География
Тема урока. Ветер
Цели урока:
- образовательные: сформировать представления об образовании ветра и причинах его возникновения; ознакомление с видами ветров и графическим изображением направлений ветра;
- развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с картами, таблицами, схемами, способствовать формированию коммуникативных умений учащихся;
- воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об образовании ветра, причинах его возникновения; ознакомление с видами ветров и графическим изображением направлений ветра;
Личностные: формирование познавательного интереса на основе изучения материала параграфа; установление связи между целью деятельности и ее результатом, воспитание уважительного отношения к мнению одноклассников, членов своей группы.
Метапредметные: обучающиеся продолжат учиться:
регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение;
коммуникативные УУД: сотрудничеству с учителем и одноклассниками в поиске информации; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в классе и следовать им;
познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; умению вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; работать с различными источниками географической информации – текстом, картами, схемами; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Тип урока: урок «открытия нового знания». Оборудование: географическая карта, рисунки в учебнике.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений
1.Что такое атмосферное давление?
2. Какие факторы влияют на изменение атмосферного давления?
3. Как изменяется давление с высотой?
4. Подчеркните значения пониженного давления волнистой линией, а повышенного – сплошной чертой : 740, 778, 732, 773, 7492.
5. Какое давление считается нормальным?
6. Как называется прибор для измерения атмосферного давления? Расскажите о строении барометра Торричелли.
7. Какое практическое значение для человека имеют знания об атмосферном давлении?
III.Формирование темы и задач урока
Учитель: Что это?
Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт, Других он подгоняет. (ветер)
Задачи сформулировать (использовать подсказки на с. 137)
IV. «Открытие новых знаний»
1. Объяснение учителя
- Разные участки земной поверхности нагреваются по-разному. Суша нагревается быстрее, а водная поверхность медленнее. Воздух, нагревшийся над земной поверхностью, поднимается вверх и давление над сушей падает. Над водной поверхностью атмосферное давление высокое. Воздух перетекает из области с высоким давлением в область с низким атмосферным давлением. Так образуется ветер. И чем больше разность в атмосферном давлении, тем сильнее ветер.
- Скажите, что является главной причиной образования ветра? Что такое ветер? Запишите определение в тетрадь.
Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха из области высокого атмосферного давления в область низкого атмосферного давления.
В --------+ Н
Чем больше разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности, тем сильнее ветер.
2. Задание. Определить направление ветра. В каком направлении сила ветра больше? Схемы на слайде
3. Объяснение, работа с рисунками с. 137, 139.
Работа над терминами: бризы, муссоны.
4. Работа с учебником (с. 138)
- Прочитайте, какие бывают характеристики ветра? (скорость, направление)
Флюгер – это прибор, свободно вращающийся на оси и устанавливающийся по направлению ветра. Если ветер дует с севера, то он называется северный, а если с юга, то южный.
Вопросы:
Как будет называться ветер, дующий с востока?
Как называется ветер, дующий с запада?
5. Построение графика «Роза ветров» (31 день)
С – 7 дней В – 5, Ю – 3, З – 4
С-В - 2, Ю-В – 3, Ю-З - 2, С-З - 5
V. Закрепление изученного материала
Вопросы викторины:
Ветер, дующий днём с моря на сушу, ночью с суши на море.
Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.
Прибор для определения атмосферного давления.
Прибор для определения температуры воздуха.
Разность между наибольшим и наименьшим значением температуры воздуха в течение суток, месяца или года.
Нижний слой воздушной оболочки Земли.
Сила, с которой воздух давит на поверхность.
Ответы викторины:
Бриз
Ветер
Барометр
Термометр
Амплитуда
Тропосфера
Атмосферное давление
VI. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании
- Достигли поставленных целей урока?
- Как вы считаете, достигли мы поставленных задач урока?
Оценивание
Домашнее задание: параграф 42, вопросы 1-7
VII. Рефлексия
- Что было сложным на уроке?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?