СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Цивилизация Великой Степи в эпоху ранних кочевников»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Цивилизация Великой Степи в эпоху ранних кочевников» для учащихся 10 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Цивилизация Великой Степи в эпоху ранних кочевников»»

Дата:

09.2021

Предмет, класс

История Казахстана, 10 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Цивилизация Великой Степи в эпоху ранних кочевников

Основная идея

Рассмотреть особенности кочевой цивилизации Великой Степи, оценить влияние цивилизации ранних кочевников на ход мировых исторических процессов.

Цели:

10.1.2.6-характеризовать особенности кочевой цивилизации Великой Степи, используя критерии определения понятия «цивилизация»;

10.1.2.7 -оценивать влияние цивилизации ранних кочевников на ход мировых исторических процессов, анализируя различные точки зрения

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг. момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

1. Что такое энеолит?

2. Раскройте понятие «ботайская культура».

3. Что такое эпоха бронзы?

4. Кто такие андроновцы?

5. Когда произошло одомашнивание лошади в Казахстане?

6. Какие черты Ботайской культуры характерны и для казахской культуры?

7. Определите хронологические рамки эпохи бронзы в Казахстане.

(проверка домашней работы).

Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, применение знаний

Изучение нового материала – § 10, стр.42-48 (учебник).

1. Работа с текстом (чтение).

Проблема изучения цивилизаций кочевников является одной из актуальных в современной историографии Казахстана. До сих пор мы имели дело с обоснованием их права на существование в историческом летописании. Благодаря усилиям отечественных исследователей М. К. Ко­зыбаева, К. М. Байпакова, К. А. Акишева, И. Н. Тасмагам­бе­това и ряда известных историков, археологов, этнографов, в целом обществоведов, к настоящему времени создана цельная концепция существования на территории Казахстана степной цивилизации кочевников.

Особое место среди работ, посвященных рассматриваемой теме занимают труды Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. В частности, в работе «В потоке истории» он рассматривает казахскую степь как часть «Великого тюркского эля». И в этом заложен большой смысл. По сути, пояс степей и пус­тынь Казахстана действительно представлял собой родину великих кочевых государ­ств и империй древности. «Именно на территории нынешнего Казах­стана и сопредельных с ним регионов возникли различные культуры, которые оказали едва ли не определяющее влияние на развитие многих народов мира».

Сегодня на уроке мы вспомним уже знакомый вам материал, изученный в 6-7 классах, и попробуем осмыслить его на более высоком уровне, какая-то информация для вас окажется новой. Через некоторое время вам предстоит поступать в вузы, где с источниками придётся зачастую работать самостоятельно и пригодятся ваши умения и навыки, полученные в школе.

Будучи создателями основ цивилизации, оригинальной геополитики и идеологии своего времени, обитатели Великой степи вольно обитали и приумножали славу на огромных географических и культурных просторах. Как отмечал академик М. К. Козыбаев: «И постепенно в те далекие времена саки, гунны, кангюи, усуни, дулаты, аргыны, алшыны, жалаиры, кимаки-огузы, кыпчаки, кыргызы, карлуки и другие родственные им роды и племена составили основу будущего казахского этноса. Они сумели сохранить свою самобытность, несмотря на переселение в степь персов, арабов, тунгусских племен жужанов (аваров) и других народов... Но столь же глупо забывать о величии Азии. Мы несколько склонны увлекаться блеском Европы и забывать о прошлом. Сле­дует помнить, что именно Азия дала великих идейных вождей, которые, возможно, оказали на мир большое влияние, чем кто-либо другой или что-либо другое, где бы то ни было. Азия дала великих основателей главных религий. Христос, Мухаммед, вели­кие китайские философы Конфуций и Лао-цзы - можно было бы заполнить целые страницы именами великих мыслителей Азии. Можно заполнить также целые страницы именами великих деяте­лей Азии. Я мог бы показать тебе, насколько великим и жизне­способным и во многих других отношениях был наш древний кон­тинент в прошлом»


2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника (в парах):

I. Ответьте на вопросы:

1.Что такое кочевничество?

2. Когда появилось кочевое скотоводство?

3. Какие виды производительного хозяйства были сформированы у кочевников?

4. Назовите типичные черты социальной организации кочевой цивилизации.

5. Назовите основные письменные источники по истории кочевников эпохи раннего железа.

II. Установите истинное или ложное утверждение. Отметьте знаком «+» - истинное, а «-» - ложное. Правда - «+», ложь - «-».

1. Тасмолинская культура саков была характерна для аргиппеев.

2. На смену андроновской культуре пришла скифо-сакская.

3. Курганы с «усами» - отличительная черта тасмолинской культуры.

4. Кибиточный способ кочевания связан с появлением разборной юрты.

5. Для саков-парадарайя характерен «звериный» стиль в искусстве.


8. Перечислите особенности кочевой цивилизации.


9. Охарактеризуйте ранних кочевников, назовите их главное занятие.


3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Определить причины и последствия возникновения кочевничества.


4. Заполнить таблицу «Факторы, повлиявшие на возникновение кочевой цивилизации».


5. Написать историческое заключение: «Цивилизация Великой Степи в эпоху ранних кочевников (саки, сарматы)».


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.


Формативное (взаимное оценивание)













Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения











Критическое мышление




Лидерство




Диалогическое обучение



Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, Учебник: Джандосова З.А. История Казахстана. 10 класс, Мектеп, 2019 г. §10, стр. 42-48






Дополнительные материалы (ссылки на материалы):

https://www.tuva.asia/journal/issue_4/909-magytov.html

https://zen.yandex.ru/media/warband/velikaia-step-kochevniki-5afdc3c28c8be3f9b53547b

https://www.youtube.com/watch?v=2MUYj_T8KV4

РЕФЛ

Е

К

СИЯ

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: § 10, стр.42-48 учить, ответить на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!