СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Изменение моноэтнического состава населения Казахстана (XVIII – начало ХХ века)»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Изменение моноэтнического состава населения Казахстана (XVIII – начало ХХ века)» для учащихся 11 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Изменение моноэтнического состава населения Казахстана (XVIII – начало ХХ века)»»

Дата:

2021

Предмет, класс

История Казахстана, 11 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Изменение моноэтнического состава населения Казахстана (XVIII – начало ХХ века)

Основная идея

Анализировать и исследовать этапы изменения этнического состава населения на территории Казахстана.

Цели:

11.2.1.1 использовать понятие «аграрная политика», «переселенческая политика», «моноэтнический состав» для объяснения процесса изменения этнического состава Казахстана;

11.2.1.2 исследовать этапы изменения этнического состава населения на территории Казахстана

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг.момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос.

1) Что такое всемирная торговая организация?

2) Раскройте понятие «интеграция».

3) Что такое референдум?

4) Какие еще трудности социально-экономического характера имели место в первой половине 90-х гг. ХХ века?

5) Насколько важным было проведение ЭКСПО в нашей стране?

6) В чем заключается экономическое и политическое значение введения национальной валюты?

7) Какие страны СНГ вступили в ВТО?

(проверка домашней работы)


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп.мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – §§ 13-14, стр.95-105, (учебник)

1. Работа с текстом (чтение).

Начало изменения моноэтнического состава населения края. С XVIII века казачье и военное население в основном располагалось в крепостях, редутах, форпостах и казачьих станицах. До 20-х годов XIX века почти все население Казахстана составляли казахи. С 1824 года, с созданием окружных приказов, военно-казачье и позднее крестьянское население начинает расселяться в Северо-Восточном Казахстане. Более активное переселение крестьян началось во второй половине ХІХ века после отмены в 1861 году крепостного права в России и начала административных реформ.
  В 1897 году в Казахстане проживало более 4 млн человек, из них 80% составляли казахи. Остальная часть населения состояла из казаков и крестьян-переселенцев, а также уйгуров, дунган, татар, узбеков и представителей других этнических групп. Значительная часть переселенцев оказалась в Казахстане в последней четверти XIX – начале XX века.

Русское население. Первыми русскими переселенцами в Казахстане стали казаки и представители военного сословия. В основном они проживали в приграничных крепостях и станицах. Позднее по мере усиления колонизации края в казаки зачислялись крестьяне-переселенцы, мещане и бессрочно-отпускные солдаты.

  Русские крестьяне, переселенные в Казахстан, должны были решить проблему снабжения продовольствием пограничных войск и горнозаводского населения. Для того чтобы заселить новые территории, самодержавие прибегало как к вольной колонизации, так и к принудительным наборам и ссылкам. Иногда крестьянство пополнялось за счет беглого населения. Так, в долину р. Бухтармы, в районы неприступных Алтайских гор бежали рабочие ближайших горных заводов, солдаты и раскольники. Сибирская администрация пыталась уничтожить такие поселки и пресекать дальнейшие побеги, однако эти попытки не привели к успеху. По данным переписи 1897 года, здесь проживало почти 90 тыс. русских крестьян.
  К концу XIX – началу XX века началось массовое переселение крестьян из европейской части России. В 1897 году в шести областях Казахстана численность русских составила почти 544 тыс. человек, а их удельный вес был 12,8% от всего населения края. Основную часть русского населения представляли крестьяне (40%), казаки (33%), мещане (19%), дворяне (5%) и др.

Первые группы украинцев появились на территории Казахстана во второй половине XVIII века. Это были в основном участники национально-освободительных движений, сосланные в край на рубеже XIX–XX веков, в период массового переселения крестьян из европейской части империи. 

Татары. Формирование татарской общины в Казахстане связано с колонизацией края царским правительством. 

Немцы. Первые немцы, значительная часть которых была выходцами из прибалтийских губерний, появились в Казахстане в XVIII веке в составе военных соединений. 

Поляки. Впервые значительные группы поляков появились на территории Казахстана в начале XIX века. Это были польские конфедераты, сосланные царским правительством. Местные власти принудительно записывали их в состав яицких и сибирских казаков.

Уйгуры и дунгане. На рубеже 70–80-х годов XIX века царское правительство инициировало переселение в Жетысу уйгуров и дунган, ранее проживавших на территории Илийского края Китая.

Переселение в Казахстан представителей других народов.

На территории Казахстана к концу XIX века появились представители других народов. Из европейской части России прибыли мордвины, и в 1897 году их численность составила почти 12 тыс. человек. В основном они расселились в Кокчетавском и Петропавловском уездах Акмолинской области и Кустанайском уезде Тургайской области.

  Практически во всех городах Казахстана проживали евреи. Они компактно расселялись в Акмолинской и Сырдарьинской областях. Ограничение в выборе рода занятий и еврейские погромы в европейской части России привели к некоторому увеличению их численности в городах Казахстана к ХХ веку – свыше 1,6 тыс. человек.

Между казахами и переселенцами складывались добрососедские отношения.
  В целом в начале ХХ века колониальная политика Российской империи привела к тому, что на территории Казахстана оказались представители различных народов, заметно изменившие национальный состав населения.


2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах):

1) Кто такие раскольники?

2) Раскройте содержание понятия «моноэтнический состав».

3) Определите причины переселения представителей других этносов в нашу страну.

4) Почему большинство генералов Сибирской линии были из числа немцев?

5) Какой вклад внес Т. Шевченко в изучение Казахстана?

6) Кого из известных представителей диаспор в Казахстане вы знаете?
7) Используя материалы Первой Всероссийской переписи населения Российской империи 1897 года, проанализируйте этническую структуру населения Казахстана.
8) Приведите пословицы и поговорки представителей диаспор Казахстана, призывающие к миру и добрососедству.
9) Докажите, что одним из факторов, способствующих укреплению межнационального мира в Казахстане, является традиционно доброжелательный характер казахов.


3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Определите причины и последствия переселения представителей других этносов в нашу страну.


4. Заполнить таблицу «Этнический состав населения Казахстана в начале ХХ века».

Вопросы исследования:

1) Русские переселенцы;

2) Украинские переселенцы;

3) Татарская община;

4) Переселение в Казахстан представителей других народов. 


5. Написать историческое заключение: «Этапы изменения этнического состава населения на территории Казахстана (XVIII – начало ХХ века)».


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.

Формативное (взаимное оценивание)




Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения

Критическое мышление

Лидерство



Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана.Учебник для 11кл. общеобразоват.школы. З.Е. Кабульдинов, А.Д. Сандыбаева, Ф.Р. Лебаев. Часть 1. -Алматы: «Атамура», 2020

Рефлексия

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме.

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: §§ 13-14, стр.95-105, учить, ответить на вопросы (учебник).

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники

Самооценивание и взаимооценивание.


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!