Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о развитии образования и философии в Средние века, познакомить с понятиями корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистицизм. |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: характеризуют представления средневековых европейцев о мире, знают понятия корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистицизм; знакомы с именами философов средневекового общества; проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике, группируют исторические факты. Метапредметные: Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, владеют смысловым чтением различных по сложности текстов, устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений, структурируют, анализируют, систематизируют учебный материал. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности. |
Организационная структура урока | Планируемые результаты | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Предметные | Формируемые умения (УУД) | Формы контроля |
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Вы уже знаете, что в Средневековой Европе идет бурное развитие городов, развивается ремесло, торговля. Все больше людей стремилось овладеть знаниями. Эти изменения коснулись и были непрерывно связаны с культурой. Сегодня мы начнем изучение нового раздела «Культура Западной Европы XI - XIII вв.». | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. | Фронтальная. | | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | |
II. Актуализация знаний | -Охарактеризуйте положение балканских государств накануне вторжения турок-османов. -Каким образом утратили свою независимость Сербия и Болгария? -Каким образом прекратила своё существование Византийская империя? | Отвечают на вопросы, приводят примеры | Фронтальная | Рассказывают о завоевании балканских стран турками-османами | Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. | Устный опрос |
III. Постановка учебных задач | Замкнутый образ жизни европейцев в начале средневековья сформировал особое представление об окружающем мире. Земля представлялась в виде плоского диска, покрытого небом, как колпаком, по которому совершали свой путь Солнце, Луна и 5 планет. С развитием городов и торговли, дипломатии и завоевательных походов европейцы стали чаще покидать родные места и узнали, что мир очень разнообразен. Интереснейшую книгу о жизни и обычаях народов Азии написал венецианский купец и путешественник Марко Поло. Прочитайте отрывок из этой книги (раздаточный материал на партах) и ответьте на вопросы: Какую страну описывает путешественник? Как путешественник описывает внешность жителей этой страны? Какую религию исповедуют ее жители? Что поразило путешественника больше всего? Соответствует ли эта информация действительности? | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |
IV. Изучение нового материала | В Раннее Средневековье образование в основном, можно было получить в монастырях. Потребность в грамотных людях привела к тому, что школы стали открываться в городах, например, при ремесленном цехе (слайд). | Отвечают на вопросы | Индивидуальная | Характеризуют представления средневековых европейцев о мире | | Ответы на вопросы |
Работа по п. 3 стр.215 Задание: заполнить схему | Делают записи, отвечают на вопрос | Фронтальная | Знают основные понятия: корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут | Познавательные: структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Регулятивные: Учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале. Коммуникативные:Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью | |
Работа по пп. 5 – 7 стр. 220 Задание: заполнить таблицу | Заполняют таблицы | Фронтальная | Раскрывают смысл понятий схоластика, мистика. Знают философов средневекового общества | Познавательные: Строят речевые высказывания в письменной форме. Личностные: Понимают ценность вклада европейского Средневековья в мировую культуру. | Записи в тетрадях |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Игра «Крестики – нолики» | Работа в тетради | Фронтальная | Проводят группировку исторических фактов | Познавательные: Осуществляют синтез полученной информации в табличной форме. Регулятивные: Осуществляют итоговый и пошаговый контроль деятельности по результату. Коммуникативные: Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Таблица |
VI. Итоги урока. Рефлексия. | Закончите предложения: - Я приобрёл.. - Я научился.. - Я смог… - Меня заинтересовало… - Мне захотелось.. - У меня получилось… - Мне понравилось… | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | | Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние. Личностные: Понимают причины успеха в учебной деятельности | Оценивание работы учащихся на уроке |