СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Атлахская битва»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Атлахская битва» для учащихся 6 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Атлахская битва»»

Дата:

20.09.2021

Предмет, класс

История Казахстана, 6 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Атлахская битва

Основная идея

Определить историческое значение Атлахской битвы.

Цели:

6.3.2.3 – анализировать историческое значение Атлахской битвы;

6.2.2.3 – характеризовать достижения кочевников в военном искусстве

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

1. Что такое руническая (тайная, смысловая) письменность?

2. Когда появилась в Казахстане тюркская письменность?

3. В чем заключалась основная необходимость в появлении письмен­ности тюрков?

4. Что свидетельствует о книгопечатании тюрков?

5. Какие вы знаете литературные памятники тюрков?

6. Что со­держат письмена «Кулътегин» и «Тонъюкок»? 

7. В чём историческое значение письменных литературных памят­ников тюрков?

(проверка домашней работы).


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – § 3 стр.16-20, (учебник).

Исследовательский вопрос: Почему Атлахское сражение называют «битвой народов»?

1. Работа с текстом (чтение).


Причины образования Тюргешского каганата:

1) Ослабление власти западнотюркских каганов

2) Борьба с внешними врагами

3) Междоусобные и межплеменные распри в Западнотюркском каганате привели к усилению племени тюргешей, которые в 704 г. свергли господство западных тюрков и создали своё государство.



Основная территория каганата находилась в Жетысу (Семиречье). Главным городом (административным центром) был город Суяб.

Основателем государства тюргешей был Учлик-каган

Учлик разделил основные племена на две орды.

Тюргеши

↙ ↘

Большая орда Малая орда

ставка Суяб ставка Кунгит

сарытюргеши каратюргеши

(шуйские тюргеши) (илийские тюргеши)



Между сарытюргешами и каратюргешами велась постоянная борьба за власть в каганате. Первоначально власть принадлежала сарытюргешам. Учлик особое внимание уделял укреплению каганата. Он разделил страну на 20 уделов (административных владений), каждый в случае войны обязан был выставлять по 7 тысяч воинов.



Через земли тюргешей проходила большая часть караванных путей в Жетысу. Это способствовало развитию торговли, а также росту городов.

Когда власть перейдёт к каратюргешам, главной ставкой станет город Тараз.

Наибольшего могущества Тюргешский каганат достигнет при Сулу-кагане.

Основные направления внешней политики Сулу-кагана

↙ ↓ ↘

Борьба с противостояние предотвращение Восточнотюркским арабскому опасности вторжения

Каганатом нашествию со стороны Китая

В борьбе с арабами тюргешского кагана поддерживали народы Средней Азии. Сулу-кагана арабы прозвали Бодливым по той причине, что почти во всех сражениях он принимал непосредственное участие и часто одерживал победу. Поэтому арабы избегали открытых сражений с ним. Эти победы тюргешей приостановили нашествие арабов со стороны Средней Азии.

После гибели Сулу-кагана возобновилась борьба между сарытюргешами и каратюргешами. Из-за такого противостояния каганат сильно ослаб. Воспользовавшись этим Китай направил свои войска в Жетысу и в 748 г. захватил столицу тюргешей Суяб. Успехи Китая серьёзно обеспокоили арабов.

В 751 г. у города Атлах (близ Тараза) произошло грандиозное сражение. Союзниками арабов выступили тюргеши и карлуки. Китайские войска потерпели сокрушительное поражение. Китайцы вынуждены были уйти из Жетысу. Арабы тоже не смогли захватить Жетысу и отступили в Среднюю Азию. После этого начинается быстрое распространение религии ислам.

Но в Тюргешском каганате междоусобная борьба не только не прекратилась, а ещё больше усилилась. В результате каганат окончательно пришёл в упадок. Вожди карлукских племён воспользовались этим, в 756 году свергли тюргешского кагана и захватили власть в свои руки.

В VI – VIII веках произошло массовое переселение согдийцев в Жетысу. В результате оживилась торговля, стала развиваться земледельческая и городская культура.


2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах):

1. Кто такие «каратюргеши»?

2. Кто такие «сарытюргеши»?

3. Назовите причины образования Тюргешского каганата.

4. Определите основные направления внешней политики Сулу-кагана.

5. Определите историческое значение Атлахской битвы.

6. Почему тюрки в Атлахской битве выступили на стороне арабов?

7. Назовите причины упадка Тюргешского каганата.


3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Определите причины и последствия падения Тюргешского каганата.


4. Заполнить таблицу «История Тюргешского каганата».


5. Написать историческое заключение: «Почему Атлахское сражение называют «битвой народов»?».


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.


Формативное (взаимное оценивание)













Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения











Критическое мышление




Лидерство



Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразоват. шк./ Н.С. Бакина,. Н.Т. Жанакова, К. К. Сулейменова. – Алматы: Атамұра, 2018

РЕФЛ

Е

К

СИЯ

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: § 3 стр.16-20, учить, ответить на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!