Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания. | Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог. | Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы. |
15 мин | Актуализация знаний | 1.Фронтальный опрос. 1) Раскройте содержание понятия «агрессия». 2) Когда произошла Атлахская битва? 3) Историческое значение Атлахской битвы. 4) Вспомните, как происходило завоевание монголами земель Казахстана. 5) Раскройте содержание понятия «отечество». 6) Вспомните, как происходили завоевательные походы эмира Тимура. 7) Определите сходство между завоеваниями Чингисхана и Тимура. 8) Когда образовалось Казахское ханство? 9) Каким было внутреннее и внешнее положение Казахского ханства? (повторение) | Ответы на вопросы. | Формативное (взаимное оценивание) | Критическое мышление (вопросы, открытого и закрытого типа) | Оценочные листы, доп.мат. |
Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – §§ 1-2, стр.5-12, (учебник) Исследовательский вопрос: Почему «Елимай» стала всенародной песней? 1. Работа с текстом (чтение). В начале XVIII в. положение Казахского ханства усугублялось не только джунгарской агрессией. С северо-запада нападали башкиры, с севера - сибирские казаки, с юга часто беспокоили соседи -— узбекские ханства, стремившиеся отторгнуть часть территории Старшего жуза. И все же наибольшую опасность представляла Джунгария, частые вторжения которой в казахские земли в начале 20-х годов XVIII в. приняли угрожающие масштабы. Борьба казахского народа против джунгарской агрессии продолжалась более столетия. В 1635 году образовалось Джунгарское ханство во главе с Батуром-хунтайши. При хунтайши Галдан-Бошокту (1670-97) ойратские тайши начали новые завоевательские походы в Южный Казахстан, Среднюю Азию и Восточный Туркестан. После смерти Галдан-Бошокту правителем Джунгарского ханства стал его племянник Цэван-Рабдан (1697-1727). К 1723 году в казахско-джунгарских отношениях ситуация резко изменилась: умер китайский император Канси, был заключен джунгаро-китайский договор. Российское правительство с созданием Иртышской укрепленной линии не проявляло каких-либо притязаний. Неожиданный поворот событий джунгары решили использовать для нападения на казахские земли. Вторжение 1723-1725 гг. было продиктовано стремлением расширить утраченное в годы войны с Цинской империей (1717-1722) влияние в южных регионах Казахстана и в Средней Азии и восстановить за счет захваченной добычи подорванное войной хозяйство. Многие казахские роды не были готовы к неожиданному удару джунгар в весеннюю пору, когда начинались жизненно важные для кочевого хозяйства работы. К тому же, испытывая почти ежегодное нападение отдельных отрядов джунгар в течение четверти века, сам народ находился в состоянии морального истощения, а многие султаны и родоправители все больше обособлялись друг от друга. В 1723 г. первыми приняли удар казахи Жетысу и Прииртышья. В устных казахских преданиях этот период именуется как «Актабан шубырынды». Символом народной скорби казахов об этой трагедии стал жоктау (песня-плач) «Елим-ай». Джунгары оккупировали огромную часть казахских земель к 20-м годам XVIII в. Приблизительной границей между владениями джунгар и казахов стали горы Улытау, озеро Балхаш и полоса между реками Чу и Талас. Переправившись через Сырдарью, казахи Старшего и части Среднего жуза откочевали к Ходженту, большинство родов Среднего жуза отошло к Самарканду, а Младшего – откочевало в пределы Хивы и Бухары. Джунгарские отряды были вынуждены считаться со стойким сопротивлением казахского народа. Враг получал отпор и в горных местностях, и в отдаленных степных районах. Джунгары отрезали Казахское ханство от таких городских ремесленных центров и рынков, как Ташкент, Туркестан, Сайрам. Всенародное бедствие, которое принесло джунгарское нашествие, вызвало в казахском народе не только отчаяние, но и осмысление всего происходящего. Встала необходимость объединения различных регионов для организации отпора неприятелю. Потеря многих пастбищ, перемещения различных родов и общин на новые земли заставили различные слои казахского общества считаться с тяжелой реальностью. В этих условиях необходимо было общественное согласие. И в этом большую роль сыграли известные в народе казахские батыры, выдающиеся бии, сам народ. 2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах): 1) Кто такие «джунгары»? 2) Назовите причины усиления Джунгарского ханства. 3) Раскройте содержание понятия «сепаратизм». 4) Почему в казахском обществе усилился сепаратизм? 5) Назовите причины завоевательных походов джунгар на казахские земли. 6) Назовите причины поражения казахов в начале Великого бедствия. 7) Расскажите о последствиях джунгарского нашествия. 3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Определите причины и последствия завоевательных походов джунгар на казахские земли. 4. Заполнить таблицу «Последствия джунгарского нашествия». Вопросы исследования: 1) Оккупировали огромную часть казахских земель; 2) Подорванное войной хозяйство; 3) Погибло две трети казахов. 5. Написать историческое заключение: «Почему «Елимай» стала всенародной песней?». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана (XVIII-XIX вв.).Учебник для 8(7) кл. общеобразоват.школы./ З.Е. Кабульдинов и др. -Алматы: «Атамура», 2018 |
Рефлексия | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме. 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: §§ 1-2, стр.5-12, ответить на вопросы (учебник). | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники | Самооценивание и взаимооценивание. | Лидерство Критическое мышление | |