СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Начало Отечественной войны против джунгарской агрессии»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Начало Отечественной войны против джунгарской агрессии» для учащихся 7 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Начало Отечественной войны против джунгарской агрессии»»

Дата:

2021

Предмет, класс

История Казахстана, 7 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Начало Отечественной войны против джунгарской агрессии

Основная идея

Исследовать и объяснять демографические изменения и миграционные процессы в период джунгарских нашествий; анализировать внутреннее политическое положение Казахского ханства

Цели:

7.1.1.1 объяснять демографические изменения и миграционные процессы в период джунгарских нашествий

7.2.2.1 оценивать ценность народного фольклора и музыкальных произведений, как исторических источников

7.3.1.2 анализировать внутреннее политическое положение Казахского ханства

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг.момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос.

1) Раскройте содержание понятия «аг­рессия».

2) Когда произошла Атлахская битва?

3) Историческое значение Атлахской битвы.

4) Вспомните, как происходило завоевание монголами земель Казахстана.
5) Раскройте содержание понятия «отечество». 

6) Вспомните, как происходили завоевательные походы эмира Тимура.

7) Определите сходство между завоеваниями Чингисхана и Тимура.

8) Когда образовалось Казахское ханство?

9) Каким было внутреннее и внешнее положение Казахского ханства?

(повторение)


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп.мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – §§ 1-2, стр.5-12, (учебник)

Исследовательский вопрос: Почему «Елимай» стала всенародной песней?

1. Работа с текстом (чтение).

В начале XVIII в. положение Казахского ханства усугублялось не только джунгарской аг­рессией. С северо-запада нападали башкиры, с севера - сибирские казаки, с юга часто беспокоили соседи -— узбекские ханства, стремившиеся отторгнуть часть тер­ритории Старшего жуза. И все же наибольшую опас­ность представляла Джунгария, частые вторжения ко­торой в казахские земли в начале 20-х годов XVIII в. приняли угрожающие масштабы.

Борьба казахского народа против джунгарской агрессии продолжалась бо­лее столетия.

В 1635 году образовалось Джунгарское ханство во главе с Батуром-хунтайши.

При хунтайши Галдан-Бошокту (1670-97) ойратские тайши начали новые завоевательские походы в Южный Казахстан, Среднюю Азию и Восточный Туркестан. После смерти Галдан-Бошокту правителем Джунгарского ханства стал его племянник Цэван-Рабдан (1697-1727).

К 1723 году в казахско-джунгарских отношениях ситуация резко изменилась: умер китайский император Канси, был заключен джунгаро-китайский дого­вор. Российское правительство с созданием Ир­тышской укрепленной линии не проявляло ка­ких-либо притязаний. Неожиданный поворот со­бытий джунгары решили использовать для напа­дения на казахские земли. Вторжение 1723-1725 гг. было продиктовано стремлением расширить утраченное в годы войны с Цинской империей (1717-1722) влияние в южных регионах Казахстана и в Средней Азии и восстановить за счет захваченной добычи подорванное войной хозяйство.

Многие казахские роды не были готовы к неожиданному удару джунгар в весеннюю пору, когда начинались жизненно важ­ные для кочевого хозяйства работы. К тому же, испыты­вая почти ежегодное нападение отдельных отрядов джунгар в течение четверти века, сам народ находился в состоянии морального истощения, а многие султаны и родоправители все больше обособлялись друг от друга. В 1723 г. первыми приня­ли удар казахи Жетысу и Прииртышья. В устных казахских преданиях этот период именуется как «Актабан шубырынды». Символом народной скорби казахов об этой трагедии стал жоктау (пес­ня-плач) «Елим-ай».

Джунгары оккупировали ог­ромную часть казахских земель к 20-м годам XVIII в. Приблизительной границей между владениями джунгар и казахов стали горы Улытау, озеро Балхаш и полоса между реками Чу и Талас. Переправившись через Сырдарью, казахи Старшего и части Среднего жуза от­кочевали к Ходженту, большинство родов Среднего жуза отошло к Самарканду, а Младшего – откочевало в пределы Хивы и Бухары.

Джунгарские отряды были вынуждены считаться со стойким сопротивлением казахского народа. Враг получал отпор и в горных местностях, и в отдаленных степных районах.

Джунгары отрезали Казахское ханство от таких городских ремесленных центров и рынков, как Ташкент, Туркестан, Сайрам.

Всенародное бед­ствие, которое принесло джунгарское нашествие, вызвало в казахском народе не только отчаяние, но и осмысление всего происходящего. Встала необходимость объединения различных регионов для организации отпора неприятелю. Потеря мно­гих пастбищ, перемещения различных родов и общин на новые земли заставили различные слои казахского общества считаться с тяжелой реальнос­тью. В этих условиях необходимо было общественное согласие. И в этом большую роль сыграли извест­ные в народе казахские батыры, выдающиеся бии, сам народ.


2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах):

1) Кто такие «джунгары»?

2) Назовите причины усиления Джунгарского ханства.

3) Раскройте содержание понятия «сепаратизм». 

4) Почему в казахском обществе усилился сепаратизм?

5) Назовите причины завоевательных походов джунгар на казахские земли.  

6) Назовите причины поражения казахов в начале Великого бедствия.  

7) Расскажите о последствиях джунгарского нашествия.


3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Определите причины и последствия завоевательных походов джунгар на казахские земли.  


4. Заполнить таблицу «Последствия джунгарского нашествия».

Вопросы исследования:

1) Оккупировали ог­ромную часть казахских земель;

2) Подорванное войной хозяйство;

3) Погибло две трети казахов. 


5. Написать историческое заключение: «Почему «Елимай» стала всенародной песней?».


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.

Формативное (взаимное оценивание)




Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения

Критическое мышление

Лидерство



Диалогическое обучение


Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана (XVIII-XIX вв.).Учебник для 8(7) кл. общеобразоват.школы./ З.Е. Кабульдинов и др.

-Алматы: «Атамура», 2018

Рефлексия

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме.

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: §§ 1-2, стр.5-12, ответить на вопросы (учебник).

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники

Самооценивание и взаимооценивание.


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!