Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о средневековых государствах Азии, особенностях развития и основных достижениях их культуры; познакомить с понятиями Великий шелковый путь, монголы, хан, орда, пагода, самураи, бусидо, сегун, сегунат, буддизм, раджа, каста |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: указывают хронологические рамки событий, происходивших в средневековом Китае; читают историческую карту с опорой на легенду; знают особенности политического развития Индии в Средние века; объясняют значение понятий: раджа, каста, самурай, сегун, хан, орда; проводят поиск необходимой информации в историческом источнике; знают основные достижения культуры средневековых Китая, Японии, Индии, определяют их значение для мировой культуры. Метапредметные: Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, составляют конспект, выделяют главное, используют наиболее эффективные способы решения учебной задачи, владеют основами смыслового чтения познавательных текстов, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом материале, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, выполняют учебные действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета, характера сделанных ошибок, осуществляют пошаговый контроль по результату деятельности, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние. Коммуникативные: владеют диагностической формой речи, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям, понимают культурное многообразие мира, причины успеха в учебной деятельности. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля |
предметные | УУД |
-
Организационный | | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | фронтальная | | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | |
-
Проверка домашнего задания | Устный опрос | - Какова роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний? - Что способствовало началу Великих географических открытий? - Расскажите об основных технических открытиях и изобретениях Средневековья. | Отвечают на вопросы | фронтальная | Рассказывают о научных открытиях, о развитии мореплавания и кораблестроения, о первых механизмах, появлении огнестрельного оружия; о значении изобретения книгопечатания | Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме | Устный опрос |
Постановка учебных задач | Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Формулируют учебные задачи | фронтальная | | Регулятивные: выделяют и записывают учебные задачи | |
Актуализация знаний | Беседа | - Вспомните, когда и кем создавались первые государства в Китае и Индии? (В Китае первым единым государством стала империя Цинь, ее основателем был Цинь Шихуанди (221г. до н.э.). В Индии-империя Маурьев, основателем которой был Чандрагупта (317 г. до н.э.). - Какие открытия и изобретения были сделаны в Древнем Китае и Древней Индии? (В Древней Индии и Китае были изобретены шахматы, цифры, шелк, компас, вошли в употребление чай, сахар.) - Что такое буддизм? Когда и где он возник? (Буддизм – это мировая религия, возникшая в Древней Индии в VI в. до н.э.) | | | | | |
Изучение нового материала | Рассказ учителя | - На этом уроке нам предстоит выяснить, как развивались Китай, Индия и Япония в Средние века. (Для облегчения восприятия большого объема информации учитель предлагает ученикам на протяжении всего урока по мере необходимости заполнять сравнительную таблицу «Страны средневековой Азии», а в конце урока озвучить, что в итоге получилось. См. Приложение 1) | Слушают учителя, делают записи в тетрадях | фронтальная | Указывают хронологические рамки событий, происходивших в средневековом Китае. | Познавательные: составляют конспект, выделяя главное в рассказе учителя. Регулятивные: учитывают ориентиры выделенные учителем в новом материале. | Записи в тетрадях |
Первичное осмысление и закрепление знаний | Работа со сравнительной таблицей | Предлагает озвучить то, что было записано в течение урока в таблицу «Страны средневековой Азии». Класс либо дополняет, либо исправляет отвечающих | Работают со сравнительной таблицей | индивидуальная | Знают основные достижения культуры средневековых Китая, Японии, Индии, определяют их значение для мировой кульуры. | Регулятивные: Осуществляют пошаговый контроль деятельности, осознают уровень усвоения знаний, выбирают учебные действия. Личностные: Понимают культурное многообразие мира, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу. | |
Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | - Что нового вы узнали на уроке? - Что запомнилось больше всего? - Какие архитектурные памятники азиатского средневекового искусства вы хотели бы увидеть воочию? - Какой материал вызвал у вас затруднение? - Оцените свою работу на уроке. | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние | фронтальная | | Регулятивные: Оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние Личностные: Понимают причины успеха в учебной деятельности | Оценивание работы учащихся на уроке |
| Домашнее задание | Учебник, п.31; записи в тетрадях. Подготовить рассказ о технологии изготовления пороха, бумаги, фарфора, шелка | Записывают домашнее задание | индивидуальная | | Регулятивные: Принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | |
Название страны | Основные занятия жителей | Названия государств или династий эпохи Средневековья | Титулы, которые носили правители | Наиболее известные достижения в науке и хозяйственной деятельности | Наиболее известные достижения в литературе и искусстве |
Китай | Земледелие, торговля, ремесло, скотоводство, рыболовство, охота | Династия Тан. Династия Сун. Монгольское государство-Золотая Орда | Император. Хан | Вывели более 70 сортов риса, начали раньше европейцев выпускать газету, применять компас в мореплавании; изобрели порох, ружья в виде бамбуковых трубок, металлические пушки, фарфор. Определили длину градуса меридиана, открыли пятна на солнце, создали календарь, использовали прививки от оспы, иглоукалывание, точечный массаж. | Строительство пагод, расцвет поэзии; живопись на шелке и бумаге, создание картин на темы «Горы и воды», «Цветы и птицы» |
Индия | Земледелие, ремесло, торговля | 70 самостоятельных княжеств. Делийский султанат | Ражда. Султан | Выращивали рис, пряности, тыкву, арбузы, дыни, апельсины, разводили хлопчатник, сахарный тростник, тутовые деревья, обрабатывали слоновую кость, создавали посуду тонкой чеканки, ткани из хлопка. Использовали десятиричную систему счисления, умели производить действия с дробями, вычислять площадь фигур и объем тел. В ряде городов существовали обсерватории. Делали сложные операции, используя для этого 200 хирургических инструментов | Архитектура отличалась разнообразием, в т.ч. храмы высекали в скалах. Архитектурным шедевром являются буддийские храмы в Аджанте. Стены расписывали фресками, помещенияу украшали рельефами, статуями и скусной резьбой. Художники писали миниатюры, портреты |
Япония | Земледелие, мореплавание, рыболовство, пиратство | Нарская империя. Сегунат | Император Сегун | Существовали школы, в т.ч. для девушек; изобрели японское письмо, основанное на китайской письменности (иероглифы обозначали буквы и слоги). Считали, что образованный человек должен уметь слагать стихи, рисовать и играть на музыкальных инструментах | Возник японский театр. Был создан особый жанр театрального представления, когда записывался только сюжет, а актеры сами по ходу представления придумывали свои движения и тексты. Главная тема искусства – природа и единение человека с ней. |