ОГКОУ «Кадетская школа-интернат имени генерал-полковника В.С.Чечеватова» р.п.Карсун, Ульяновская область
Тема: Урок решения задач по теме
«Закон Ома для участка цепи».8 класс
Разработан учителем математики и физики Аббясовой Татьяной Евгеньевной
Цели: 1. Обобщить и систематизировать теоретические знания, закрепить умения решать разнообразные задачи на применение закона Ома и сопутствующих формул.
2. Развивать умение применять теоретические знания для решения практических задач, развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, познавательный интерес и внимание.
3. воспитывать коммуникабельность, взаимоуважение и самостоятельность.
Вид занятия (тип урока) – комбинированный
Оборудование: источники тока, амперметры, вольтметры, ключи, сопротивления, соединительные провода для сборки электрических цепей, карточки с заданиями, карточки с практическими заданиями, перфокарты, мультимедиа проектор , компьютер, презентация к уроку.
Динамика занятия.
Организационный момент (проверка наличия присутствующих на занятии учащихся).
Объявление темы занятия, целей и типа занятия.
Учитель: Прежде, чем приступить к решению задач, нужно проверить готовность участников к выполнению разнообразных заданий. Для этого мы проведем физический диктант и повторим основные определения.
Физический диктант:
Упорядоченное движение заряженных частиц называют электрический ток.
Единицей измерения электрического заряда является Кулон.
Заряд, перенесенный в единицу времени, называется силой тока.
О наличии электрического тока можно судить по следующим действиям: тепловое, химическое, магнитное.
Закон Ома для участка цепи описывается формулой I=U/R.
Система, состоящая из источников тока, лампочки, соединительных проводов и ключа, называется электрической цепью.
Силу тока в электрической цепи измеряют пробором – амперметром.
Напряжение в электрической цепи измеряют прибором – вольтметром.
Регулирование сопротивления в цепи осуществляется прибором – реостатом.
От каких физических величин зависит сопротивление проводника? Удельного сопротивления, длины проводника и площади поперечного сечения.
Подведение итогов производится на основе взаимоконтроля. Учитель предлагает учащимся обменяться тетрадями с соседом по парте. Проводится фронтальный опрос по этим же вопросам. Ответы на слайдах презентации. Учащиеся сами выставляют друг другу оценку за этот этап урока.
Учитель: Отлично! Класс готов к основной работе. Объявляю старт! Сейчас нам предстоит выполнить большую, но интересную работу. Здесь мы разделимся на группы и поиграем в ролевые игры.
Выбираем электромонтеров (2 человека). Они получают задания: собрать электрическую цепь по схеме. Задание на время и качество.
Инженеры – конструкторы ( 4 человека) получают задания: найти конструкционные ошибки в чертежах электрических цепей.
Электротехникам предлагается выполнить задания на перфокартах (10 – 15 человек).
На выполнение работы отводится 3-4 минуты. Проверка осуществляется:
Качество собранных цепей определяется по работе лампочек.
Схемы с ошибками помещены на слайды. Учащиеся по одному выходят и объясняют, какие ошибки допущены в их схемах.
Перфокарты с фамилиями учащихся собираются. 2ученика (желающие) отвечают по слайдам условные обозначения электроприборов и физические величины.
Немного истории. Сообщение о Георге Оме и Клоде Пуйе.
Физкультминутка для снятия напряжения с глаз.(1 мин.)
Учитель: Мы продолжаем наш урок. Следующий этап нашей работы – коллективное решение задач. Задачи высвечиваются на слайдах (4 задачи).
Учитель: Ну, что ж, ребята, мы неплохо поработали. А теперь нам предстоит ответственный момент, нам нужно выполнить самостоятельную работу. Это потребует немалых усилий от каждого из вас.
Выполняем самостоятельную работу. Критерии оценки: за каждую задачу ученик получает 3 балла:
За правильно оформленные данные – 1 балл
За правильно полученную формулу для вычисления неизвестной величины – 1 балл
За верные вычисления – 1 балл.
на «3» - не менее 5 баллов
на «4» - не менее 8 баллов
на «5» - не менее 9 баллов
IX. Д/З. Повторить: Учебник §45 – 46, упражнение 30 (письменно в тетрадях)
X. Подведение итогов, выставление оценок, заполнение анкет.