СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Социально-экономическое развитие Казахской ССР в послевоенные годы»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Социально-экономическое развитие Казахской ССР в послевоенные годы» для учащихся 9 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Социально-экономическое развитие Казахской ССР в послевоенные годы»»

Дата:

21.09.2021

Предмет, класс

История Казахстана, 9 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Социально-экономическое развитие Казахской ССР в послевоенные годы

Основная идея

оценивать изменения, имевшие место в сельском хозяйстве в советское время; определять состояние промышленности и делать выводы о демографических изменениях

Цели:

9.1.1.1 на основе анализа причинно-следственных связей делать аргументированные выводы о демографических изменениях;

9.4.1.1 оценивать изменения, имевшие место в сельском хозяйстве в советское время;

9.4.2.1 определять состояние промышленности и делать выводы

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

1. Что такое пятилетка?

2. Что такое культ личности И.В.Сталина?

3. Назовите последствия Великой Отечественной войны для Казахской ССР.

Дайте определения понятиям:

Реформа -

МТС -

Демография -

Миграция –

Аграрный кризис -


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – § 1, стр. 5-16 (учебник).

Исследовательский вопрос: Как изменилась жизнь казахстанцев после войны?

1. Работа с текстом (чтение).

В декабре 1947 года были отменены карточная система и нормированное снабжение трудящихся республики продовольственными и промышленными товарами. В этом же году была проведена денежная реформа, снижены цены на основные виды продуктов - хлеб и изделия из муки, на мясо, промышленные товары. В результате развития кооперативной торговли снизились цены и на рынке. В целом за годы четвертой пятилетки снижение цен проводилось трижды. Наряду с укреплением покупательной способности рубля проводилось повышение заработной платы трудящихся.

Оказывалась социальная помощь инвалидам Отечественной войны, труда, семьям погибших. Назначались пенсии по старости, по случаю утраты кормильца, временной нетрудоспособности. Получали пособия многодетные и одинокие матери. На ощутимых льготных условиях выдавались путевки в санатории и дома отдыха, пионерские лагеря. В эти же годы были ликвидированы сверхурочные работы, восстановлены оплачиваемые отпуска. За счет капиталовложений государственных и кооперативных предприятий и организаций стало расширяться строительство жилья для населения. Однако приведенные примеры «высокого уровня социальной защищенности» советских людей, удовлетворение их жизненных потребностей являются во многом иллюзорными. Так, например, перед отменой карточной системы была проведена реформа розничных цен, и их общий уровень, по сравнению с 1940 годом, оказался в три раза выше. А ежемесячная заработная плата рабочих и служащих увеличилась лишь в полтора раза и составила в 1950 году в среднем 64 рубля, что в итоге привело к падению покупательской способности. Следует отметить и то обстоятельство, что трудящиеся, подписывавшиеся в добровольно-принудительном порядке на государственные займы, как правило, на сумму не менее месячного оклада, не могли себе позволить лишнего.

Широко использованная пропагандой того времени политика снижения цен, изначально являвшаяся необоснованной, проводилась за счет резкого ухудшения жизни в аулах и деревнях, где проживало большинство населения. Так, в начале 1950-х годов колхозник зарабатывал в четыре раза меньше, чем получали за свой труд рабочий или служащий. Да и продовольственная политика, проводимая правительством в области закупок продуктов на селе за баснословно низкие цены, не способствовала росту благосостояния тружеников села. Известен тот факт, что в 1946 году во многих районах СССР разразился новый голод. Не хватало хлеба, мясных продуктов, молока. Люди пухли от голода, высокой была смертность среди населения. Но это тщательно скрывалось от общественности.

Уже в первые годы после смерти Сталина (5 марта 1953 года) намечаются две линии, два подхода к вопросу о характере возможных перемен. В 1953-1954 гг. разворачиваются дискуссии, привлекшие внимание широкой общественности по таким злободневным проблемам, как характер противоречий в социалистическом обществе, роль личности и народных масс в истории, соотношение теории и практики, коллективность руководства и т. п. И в этом плане значительный импульс к критическому переосмыслению пройденного пути, поиску ответов на вопросы, все более волновавшие общество, дали июльский и сентябрьский (1953) Пленумы ЦК КПСС. Власть в стране перешла к Первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву.

В послевоенный период главной целью экономической политики было ускоренное развитие тяжелой промышленности. Материальные потребности требовали перейти ко второму этапу восстановления довоенного уровня экономического развития. Эта цель пропагандировалась под лозунгом развернутого строительства коммунистического общества.


2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника.

Составить 5 вопросов по данной теме – 4 тонких и один толстый. (в парах).

Развитие литературы и искусства в 40-80-е годы XX века.


3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Причины и последствия демографических изменений в Казахстане.


4. Заполнить таблицу «Изменения в промышленности по отраслям».


5. Написать историческое заключение: «Как изменилась жизнь казахстанцев после войны?».


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.


Формативное (взаимное оценивание)













Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения











Критическое мышление
















Лидерство













Диалогическое обучение











Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана (с 1946 года). Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. Аяган Б.Г. и др.-Алматы: «Атамура», 2019


РЕФЛ

Е

К

СИЯ

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: § 1, стр. 5-16 учить, ответить на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!