СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по географии в 8 "А" классе (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока географии в 8 классе по теме "Биологические ресурсы"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии в 8 "А" классе (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся)»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Азовская школа №7















Разработка открытого урока географии

в 8 «А» классе

(слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся)

















Подготовила : Гуровская Оксана Владимировна,

учитель высшей категории.




г.Азов

2021год.

Конспект открытого урока географии по теме:

«Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории»


Дата проведения:13.01.2021.

Тип урока: комбинированный

Цели:

-образовательная – познакомить обучающихся с понятием «биологические ресурсы», сформировать понимание роли живых организмов в жизни Земли, роли растительного и животного мира в жизни человека, познакомить с заказниками и национальными парками России.

-воспитательная- воспитывать экологическую грамотность, бережное отношение к природе, ко всему живому на Земле, прививать любовь к географии и заинтересованность в изучении предмета.

-развивающая – развивать речь, мышление, память, умение работать с картой и другими источниками географической информации, расширять кругозор.

-коррекционная – продолжать работу по развитию слухового восприятия обучающихся, работу на резервном расстоянии.

Оборудование: учебник по географии И.И.Бариновой «География России. Природа», атласы по географии для 8 класса, физическая карта России, ноутбук, проектор, презентация, тетради, ручки, экран.

Ход урока:

1.Организационный момент. (работа с экраном)

-Наденьте аппараты.

-Все ли готовы к уроку географии?

-Какой по счёту урок географии?

-Кто дежурный в классе?

-Дежурный, скажи, кто отсутствует в классе сегодня?

2. Проверка домашнего задания.

(работа по карточкам - письменные ответы на вопросы с взаимопроверкой и обсуждением результатов)

Вопросы-

1.Назовите основные виды растительности нашей страны.

2.Назовите основные виды животных нашей страны.

3.Что влияет на размещение растительности?

5.Перечислите природные зоны России.

3.Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня мы с вами поговорим о роли живых организмов в жизни Земли, узнаем, что такое Заказники и Национальные парки и где они расположены в России.

4.Изучение нового материала.

Для этого посмотрим небольшой видеоурок «Биологические ресурсы. Охрана природы» ( «Инфоурок. География. 8 класс») и потом ответим на вопросы. (просмотр презентации с последующей беседой -обсуждением)

  Эта беседа становится логическим мостиком перехода к понятию «биологические ресурсы». Этот термин необходимо запи­сать в тетрадь.

Биологические ресурсы -это растительные и животные орга­низмы, используемые человеком в различных целях.

Затем составляем таблицу в тетрадях:

Вид ресурса

Использование ресурса

1. Растительные ресурсы

1.  Пища.

2.   Корма для домашних животных.

3.  Лекарственные растения.

4.  Поделочная и строительная древесина.

5.  Топливо.

6.   Сырьё для целлюлозно-бумажной, хими­ческой, фармацевтической, мебельной про­мышленности.

7.  Сырьё для производства музыкальных инструментов

2. Ресурсы животного мира

1.  Пушнина.

2.   Пища (мясо, жир) - лось, кабан, пернатая дичь и т. д.

3.   Шкуры - копытные животные.

4.    Лекарственное сырьё (панты - молодые рога оленей) - основа для получения лекар­ства «пантокрин».

5.    Рыбный промысел.

 

В процессе беседы учащиеся учатся называть примеры рацио­нального(правильного) и нерационального(неправильного) использования биологических ресур­сов.

5.  Презентация «Заповедники и национальные парки», сопровождаемая рассказом учителя.

1 слайд-Но усиленные воздействия человека на окружающую природную среду привели к сокращению живых орга­низмов на Земле. Во многих регионах мира возросло количество исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения видов рас­тений и животных, особенно в Европе, Северной Америке и др. местах. Это затронуло России, особенно её европейскую часть, где от 8 до 21 % дикой флоры ну­ждается в охранных мероприятиях. Только в Нечерноземной зоне РФ около 500 видов растений находятся под угрозой исчезновения. Также нуждаются в охране более 60 видов птиц, многие виды цен­ных промысловых животных, редких и эндемичных видов фауны. Назрела необходимость в серьезных мерах по охране природы.

2слайд-На Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) была принята Конвенция по биоразнообразию, которую ратифицировали многие страны мира, в том числе и Россия. Самой эффективной мерой по сохранению живых организмов на нашей планете является организа­ция широкой сети охраняемых природных территорий, общее ко­личество которых в мире составляет около 3500 при их общей площади свыше 4 млн км2.

3 слайд-В России были приняты федеральные законы «Об охране ок­ружающей природной среды» (1991) и «Об особо охраняемых при­родных территориях» (1995). Согласно этим законам «особо охра­няемые природные территории

4 слайд- (ООПТ) - это участки земли, вод­ной поверхности и воздушного пространства над ними, где распо­лагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреацион­ное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования с установлением режи­ма особой охраны». Эти территории относятся к объектам общена­ционального достояния.

5 слайд-Основные типы ООПТ:

•   заповедники;

•   биосферные заповедники;

•   национальны е парки;

•   природные парки;

•   заказники;

•   памятники природы;

•   памятники Всемирного наследия;

•   санитарно-курортные зоны;

•   ботанические сады.

6 слайд-Заповедник - это территория, полностью исключенная из лю­бой хозяйственной деятельности и предназначенная для сохране­ния нетронутых ландшафтов, изучения естественного раз­вития их комплексов

7 слайд- Например, заповедник Аскания-Нова, почти единственная террито­рия на Восточно-Европейской равнине, сохранившая ландшафт степи в первозданном виде.

8 слайд- Баргузинский заповедник на Байкале - эталон горно-таежного ландшафта, где обитает самый ценный по меху баргузинский соболь.

9 слайд- Сихотэ-Алинский заповедник, где охраняются амурский тигр.

10 слайд-Национальный парк - это особое природоохранное учрежде­ние в малонарушенных природных комплексах. Национальный парк со­четает задачи охраны природы со строго контролируемым исполь­зованием для кратковременного отдыха людей и познавательного туризма. Первый национальный парк был создан в 1872 году в США - Йеллоустонский. В настоящее время в мире их насчитыва­ется более 2300. В конце XX века в России имелось более 30 националь­ных парков .

5.Закрепление нового материала.

Работа с картой атласа и физической картой и учебником.

6.Словарная работа – биологические ресурсы, растительный мир, животный мир, заказник, особо охраняемые территории, заповедник, национальный парк, Красная Книга.

7. Рефлексия.

8.Подведение итогов урока.

9.Оценивание

10.Домашнее задание- выучить конспект, словарные слова , нанести на контурные карты заповедники России, написать доклады о животных Красной Книги.




Растительные Охотничьи - промысловые Рыбные Рекреационные

Положительная и отрицательная роль растений.

Роль растений на Земле велика. Насчитывается 18 тысяч растений.

Каждое из них приспособилось к определенным условиям. Их роль для

жизнедеятельности человека и в природе велика. Изучением

органического мира занимаются многие дисциплины.

§ 19 ,стр.11 - Роль живых организмов и науки их

изучаю

наслаждение

Почвоведение – образование гумуса, плодородие почв.

Экология – охрана окружающего м

давних пор человек использует плоды полезных дикорастущих

растений - ягоды, орехи, фрукты, грибы. Травы и кустарники – это

сырье для производства лекарств. Современная отечественная

медицина использует 230 видов лекарственных растений, 40 %

поступающих на мировой рынок изготавливают из сырья земной

аптеки.






По физическим свойствам лекарственные растения можно разделить на

группы:

а) успокаивающие, обезболивающие

б) снотворные

в) мочегонные

г) кровоостанавливающие

д) желудочные

е) отхаркивающие

Реклама- выставка под

Еще в начале ХХ века горьковато – сладкий на вкус корень женьшеня

ценили дороже золота, наравне с крупными алмазами. Более 5 тысяч лет

ходили «корневщики»- искатели корня по глухим лесам Дальнего Востока,

высматривая заветное растение. Корень выкапывали особой костяной

палочкой, читая заклинания. В истории известны удивительные находки

женьшеня. В 1905 году был найден корень весом 600 грамм, который

искатель продал за 5 тысяч мексиканских долларов. В 1980 году был найден

корень 419 грамм. В почитании женьшеня большую роль сыграла форма его

корней, они похожи на фигурки человека. Отсюда и название »жень»-

человек, « шень» - корень, его называют даром богов, чудом природы, солью

земли, божественной травой. Одна из легенд гласит, что женьшень

зарождается от молнии. Ударит молния в прозрачную воду горного

источника - источник уходит под землю, а на его месте вырастает корень

жизни – который таит в себе силу небесного огня. В естественных условиях

растет до 300 лет, прирост корня до одного грамма в год под прикрытием

высокой лесной растительности. В народной медицине женьшень давно

используется как средство способное предупреждать болезни. Для

длительного хранения корни сушат или консервируют. На Востоке способы

лечения находятся в строгом секрете. Применяется в виде настоев, отвара,

мазей, порошка, пилюль, чая. Растение укрепляет тело и бодрит дух,

повышает работоспособность, действует общеукрепляющее на организм,

увеличивает мышечную силу, жизненную силу легких, повышает

сопротивляемость орга



« Зеленая фабрика» природы сотни лет снабжает человечество продуктами и

одеждой, строительным материалом. Растения очищают воздух, от них

зависит климат местности.


сельскохозяйственных культур, которые наносят ощутимый вред,

выражающийся снижением урожайности и качества урожая.

Местами проявляется сорная растительность полей, сенокосов и пастбищ.

Происходит зарастание водоемов, оросительных каналов. Иногда с

растительностью связаны отравления человека и животных. Довольно часто

мы равнодушно проходим мимо сорняков - врачевателей. Хуже того, нередко

выкорчевываем их из своих огородов и грядок. И все потому, что не ведаем,

что творим. Так какие же

рубахи, плели сети, вили веревки, канаты. Крапива отличный корм скоту, и

человеку она не повредит. Она имеет уникальный витаминный состав.

Листья содержат аскорбиновую кислоту в 4 раза больше, чем в лимоне.

Листья содержат витамин В12, К, каратин. Крапива – кладезь здоровья. Из

нее варят щи, делают салаты. Крапива – кровоостанавливающее,

отхаркивающее, обезболивающее средство. Крапива была участником

многих магических обрядов. В народе считали, что злые духи боятся

крапивы. Очень непослушных детей стегали крапивой и делали это не с

целью причинения боли, а для того, чтобы изгонять нечистого, который как

считали знахари, заставляет проказничать ребенка. В старину люди считали,

что если из крапивы сплести коврик и положить у двери, то он спасет от

незваных злобных гостей и на какое-то время оставит их без колдовских сил.

Очень часто пользовались вениками из крапивы. Считали, что такой веник

выметает из жилища порчу. С этой целью во дворе всегда росла крапива и ее

редко вырубали. Из крап

приносят пользу (беседа о пользе репейного ма



Гусиная лапка. Отвар этой травы на молоке - сильное мочегонное средство.

Золой этой травы посыпают мокнущие экземы, порошок лечит дизентерию.

экологически чистые лекарственные препараты,

промысловым ресурсам относятся те промысловые животные, которые дают

человеку пищу, используются в медицине, служат сырьем для

промышленност

Более редкими пушными зверьками являются куница, выдра, бобр. Особенно

ценится на мировом рынке мех соболя. На зверофермах разводят норку,

ондатру. Другие продукты охотничьих промыслов – шкура, мясо, а также

продукты для удобрения и лекарств. Пернатая дичь – рябчики, перепелки-

издавна были деликатесными блюдами русской кухни. Особое место

занимает промысел и добыча водных организмов.

Реклама. Показ меховых из

3 .Рыбные ресурсы.

карты). В нашей стране насчитывается 900 видов рыб, 250 из них –

промысловые. В дальневосточных морях обитает немало морских

млекопитающих, моллюсков, ракообразных, водорослей. В рыбе

содержатся белки, жиры, витамины А и Д, минеральные вещества,

также много фосфора, в котором нуждается человек. Рыбные закуски

возбуждают аппетит и поэтому играют немаловажную роль в нашем

питании. Закуска украшает праздничный стол.

Витамин А содержится в рыбьем жире и икре. Он влияет на рост

организма, при его недостатке в пище дети плохо растут, у них

нарушается формирование зубов, волос, поражаются легкие, кишечник.

Витамин Д содержится в рыбьем жире, при его недостатке у детей

развивается рахит.








Немаловажную роль в пище занимают и морепродукты. (сообщение

учащегося «Промысловые рыбы»

Реклама. Разгадывание кроссворда «Промысловые рыбы»


я

з


ь


л

и

н


о

к

у

н


л

о

с

о

с

к

а

р

а

с

с

е

л

ь

д

п

е

с

к

а

р






с

о

м

ы

р

о

к


у

д

а

к

е

м

г

а

а

з

а

н

а

л

а

к

а


е

л

е

д

к

а


т

а

в

р

и

д

а

к

у

м

б

р

и

я







ресурсы. К ним относятся : минеральные источники ( для питья и принятия

ванн), лечебные грязи, морские пляжи, горные районы, озера. Большое

значение имеют разнообразные ландшафты.

Челябинская область обладает огромными рекреационными ресурсами. К

северу от Челябинска раскинулся озерный край. Хребты Урала – « Уральская

Швейцария» - царство хвойных лесов,глубоких и чистых озер, быстрых

речек и величавых гор. В лесостепи обилие блюдцеобразных озер с

солоноватой водой.

Есть на Урале историко – культурные памятники. Знаменитая в России

стоянка первобытного человека – «Аркаим». Исторически сложилось, что

преимущественное развитие получил Миасс. В 1922 году создан дом отдыха

«Тургояк», санаторий « Солнечный». У озер – жемчужин открыты

« Увильды», «Еловое», « Золотой пляж». Есть в нашем крае богатые ресурсы

для развития туризма. Водный маршрут проложен по рекам Ай, Юрюзань,

мимо красивейших пещер и гор.

Стихи о временах года

Кто автор стихов? (иллюстрации)

Белая береза

Под моим окном

Кроет уж лист з

Смело топчу я ного

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно





И пестро

Презентац


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Организационный момент.

Цели и задачи урока

Организация класса

слушание

Изучение нового материала.

« Классификация биологических ресурсов», Ввод

понятия «ресурсы»

Запись на доске,

материал в учебнике

Работа с атласами и

картами

Роль живых организмов на Земле.

Задание по учебнику

§19 Стр.111 учебник

работа с

учебником,

подготовка ответа

Профориентация - профессии связанные с

природой - почвовед, биолог, столяр, эколог,

лесовод, ихтиолог, охотовед.

Беседа

Использование

знаний из

школьных

предметов

Растительные ресурсы - положительная и

отрицательная роль

рассказ

запись в тетрадь

Сорные растения и их польза

Показ гербария.

сообщение

презентации

Реклама « Лекарственное растение»

Пропаганда

лекарственных

растений Южного

Урала и их

использование

демонстрация

собственной

рекламы

лекарственных

растений

Охотничьи – промысловые ресурсы.

беседа учителя, работа

с иллюстрациями

учебника

работа с учебным

иллюстративным

материалом

Реклама «Дары Леса»

Беседа : Ценные

промысловые

животные Южного

Урала и России.

Важнейшие ресурсы

леса.


Показ меховых

изделий, даров

леса.

Рыбные ресурсы России

Рассказ о пользе рыбы.

работа с учебным

иллюстративным

материалом.

Промысловые рыбы

Запись промысловых

рыб в конспект

Сообщени

Разгадывание кроссворда «Рыбы»

Задание на доске

Разгадывание











Значение морских ресурсов

Работа с физической

картой России: -улов

рыбы

Работа с картой

(атлас «Природные

ресурсы России»)

Рекреационные ресурсы

вводится понятие, их

значение

беседа

Стихи о временах года

Задание :Кто автор

стихов

чтение стихов

Показ презентации «Рекреационные ресурсы»

Работа с компьютером

просмотр, беседа

Итог урока, вывод по уроку

Беседа по итогу урока

Рефлексия

беседа о полученных

знаниях.

Что нового узнали,

понравилось,

сложности












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!