СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Развитие кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Развитие кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана» для учащихся 11 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Развитие кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана»»

Дата:

06.09.2021

Предмет, класс

История Казахстана, 11 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Развитие кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана

Основная идея

Исследовать влияние природно-географического фактора на формирование и развитие системы жизнеобеспечения Казахстана.

Цели:

11.1.1.1 исследовать влияние природно-географического фактора на формирование и развитие системы жизнеобеспечения Казахстана

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг.момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос.

1) Что такое скотоводство?

2) Что такое земледелие?

3) Раскройте понятие «хозяйственная деятельность».

4) Что такое орудиями труда?

5) Раскройте понятие «природно-климатические условия».

(повторение).


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп.мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – §§ 1-2, стр.6-21, (учебник)

1. Работа с текстом (чтение).

Зарождение и развитие кочевого скотоводства. Как известно, специфические условия природы и климата Казахстана повлияли на развитие форм хозяйственной деятельности населения. В середине 2 тыс. до н.э. началось опустынивание казахских степей, количество осадков было таким незначительным, что не позволяло повсеместно заниматься земледелием. Повышенный уровень солнечной радиации, периодически повторяющаяся засуха, ограниченность водных и почвенных ресурсов, разреженность и низкая кормовая продуктивность растительного покрова, а также предрасположенность почвенного слоя к эрозии привели к тому, что человек был вынужден выбрать своеобразные формы социокультурной и экономической адаптации.

Природно-климатические условия значительной части Казахстана были более пригодны для развития кочевого скотоводства. Когда человек приручил лошадь, он смог относительно легко передвигаться на огромные расстояния. Одним из регионов, где впервые одомашнили лошадь, был Северный Казахстан. Об этом свидетельствуют археологические находки, обнаруженные в ходе раскопок на поселении Ботай (рук. В. Зайберт).

Кочевое скотоводство являлось лучшей формой адаптации скотоводов к существующим природно-климатическим условиям. Это отмечают и большинство исследователей Казахстана XIX века, которые также подчеркивают природную обусловленность многих сторон кочевого и полукочевого образа жизни (И.Ф. Бларамберг, М.И. Макшеев, Л.Л. Мейер, Г.Н. Потанин, И.И. Завалишин, А.И. Добросмыслов и др.).
  Скотоводы сумели хорошо приспособиться к окружающей среде и выработали наиболее оптимальные и мобильные варианты кочевания, системы расселения, оберегая свой скот от набегов не приятелей, холода и жары, нехватки воды и корма. В связи с суровым климатом стали держать скот, способный к дальним передвижениям и тебеневке, в основном лошадей и овец.
  В условиях кочевого скотоводства наши предки были вынуждены делиться на небольшие родовые подразделения: это позволяло равномерно распределять нагрузку на пастбищные угодья. Скотоводы в целях сохранности пастбищ очень бережно и рационально использовали окружающую среду – экосистему. Пастбища подразделялись на зимние, весенние, летние и осенние. Все маршруты кочевников в течение сезона были строго определены, а их дальность достигала нескольких сотен километров.

Традиционное скотоводство казахов состояло из трех основных типов: кочевое, полукочевое и оседлое. При кочевом скотоводстве скот круглогодично находился на подножном корму и скотоводы проживали в переносных жилищах (юртах). Для полукочевого скотоводства характерно наличие пастбищно-полустойлового содержания животных. Полукочевники в зимнее время жили в стационарных жилищах, а весной, летом и осенью – в переносных, имели небольшие очаги земледелия и сенокосных угодий. При оседлом скотоводстве казахи большую часть года жили в поселениях, в холодное время года скот содержали в закрытых помещениях. Кроме того, занимались земледелием и заготовкой сена с естественных сенокосов. В теплое время года скот пасли на небольшом отдалении от поселений.

Развитие земледелия. Разнообразие природно-климатических условий Казахстана способствовало тому, что на его территории издавна занимались не только кочевым скотоводством, но и земледелием.  Земледелие в Казахстане возникло еще в эпоху неолита и энеолита. Доказательством этого является серп, обнаруженный археологами в Восточном Казахстане. У племен Андроновской культуры земледелие играло вспомогательную роль. Для обработки земли они использовали каменную мотыгу, бронзовый и медный серп.

Основными регионами, где издревле существовало земледелие, были Южный Казахстан (Сырдарья, предгорья Каратау) и Жетысу (Шу, Талас, Иле). Отдельные очаги земледелия зародились также по берегам рек (Нура, Урал, Иртыш) и озер (Балхаш, Алаколь, Зайсан и др.). В VIII–VII веках до н.э. древние жители Казахстана вступили в эпоху раннего железа. В этой связи на юге Казахстана и в Жетысу стали развиваться хозяйства скотоводческо-земледельческого направления. Древние жители занимались земледелием и использовали для этих целей ирригационные сооружения. Кангюи, расселившиеся в основном на территории среднего течения Сырдарьи, сочетали земледелие и оседлое скотоводство. О развитии земледелия свидетельствует обнаруженный археологами канал Зах, протяженностью 20 км. Он питался водами реки Чирчик.
  Земледелие было развито и в тюркских каганатах. Так, арабский ученый аль-Идриси отмечает, что в ІХ–Х веках кимаки в районе Среднего Прииртышья выращивали зерновые – пшеницу, ячмень, рис, а также виноград.


2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах):

1) Раскройте понятие «евроцентристская концепция».

2) Что такое ирригационные сооружения?

3) Раскройте понятие «эрозия». 

4) Почему основным видом хозяйственной деятельности народов, живших на территории Казахстана, было не земледелие, а скотоводство?

5) Что такое «атпа»?

6) Что такое чигирь?

7) Назовите основные центры земледелия.

8) Существовало ли классовое разделение (на богатых и бедных) в традиционном кочевом обществе?
9) В каких областях Казахстана в настоящее время развивается земледелие?
10) Какую роль играли состоятельные кочевники в казахском обществе?


3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Определите причины и последствия формирования кочевого скотоводства. 


4. Заполнить таблицу «Основные виды хозяйственной деятельности казахов».

Вопросы исследования:

1) Скотоводство;

2) Земледелие;

3) Охота;

4) Рыболовство. 


5. Написать историческое заключение: «Особенности кочевого скотоводства и земледелия на территории Казахстана».


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.

Формативное (взаимное оценивание)




Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения

Критическое мышление

Лидерство



Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана.Учебник для 11кл. общеобразоват.школы. З.Е. Кабульдинов, А.Д. Сандыбаева, Ф.Р. Лебаев. Часть 1. -Алматы: «Атамура», 2020

Рефлексия

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме.

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: §§ 1-2, стр.6-21, ответить на вопросы (учебник).

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники

Самооценивание и взаимооценивание.


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!