Государственное казённое общеобразовательное учреждение Азовская школа №7
Разработка открытого урока географии
в 8 «А» классе
(слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся)
Подготовила : Гуровская Оксана Владимировна,
учитель высшей категории.
г.Азов
2021год.
Конспект открытого урока географии по теме:
«Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории»
Дата проведения:13.01.2021.
Тип урока: комбинированный
Цели:
-образовательная – познакомить обучающихся с понятием «биологические ресурсы», сформировать понимание роли живых организмов в жизни Земли, роли растительного и животного мира в жизни человека, познакомить с заказниками и национальными парками России.
-воспитательная- воспитывать экологическую грамотность, бережное отношение к природе, ко всему живому на Земле, прививать любовь к географии и заинтересованность в изучении предмета.
-развивающая – развивать речь, мышление, память, умение работать с картой и другими источниками географической информации, расширять кругозор.
-коррекционная – продолжать работу по развитию слухового восприятия обучающихся, работу на резервном расстоянии.
Оборудование: учебник по географии И.И.Бариновой «География России. Природа», атласы по географии для 8 класса, физическая карта России, ноутбук, проектор, презентация, тетради, ручки, экран.
Ход урока:
1.Организационный момент. (работа с экраном)
-Наденьте аппараты.
-Все ли готовы к уроку географии?
-Какой по счёту урок географии?
-Кто дежурный в классе?
-Дежурный, скажи, кто отсутствует в классе сегодня?
2. Проверка домашнего задания.
(работа по карточкам - письменные ответы на вопросы с взаимопроверкой и обсуждением результатов)
Вопросы-
1.Назовите основные виды растительности нашей страны.
2.Назовите основные виды животных нашей страны.
3.Что влияет на размещение растительности?
5.Перечислите природные зоны России.
3.Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня мы с вами поговорим о роли живых организмов в жизни Земли, узнаем, что такое Заказники и Национальные парки и где они расположены в России.
4.Изучение нового материала.
Для этого посмотрим небольшой видеоурок «Биологические ресурсы. Охрана природы» ( «Инфоурок. География. 8 класс») и потом ответим на вопросы. (просмотр презентации с последующей беседой -обсуждением)
Эта беседа становится логическим мостиком перехода к понятию «биологические ресурсы». Этот термин необходимо записать в тетрадь.
Биологические ресурсы -это растительные и животные организмы, используемые человеком в различных целях.
Затем составляем таблицу в тетрадях:
Вид ресурса | Использование ресурса |
1. Растительные ресурсы | 1. Пища. 2. Корма для домашних животных. 3. Лекарственные растения. 4. Поделочная и строительная древесина. 5. Топливо. 6. Сырьё для целлюлозно-бумажной, химической, фармацевтической, мебельной промышленности. 7. Сырьё для производства музыкальных инструментов |
2. Ресурсы животного мира | 1. Пушнина. 2. Пища (мясо, жир) - лось, кабан, пернатая дичь и т. д. 3. Шкуры - копытные животные. 4. Лекарственное сырьё (панты - молодые рога оленей) - основа для получения лекарства «пантокрин». 5. Рыбный промысел. |
В процессе беседы учащиеся учатся называть примеры рационального(правильного) и нерационального(неправильного) использования биологических ресурсов.
5. Презентация «Заповедники и национальные парки», сопровождаемая рассказом учителя.
1 слайд-Но усиленные воздействия человека на окружающую природную среду привели к сокращению живых организмов на Земле. Во многих регионах мира возросло количество исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, особенно в Европе, Северной Америке и др. местах. Это затронуло России, особенно её европейскую часть, где от 8 до 21 % дикой флоры нуждается в охранных мероприятиях. Только в Нечерноземной зоне РФ около 500 видов растений находятся под угрозой исчезновения. Также нуждаются в охране более 60 видов птиц, многие виды ценных промысловых животных, редких и эндемичных видов фауны. Назрела необходимость в серьезных мерах по охране природы.
2слайд-На Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) была принята Конвенция по биоразнообразию, которую ратифицировали многие страны мира, в том числе и Россия. Самой эффективной мерой по сохранению живых организмов на нашей планете является организация широкой сети охраняемых природных территорий, общее количество которых в мире составляет около 3500 при их общей площади свыше 4 млн км2.
3 слайд-В России были приняты федеральные законы «Об охране окружающей природной среды» (1991) и «Об особо охраняемых природных территориях» (1995). Согласно этим законам «особо охраняемые природные территории
4 слайд- (ООПТ) - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны». Эти территории относятся к объектам общенационального достояния.
5 слайд-Основные типы ООПТ:
• заповедники;
• биосферные заповедники;
• национальны е парки;
• природные парки;
• заказники;
• памятники природы;
• памятники Всемирного наследия;
• санитарно-курортные зоны;
• ботанические сады.
6 слайд-Заповедник - это территория, полностью исключенная из любой хозяйственной деятельности и предназначенная для сохранения нетронутых ландшафтов, изучения естественного развития их комплексов
7 слайд- Например, заповедник Аскания-Нова, почти единственная территория на Восточно-Европейской равнине, сохранившая ландшафт степи в первозданном виде.
8 слайд- Баргузинский заповедник на Байкале - эталон горно-таежного ландшафта, где обитает самый ценный по меху баргузинский соболь.
9 слайд- Сихотэ-Алинский заповедник, где охраняются амурский тигр.
10 слайд-Национальный парк - это особое природоохранное учреждение в малонарушенных природных комплексах. Национальный парк сочетает задачи охраны природы со строго контролируемым использованием для кратковременного отдыха людей и познавательного туризма. Первый национальный парк был создан в 1872 году в США - Йеллоустонский. В настоящее время в мире их насчитывается более 2300. В конце XX века в России имелось более 30 национальных парков .
5.Закрепление нового материала.
Работа с картой атласа и физической картой и учебником.
6.Словарная работа – биологические ресурсы, растительный мир, животный мир, заказник, особо охраняемые территории, заповедник, национальный парк, Красная Книга.
7. Рефлексия.
8.Подведение итогов урока.
9.Оценивание
10.Домашнее задание- выучить конспект, словарные слова , нанести на контурные карты заповедники России, написать доклады о животных Красной Книги.
Растительные Охотничьи - промысловые Рыбные Рекреационные
Положительная и отрицательная роль растений.
Роль растений на Земле велика. Насчитывается 18 тысяч растений.
Каждое из них приспособилось к определенным условиям. Их роль для
жизнедеятельности человека и в природе велика. Изучением
органического мира занимаются многие дисциплины.
§ 19 ,стр.11 - Роль живых организмов и науки их
изучаю
наслаждение
Почвоведение – образование гумуса, плодородие почв.
Экология – охрана окружающего м
давних пор человек использует плоды полезных дикорастущих
растений - ягоды, орехи, фрукты, грибы. Травы и кустарники – это
сырье для производства лекарств. Современная отечественная
медицина использует 230 видов лекарственных растений, 40 %
поступающих на мировой рынок изготавливают из сырья земной
аптеки.
По физическим свойствам лекарственные растения можно разделить на
группы:
а) успокаивающие, обезболивающие
б) снотворные
в) мочегонные
г) кровоостанавливающие
д) желудочные
е) отхаркивающие
Реклама- выставка под
Еще в начале ХХ века горьковато – сладкий на вкус корень женьшеня
ценили дороже золота, наравне с крупными алмазами. Более 5 тысяч лет
ходили «корневщики»- искатели корня по глухим лесам Дальнего Востока,
высматривая заветное растение. Корень выкапывали особой костяной
палочкой, читая заклинания. В истории известны удивительные находки
женьшеня. В 1905 году был найден корень весом 600 грамм, который
искатель продал за 5 тысяч мексиканских долларов. В 1980 году был найден
корень 419 грамм. В почитании женьшеня большую роль сыграла форма его
корней, они похожи на фигурки человека. Отсюда и название »жень»-
человек, « шень» - корень, его называют даром богов, чудом природы, солью
земли, божественной травой. Одна из легенд гласит, что женьшень
зарождается от молнии. Ударит молния в прозрачную воду горного
источника - источник уходит под землю, а на его месте вырастает корень
жизни – который таит в себе силу небесного огня. В естественных условиях
растет до 300 лет, прирост корня до одного грамма в год под прикрытием
высокой лесной растительности. В народной медицине женьшень давно
используется как средство способное предупреждать болезни. Для
длительного хранения корни сушат или консервируют. На Востоке способы
лечения находятся в строгом секрете. Применяется в виде настоев, отвара,
мазей, порошка, пилюль, чая. Растение укрепляет тело и бодрит дух,
повышает работоспособность, действует общеукрепляющее на организм,
увеличивает мышечную силу, жизненную силу легких, повышает
сопротивляемость орга
« Зеленая фабрика» природы сотни лет снабжает человечество продуктами и
одеждой, строительным материалом. Растения очищают воздух, от них
зависит климат местности.
сельскохозяйственных культур, которые наносят ощутимый вред,
выражающийся снижением урожайности и качества урожая.
Местами проявляется сорная растительность полей, сенокосов и пастбищ.
Происходит зарастание водоемов, оросительных каналов. Иногда с
растительностью связаны отравления человека и животных. Довольно часто
мы равнодушно проходим мимо сорняков - врачевателей. Хуже того, нередко
выкорчевываем их из своих огородов и грядок. И все потому, что не ведаем,
что творим. Так какие же
рубахи, плели сети, вили веревки, канаты. Крапива отличный корм скоту, и
человеку она не повредит. Она имеет уникальный витаминный состав.
Листья содержат аскорбиновую кислоту в 4 раза больше, чем в лимоне.
Листья содержат витамин В12, К, каратин. Крапива – кладезь здоровья. Из
нее варят щи, делают салаты. Крапива – кровоостанавливающее,
отхаркивающее, обезболивающее средство. Крапива была участником
многих магических обрядов. В народе считали, что злые духи боятся
крапивы. Очень непослушных детей стегали крапивой и делали это не с
целью причинения боли, а для того, чтобы изгонять нечистого, который как
считали знахари, заставляет проказничать ребенка. В старину люди считали,
что если из крапивы сплести коврик и положить у двери, то он спасет от
незваных злобных гостей и на какое-то время оставит их без колдовских сил.
Очень часто пользовались вениками из крапивы. Считали, что такой веник
выметает из жилища порчу. С этой целью во дворе всегда росла крапива и ее
редко вырубали. Из крап
приносят пользу (беседа о пользе репейного ма
Гусиная лапка. Отвар этой травы на молоке - сильное мочегонное средство.
Золой этой травы посыпают мокнущие экземы, порошок лечит дизентерию.
экологически чистые лекарственные препараты,
промысловым ресурсам относятся те промысловые животные, которые дают
человеку пищу, используются в медицине, служат сырьем для
промышленност
Более редкими пушными зверьками являются куница, выдра, бобр. Особенно
ценится на мировом рынке мех соболя. На зверофермах разводят норку,
ондатру. Другие продукты охотничьих промыслов – шкура, мясо, а также
продукты для удобрения и лекарств. Пернатая дичь – рябчики, перепелки-
издавна были деликатесными блюдами русской кухни. Особое место
занимает промысел и добыча водных организмов.
Реклама. Показ меховых из
3 .Рыбные ресурсы.
карты). В нашей стране насчитывается 900 видов рыб, 250 из них –
промысловые. В дальневосточных морях обитает немало морских
млекопитающих, моллюсков, ракообразных, водорослей. В рыбе
содержатся белки, жиры, витамины А и Д, минеральные вещества,
также много фосфора, в котором нуждается человек. Рыбные закуски
возбуждают аппетит и поэтому играют немаловажную роль в нашем
питании. Закуска украшает праздничный стол.
Витамин А содержится в рыбьем жире и икре. Он влияет на рост
организма, при его недостатке в пище дети плохо растут, у них
нарушается формирование зубов, волос, поражаются легкие, кишечник.
Витамин Д содержится в рыбьем жире, при его недостатке у детей
развивается рахит.
Немаловажную роль в пище занимают и морепродукты. (сообщение
учащегося «Промысловые рыбы»
Реклама. Разгадывание кроссворда «Промысловые рыбы»
я
з
ь
л
и
н
о
к
у
н
л
о
с
о
с
к
а
р
а
с
с
е
л
ь
д
п
е
с
к
а
р
с
о
м
ы
р
о
к
у
д
а
к
е
м
г
а
а
з
а
н
а
л
а
к
а
е
л
е
д
к
а
т
а
в
р
и
д
а
к
у
м
б
р
и
я
ресурсы. К ним относятся : минеральные источники ( для питья и принятия
ванн), лечебные грязи, морские пляжи, горные районы, озера. Большое
значение имеют разнообразные ландшафты.
Челябинская область обладает огромными рекреационными ресурсами. К
северу от Челябинска раскинулся озерный край. Хребты Урала – « Уральская
Швейцария» - царство хвойных лесов,глубоких и чистых озер, быстрых
речек и величавых гор. В лесостепи обилие блюдцеобразных озер с
солоноватой водой.
Есть на Урале историко – культурные памятники. Знаменитая в России
стоянка первобытного человека – «Аркаим». Исторически сложилось, что
преимущественное развитие получил Миасс. В 1922 году создан дом отдыха
«Тургояк», санаторий « Солнечный». У озер – жемчужин открыты
« Увильды», «Еловое», « Золотой пляж». Есть в нашем крае богатые ресурсы
для развития туризма. Водный маршрут проложен по рекам Ай, Юрюзань,
мимо красивейших пещер и гор.
Стихи о временах года
Кто автор стихов? (иллюстрации)
Белая береза
Под моим окном
Кроет уж лист з
Смело топчу я ного
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно
И пестро
Презентац
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Организационный момент.
Цели и задачи урока
Организация класса
слушание
Изучение нового материала.
« Классификация биологических ресурсов», Ввод
понятия «ресурсы»
Запись на доске,
материал в учебнике
Работа с атласами и
картами
Роль живых организмов на Земле.
Задание по учебнику
§19 Стр.111 учебник
работа с
учебником,
подготовка ответа
Профориентация - профессии связанные с
природой - почвовед, биолог, столяр, эколог,
лесовод, ихтиолог, охотовед.
Беседа
Использование
знаний из
школьных
предметов
Растительные ресурсы - положительная и
отрицательная роль
рассказ
запись в тетрадь
Сорные растения и их польза
Показ гербария.
сообщение
презентации
Реклама « Лекарственное растение»
Пропаганда
лекарственных
растений Южного
Урала и их
использование
демонстрация
собственной
рекламы
лекарственных
растений
Охотничьи – промысловые ресурсы.
беседа учителя, работа
с иллюстрациями
учебника
работа с учебным
иллюстративным
материалом
Реклама «Дары Леса»
Беседа : Ценные
промысловые
животные Южного
Урала и России.
Важнейшие ресурсы
леса.
Показ меховых
изделий, даров
леса.
Рыбные ресурсы России
Рассказ о пользе рыбы.
работа с учебным
иллюстративным
материалом.
Промысловые рыбы
Запись промысловых
рыб в конспект
Сообщени
Разгадывание кроссворда «Рыбы»
Задание на доске
Разгадывание
Значение морских ресурсов
Работа с физической
картой России: -улов
рыбы
Работа с картой
(атлас «Природные
ресурсы России»)
Рекреационные ресурсы
вводится понятие, их
значение
беседа
Стихи о временах года
Задание :Кто автор
стихов
чтение стихов
Показ презентации «Рекреационные ресурсы»
Работа с компьютером
просмотр, беседа
Итог урока, вывод по уроку
Беседа по итогу урока
Рефлексия
беседа о полученных
знаниях.
Что нового узнали,
понравилось,
сложности