СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Миграционная политика Республики Казахстан»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Миграционная политика Республики Казахстан» для учащихся 11 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Миграционная политика Республики Казахстан»»

Дата:

2021

Предмет, класс

История Казахстана, 11 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Миграционная политика Республики Казахстан

Основная идея

Анализировать основные направления и приоритеты миграционной политики на основе казахстанских законодательных актов и программ.

Цели:

11.2.2.1 использовать понятия «миграция», «эмиграция», «репатриант», «диаспора», «ирридента» для определения особенностей миграционной политики;

11.2.2.2 объяснять основные направления и приоритеты миграционной политики на основе казахстанских законодательных актов и программ

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг.момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос.

1) Почему до 1925 года казахов называли «киргизами»?

2) На сколько этапов можно разделить изменения национального состава Казахстана?

3) Раскройте содержание понятия «депортация».

4) Как казахи встретили депортированных?

5) Почему значительная часть представителей депортированных народов оказалась в Казахстане?

6) Как вы оцениваете этнодемографическую ситуацию в 1970–1989 годах?

7) Назовите причины расселения переселенцев по разным областям.
8) Как вы думаете, почему сельское население стало переселяться в города в годы застоя?

9) Раскройте содержание понятия «национальная политика». 
10) Могли ли руководители республик в советский период осуществлять самостоятельную национальную политику?

11) Раскройте содержание понятия «полиэтническое общество». 

(проверка домашней работы)


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп.мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – §§ 17-18, стр.118-128, (учебник).

1. Работа с текстом (чтение).

Миграция является одним из важных факторов, влияющих на изменение численности населения, национального состава, его распределения по областям. Кроме того, миграция играет большую роль в изменении соотношения сельского и городского населения, в решении социально-экономических проблем и вопросов безопасности страны. В последние годы советского периода в Казахстане процент коренного казахского населения был низким.
  Поэтому Казахстан после обретения независимости стал проводить активную миграционную политику, соотносящуюся со спецификой социально-экономической и политической ситуации в стране. В июне 1992 года был принят закон «Об иммиграции», содержащий правовые основы законодательного упорядочения миграционного процесса.
  Согласно Конституции Республики Казахстан, каждому, кто законно находится на территории страны, принадлежит право свободного передвижения, а также свободного выбора местожительства. Каждый имеет право выезжать за пределы республики, так же как и возвращаться в Казахстан.

В декабре 1997 года был принят закон «О миграции населения». Его появление было связано с тем, что к этому времени заметно увеличился отток русскоязычного населения из Казахстана. В то же время он был связан и с необходимостью упорядочения пребывания и получения гражданства казахами, прибывающими на историческую родину. Этот же закон рассматривал вопросы правового статуса беженцев и репатриантов.

  В 2017 году Казахстан принял «Концепцию миграционной политики РК на 2017–2021 годы». В ней утверждены положения, не допускающие дискриминации по языку, расе, религии, полу, национальности, политическим убеждениям. Концепция должна была призвать казахов из зарубежных стран активнее прибывать на историческую родину.

Основные этапы миграционных процессов. На первом этапе (1991–2003 гг.) миграционные процессы были направлены на отъезд за пределы республики. На фоне ухудшения социально-экономических условий часть населения страны стала активнее возвращаться на свою историческую родину: русские – в Россию, поляки – в Польшу, немцы – в Германию и т.д. Увеличились уровень безработицы и количество разводов, снизилась рождаемость населения. Очень сложной оказалась криминогенная обстановка. Заметно усилился отток сельского населения в города. В эти годы численность граждан Казахстана снизилась с 16,8 млн человек до 14,9 млн. Самым рекордным был 1994 год: за пределы страны выехало 811,3 тыс. человек.

С 2004 года начинается второй этап – процесс замедления темпов эмиграции и некоторый прирост населения. Он происходил за счет роста численности представителей мусульманских и тюркских народов (казахи, узбеки, кыргызы, азербайджанцы, курды, турки, туркмены, уйгуры, дунгане). В 2020 году численность граждан республики достигла почти 19 млн человек.

Особенности внутренней миграции. За годы независимости заметно увеличилась численность городского населения за счет миграции сельчан в города. С 1994 по 1998 годы количество аульных (сельских) округов сократилось с 2522 до 2042. Этому во многом способствовала и ликвидация совхозов и колхозов, получившая широкое распространение с середины 90-х годов ХХ века. Была разрушена сельская инфраструктура, в аулах и селах возросла безработица. В поисках средств существования сельское население устремилось в города.

Соотечественники за рубежом и их возвращение на Родину. В 90-е годы XX века, по данным Всемирной ассоциации казахов, более чем в 40 странах численность казахской диаспоры доходила до 5 млн 600 тыс. человек. Из них 3 млн 137 тысяч проживало в соседних странах, а 2 млн 529 тыс. казахов – в странах дальнего зарубежья. Наиболее крупные казахские общины были сосредоточены в Китае – 2 млн 260 тыс., Узбекистане – 1 млн 750 тыс., России – 1 млн 100 тыс., Монголии – 150 тыс., Туркменистане – 150 тыс., Кыргызстане – 95 тыс., Афганистане – 30 тыс., Турции – 15 тыс. и т.д.

За годы независимости в страну вернулось более одного миллиона казахов. Значительная их часть переселилась из Узбекистана, Монголии и Китая.

В сентябре 1992 года в г. Алма-Ате (с 1993 года – Алматы) на первом Всемирном курултае казахов Первый Президент Казахстана Н.А. Назарбаев обратился к соотечественникам с призывом вернуться на историческую родину. В столице страны собралось 750 делегатов из 33 государств мира. На это важное мероприятие прибыли и делегаты со всех концов республики. Председателем Всемирной

ассоциации казахов был избран Н.А. Назарбаев. Главной целью курултая стало культурное воссоединение казахов. Всемирные курултаи состоялись позднее в Туркестане и Астане (ныне – Нур-Султан). Они вызвали огромный резонанс в обществе, в том числе и среди самих зарубежных соотечественников. Основная цель этих высоких форумов – содействие возвращению соотечественников на историческую родину.

Современная этнодемографическая ситуация в Казахстане. После резкого сокращения в стране численности населения в 1991–2002 годах в 2003 году начался его рост. К 2011 году был достигнут уровень 1991 года. Основной причиной сокращения численности населения в республике стал сильный отток граждан за пределы Казахстана, преимущественно представителей европейских национальностей. Уезжали и продолжают уезжать в основном из Костанайской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей. Значительная часть уезжающих выбирает Россию. 

Сегодня в республике преобладает женское население. Среди представителей европейских национальностей процесс старения идет быстрее: молодежь выезжает за пределы Казахстана, в основном на учебу и работу. Изменилось территориальное размещение граждан. Продолжается отток сельской молодежи в города. Растет численность жителей Алматы, Нур-Султана, Шымкента, население которых превысило 1 млн человек. Растет численность населения Туркестана, ставшего административным центром Туркестанской области.


2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах):

1) Раскройте содержание понятия «миграция».

2) В чём заключалась необходимость принятия закона «О миграции населения»?

3) Раскройте содержание понятия «эмиграция».

4) Какие особенности имеет внутренняя миграция?

5) Раскройте содержание понятия «репатриант».

6) Какую основную цель преследует учебная программа «Серпiн»?

7) Раскройте содержание понятия «диаспора».

8) Почему некоторые страны стремятся возвратить своих соотечественников?

9) Раскройте содержание понятия «ирридента».

10) Назовите основные причины и предпосылки для проведения Всемирных курултаев казахов и возвращения соотечественников.
11) Какие выгоды и преимущества получил Казахстан от массового переселения соотечественников на Родину?

12) Какое историческое значение имеет первый Всемирный курултай казахов?
13) Что вы знаете о последующих курултаях?

14) Выясните, какие проблемы поднимались на последующих всемирных курултаях казахов.

3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Определите причины и последствия миграционных процессов в нашей стране.


4. Заполнить таблицу «Основные направления миграционной политики РК».

Вопросы исследования:

1) Миграционная политика в области эмиграции;

2) Миграционная политика в области иммиграции;

3) Регулирование трудовой миграции;

4) Регулирование внутренней миграции;

5) Регулирование незаконной миграции.


5. Написать историческое заключение: «Приоритеты миграционной политики Республики Казахстан».


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.

Формативное (взаимное оценивание)




Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения

Критическое мышление

Лидерство



Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана.Учебник для 11кл. общеобразоват.школы. З.Е. Кабульдинов, А.Д. Сандыбаева, Ф.Р. Лебаев. Часть 1. -Алматы: «Атамура», 2020

Рефлексия

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме.

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: §§ 17-18, стр.118-128, учить, ответить на вопросы (учебник).

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники

Самооценивание и взаимооценивание.


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!