СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории на тему «Восстание Е.И. Пугачева»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке используются методы обучения:проблемный,частично-поисковый или эврестический,метод объяснительно иллюстративный,практический,метод стимулирования мотивации.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории на тему «Восстание Е.И. Пугачева»»

Технологическая карта урока по истории на тему «Восстание Е.И. Пугачева»


Учебный предмет: история.

Класс: 8 класс

УМК:.УМК под редакцией А.А. Данилова, Н.М. Арсентьев, И.К. Курукин, А.Я. Токарев

Тема урока: Восстание Е.И. Пугачева

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока:

- продолжить учить учащихся навыкам систематизации исторических знаний на основе анализа и сравнения.

- воспитывать у школьников активную гражданскую позицию.

- развивать способности учащихся к аналитическому и логическому мышлению.

Планируемые результаты обучения:

1) в направлении личностного развития:

- сформировать познавательный интерес к истории своей страны;

- развивать самостоятельность в приобретении новых знаний;

- развивать самостоятельность в принятии решения, оценивании результатов своих действий.

2) в метапредметном направлении:

- вырабатывать умения находить необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы, соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- умение общаться в коллективе и строить диалог;

- развивать монологическую и диалогическую речь

3) в предметном направлении:

- сформировать представлений об истории России в XVIII в.:

- Развитие умения делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, используя форму учебного сотрудничества.

- Воспитание патриотизма, любви и гордости к Родине.

Методы обучения: проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, парная, самостоятельная.

Средства обучения: учебник, проектор, презентация, карточки для рефлексии, видео материалы, аудио материалы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Цель/задача этапа

Планируемое время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент

Настроить обучающихся на эффективную работу на уроке

30 сек.

Определяет готовность учащихся. Создание положительного эмоционального настроя  учащихся:

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.


Ответ на приветствие учителя, положительный настрой на урок.

2 этап. Актуализация знаний

Продолжить формирование умений работать индивидуально и в группах, осуществляя самооценку имеющихся знаний.

5 мин

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение социальных волнений, которые происходили в России. Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним:

Мозговый штурм – расставьте правителей в хронологической последовательности:

Петр 2

Елизавета Петровна

Екатерина 1

Петр 3

Екатерина 2

Екатерина 1 – Петр 2 – Елизавета Петровна – Петр 3 – Екатерина 2


Какие народные выступления происходили в России начале 18 века?

Восстание К.Булавина

Астраханское восстание

Восстание работных людей

Астраханское – Булавин – Работный люд

Ребята в хронологической последовательности расставляют правителей России, проверяют правильность выполнения.










Перечисляют восстания в хронологической последовательности. Проверяют проделанную работу

3 этап. Мотивация

Подвести обучающихся к самостоятельной постановке темы урока на основе логического мышления.

3 мин

Преступаем к изучению новой темы, название которой вам нужно собрать, ответив на вопросы в карточке №1, ответы на вопросы составят тему урока

1)Массовые забастовки населения (Восстание)

2) Полное имя Емели из русской сказки (Емельян)

3) Фамилия главной эстрадной певицы России (Пугачева)

Тема урока: «Восстание Е.Пугачева» - запись в тетрадь (слайд 1)

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова А.С. Пушкина «Не приведи, бог, увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

Отвечают на вопросы в карточке, определяя тему урока








Записывают тему урока в тетрадь

4 этап. Целеполагание и планирование.

Подвести обучающихся к самостоятельной постановке задач урока на основе логического мышления.

2 мин

Сформулируйте цель нашего урока.

(слайд 1)

Дети определяют цели урока

Цели урока:

1)Выяснить причины восстания

2) Определить основных участников восстания

3) Раскрыть роль данного восстания

5 этап. Изучение новой темы

Формировать у обучающихся понимание и представление о развитии нашего государства в конце 18 века. Развивать у обучающихся логическое и образное мышления (умения анализировать, выделять главное, сравнивать,), речи и познавательного интереса к предмету. Воспитывать у обучающихся уважение к личности и ее достоинствам, умения вести диалог, чувств вежливости и дисциплинированности

10 мин

Прежде чем начать рассмотрения данного вопроса давайте вспомним памятку, которая помогает в изучении восстания.

Что мы сначала должны выяснить?



Начнем изучение крестьянской войны с рассмотрения причин.

В этом нам поможет учебник.

Итак, задание для всех следующее, откройте, пожалуйста, 25 параграф, пункт 1. Прочитайте в и выпишите причины крестьянской войны.

Причины крестьянской войны – запись в тетрадь (слайд 2)

1)усиление власти и произвола помещиков над крестьянами

Комментарий

- бесправие крестьян, издевательства со стороны помещиков, ссылка за любую провинность в Сибирь и на каторгу (указ 1765г.), право продавать крестьян в рекруты, право расширять свою пашню за счет крестьянских хозяйств (т.е. сокращение крестьянских наделов).

2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах

Комментарий

- тяжелые условия труда (12-15ч. рабочий день), оторваны от семей, сильная эксплуатация.

3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки)

4. Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.

Ребята посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий? Для этого задания вам понадобиться кластер.

Заполнение кластера в тетради

Участники: крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество (Слайд 3)


Ну, а предводителем этой крестьянской войны являлся Е.И. Пугачев.

Давайте познакомимся с этим человеком поближе

Выступление Мурзенкова А. (опережающее задание)

Скажите, за кого выдавал себя этот человек?


Вот посмотрите на фотографию этого человека, есть ли черты сходства у императора Петра 3 с Емельяном Пугачевым? (слайд 4)


Почему народ поверил Пугачеву?



Какие меры Пугачев хотел принимать к непокоренным?




Повторение памятки по изучению восстаний





Работают с учебником, выписывают причины восстания


























Заполнение кластера на карточках








Дети слушают выступление одноклассника, отвечают на поставленные вопросы


Отвечают на вопрос


Сравнивают фотографии, анализируют



Высказывают свои предположения


Обобщают услышанное

6 этап. Физкультминутка

Удержать умственную работоспособность детей 

1 мин

Просмотр видео и повторение (с 20 сек. и до 1.23)

Выполняют упражнения.

7 этап. Самостоятельная работа

Формировать у обучающихся способность вычленять необходимую информацию из источников.

7 мин

Любое восстание мы делим на этапы, вот и сегодня отходить от традиций не будем.

У вас на партах рабочие листы. Ваша задача заполнить таблицу на листах, опираясь на

текс учебника

Заполняют таблицу по учебнику, извлекая нужную информацию

8 этап. Первичное закрепление

Развивать у обучающихся логическое и образное мышление, познавательный интерес школьников к предмету.

9 мин

Выступление по таблице, охарактеризовав все этапы.






Как вы уже сказали, Емельяна Пугачева казачья верхушка сдала правительственным войскам для расправы.

Давайте посмотрим, как вел себя Пугачев перед казнью (3 мин)

1.Как ведет себя Пугачев?

2. Какие его последние слова?

3.Как народ ведет себя?

Мы просмотрели с вами причины восстания, основные события. Нам осталось подвести итоги этого события. Выяснить итоги и значение крестьянской войны, мы сможем, проанализировав документ и заполнив схему.

«Екатерина II сделала очень серьез­ные выводы из восстания Пугачева.

Было улучшено положе­ние рабочих на мануфактурах. Владельцы мануфактур были обя­заны улучшить условия труда на своих предприятиях. Так сделал в свое время и Петр I. Екатерина II понимала важность мануфактурного производства для армии и флота.

Императ­рица ликвидировала самоуправление казаков. Теперь их ата­маны стали назначаться царицей из числа дворян. Но взамен казаки получили некоторые привилегии. Кроме того, была ликвидирована автономия Украины. Она основывалась на са­моуправлении запорожских казаков.

Восстание побудило правительство усовершенствовать систему управления стра­ной. Екатерина II провела губернскую реформу. Россия была разделена на 50 губерний, каждая губерния делилась на 10— 15 уездов с населением до 30 тыс. человек. Во главе губерний стояли губернаторы, во главе уездов — капитаны-исправни­ки, и те и другие имели в своем распоряжении отряды солдат. Они могли подавить восстание в самом зародыше.

Восстание Пугачева оказало сильное впечатление на помещиков. Они стали меньше угнетать своих крестьян. В результате в России больше никогда не было крупных крестьянских восстаний»

Просматривают слайд, слушают сообщение одноклассников, проверяют правильность выполненной работы.




Просмотр видео, его анализ



Ответы детей





Анализирую текст, заполняют схему, слушая комментарии учителя

8 этап. Обобщение

Обобщение изученного материала

5 мин

Проверка заполнения схемы (слайд 5)

Вспомните из курса истории, были ли предприняты правительством какие либо меры по улучшению жизни простого народа в предыдущих восстаниях? (нет)

Мы с вами подробно изучили восстание Емельяна Пугачева, возвращаемся к эпиграфу урока

1)Что этими слова хотел сказать А.С. Пушкин? (что во времена бунта страдали многие сословия, уничтожалось имущество)

2) Почему писатель называет русский бунт «бессмысленным и беспощадным»? (никаких серьезных изменений он не приносил)

3) Восстание Пугачева принесло изменения в жизнь русского народа? (да)

4) Можно ли назвать Е.Пугачева самозванцем»? (да)

5) Были ли в истории России самозванцы? Кто? (да, Лжедмитрий 1 и 2)

Отвечают на поставленные вопросы










9 этап. Рефлексия

Формировать у школьников умения анализировать свою деятельность, осуществлять самооценку, выявлять недостатки своей умственной работы.

1 мин



Оцените свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.


Записывают продолжение фраз в листах. Определяют степень соответствия результатов деятельности поставленной цели. Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

10 этап. Домашнее задание

Предоставить обучающимся возможность в домашних условиях осознать и закрепить изученный материал.

1 мин

Вариативное домашнее задание

Параграф 25,

Девочки – как бы вы себя повели себя на месте Екатерины 2

Мальчики - как бы вы себя повели себя на месте Пугачева

Слайд 6

Записывают домашнее задание в дневник.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!