15 мин | Актуализация знаний | 1.Фронтальный опрос. 1) Как повлияли природно-климатические условия на возникновение кочевого скотоводства? 2) Назовите регион, где впервые одомашнили лошадь. 3) Раскройте содержание понятия «экосистема». 4) Почему основным видом хозяйственной деятельности народов, живших на территории Казахстана, стало скотоводство? 5) Что такое «тебеневка»? 6) Как подразделялись пастбища кочевников? 7) На какие типы делилось традиционное скотоводство казахов? (проверка домашней работы) | Ответы на вопросы. | Формативное (взаимное оценивание) | Критическое мышление (вопросы, открытого и закрытого типа) | Оценочные листы, доп.мат. |
Осмысление | 25 мин | Освоение нового, применение знаний | Изучение нового материала – §§ 3-4, стр.22-32, (учебник) 1. Работа с текстом (чтение). Истоки традиционных ремесел и промыслов. По данным отечественного антрополога О. Исмагулова, на протяжении 4 тыс. лет значительная часть населения Казахстана была автохтонной – саки, гунны, средневековые тюрки, кыпчаки и т.д. Казахи стали преемниками богатейшей духовной и материальной культуры этих народов и племен, которые издревле проживали на территории Казахстана. Например, саки умели выделывать войлок, изготавливали из войлока и кожи предметы одежды и домашней утвари. В захоронении «Золотого человека» в кургане Иссык в 1969 году были обнаружены уникальные находки, аналоги которых бытовали у степняков в позднейшее время: металлические пластины (бляхи), холодное оружие, серебряные чаши, посуда из цельного дерева, а также гончарные изделия. Древние жители Казахстана изготавливали и юрты. Подобные предметы были распространены среди жителей Степи вплоть до ХХ века. Недалеко от Жезказгана известный казахский ученый, археолог А. Маргулан исследовал центры древней металлургии. Эти и другие факты однозначно свидетельствуют о том, что древние жители Казахстана умели плавить медь, бронзу и железо, и от предшествующих поколений казахские кузнецы и ремесленники переняли секреты обработки металла и мн. др. Казахские ремесла и промыслы в Новое время. В XVIII – начале XX века домашние ремесла и промыслы продолжали развиваться. Как известно, в традиционном обществе значительная часть предметов быта, одежды, украшений изготавливалась в натуральном хозяйстве. Занятие скотоводством обеспечивало кочевников всем самым необходимым, делая их хозяйство вполне самодостаточным. Скот и продукция скотоводства для степняков были практически всем: транспортом, едой, одеждой, товаром и пр. Вот как об этом писал прекрасный знаток степного быта Ш. Уалиханов: «Кочевой степняк ест, пьет и одевается скотом, для него скот дороже своего спокойствия. Первое приветствие киргиза (казаха – авт.), как известно, начинается следующей фразой: здоров ли твой скот и твое семейство?». В натуральном хозяйстве скотоводов было налажено самое настоящее безотходное производство, что являлось ярким проявлением высокой экологической культуры. Вся продукция скотоводства и даже ее отходы шли на внутреннее потребление и производство. Так, из шкуры домашних животных шили одежду и обувь. Из кожи мастерили украшения и посуду. Из кости делали различные шкатулки, украшения для музыкальных инструментов, домашнюю утварь, а также варили черное мыло, обладающее особыми дезинфицирующими свойствами. Из шерсти и производного из нее материала – войлока – изготавливали многие виды одежды, предметы быта, а также ковры (сырмақ, текемет, түскиіз, алаша и др.), из конского волоса – крепкие и долговечные арканы, из рога – гребни (тарақ). И даже помет домашних животных шел в дело: овечий – на топливо, а конский – на обмазку стен стационарных жилищ из дерна и самана. 2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах): 1) Раскройте содержание понятия «автохтонный». 2) Что такое қалау? 3) Из каких компонентов состоят деревянная и войлочная части юрты? 4) Является ли казахский народ продолжателем духовной и материальной культуры ранних кочевников? 5) Почему кочевники не занимались массовой продажей ремесленных изделий? 6) Как вы думаете, что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел? 7) Для каких ситуаций характерен обычай взаимопомощи казахского народа? 8) Раскрывают ли ремесленные изделия казахского народа его национальную самобытность? 9) Согласны ли вы с выводом о том, что «предметы народных промыслов основаны на экономических характеристиках народа»? 10) Назовите изделия национальных ремесел, которые используются в повседневной жизни в настоящее время. 3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь. Определите причины и последствия развития ремесла и промыслов у казахов. 4. Заполнить таблицу «Орнамент на изделиях домашних ремесел». Вопросы исследования: 1) Зооморфные узоры. 2) Растительные узоры. 3) Геометрические узоры. 4) Космогонические узоры. 5. Написать историческое заключение: «Развитие ремесла и промыслов у казахов». | Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод. | Формативное (взаимное оценивание) Стратегия «Стикер» | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение | Таблица ЗХУ, учебник: История Казахстана.Учебник для 11кл. общеобразоват.школы. З.Е. Кабульдинов, А.Д. Сандыбаева, Ф.Р. Лебаев. Часть 1. -Алматы: «Атамура», 2020 |
Рефлексия | 3 мин | Анализ урока, домашнее задание | 1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме. 2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока; 3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным? 4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах. 5) Домашнее задание: §§ 3-4, стр.22-32, ответить на вопросы (учебник). | Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники | Самооценивание и взаимооценивание. | Лидерство Критическое мышление | |