Разработка урока по географии (план-конспект) 10 класс.
Тема: Какие факторы определяют расселение людей?
Цели:
образовательная – формировать понимание взаимосвязи природных и общественных факторов в размещении районов с высокой плотностью населения;
развивающая – развивать умение работать с различными источниками информации, сопоставлять картографические материалы, навыки чтения карты;
воспитывающая – воспитывать позитивный интерес к предмету.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты: формирование понимания взаимосвязи природных и общественных факторов в размещении районов с высокой плотностью населения;
Метапредметные результаты: развитие коммуникативных умений; продолжать формирование у учащихся способности к приобретению практических умений.
Личностные результаты: формирование положительных мотивов деятельности, ценностно-смысловых установок.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок репродуктивного типа с частично-поисковым методом.
Оборудование: учебник Н.В. Холиной, рабочая тетрадь Н.В. Холиной, атлас Н.В. Холиной; физико-географическая карта мира, карта плотности населения мира; оборудованное рабочее место учителя: компьютер с выходом в Интернет и мультимедиа проектор; диск.
План урока
Структура (элементы урока) и его содержание | Методы и приемы |
Организационный. Изучение нового материала. Как вы думаете, в каком полушарии проживает больше людей? Какие страны с высокой плотностью населения? Какие с низкой? Почему? Закрепление и обобщение знаний. Домашнее задание. | Деятельность учителя. Сообщения дежурных. Рассказ учителя. Индивидуально-уплотненный опрос. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Рассказ, беседа, чтение карты, чтение вслух. Беседа с элементами рассказа, работа с учебником. Работа в группах. Инструктаж учителя. |
Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста. Кто отсутствует? Дежурный отвечает. Начнем наш урок.
Все вы знаете, что на земном шаре население размещается крайне неравномерно. Около 70 % всего человечества проживает на 7% территории.
Как вы думаете, а в каком полушарии проживает больше людей? В восточном полушарии проживает больше людей, чем в западном полушарии. В северном полушарии больше, чем в южном.
Открываем в атласе карту плотности населения. Посмотрите внимательно, какие страны с высокой плотностью населения? Какие с низкой? А почему? Сегодня мы ответим на такой вопрос: Какие факторы определяют расселение людей? Для начала вам необходимо разделиться на 4 группы.
Учитель заранее готовит изображения 4 частей света: Азия, Америка, Европа и Австралия. Перед уроком при входе в класс ученики вытягивают в произвольном порядке карточки с частями света.
Посмотрите, какие части света у вас! Ученики с одинаковыми карточками формируют группу. Что бы понять какие факторы определяют расселение людей, вам необходимо ознакомиться с текстом учебника на странице 232, использовать почвенную, физическую, климатическую карты мира. Данные запишите в рабочую тетрадь в таблицы на стр.80-81,только по своей части света. Для примера, давайте рассмотрим причины высокой плотности Африки. Посмотрите на карту плотности. Какие ареалы в Африке с высокой плотностью населения выделяются? Ученики отвечают: средиземноморское побережье, нагорья Восточной Африки, промышленные районы ЮАР, низовья Нила. Учитель: Что бы понять, почему здесь высока плотность, необходимо изучить различные карты мира: физическую, климатическую, почвенную. Давайте по порядку рассмотрим ареалы. Посмотрите эти районы на климатической карте. Какой климат на средиземноморское побережье? Ученики: субтропический – значит благоприятный.
Учитель: какое положение занимает ареал? Ученики: прибрежное.
Учитель: здесь тепло и влажно, а значит, здесь находятся районы сельскохозяйственных древних цивилизаций. Запишите все эти причины в таблицу. Далее прорабатываются остальные ареалы Африки с высокой и низкой плотностью населения. Ученики отвечают на наводящие вопросы и записывают причины высокой или низкой плотности населения в таблицу в рабочей тетради.
Посмотрите на причины, которые мы указали: на какие группы факторов их можно разделить? На природные и социально-экономические.
Учитель: А теперь распределите работу в группе и выполняйте задание по своей части света. Следите за временем, на заполнение таблицы 15 минут. Пользуйтесь учебником, страница 232.
Учитель контролирует процесс выполнения задания, отвечает на вопросы учеников, консультирует.
Учитель: Время вышло. Спикер от каждой группы зачитывает причины, остальные слушают и заполняют таблицу.
Учитель: Молодцы! Вы сегодня отлично поработали.
Домашнее задание: подготовить доклады в виде презентации о техногенных и природных катастрофах и их влиянии на размещение населения.