КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49
СТАНИЦЫ СМОЛЕНСКОЙ
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ 9 КЛАСС
НА ТЕМУ:
«Общественно-политическое развитие России в 1894—1904 гг.»
Урок разработала:
учитель истории обществознания
МБОУ СОШ№49
Лисицина Алла Анатольевна
Цель урока:
сформировать у учащихся представление об основном противоречии российской политической системы — между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью; показать, что в начале века происходит раскол в российской бюрократии по вопросу о перспективах развития России (линия Витте — Плеве) и формирование европейско-рационалистической группировки, пытающейся провести реформирование политической системы страны по либеральному образцу; проанализировать основные программные и тактические установки социалистических партий и либеральных организаций.
Ключевые знания: психологический портрет Николая II и его политические воззрения; борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований.
Внутрипредметные и метапредметные связи: курс «Новая история», тема «Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений в обществе»; курс «История России. XIX век», темы «Революционное народничество второй половины 60-х — начала 80-х гг. XIX в.», «Распространение марксизма в России».
Ключевое понятие: «зубатовский социализм».
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): давать характеристику личности Николая II; объяснять, в чём заключалась необходимость политических реформ в России в начале XX в.; объяснять причины радикализации общественного движения в России в начале XX в; объяснять значение понятий: социал-демократы, эсеры; сравнивать РСДРП и ПСР, выявлять черты их сходства и различия.
Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные.
Работа с историческими источниками: чтение и комментирование отрывков из адреса Тверского земства Николаю II и из речи Николая II 17 января 1895 г.; чтение и комментирование выдержек из Программы РСДРП (учебник, с. 22), Программы ПСР (учебник, с. 24).
Основные персоналии: Николай II, С. Ю. Витте, В. К. Плеве, С. В. Зубатов, В. И. Ленин, Л. Мартов, В. М. Чернов, П. Д. Святополк-Мирский.
Основные даты: 1898, март — I съезд РСДРП в Минске; 1902 — образование партии социалистов-революционеров; 1903, июль—август — II съезд РСДРП: раскол партии на большевиков и меньшевиков; 1904, январь — образование «Союза освобождения» — нелегального политического объединения либеральной интеллигенции.
Образовательная среда: 1. Учебник. — § 3. 2. Рабочая тетрадь. — Ч. 1. — § 3. 3. Хрестоматия по истории России: XX в.
Ключевые вопросы: 1. Николай II: личность монарха в оценках современников и историков. 2. Борьба в верхних эшелонах власти. 3. Нарастание противоречий между властью и обществом. 4. «Зубатовский социализм».
Создание РСДРП. 6. Партия социалистов-революционеров.
Либеральные организации. 8. Либеральные проекты П. Д. Святополк-Мирского.
Ход урока
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 2 и 4 к § 2 в рабочей тетради, а также дать индивидуальные проверочные задания на карточках.
Заполните таблицу «Монополистические объединения в России начала XX в.».
Название | | Роль в экономике |
| Его форма |
монополистического | |
объединения | страны |
Вычеркните лишний термин и объясните, почему он является лишним в данном логическом ряду: картель, концерн, синдикат, трест, фабрика.
Подводя итог ответам учащихся, учитель говорит о том, что в реформировании нуждалась не только экономическая, но и политическая система Российской империи, называет тему урока, зачитывает его план.
Заслушав сообщения, подготовленные учащимися, учитель предлагает обсудить, почему современников настораживала «обыкновенность» Николая II.
Каковы были их главные функции? Каковы были главные требования земской общественности?
Учитель может зачитать отрывки из адреса Тверского земства Николаю II (1) и из речи Николая II 17 января 1895 г. (2) и организовать беседу.
Мы ждём, Государь, возможности и права общественных учреждений выражать своё мнение по вопросам, их касающимся, дабы до высоты Престола могло достигать выражение потребностей и мысли не только представителей администрации, но и народа русского.
Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земств в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все силы народному благу, буду охранять начало самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель.
Вопросы и задания к документам: каких реформ ждала от Николая II земская общественность? Могли ли они в случае их принятия кардинальным образом изменить государственные порядки в Российской империи? Обоснуйте свой ответ. Подумайте, почему Николай II так упорно отстаивал незыблемость самодержавного строя.
Учащиеся уже познакомились с деятельностью С. Ю. Витте, а также будут встречать его фамилию и в последующих материалах учебника, поэтому можно более подробно рассказать о нём.
Учитель может привести биографическую справку и об оппоненте С. Ю. Витте — В. К. Плеве.
После объяснения сущности двух подходов к вопросу о перспективах развития страны, имевшихся в верхних эшелонах власти, учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы: в чём принципиальное различие во взглядах С. Ю. Витте и В. К. Плеве? Что было общего во взглядах этих людей и в их личных качествах? Чем отличались программы С. Ю. Витте и В. К. Плеве от программы, предложенной земствами?
Можно предложить учащимся прочитать в учебнике раздел «Нарастание противоречий между властью и обществом» и ответить на вопросы: какие слои населения приняли участие в антиправительственном движении? В чём различия между экономическими и политическими требованиями рабочих? Как можно оценить характер крестьянских выступлений? Каковы причины оживления национальных движений?
Учитель объясняет суть зубатовского эксперимента. Его можно трактовать как непоследовательную, но всё же попытку поставить самодержавную власть над конфликтом между рабочими и предпринимателями, придать этой власти направление, которое укладывалось в логику традиционных представлений о роли и значении самодержавия, а рабочее движение свести к чисто экономической борьбе.
Учащимся предлагается прочитать документ на с. 21 учебника и ответить на поставленные вопросы.
Учитель просит учащихся вспомнить, кто такие социалисты; какие социалистические организации существовали в России в XIX в.; что такое политическая партия. Далее он рассказывает об особенностях образования политических партий в России и задаёт вопрос: какие причины обусловили эти особенности? Учитель подводит итоги ответам учащихся и разъясняет проблему классификации политических партий.
Затем учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника, читают выдержки из Программы РСДРП, помещённой в хрестоматии на с. 16—18, отвечают на вопросы, выполняют задание 5 к § 3 в рабочей тетради.
Изучение вопроса можно провести путём самостоятельной работы с текстом учебника. Учитель предлагает учащимся прочитать в § 3 учебника раздел «Партия соци- алистов-революционеров» и ответить на вопросы: что было общего между социал-демократами и эсерами? В чём заключались различия в программах и тактике социал-демократов и эсеров? Насколько был оправдан, с вашей точки зрения, эсеровский индивидуальный террор? Какой психологический след оставил он в русском обществе начала XX в.?
Учитель может дополнить текст учебника Примерным уставом Боевой дружины партии эсеров, помещённым в хрестоматии на с. 21—23, а также биографической справкой о В. М. Чернове.
Учитель задаёт учащимся вопросы: кого называют либералами? Каковы особенности либерального движения в России в конце XIX в.? Затем учитель рассказывает о тех изменениях, которые произошли в либеральном движении в начале XX в., объясняет причины его радикализации. При рассказе можно зачитать документ, о котором идёт речь в тексте учебника.
От русских конституционалистов
...Первым пунктом программы должны быть... требования, которые во всех культурных государствах давно уже легли в основу свободной общественной жизни как её элементарнейшие и необходимые предварительные условия:
Личная свобода, гарантированная независимым судом...
Равенство всех перед законом...
За этими необходимыми предпосылками личной свободы и равенства прав, гражданских и политических, следует столь же необходимое признание элементарных условий свободной политической мысли и критики:
Свобода печати...
Свобода собраний и союзов.
Право петиций.
Только при условии принципиального признания всех перечисленных «основных прав» получает свой полный смысл и то политическое требование, которое можно... считать центральным... в конституционной программе, а именно:
Бессословное народное представительство в постоянно действующем и ежегодно созываемом верховном учреждении с правами высшего контроля, законодательства и утверждения бюджета. Экономические, финансовые, культурно-просветительные, административные реформы, рабочее законодательство и аграрный вопрос, децентрализация и переустройство местного самоуправления — все эти и подобные им вопросы, выдвинутые русской жизнью, составляют неисчерпаемый материал для будущей законодательной деятельности представительного органа.
Помимо формулировки программы, важнейшим... вопросом является вопрос о мерах и способах её осуществления. Принципиальные основы политической реформы должны... быть... признаны и утверждены актом высочайшей воли (т. е. императором. — Авт.).
Вопросы к документу: каковы программные и тактические установки конституционалистов? Чем они отличались от марксистских и эсеровских установок?
Можно дать небольшую биографическую справку о П. Д. Святополк-Мирском.
Князь Пётр Данилович Святополк-Мирский (1857—1914) окончил Пажеский корпус. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877—1878 гг., затем окончил Академию Генерального штаба. Занимал должности пензенского и екатеринославского губернаторов. В 1900—1902 гг. был товарищем министра внутренних дел и командующим корпусом жандармов, но, считая излишним проведение некоторых репрессивных мер, добровольно ушёл в отставку. В 1902—1904 гг. был виленским, ковенским и гродненским генерал-губернатором. В августе 1904 г., после убийства В. К. Плеве, назначен министром внутренних дел.
Пётр Данилович обладал высокими личными качествами: честнейший, благородный, хороший человек — такими эпитетами награждали его современники. К тому же он слыл умеренным либералом. По его мнению, следовало проводить различие между подпольными революционерами и теми общественными элементами, которые возражают не против существующего порядка в целом, а лишь против произвола властей, ограничив который можно добиться относительного спокойствия в стране. Именно такая позиция соответствовала в тот момент взглядам Николая II. Однако почти все, кто отдавал должное прекрасным личным качествам князя, соглашался с его политическими воззрениями, почти столь же единодушно отмечали, что этих качеств было совершенно недостаточно для министра внутренних дел такой страны, как Россия, что для претворения в жизнь программы реформ требовались несколько иные качества, которыми Святополк-Мирский, увы, не обладал...
16 сентября 1904 г., принимая чинов своего ведомства, новый министр произнёс знаменитые слова о доверии: «Административный опыт привёл меня к глубокому убеждению, что плодотворность правительственного труда основана на искренне благожелательном и истинно доверчивом отношении к общественным и сословным учреждениям и к населению вообще. Лишь при этих условиях работы можно получить взаимное доверие, без которого невозможно ожидать прочного успеха в деле устроения государства».
В первые же дни после своего назначения новый министр дал несколько интервью русским и иностранным газетам. Основным рефреном всех его заявлений была мысль о необходимости тесного сотрудничества с земствами. Либеральная печать ликовала. Ей вторили консерваторы. «Разве слова министра не веяние весны, не явный её признак?» — вопрошал А. С. Суворин. Период нахождения на посту П. Д. Святополк-Мирского был назван «весной» или эрой доверия.
В качестве закрепления нового материала можно выполнить задание 6 к § 3 в рабочей тетради.
Темы докладов и сообщений: 1. Жизнь и деятельность В. К. Плеве. 2. Жизнь и деятельность С. В. Зубатова. В. И. Ленин на II съезде РСДРП. 4. Боевая организация ПСР. 5. Недолгая «весна» П. Д. Святополк-Мирского.
Домашнее задание: § 3 учебника и вопросы к нему. Выучить новые термины. Выполнить задания 1, 2 и 4 к § 3 в рабочей тетради.