2 этап. Актуализация знаний | Продолжить формирование умений работать индивидуально и в группах, осуществляя самооценку имеющихся знаний. | 5 мин | Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение социальных волнений, которые происходили в России. Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним: Мозговый штурм – расставьте правителей в хронологической последовательности: Петр 2 Елизавета Петровна Екатерина 1 Петр 3 Екатерина 2 Екатерина 1 – Петр 2 – Елизавета Петровна – Петр 3 – Екатерина 2 Какие народные выступления происходили в России начале 18 века? Восстание К.Булавина Астраханское восстание Восстание работных людей Астраханское – Булавин – Работный люд | Ребята в хронологической последовательности расставляют правителей России, проверяют правильность выполнения. Перечисляют восстания в хронологической последовательности. Проверяют проделанную работу |
3 этап. Мотивация | Подвести обучающихся к самостоятельной постановке темы урока на основе логического мышления. | 3 мин | Преступаем к изучению новой темы, название которой вам нужно собрать, ответив на вопросы в карточке №1, ответы на вопросы составят тему урока 1)Массовые забастовки населения (Восстание) 2) Полное имя Емели из русской сказки (Емельян) 3) Фамилия главной эстрадной певицы России (Пугачева) Тема урока: «Восстание Е.Пугачева» - запись в тетрадь (слайд 1) Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова А.С. Пушкина «Не приведи, бог, увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» | Отвечают на вопросы в карточке, определяя тему урока Записывают тему урока в тетрадь |
5 этап. Изучение новой темы | Формировать у обучающихся понимание и представление о развитии нашего государства в конце 18 века. Развивать у обучающихся логическое и образное мышления (умения анализировать, выделять главное, сравнивать,), речи и познавательного интереса к предмету. Воспитывать у обучающихся уважение к личности и ее достоинствам, умения вести диалог, чувств вежливости и дисциплинированности | 10 мин | Прежде чем начать рассмотрения данного вопроса давайте вспомним памятку, которая помогает в изучении восстания. Что мы сначала должны выяснить? Начнем изучение крестьянской войны с рассмотрения причин. В этом нам поможет учебник. Итак, задание для всех следующее, откройте, пожалуйста, 25 параграф, пункт 1. Прочитайте в и выпишите причины крестьянской войны. Причины крестьянской войны – запись в тетрадь (слайд 2) 1)усиление власти и произвола помещиков над крестьянами Комментарий - бесправие крестьян, издевательства со стороны помещиков, ссылка за любую провинность в Сибирь и на каторгу (указ 1765г.), право продавать крестьян в рекруты, право расширять свою пашню за счет крестьянских хозяйств (т.е. сокращение крестьянских наделов). 2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах Комментарий - тяжелые условия труда (12-15ч. рабочий день), оторваны от семей, сильная эксплуатация. 3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки) 4. Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике. Ребята посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий? Для этого задания вам понадобиться кластер. Заполнение кластера в тетради Участники: крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество (Слайд 3) Ну, а предводителем этой крестьянской войны являлся Е.И. Пугачев. Давайте познакомимся с этим человеком поближе Выступление Мурзенкова А. (опережающее задание) Скажите, за кого выдавал себя этот человек? Вот посмотрите на фотографию этого человека, есть ли черты сходства у императора Петра 3 с Емельяном Пугачевым? (слайд 4) Почему народ поверил Пугачеву? Какие меры Пугачев хотел принимать к непокоренным? | Повторение памятки по изучению восстаний Работают с учебником, выписывают причины восстания Заполнение кластера на карточках Дети слушают выступление одноклассника, отвечают на поставленные вопросы Отвечают на вопрос Сравнивают фотографии, анализируют Высказывают свои предположения Обобщают услышанное |
7 этап. Самостоятельная работа | Формировать у обучающихся способность вычленять необходимую информацию из источников. | 7 мин | Любое восстание мы делим на этапы, вот и сегодня отходить от традиций не будем. У вас на партах рабочие листы. Ваша задача заполнить таблицу на листах, опираясь на текс учебника | Заполняют таблицу по учебнику, извлекая нужную информацию |
8 этап. Первичное закрепление | Развивать у обучающихся логическое и образное мышление, познавательный интерес школьников к предмету. | 9 мин | Выступление по таблице, охарактеризовав все этапы. Как вы уже сказали, Емельяна Пугачева казачья верхушка сдала правительственным войскам для расправы. Давайте посмотрим, как вел себя Пугачев перед казнью (3 мин) 1.Как ведет себя Пугачев? 2. Какие его последние слова? 3.Как народ ведет себя? Мы просмотрели с вами причины восстания, основные события. Нам осталось подвести итоги этого события. Выяснить итоги и значение крестьянской войны, мы сможем, проанализировав документ и заполнив схему. «Екатерина II сделала очень серьезные выводы из восстания Пугачева. Было улучшено положение рабочих на мануфактурах. Владельцы мануфактур были обязаны улучшить условия труда на своих предприятиях. Так сделал в свое время и Петр I. Екатерина II понимала важность мануфактурного производства для армии и флота. Императрица ликвидировала самоуправление казаков. Теперь их атаманы стали назначаться царицей из числа дворян. Но взамен казаки получили некоторые привилегии. Кроме того, была ликвидирована автономия Украины. Она основывалась на самоуправлении запорожских казаков. Восстание побудило правительство усовершенствовать систему управления страной. Екатерина II провела губернскую реформу. Россия была разделена на 50 губерний, каждая губерния делилась на 10— 15 уездов с населением до 30 тыс. человек. Во главе губерний стояли губернаторы, во главе уездов — капитаны-исправники, и те и другие имели в своем распоряжении отряды солдат. Они могли подавить восстание в самом зародыше. Восстание Пугачева оказало сильное впечатление на помещиков. Они стали меньше угнетать своих крестьян. В результате в России больше никогда не было крупных крестьянских восстаний» | Просматривают слайд, слушают сообщение одноклассников, проверяют правильность выполненной работы. Просмотр видео, его анализ Ответы детей Анализирую текст, заполняют схему, слушая комментарии учителя |
8 этап. Обобщение | Обобщение изученного материала | 5 мин | Проверка заполнения схемы (слайд 5) Вспомните из курса истории, были ли предприняты правительством какие либо меры по улучшению жизни простого народа в предыдущих восстаниях? (нет) Мы с вами подробно изучили восстание Емельяна Пугачева, возвращаемся к эпиграфу урока 1)Что этими слова хотел сказать А.С. Пушкин? (что во времена бунта страдали многие сословия, уничтожалось имущество) 2) Почему писатель называет русский бунт «бессмысленным и беспощадным»? (никаких серьезных изменений он не приносил) 3) Восстание Пугачева принесло изменения в жизнь русского народа? (да) 4) Можно ли назвать Е.Пугачева самозванцем»? (да) 5) Были ли в истории России самозванцы? Кто? (да, Лжедмитрий 1 и 2) | Отвечают на поставленные вопросы |
9 этап. Рефлексия | Формировать у школьников умения анализировать свою деятельность, осуществлять самооценку, выявлять недостатки своей умственной работы. | 1 мин | Оцените свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. | Записывают продолжение фраз в листах. Определяют степень соответствия результатов деятельности поставленной цели. Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). |