Пространство Северного Кавказа
Организационный момент.
– Добрый день, ребята! Все мы мечтаем о путешествиях. И даже если эти путешествия воображаемые, они все равно интересны. Россия – огромная страна. Урал, Сибирь, Дальний Восток и, конечно же, Кавказ!
Кавказ! Ты сердцу милый край!
Простор твой вольный с детства ощутил,
И всем скажу, что ты – природный рай,
А цепи гор навек я полюблю.
Кавказ! России южная граница,
Где сто народов как семья живут.
Эльбрус заснеженный на солнышке искрится,
А реки с гор стремительно текут.
Ковер цветов твоих степных просторов,
Шлейф ковыля седого на ветру
И тень лесов с мозаикой узоров
Откроют мне твою невинную красу.
Цели:
дать оценку ЭГП Северного Кавказа;
определить особенности природных условий и природных ресурсов района(практическая работа «Оценка ПРП Северного Кавказа»);
Формировать умение сопоставлять и анализировать тематические карты,
Воспитывать чувство прекрасного, гордость за свою страну.
– Итак, тема нашего урока “Северный Кавказ”. А цель – создание единого образа территории.
Вспомним, по какому плану мы изучаем все экономические районы?...
Что такое ЭГП, что мы будем оценивать?
Задания для групп
1 Определите положение региона на карте России. | 1. Почему регион одновременно называют Северным Кавказом и Европейским Югом? |
2. Определить государства- соседи на северо-западе региона Как поменялось положение региона в 1991 году ( какое событие произошло с государством?) 3.Определить моря, к которым имеет выход регион. К бассейнам каких океанов они относятся? 4.Как проходят железные дороги по территории региона (сопоставьте с физической картой) | 2. Определить государства - соседи на юге региона Как поменялось положение региона в 1991 году( какое событие произошло с государством?) 3.Определить внутренних соседей (экономические районы) 4. Как проходят железные дороги по территории региона (сопоставьте с физической картой) |
Положение на юге европейской части России – теплый климат.
Положение приморское: на востоке – Каспийское море и выход к Казахстану, Ирану, Азербайджану и Туркмении; на западе – Азовское и Черное моря и выход через пролив Босфор и Дарданеллы в Средиземное море.
Имеет приграничное положение – граничит по Кавказским горам с Азербайджаном и Грузией, а на севере – с Украиной; Поволжье.
Транспортная сеть достаточно развита на равнинной части Северного Кавказа, а в горах железная дорога отсутствует, только вдоль побережья проложены дороги
Туапсе – Сочи – Адлер; на востоке – Махачкала – Дербент – Баку; а через Карачаево-Черкессию проходит знаменитая Военно-Сухумская дорога в Грузию.
Вывод: ЭГП выгодное. Но из-за военного конфликта Россия – Грузия, нестабильности на территории Чеченской республики, в Ингушетии, обстановка достаточно сложная.
Кроме того, после распада СССР Россия потеряла порты, поэтому необходимо реконструировать порты Туапсе, Сочи, Новороссийск.
Состав территории.
– Территория Северного Кавказа как бы зажата между Азовским и Черным морями на юго-западе и Каспийским на юго-востоке.
Какие субъекты федерации входили в состав ЮФО по госплановскому делению? Кто сможет выйти к доске и показать на карте? (Слайд 4).
(Волгоградская область – город Волгоград
Астраханская область – город Астрахань
Ростовская область – город Ростов-на-Дону
Республика Калмыкия – город Элиста
Краснодарский край – город Краснодар
Ставропольский край – город Ставрополь
Республика Адыгея – город Майкоп
Республика Карачаево-Черкессия – город Черкесск
Республика Северная Осетия – Алания – город Владикавказ
Республика Кабардино-Балкария – город Нальчик
Республика Ингушетия – город Магас
Республика Дагестан – город Махачкала
Чеченская республика (Ичкерия) – город Грозный )
– В январе 2010 года по указу президента РФ ЮФО был поделен на два федеральных округа. Каких? Назовите центры? Проведите условную границу между ними? (Южный федеральный – центр в городе Ростове-на-Дону; Северо-Кавказский – центр в городе Пятигорске.)
Состав Северо-Кавказского округа:
Ставропольский край – город Ставрополь
Республика Карачаево-Черкессия – город Черкесск
Республика Северная Осетия – Алания – город Владикавказ
Республика Кабардино-Балкария – город Нальчик
Республика Ингушетия – город Магас
Республика Дагестан – город Махачкала
Чеченская республика (Ичкерия) – город Грозный
– Ребята, как вы считаете, с какой целью это было сделано? (сетку из семи, а теперь уже из восьми федеральных округов приемлют далеко не все политики, ученые и представители местных властей. Но важно помнить, что каждый федеральный округ служит своеобразным инструментом организационно-политического и экономического управления страной.
Практическая работа «Оценка ПРП региона»
Ресурсы.
Минеральные :каменный уголь – Российский Донбасс;
– нефть на Кубани, район Грозного;
– руды цветных металлов в горах Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.
Агроклиматические: теплое лето, богатые почвы чернозема позволяют выращивать озимую пшеницу, подсолнечник, сахарную свеклу, кукурузу и даже чай, рис, табак, цитрусовые.
Водные – реки – Дон, Кубань, Терек. Дон и Кубань используются для орошения; Терек и Кубань – берут начало в горах, поэтому богаты энергоресурсами.
Рекреационные– Приэльбрусье;
– Черноморское побережье Кавказа;
– Кавказские минеральные воды.
Условия.
Рельеф–Итак, мы с вами увидели, что обширная территория охватывает несколько природных регионов, в пределах которых четко выделяются равнинные степи, предгорные районы и горы. (Слайд 6)
Климат
Континентальность климата усиливается к востоку и юго-востоку. Почему?
– На черноморском побережье Кавказа средние температуры января – +4 – +5.
– А где самая теплая зима в России? (Сочи.)
– Почему? (Причерноморская низменная полоса полностью прикрыта горами от холодных северных ветров; субтропический климатический пояс.)
– Какими природными ресурсами обладает район?
Итог урока
Почему Кавказ называют амфитеатром европейской России?
Почему данный регион очень важен для России?
– А теперь проверим, насколько вы внимательно слушали и как усвоили урок. Географический диктант. Вопросы на экране. Записываете только ответы.
Через территорию республики проходит известная Военно-Сухумская дорога в Грузию. (Карачаево-Черкессия)
Назовите город, давший название лечебной минеральной воде. (Ессентуки)
Озеро, по которому проходит условная граница между Европой и Азией. (Маныч-Гудило)
Практическая работа «Оценка природно-ресурсного потенциала Северного Кавказа»
| Обязательный минимум | Дополнительные вопросы |
1.Ресурсы | | |
Минеральные | Выпишите названия полезных ископаемых и субъект, в котором они добываются | Какая закономерность проявляется в размещении топливных и рудных полезных ископаемых (сравните с картой атласа «Тектоника и минеральные ресурсы», обратите внимание на рельеф |
Водные | Выпишите названия рек | Определите, к бассейнам каких океанов относятся реки Кавказа? Какая форма рельефа является водоразделом рек Кубани и Терека? |
Агроклиматические | По карте атласа «Агроклиматические ресурсы » определите агроклиматический пояс и соответствующие ему сельскохозяйственные культуры | |
Рекреационные | –Черноморское побережье Кавказа (Выписать курорты в тетрадь); – Кавказские минеральные воды (выписать курорты в тетрадь); -горнолыжные курорты Приэльбрусья. | Какие курорты из перечисленных можно посещать круглый год? Какая минеральная вода носит одноименное название с городом, в котором производится? Какие города относятся к «Золотой четверке » Кавминвод |
2.Условия | | |
Рельеф | Как меняется рельеф при движении с севера на юг? Какие основные формы рельефа преобладают? | Докажите, что Кавказские горы относятся к молодым горам. |
Климат | Определите тип климата | Почему континентальность и общая засушливость климата нарастает с запада на восток? |
Природные зоны | Определите по карте природные зоны региона | |
3.Вывод | Дайте общую оценку ПРП региона и предположите, какие отрасли хозяйства могут быть отраслями специализации данной территории. | |
сегодня я узнал…
мне было интересно…
мне было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
сегодня я узнал…
мне было интересно…
мне было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
сегодня я узнал…
мне было интересно…
мне было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
1 Определите положение региона на карте России. | 1. Почему регион одновременно называют Северным Кавказом и Европейским Югом? |
2. Определить государства- соседи на северо-западе региона Как поменялось положение региона в 1991 году ( какое событие произошло с государством?) | 2. Определить государства - соседи на юге региона Как поменялось положение региона в 1991 году( какое событие произошло с государством?) |
3.Определить моря, к которым имеет выход регион. К бассейнам каких океанов они относятся? | 3.Определить внутренних соседей (экономические районы) |
4.Как проходят железные дороги по территории региона (сопоставьте с физической картой) | 4. Как проходят железные дороги по территории региона (сопоставьте с физической картой) |
1 Определите положение региона на карте России. | 1. Почему регион одновременно называют Северным Кавказом и Европейским Югом? |
2. Определить государства- соседи на северо-западе региона Как поменялось положение региона в 1991 году ( какое событие произошло с государством?) | 2. Определить государства - соседи на юге региона Как поменялось положение региона в 1991 году( какое событие произошло с государством?) |
3.Определить моря, к которым имеет выход регион. К бассейнам каких океанов они относятся? | 3.Определить внутренних соседей (экономические районы) |
4.Как проходят железные дороги по территории региона (сопоставьте с физической картой) | 4. Как проходят железные дороги по территории региона (сопоставьте с физической картой) |