СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Ботайская культура»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Ботайская культура» для учащихся 5 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Ботайская культура»»

Дата:

27.09.2021

Предмет, класс

История Казахстана, 5 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Ботайская культура

Основная идея

Охарактеризовать Ботайскую культуру

Цели:

5.4.1.1 – описывать занятия древних людей

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

1. Назовите хронологические рамки эпохи неолита.

2. Какие изменения в жизни людей происходят в неолите?

3. Что такое производящее хозяйство?

4. Что такое неолитическая революция?

5. Почему неолит называют «эпохой глиняных горшков».

6. Какие изменения в технике обработки камня происходят в неолите?

7. Назовите новые виды орудий труда, которые появились в неоолите?

8. Назовите каменные орудия труда.

9. Когда появился первобытный человек на территории Казахстана?

10. Назовите три периода палеолита.

11. Как жили древнейшие люди в неолите?

(проверка домашней работы).


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – §§ 12-13, стр. 38 – 42 (учебник).

Исследовательский вопрос: Почему ботайцы считаются первыми людьми, приручившими лошадей?

1. Работа с текстом (чтение).

В эпоху энеолита в Северном Казахстане происходило развитие Ботайской культуры, относящейся к 3-2 тысячелетию до н.э. Ботайская культура включает в себя стоянки как: Ботай, Красный Яр, Бестамак. Наиболее богатым материалом и информацией среди них располагает поселение Ботай.  Автор открытия В.В. Зайберт. Поселения обычно располагались на берегах небольших степных рек: Тургай, Тобол, Чаглинка, Иманбулак. Было открыто более 20 поселений, данной культуры. Поселение Ботай занимает площадь 15 га. Во время раскопок археологи

обнаружили около 200 жилищ и исследовали остатки 158.
При строительстве жилищ использовались различные деревообрабатывающие инструменты: топоры, долота, стамески, резцы, ножи.

Основные занятия для жителей Ботая были коневодство, охота и рыболовство. Каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел, дротиков, копий связаны с охотой. Гарпуны указывают на рыболовную деятельность.

Ботайцы были первыми коневодами в степях Евразии. Археологи обнаружили костяные элементы узды, застежки для пут - свидетельствуют о начале одомашнивания лошади. Изначально лошадь одомашнивалась как мясное животное, которое можно было только употреблять в пищу. Доказано, что ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и спустя некоторое время после одомашнивания как мясного животного, около 6700-6000 лет назад ботайцы придумали и стали использовать сбрую. И лошадь стали использовать как вьючное животное и «под седло». Археологи обнаружили на поселении кости 70 тысяч лошадей.

В ноябре 2018 года наш Елбасы написал статью «Ұлы даланың жеті қыры» (Семь граней Великой степи). В ней Н.Назарбаев приводит семь вещей, которые подарила человечеству казахстанская степь. В их числе: Всадническая культура. "Всем известно, что Великая степь подарила миру коневодство и всадническую культуру. Впервые одомашнивание лошади человеком произошло на территории современного Казахстана, о чем свидетельствуют раскопки поселения «Ботай» на севере страны. Одомашнивание лошади дало нашим предкам немыслимое на тот период превосходство, а в планетарном масштабе произвело крупнейшую революцию в хозяйстве и военном деле".


2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах):

Что такое энеолит? (меднокаменный век)

Что такое медь? (первый металл, использованный человеком).

Дайте характеристику поселению Ботай, закончив предложения.

1. Поселение Ботай обнаружено археологами на территории…..

2. Ботайцы жили в период энеолита - ……-…… тыс.до н.э.

3. Площадь поселения составляет ………………

4. Археологи обнаружили остатки около 200 жилищ, исследовали ………

5. Первыми коневодами в Евразии считаются ……………

6. То, что ботайцы приручили лошадь, доказывают находки костей …… лошадей
7.
Кто из археологов открыл поселение Ботай - …………

8. Ботайцы придумали и стали использовать сбрую около……….лет назад.

9. Основные занятия для жителей Ботая были ….

10. Ботайская культура относится к …….до н.э.

3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Определите причины и последствия появления Ботайской культуры на территории Казахстана.


4. Заполнить таблицу «Культура эпохи энеолита».



5. Написать историческое заключение: «Почему ботайцы считаются первыми людьми, приручившими лошадей?».

Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.


Формативное (взаимное оценивание)













Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения











Критическое мышление




Лидерство



Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: Учебник для 5 кл. общеобразовательной школы. Б.Е.Кумеков, Т.С.Жумаганбетов, К.С.Игликова.-Алматы: «Атамура», 2017.

РЕФЛ

Е

К

СИЯ

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: §§ 12-13, стр. 38 – 42 учить, ответить на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!