) | Ж) |
Блиц-опрос:
Что такое Генеральные штаты? (собрание представителей сословий)
Какие сословия входили в Генеральные штаты? (духовенства, дворянства, бюргерства)
Что такое сословная монархия? (госуд-во, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий)
Кем была завоевана Англия в начале XI века? (герцогом Нормандии Вильгельмом)
Каково значение судебной реформы Генриха II? (введен суд присяжных)
Каково значение военной реформы Генриха II? (вводились «щитовые деньги», которые мог оплатить рыцарь и не участвовать в походе; на эти деньги король мог набрать наемное войско; восстановил народное ополчение)
Что такое парламент? (от франц. «парле» - говорить; сословное собрание)
Какие сословия входили в парламент в 1265 году? (крупные духовные и светские феодалы, представители рыцарей и городов)
Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы будем рассматривать самую длинную войну в истории средневековья, начавшуюся в XIV веке и закончившуюся в XV веке, получившую название – «Столетняя война».
Как вы думаете, между какими двумя странами возникнут военные действия? (ответ: между Францией и Англией)
По какому плану мы всегда изучаем военные действия? (ответ: причины войны, ход войны, итог войны)
Правильно. Поэтому цель нашего урока – рассмотреть основные причины, повод и этапы Столетней войны.
Откройте тетради, запишите дату и тему сегодняшнего урока: «Столетняя война».
(Работа с учебником С. 167) Найдите в учебнике хронологические рамки войны и запишите их в тетрадь (1337-1453 гг.).
Как определить, сколько лет длилась эта война? (116 лет).
Название войны «Столетняя…», т.е. имеется ввиду более 100 лет.
Причины войны и повод к ней.
Давайте обратимся к учебнику С. 167 и найдем основную причину войны (работа с учебником).
Ответ: Борьба за Аквитанию между Англией и Францией.
Давайте проверим, правильно ли указана причина войны, для этого обратимся к карте (стр.154), вспомним: какими территориями владели Англия и Франция к концу XII века, и как изменились их территории к началу войны. (Работа с картой)
Рассмотрев и проанализировав карты, какой мы можем сделать вывод, правильно ли найдена причина войны? (Дети отвечают: «ДА», и подтверждают свои ответы аргументами).
Теперь давайте найдем, что послужило непосредственным поводом к войне (работа с учебником С.167)
Ответ: Английский король предъявил свои права на французский престол.
Записываем в тетрадь.
Готовность к войне Франции и Англии.
Я предлагаю вам поработать в группах и постараться вместе заполнить таблицу «Армии двух сторон».
Линии сравнения | Франция | Англия |
Командующие армий (1 группа) | Возглавляли сеньоры | Возглавлял король |
Состав армий (2 группа) | Рыцарские отряды, пехота из чужеземных наемников | Рыцарская конница, пехотинцы-лучники из свободных крестьян |
Дисциплина (3 группа) | Не признавали дисциплины | Четкая дисциплина |
Таблица на доске заполнена, давайте сделаем вывод, какая армия была лучше подготовлена.
Вывод (ответ учащихся): Английская армия была лучше подготовлена, во главе стоял король, она имела лучшее снаряжение и четкую дисциплину.
Основные события войны. Жанна д`Арк.
Для того чтобы нам рассмотреть основные этапы войны, нам необходимо вновь начертить таблицу.
Дата | Событие | Итог (результат) |
1340г. | Морское сражение при Слейсе (в проливе у берегов Фландрии) | |
1346г. | Сражение у Креси | Победа Англии – захвачена Нормандия |
1356г. | Сражение у г. Пуатье | |
1360г. | Перемирие между Англией и Францией | К Англии отошли: |
1380г. | Сражение за Аквитанию | |
Дата | Событие | Итог (результат) |
1415г. | Битва у деревни Азенкур | Разгром французов Победа Англии |
1421г. | Англичане вступили в Париж | Законный наследник принц Карл бежит из Парижа |
1422-1461гг. | Правление Карла VII | Начало партизанской войны (массово участие крестьян) |
1429г. | Осада Орлеана | Освобождение Орлеана Жанной д’Арк. |
1431г. | Жанна д’Арк попала в плен к англичанам. | |
1453г. | Захват французами города Бордо в Аквитании | Победа Франции Конец Столетней войны |
Итог войны.
Давайте подведем итоги войны и сделаем вывод: каково значение Столетней войны для истории Франции?
После гибели Жанны д`Арк развернулась народная освободительная война
Король создал постоянную наемную армию, увеличил артиллерию
В войске укреплялась дисциплина
У Англичан после войны остался один порт Кале
Вывод (ответ учащихся): Значение Столетней войны в том, что она способствовала объединению Франции в единое централизованное государство.
Закрепление изученного материала
Сколько лет длилась война между Англией и Францией? (более 100 лет или 116 лет)
Назовите хронологические рамки войны (1337-1453гг)
Назовите основную причину войны (Борьба за Аквитанию между Англией и Францией)
Назовите основной повод к войне (Английский король предъявил свои права на французский престол)
Скажите, какая из стран была лучше подготовлена к войне и почему? (Английская армия была лучше подготовлена, во главе стоял король, она имела лучшее снаряжение и четкую дисциплину)
Скажите, какая из сторон одерживала победы в сражениях с 1340-1360гг. (Англия)
Почему в 1380 в сражении за Аквитанию Франция одержала победу? (Король Франции увеличил отряды наемников; начал строить флот; создал сильную артиллерию; армию возглавил талантливый полководец)
Что такое партизанская война? (Война, в которой участвуют народ, с помощью подручных средств и засад истребляют захватчиков)
Как звали народную героиню, благодаря которой был освобожден Орлеан? (Жанна д’Арк)
Что произошло с Жанной д’Арк, после того как она была схвачена в плен англичанами? (В 1431 году по приговору инквизиции она была сожжена на костре в городе Руане)
Что произошло после ее смерти? (После гибели Жанны д’Арк началась народная освободительная война)
В каком году закончилась Столетняя война, и кто одержал в ней победу? (1453г. – Франция)
Каково значение Столетней войны? (Столетняя война способствовала объединению Франции в единое централизованное государство)