Ход урока
Организационный момент в классе.
1. Проверка знаний.
Работа с определениями. Класс делится на 2 варианта, под диктовку учащиеся записывают определение терминов.
I вариант | II вариант |
Реформа Монополия Милитаризм Национализм | 1) Революция 2) Синдикат 3) Реваншизм 4) Демократизм |
В конце работы учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют друг друга и ставят оценку. Оценка заноситься в журнал.
2. “Новый империализм”.
Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока.
Вопрос: Какое незнакомое слово вы встретили при написании темы? (империализм)
Запись в тетради: империализм - высшая стадия капитализма, характеризующая высокий уровень концентрации производства и создание монополий
Вопрос: Что значит концентрация производства?
Записываем в тетрадь: концентрация производства характеризуется:
Сосредоточением большого числа рабочих рук;
Сосредоточением большого количества оборудования;
Тесно связана с концентрацией капитала.
Работа с картой:
- Найдите в легенде карты Великобританию?
- Каким цветом она обозначена?
- Найдите на карте Англии.(учащиеся начинают называть Австралию, Канаду, Индию и т.д.)
- Почему Вы мне назвали территории Австралию и т.д.. Я просила найти Англию. (учащиеся делают вывод самостоятельно, что Англии принадлежат территории обозначенные на карте зеленым цветом)
Запись в тетради: метрополия – государство, владеющее колониями;
колония – государство, потерявшее свою независимость, завит от метрополии.
- Для чего нужны колонии? (рынок сбыта и сырья; дешевый способ обогащения)
- Вспомните в конце XIX в. в результате Франко-прусской войны были образованы новые государства, какие? (Италия и Германия)
- Какую внешнюю политику проводили Германия и Италия? (колониальную)
- Интересы, какого государства затрагивала внешняя политика этих стран? (Англии)
3. Причины Первой мировой войны.
4. Создание военно-политических блоков.
Задание: самостоятельно найти и записать в тетрадь в виде схемы два военно-политических блока, указав название, год образования блока и какие государства в него входили. Кто вперед?! Кто первый написал, выходит к доске, записывает схему, учащиеся проверяют, ставят оценку.
Вопрос 1. Почему Англия, Франция и Россия вступили в союзнические отношения, учитывая, что между ними были весьма серьёзные противоречия? Потому что политики Германии прохлопали возможность политического и военного союза с Россией (о чём и сам Отто фон Бисмарк очень сожалел) . А вот Франция втянула своими немалыми усилиями, в том числе и кредитами, Россию в сердечный союз — Антанту. Великобритания же, увидев прелести такого антигерманского континентального сговора (а Франция может «дружить» только против Германии) , тут же упала ему на хвост. Таким образом, Россия вместо того, чтобы смотреть со стороны как Германия рвёт перья из французского петуха, продавая той же Германии стратегическое сырьё и под шумок разбирая на запчасти Османскую империю, за каким-то лешим хлесталась с той же Германией (и Австро-Венгрией «до-кучи») за британские интересы. Вопрос 2. Чем объяснить стремление Германии к переделу мира? Германия конца XIX — начала XX веков — наиболее эффективная и быстрорастущая экономика Европы (круче были только США) . Англии это — как нож вострый, и она не остановится ни перед чем чтобы уделать континентального конкурента. Завалить Англию на море в прямом военном столкновении — нереально. Можно только пытаться прижимать её на колониальной перефирии (в основном в Африке) , избегая большой войны. Вот и вся стратегия Германии. Вопрос 3. Почему Балканы называли «пороховой бочкой» Европы? Австро-Венгрия, Османская империя, Россия. Их геополитические интересы (насколько этот термин применим к европейскому театру начала XX века) пересекаются на Балканах. Сербы (православные) , хорваты (католики) , босняки и албанцы (мусульмане) , а также румыны, болгары (восточные и западные (сейчас — македонцы)) , греки — у всех свои интересы, свои стремления, и все они готовы за эти интересы лить кровь рекой (причём лучше — не свою…) . Каждая из трёх империй использовала этот «балканский винегрет» в своих интересах, против друг-друга. Ещё и Англия в стороне не оставалась. Как-то так…
- Цель создания военно-политических блоков? (поиск союзников в будущей войне)
- Главная причина войны? (борьба за раздел мира на сферы влияния)
- Могла ли война простак так взять и начаться? (нет) Необходим был …..(повод)
5. Повод к Первой мировой войне.
Причин было много, основные причины — желание разделить сферы властвования. С одной стороны был Тройственный Союз — Германия, Австрия и Италия, с другой Российская Империя и её европейские сателлиты, а также Англия и Франция. Официальным толчком к зачинанию войны явилось убийство сербским студентом Гаврилой Принципом австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены герцогини Гогенберг в Сараево 28 июня 1914 года, при посещении супругами военного госпиталя. Герцоги сидели в открытом автомобиле, когда из толпы выскочил убийца и застрелил их обоих. Причина — месть за утеснение сербского народа Австрией. Австрия обьявляет войну Сербии. Сербия находилась под защитой России, поэтому 1 августа 1914 года Тройственный Союз обьявляет войну России и Франции, как союзнице России. Итак, официальный повод — убийство сербским студентом австрийского эрцгерцога, а формальный — перераздел сфер влияния в Европе. Историческая справка — тогда не было Европейского Союза, как сейчас, в котором мирно регулируются все сложные вопросы. Крупными игроками в Европе на момент Первой Мировой Войны были Россия, Австрия, Германия, Франция и Великобритания, и война разразилась именно из-за перераздела сфер влияния.
Запись в тетрадь: 28 июня 1914 г. на одной из улиц Сараево наследник австро- венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд был убит членом националистической сербской организации “Млада Босна” Гавриилом Принципом.
Рассказ учителя: Австро-Венгрия объявила ультиматум, который предполагал вмешательство Австро-Венгрии в дела Сербского королевства. Сербия приняла почти все требования австрийского правительства (кроме одного).
- Как Вы думаете, как отреагирует на эти обстоятельства Австро-Венгрия? (не примет уступки Сербии).
- Почему? (нужен повод, а он вот перед вами).
Запись в тетради: к выше написанному записывают (28 июня 1914 г. на одной из улиц Сараево наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд был убит членом националистической сербской организации “Млада Босна” Гавриилом Принципом – повод).
6. Закрепление.
- колония;
- метрополия;
- протекционизм;
- империализм;
- Причины Первой мировой войны?
- Какие военно-политические блоки создаются?
- Повод к первой мировой войне?
Ставятся оценки за урок
Задание: в конце тетради учащиеся самостоятельно записывают ответы на вопросы выше перечисленные.
Д/з: параграф 3, прочитать и выучить определения.