СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории по теме "История и мы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка урока составлена на основе учебника Борисова, Левандовского под ред. Карпова

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории по теме "История и мы"»

«История и мы»

«Если изъять из истории объяснение того, почему, каким образом, ради чего совершено что-либо, достигнута ли была предположительная цель, то от неё останется одна забава, лишенная поучительности; такая история доставит скоропреходящее удовольствие, но для будущего окажется совершенно бесполезной». Полибий.

Цели:

1 Выявить уровень подготовленности учащихся, их способность к диалогу, активным формам работы

2. Дать представление (на базе ранее полученных знаний) о неоднозначности процесса исторического развития.

3. Вовлечь учащихся в активную деятельность, с целью формирования умения четко и логично излагать свои мысли, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Компетенции (в результате освоения материала урока обучающийся должен):

понимать:

  • особенности и задачи курса «История»;

  • единство исторического прошлого народов России и мирового сообщества;

  • значение исторического прошлого России;

знать:

  • основные термины: «историческая наука»; «цивилизация»; «формация»; «археология»; «этнография»; «дипломатия»; «геральдика»; «метод»;

  • имена выдающихся отечественных историков;

  • понятия: «содержание истории, как науки»; «функции истории»; «методы исторического исследования»; «исторические источники»; «типы исторических источников»; «периодизация»; «историография».

уметь:

  • работать с исторической информацией;

  • работать в группе, выступать публично;

  • осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания;

использовать знания и умения в практической деятельности:

• выражать свою точку зрения (своё отношение) к роли истории в жизни человеческого общества.

Ход урока:

I Организационный момент (этап вызова)

II Изучение нового материала (этап осмысления)

Введение в тему:1) попытайтесь сформулировать определение:

История - это...

История — комплекс общественных наук, изучающих прошлое во всей его конкретности и многообразии.

2)Какие еще исторические (сопутствующие, вспомогательные) дисциплины вы можете назвать?

3) Назовите главный объект исторических наук.

Незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем.

* Вспомните взаимоотношения человека и природы.

(Глобальные проблемы как результат деятельности человека.)

Что изучает история? Знать историю - зачем?

Древние греки историю наукой не считали. Они видели в ней особый вид искусства, у которого была Муза истории - Клио, покровительствующая ей.

Если история - это наука, она должна иметь свои законы, закономерности, методы изучения и подходы.

Объективность научного познания обеспечивается следующими научными принципами

  • принцип историзма

  • принцип объективности

  • принцип социального подхода

  • принцип альтернативности (вариативности)

Главной типологической единицей истории считается цивилизация. Цивилизационный подход носит сравнительный характер.

История страны, (при цивилизационном подходе), рассматривается в сравнении с историей других стран и народов, цивилизаций.

Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

  • вещественные

  • письменные

  • изобразительные

  • фонические

Исторические источники отличаются формой, содержанием, соотношением объективного и субъективного, личного и общественного, природой используемых знаково-смысловых систем. Поэтому их нужно классифицировать.

В настоящее время большинство источниковедов и историков придерживаются следующей классификации источников.

Функции истории

1 Познавательная функция.

Знакомясь с историей Отечества, мы получаем новые знания об особенностях развития и становления нашей страны, нашего народа, культуры; сведения о географическом и политическом положении государства в различные периоды времени.

2 Мировоззренческая функция.

Изучение истории непосредственно влияет на формирование научного мировоззрения. Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность. Познание же сущности исторического процесса, его закономерностей на примерах прошлых поколений позволяет создать подлинную картину жизни современного общества, т. е. сформировать объективное представление об обществе — научное мировоззрение.

3Воспитательная функция.

Изучая документально точные и эмоционально окрашенные повествования о выдающихся событиях прошлого, героической борьбе народа за свою независимость, выдающихся политических деятелях, полководцах, мыслителях, история способствует формированию патриотизма, саморазвитию личности

4 Прогностическая функция.

История как наука, выявившаяся на основе теоретического осмысления исторических фактов, закономерностей, тенденций развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический: - курс, избегать ошибочных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса к своей истории.

Процесс становления человечества как единой цивилизации ставит вопрос о месте России в мировой цивилизации. За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на которое влияли как внутренние, так и внешние факторы.

? Как найти в истории России черты, присущие той или иной цивилизации?

На этот и другие проблемные вопросы постараемся найти ответы на наших уроках в этом учебном году.

В мировой и отечественной историографии сложились формационный и цивилизационный концептуальные подходы (в них в т. ч., входит периодизация общественного развития).

Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии

Большинство отечественных историков придерживаются следующей устоявшейся в историографии периодизации: первобытная эпоха, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время

Английский учёный А. Тойнби выделил 13 основных цивилизаций

Американский учёный У. Ростоу разработал теорию стадий экономического роста (традиционное общество, переходное общество, периодов «взлёта», зрелости, эра высокого массового потребления)

Рассмотрим мнение на процесс исторического развития:













































Л.Н. Гумилев. От Руси к России: очерки этнической истории(извлечение)

А можно ли представить человеческую историю как историю народов?

Попробуем исходить из того, что в пределах Земли пространство отнюдь не однородно. И именно пространство - это первый параметр, который характеризует исторические события. Еще первобытный человек знал границы территорий своего обитания, так называемый кормящий и вмещающий ландшафт, в котором жил он сам, жили его семья и его племя.

Второй параметр - время. Каждое историческое событие происходит не только где-то, но когда-то. Те же первобытные люди вполне сознавали не только «свое место», но и то, что у них есть отцы и деды и будут дети и внуки. Итак, временные координаты существуют в истории наряду с пространственными.

Но в истории есть еще один, не менее важный параметр. С географической точки зрения все человечество следует рассматривать как «антропосферу» - одну из оболочек Земли, связанную с бытием вида Homosapiens.

Человечество, оставаясь в пределах этого вида, обладает замечательным свойством - оно мозаично, то есть состоит из представителей разных народов, говоря по-современному, этносов. Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. Присутствие в биосфере Земли этих определенных целостностей - этносов - составляет третий параметр, характеризующий исторический процесс. Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории. В дальнейшем, говоря об этносе, мы будем иметь в виду коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам...

Каждый такой коллектив, чтобы жить на Земле, должен приспособиться (адаптироваться) к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Связи этноса с окружающей природой и рождают пространственные взаимоотношения этносов между собой. Но естественно, что, живя в своем ландшафте, члены этноса могут приспособиться к нему, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические правила поведения - стереотипы. Усвоенные стереотипы (историческая традиция) составляют основное отличие членов одного этноса от другого.



? Чем обусловливает особенности исторического пути России Л.Н. Гумилев?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!