СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории на тему "Новый империализм" (9 класс)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории на тему "Новый империализм" (9 класс)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории на тему "Новый империализм" (9 класс)»



Ход урока

Организационный момент в классе.

1. Проверка знаний.

Работа с определениями. Класс делится на 2 варианта, под диктовку учащиеся записывают определение терминов.

I вариант

II вариант

Реформа

Монополия

Милитаризм

Национализм

1) Революция

2) Синдикат

3) Реваншизм

4) Демократизм

В конце работы учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют друг друга и ставят оценку. Оценка заноситься в журнал.

2. “Новый империализм”.

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока.

Вопрос: Какое незнакомое слово вы встретили при написании темы? (империализм)

Запись в тетради: империализм - высшая стадия капитализма, характеризующая высокий уровень концентрации производства и создание монополий

Вопрос: Что значит концентрация производства?

Записываем в тетрадь: концентрация производства характеризуется:

  1. Сосредоточением большого числа рабочих рук;

  2. Сосредоточением большого количества оборудования;

  3. Тесно связана с концентрацией капитала.

Работа с картой:

- Найдите в легенде карты Великобританию?

- Каким цветом она обозначена?

- Найдите на карте Англии.(учащиеся начинают называть Австралию, Канаду, Индию и т.д.)

- Почему Вы мне назвали территории Австралию и т.д.. Я просила найти Англию. (учащиеся делают вывод самостоятельно, что Англии принадлежат территории обозначенные на карте зеленым цветом)

Запись в тетради: метрополия – государство, владеющее колониями;

колония – государство, потерявшее свою независимость, завит от метрополии.

- Для чего нужны колонии? (рынок сбыта и сырья; дешевый способ обогащения)

- Вспомните в конце XIX в. в результате Франко-прусской войны были образованы новые государства, какие? (Италия и Германия)

- Какую внешнюю политику проводили Германия и Италия? (колониальную)

- Интересы, какого государства затрагивала внешняя политика этих стран? (Англии)

3. Причины Первой мировой войны.

4. Создание военно-политических блоков.

Задание: самостоятельно найти и записать в тетрадь в виде схемы два военно-политических блока, указав название, год образования блока и какие государства в него входили. Кто вперед?! Кто первый написал, выходит к доске, записывает схему, учащиеся проверяют, ставят оценку.

Вопрос 1. Почему Англия, Франция и Россия вступили в союзнические отношения, учитывая, что между ними были весьма серьёзные противоречия? Потому что политики Германии прохлопали возможность политического и военного союза с Россией (о чём и сам Отто фон Бисмарк очень сожалел) . А вот Франция втянула своими немалыми усилиями, в том числе и кредитами, Россию в сердечный союз — Антанту. Великобритания же, увидев прелести такого антигерманского континентального сговора (а Франция может «дружить» только против Германии) , тут же упала ему на хвост. Таким образом, Россия вместо того, чтобы смотреть со стороны как Германия рвёт перья из французского петуха, продавая той же Германии стратегическое сырьё и под шумок разбирая на запчасти Османскую империю, за каким-то лешим хлесталась с той же Германией (и Австро-Венгрией «до-кучи») за британские интересы. Вопрос 2. Чем объяснить стремление Германии к переделу мира? Германия конца XIX — начала XX веков — наиболее эффективная и быстрорастущая экономика Европы (круче были только США) . Англии это — как нож вострый, и она не остановится ни перед чем чтобы уделать континентального конкурента. Завалить Англию на море в прямом военном столкновении — нереально. Можно только пытаться прижимать её на колониальной перефирии (в основном в Африке) , избегая большой войны. Вот и вся стратегия Германии. Вопрос 3. Почему Балканы называли «пороховой бочкой» Европы? Австро-Венгрия, Османская империя, Россия. Их геополитические интересы (насколько этот термин применим к европейскому театру начала XX века) пересекаются на Балканах. Сербы (православные) , хорваты (католики) , босняки и албанцы (мусульмане) , а также румыны, болгары (восточные и западные (сейчас — македонцы)) , греки — у всех свои интересы, свои стремления, и все они готовы за эти интересы лить кровь рекой (причём лучше — не свою…) . Каждая из трёх империй использовала этот «балканский винегрет» в своих интересах, против друг-друга. Ещё и Англия в стороне не оставалась. Как-то так…

- Цель создания военно-политических блоков? (поиск союзников в будущей войне)

- Главная причина войны? (борьба за раздел мира на сферы влияния)

- Могла ли война простак так взять и начаться? (нет) Необходим был …..(повод)

5. Повод к Первой мировой войне.

  • Причин было много, основные причины — желание разделить сферы властвования. С одной стороны был Тройственный Союз — Германия, Австрия и Италия, с другой Российская Империя и её европейские сателлиты, а также Англия и Франция. Официальным толчком к зачинанию войны явилось убийство сербским студентом Гаврилой Принципом австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены герцогини Гогенберг в Сараево 28 июня 1914 года, при посещении супругами военного госпиталя. Герцоги сидели в открытом автомобиле, когда из толпы выскочил убийца и застрелил их обоих. Причина — месть за утеснение сербского народа Австрией. Австрия обьявляет войну Сербии. Сербия находилась под защитой России, поэтому 1 августа 1914 года Тройственный Союз обьявляет войну России и Франции, как союзнице России. Итак, официальный повод — убийство сербским студентом австрийского эрцгерцога, а формальный — перераздел сфер влияния в Европе. Историческая справка — тогда не было Европейского Союза, как сейчас, в котором мирно регулируются все сложные вопросы. Крупными игроками в Европе на момент Первой Мировой Войны были Россия, Австрия, Германия, Франция и Великобритания, и война разразилась именно из-за перераздела сфер влияния.



Запись в тетрадь: 28 июня 1914 г. на одной из улиц Сараево наследник австро- венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд был убит членом националистической сербской организации “Млада Босна” Гавриилом Принципом.

Рассказ учителя: Австро-Венгрия объявила ультиматум, который предполагал вмешательство Австро-Венгрии в дела Сербского королевства. Сербия приняла почти все требования австрийского правительства (кроме одного).

- Как Вы думаете, как отреагирует на эти обстоятельства Австро-Венгрия? (не примет уступки Сербии).

- Почему? (нужен повод, а он вот перед вами).

Запись в тетради: к выше написанному записывают (28 июня 1914 г. на одной из улиц Сараево наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд был убит членом националистической сербской организации “Млада Босна” Гавриилом Принципом – повод).

6. Закрепление.

- колония;

- метрополия;

- протекционизм;

- империализм;

- Причины Первой мировой войны?

- Какие военно-политические блоки создаются?

- Повод к первой мировой войне?

Ставятся оценки за урок

Задание: в конце тетради учащиеся самостоятельно записывают ответы на вопросы выше перечисленные.

Д/з: параграф 3, прочитать и выучить определения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!