СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ 9 КЛАСС НА ТЕМУ: «Общественно-политическое развитие России в 1894—1904 гг.»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

сформировать у учащихся представление об основном противоречии российской политической системы — между формирующимся гражданским обществом и самодер­жавной властью; показать, что в начале века происходит раскол в российской бюрократии по вопросу о перспективах развития России (линия Витте — Плеве) и формирование европейско-рационалистической группировки, пытающейся провести реформирование политической системы страны по либеральному образцу; проанализировать основные про­граммные и тактические установки социалистических пар­тий и либеральных организаций

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ 9 КЛАСС НА ТЕМУ: «Общественно-политическое развитие России в 1894—1904 гг.»»



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49

СТАНИЦЫ СМОЛЕНСКОЙ



РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ 9 КЛАСС

НА ТЕМУ:


«Общественно-политическое развитие России в 1894—1904 гг.»






Урок разработала:

учитель истории обществознания

МБОУ СОШ№49

Лисицина Алла Анатольевна








Цель урока:

сформировать у учащихся представление об основном противоречии российской политической системы — между формирующимся гражданским обществом и самодер­жавной властью; показать, что в начале века происходит раскол в российской бюрократии по вопросу о перспективах развития России (линия Витте — Плеве) и формирование европейско-рационалистической группировки, пытающейся провести реформирование политической системы страны по либеральному образцу; проанализировать основные про­граммные и тактические установки социалистических пар­тий и либеральных организаций.


Ключевые знания: психологический портрет Николая II и его политические воззрения; борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований.


Внутрипредметные и метапредметные связи: курс «Но­вая история», тема «Оформление консервативных, либе­ральных и радикальных политических течений в обществе»; курс «История России. XIX век», темы «Революционное народничество второй половины 60-х — начала 80-х гг. XIX в.», «Распространение марксизма в России».


Ключевое понятие: «зубатовский социализм».


Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): давать характеристику лич­ности Николая II; объяснять, в чём заключалась необходи­мость политических реформ в России в начале XX в.; объ­яснять причины радикализации общественного движения в России в начале XX в; объяснять значение понятий: соци­ал-демократы, эсеры; сравнивать РСДРП и ПСР, выявлять черты их сходства и различия.


Формируемые универсальные учебные действия: регуля­тивные, познавательные.


Работа с историческими источниками: чтение и коммен­тирование отрывков из адреса Тверского земства Николаю II и из речи Николая II 17 января 1895 г.; чтение и ком­ментирование выдержек из Программы РСДРП (учебник, с. 22), Программы ПСР (учебник, с. 24).


Основные персоналии: Николай II, С. Ю. Витте, В. К. Пле­ве, С. В. Зубатов, В. И. Ленин, Л. Мартов, В. М. Чернов, П. Д. Святополк-Мирский.


Основные даты: 1898, март — I съезд РСДРП в Минске; 1902 — образование партии социалистов-революционеров; 1903, июль—август — II съезд РСДРП: раскол партии на большевиков и меньшевиков; 1904, январь — образование «Союза освобождения» — нелегального политического объ­единения либеральной интеллигенции.


Образовательная среда: 1. Учебник. — § 3. 2. Рабочая тетрадь. — Ч. 1. — § 3. 3. Хрестоматия по истории России: XX в.


Ключевые вопросы: 1. Николай II: личность монарха в оценках современников и историков. 2. Борьба в верх­них эшелонах власти. 3. Нарастание противоречий меж­ду властью и обществом. 4. «Зубатовский социализм».

Создание РСДРП. 6. Партия социалистов-революционеров.

Либеральные организации. 8. Либеральные проекты П. Д. Святополк-Мирского.

Ход урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего зада­ния. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 2 и 4 к § 2 в рабочей тетради, а также дать инди­видуальные проверочные задания на карточках.

Заполните таблицу «Монополистические объединения в России начала XX в.».


Название


Роль в экономике


Его форма

монополистического


объединения

страны


Вычеркните лишний термин и объясните, почему он является лишним в данном логическом ряду: картель, кон­церн, синдикат, трест, фабрика.


Подводя итог ответам учащихся, учитель говорит о том, что в реформировании нуждалась не только экономическая, но и политическая система Российской империи, называет тему урока, зачитывает его план.


Заслушав сообщения, подготовленные учащимися, учитель предлагает обсудить, почему современников насто­раживала «обыкновенность» Николая II.



Каковы были их главные функции? Каковы были главные требования земской общественности?


Учитель может зачитать отрывки из адреса Тверского зем­ства Николаю II (1) и из речи Николая II 17 января 1895 г. (2) и организовать беседу.

Мы ждём, Государь, возможности и права общественных учреж­дений выражать своё мнение по вопросам, их касающимся, дабы до высоты Престола могло достигать выражение потребностей и мысли не только представителей администрации, но и народа русского.

Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земств в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все силы народному благу, буду охранять начало самодержавия так же твёрдо и неуклон­но, как охранял его мой незабвенный покойный родитель.


Вопросы и задания к документам: каких реформ жда­ла от Николая II земская общественность? Могли ли они в случае их принятия кардинальным образом изменить го­сударственные порядки в Российской империи? Обоснуйте свой ответ. Подумайте, почему Николай II так упорно от­стаивал незыблемость самодержавного строя.

Учащиеся уже познакомились с деятельностью С. Ю. Вит­те, а также будут встречать его фамилию и в последующих ма­териалах учебника, поэтому можно более подробно рассказать о нём.


Учитель может привести биографическую справку и об оппоненте С. Ю. Витте — В. К. Плеве.

После объяснения сущности двух подходов к вопросу о перспективах развития страны, имевшихся в верхних эше­лонах власти, учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы: в чём принципиальное различие во взглядах С. Ю. Витте и В. К. Плеве? Что было общего во взглядах этих людей и в их личных качествах? Чем отли­чались программы С. Ю. Витте и В. К. Плеве от програм­мы, предложенной земствами?

Можно предложить учащимся прочитать в учебнике раздел «Нарастание противоречий между властью и обще­ством» и ответить на вопросы: какие слои населения при­няли участие в антиправительственном движении? В чём различия между экономическими и политическими требова­ниями рабочих? Как можно оценить характер крестьянских выступлений? Каковы причины оживления национальных движений?


Учитель объясняет суть зубатовского эксперимента. Его можно трактовать как непоследовательную, но всё же попытку поставить самодержавную власть над конфликтом между рабочими и предпринимателями, придать этой вла­сти направление, которое укладывалось в логику традици­онных представлений о роли и значении самодержавия, а рабочее движение свести к чисто экономической борьбе.


Учащимся предлагается прочитать документ на с. 21 учебника и ответить на поставленные вопросы.


Учитель просит учащихся вспомнить, кто такие со­циалисты; какие социалистические организации существо­вали в России в XIX в.; что такое политическая партия. Далее он рассказывает об особенностях образования поли­тических партий в России и задаёт вопрос: какие причи­ны обусловили эти особенности? Учитель подводит итоги ответам учащихся и разъясняет проблему классификации политических партий.


Затем учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника, читают выдержки из Программы РСДРП, поме­щённой в хрестоматии на с. 16—18, отвечают на вопросы, выполняют задание 5 к § 3 в рабочей тетради.


Изучение вопроса можно провести путём самостоя­тельной работы с текстом учебника. Учитель предлагает учащимся прочитать в § 3 учебника раздел «Партия соци- алистов-революционеров» и ответить на вопросы: что было общего между социал-демократами и эсерами? В чём заклю­чались различия в программах и тактике социал-демократов и эсеров? Насколько был оправдан, с вашей точки зрения, эсеровский индивидуальный террор? Какой психологиче­ский след оставил он в русском обществе начала XX в.?


Учитель может дополнить текст учебника Примерным уста­вом Боевой дружины партии эсеров, помещённым в хре­стоматии на с. 21—23, а также биографической справкой о В. М. Чернове.


Учитель задаёт учащимся вопросы: кого называют либералами? Каковы особенности либерального движения в России в конце XIX в.? Затем учитель рассказывает о тех изменениях, которые произошли в либеральном движении в начале XX в., объясняет причины его радикализации. При рассказе можно зачитать документ, о котором идёт речь в тексте учебника.


От русских конституционалистов

...Первым пунктом программы должны быть... требования, которые во всех культурных государствах давно уже легли в основу свобод­ной общественной жизни как её элементарнейшие и необходимые предварительные условия:

Личная свобода, гарантированная независимым судом...

Равенство всех перед законом...

За этими необходимыми предпосылками личной свободы и равенства прав, гражданских и политических, следует столь же необходимое при­знание элементарных условий свободной политической мысли и кри­тики:

Свобода печати...

Свобода собраний и союзов.

Право петиций.

Только при условии принципиального признания всех перечислен­ных «основных прав» получает свой полный смысл и то политиче­ское требование, которое можно... считать центральным... в консти­туционной программе, а именно:

Бессословное народное представительство в постоянно действу­ющем и ежегодно созываемом верховном учреждении с правами высшего контроля, законодательства и утверждения бюджета. Экономические, финансовые, культурно-просветительные, админи­стративные реформы, рабочее законодательство и аграрный вопрос, децентрализация и переустройство местного самоуправления — все эти и подобные им вопросы, выдвинутые русской жизнью, со­ставляют неисчерпаемый материал для будущей законодательной деятельности представительного органа.

Помимо формулировки программы, важнейшим... вопросом являет­ся вопрос о мерах и способах её осуществления. Принципиальные основы политической реформы должны... быть... признаны и утверждены актом высочайшей воли (т. е. императо­ром. — Авт.).


Вопросы к документу: каковы программные и тактиче­ские установки конституционалистов? Чем они отличались от марксистских и эсеровских установок?

Можно дать небольшую биографическую справку о П. Д. Святополк-Мирском.

Князь Пётр Данилович Святополк-Мирский (1857—1914) окончил Па­жеский корпус. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877—1878 гг., затем окончил Академию Генерального штаба. Занимал должности пензенского и екатеринославского губернаторов. В 1900—1902 гг. был товарищем министра внутренних дел и командующим корпу­сом жандармов, но, считая излишним проведение некоторых ре­прессивных мер, добровольно ушёл в отставку. В 1902—1904 гг. был виленским, ковенским и гродненским генерал-губернатором. В августе 1904 г., после убийства В. К. Плеве, назначен министром внутренних дел.

Пётр Данилович обладал высокими личными качествами: честней­ший, благородный, хороший человек — такими эпитетами награж­дали его современники. К тому же он слыл умеренным либералом. По его мнению, следовало проводить различие между подпольны­ми революционерами и теми общественными элементами, которые возражают не против существующего порядка в целом, а лишь про­тив произвола властей, ограничив который можно добиться отно­сительного спокойствия в стране. Именно такая позиция соответ­ствовала в тот момент взглядам Николая II. Однако почти все, кто отдавал должное прекрасным личным качествам князя, соглашался с его политическими воззрениями, почти столь же единодушно от­мечали, что этих качеств было совершенно недостаточно для мини­стра внутренних дел такой страны, как Россия, что для претворения в жизнь программы реформ требовались несколько иные качества, которыми Святополк-Мирский, увы, не обладал...

16 сентября 1904 г., принимая чинов своего ведомства, новый ми­нистр произнёс знаменитые слова о доверии: «Административный опыт привёл меня к глубокому убеждению, что плодотворность пра­вительственного труда основана на искренне благожелательном и истинно доверчивом отношении к общественным и сословным уч­реждениям и к населению вообще. Лишь при этих условиях работы можно получить взаимное доверие, без которого невозможно ожи­дать прочного успеха в деле устроения государства».

В первые же дни после своего назначения новый министр дал не­сколько интервью русским и иностранным газетам. Основным реф­реном всех его заявлений была мысль о необходимости тесного со­трудничества с земствами. Либеральная печать ликовала. Ей вторили консерваторы. «Разве слова министра не веяние весны, не явный её признак?» — вопрошал А. С. Суворин. Период нахождения на посту П. Д. Святополк-Мирского был назван «весной» или эрой доверия.


В качестве закрепления нового материала можно выпол­нить задание 6 к § 3 в рабочей тетради.


Темы докладов и сообщений: 1. Жизнь и деятельность В. К. Плеве. 2. Жизнь и деятельность С. В. Зубатова. В. И. Ленин на II съезде РСДРП. 4. Боевая организация ПСР. 5. Недолгая «весна» П. Д. Святополк-Мирского.


Домашнее задание: § 3 учебника и вопросы к нему. Вы­учить новые термины. Выполнить задания 1, 2 и 4 к § 3 в рабочей тетради.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!