8 класс. История.
Раздел: Россия во второй половине 19 века.
Тема урока: Общественное движение при Александре II
Тип урока: изучение нового материала.
Целеполагание: 1. Познакомить учащихся с развитием общественного движения при АлександреII; выяснить причины его широкого развития.
2.Развивать навыки работы с материалом учебника, историческими документами; умение разрешить проблему, поставленную учителем; выделять главное, анализировать и систематизировать материал.
3.Пробудить интерес к изучению предмета, воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: Проектор; мультимидийная презентация;учебник; копии документов;бумага; маркеры.
Ход урока.
Вводная часть.
Посмотрите на доску и попытайтесь определить о чём пойдёт речь на уроке.
Слайд 1: АлександрII Либералы
Движение Консерваторы
Устои Особенности
Общество Революционеры
Развитие
(Дети: речь на уроке пойдёт об общественном движении при АлександреII:либералы,консерваторы,революционеры.)
Слайд 2: Тема:Общественное движение при АлександреII: либералы;
консерваторы, революционеры.
Учитель : Откройте тетради и запишите тему урока.
2.Основная часть
а) Слово учителя.
Учитель: История имеет объективные законы развития общества. Общество развивалось, развивается и будет развиваться. А двигателем этого развития выступает сама история, её факты, события, исторические личности.
Попытайтесь определить основное событие 60-80-х годов 19 века и последствие этого события.
Слайд3: В течении всего 19 века Россия стояла перед выбором: реформы или революция. Венцом усилий властей по преобразованию общества стала эпоха «Великих реформ» 60-80-х годов 19 века. Она ликвидировала крепостное право , но оставила помещечье землевладение. Преобразования велись в тяжелейших условиях. Решение по отмене крепостного права далось АлександруII трудно. Далеко не всегда власть проводила ту политику, которая отвечала интересам страны. В такие моменты главным двигателем реформ становилось набиравшее силу общественное движение, организационно оформившееся в либеральное, консервативное ,революционное.
Учитель: На основе сейчас прослушанного сделайте вывод о том ,какое же событие было главным во второй половине 19 века и каково его последствие?
(Дети: Было проведено множество реформ, среди которых реформа по отмене крепостного права, что повлекло за собой развитие общественного движения: либеральное, консервативное, революционное).
Учитель: Что вас взволновало? Что вам захотелось узнать?
( Дети: Нам захотелось узнать почему общественное движение разделилось на 3 течения и что из себя представляли эти течения)
б) Работа в группах.
Учитель: На эти вопросы вы ответите ,изучив все течения ,работая в группах.
Ваша задача: проанализировать материал учебника, ксерокопии исторических документов и сделать вывод по тому или иному течению общественного движения второй половины 19 века. Распределите обязанности в вашей группе:
- Организатор(характерезует течение)
-Целеполагатель(определяет цели течения)
-Методист(определяет методы течения)
-Администратор(делает вывод)
1 группа работает над либеральным течением, используя:
-стр.167-170 учебника
-ксерокопия адреса дворянства,направленного АлександруII в 1862 году
2 группа работает над консервативным течением, используя:
-стр 171-173 учебника
-ксерокопия письма А.И.Кошелева А.И.Герцену 30 августа 1859 года
-автобиографические данные М.Н.Краткова.
3 группа работает над революционным течением,используя:
-стр175-177 учебника
-ксерокопия работы Бакунина «Государственность и анархия»
-ксерокопия из «Катехиза революционера» С.Г.Нечаева.
Работая в группах дети заполняют таблицу
Название течения | Цели течения | Методы |
| | |
По окончании работы дети зачитывают результаты своей деятельности и формулируют выводы.
1гр-па вывод: После реформы 1861 года происходил рост либерального движения в России. Руководители этого движения стремились воздействовать на правительство, побуждая его к углублению преобразований. Они выступали за демократизацию страны и за реформы как в области политики так и в области социального строя.
2 гр-па вывод: После отмены крепостного права в 1861 году на власть стали оказывать давление консерваторы, которые стремились не допустить коренных перемен в обществе. Консерваторы отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные позиции. Они считали, что самодержавие нужно сохранить, т.к. это тот устой общественной жизни, который придаёт устойчивость существующему режиму в стране.
3гр-па вывод: Революционное движение стало мощным фактором общественной жизни России в 60-80-х годжах.19 века. Это течение выступало за свержение самодержавия путём резких действий .Оно хотело подтолкнуть народ к проведению революции путём пропаганды, заговоров и террора.
Учитель: Была ли свергнута самодержавная власть в России во второй половине 19 века? Перед вами таблицы , описывающие общественное движение второй половины 19 века, выводы ,сделанные вами самими. Подумайте, внимательно посмотрите на выводы вами написанные и сделайте
общий вывод по всем трём течениям второй половины 19 века.
Общий вывод делают дети.
Слайд 4: (общий вывод) Особенностями развития России во второй половине 19 века было сохранение самодержавия и помещечьего землевладения, не смотря на то , что произошла отмена крепостного права. Поэтому в этот период набирает силу общественное движение, имевшее 3 течения:
Либеральное, консервативное, революционное.
Запишите общий вывод в тетрадь.
Рефлексия.
1.Какова ваша позиция по вопросу об общественном движении в России конца 19 века?
2.Как вы считаете, зависит ли судьба России от того. Какой путь развития она выберет?
3.Выскажите своё мнение об уроке с позиции его полезности и подачи материала.
4.Итог. Выставление оценок.
5. Д/з . параграфы 24,25.